Финансы и финансовая деятельность государства
1.1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВ И ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Процесс производства общественного продукта в стране, обеспечение его непрерывности, т. е. воспроизводства, опосредуется движением стоимости в денежной форме. На основе денежного оборота (наличного и безналичного) возникают финансы. Как стоимостная категория финансы выражают экономические отношения по поводу образования, распределения и использования денежных доходов и накоплений хозяйствующих субъектов государства. Финансы охватывают лишь те экономические отношения, которые связаны с формированием и использованием различных фондов денежных средств – децентрализованных и централизованных.
Децентрализованные фонды предприятия включают: фонд накопления, фонд потребления и резервный фонд.
Централизованные фонды денежных средств аккумулируют на общегосударственном уровне. Основным централизованным уровнем является бюджет.
Централизованные и децентрализованные фонды денежных средств взаимосвязаны, ибо экономической основой их формирования и использования является производство общественного продукта.
Таким образом, финансы– это особая форма экономических отношений по поводу образования и распределения денежных доходов и накоплений предприятий, участвующих в производстве и реализации продукции (работ и услуг), создания централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Субъектами финансовых отношений, между которыми образуются финансовые потоки, являются: предприятия и предприниматели, работающее население, государство. Масштабы и интенсивность финансовых потоков зависят от экономической активности хозяйствующих субъектов населения, социальной политики государства.
Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемая ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.
Финансы – историческая категория. Они появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы.
Финансовые отношения охватывают две сферы:
экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах;
экономические денежные отношения, опосредствующие кругооборот децентрализованных денежных фондов предприятий.
Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения.
Финансы во многом зависят от проводимой правительствами финансовой политики.
Финансы – это прежде всего распределительная категория. При их помощи осуществляется вторичное распределение или перераспределение национального дохода.
Существование финансов обусловлено товарно-денежными отношениями и связанными с ними понятиями: деньги и валюта, прибыль и себестоимость, хозрасчет и рентабельность.
Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику.
Финансовая деятельность– это специфическая деятельность государства в лице его органов по мобилизации денежных средств в доход государства и по распределению денег в соответствии с функциями и задачами государства.
Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий:
разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;
создание адекватного финансового механизма;
управление финансовой деятельностью государства и других экономических субъектов.
Финансовая деятельность подразделяется на два элемента:
1) мобилизация, или сбор денежных средств в доход государства;
2) распределение этих денег в соответствии с основными задачами государства.
Каждая составная часть этой финансовой деятельности имеет свои цели и задачи, а также методы их реализации.
Важнейшими задачами государства при мобилизации денежных средств являются: учет возможностей и резерва денег; учет и возможности налогоплательщиков; увеличение объема поступления этих денежных средств в собственность государства.
В сборе денежных средств принимают участие в той или иной форме как юридические, так и физические лица, т.е. те, кто создает материальные ценности или управляет этими ценностями. Так, Парламент устанавливает налоговую систему, Правительство через свои министерства и ведомства организует исполнение бюджета. Организации, предприятия, объединения и граждане уплачивают налоги. Таким образом, субъектом (участником) мобилизации денежных средств в доход государства выступает широкий круг юридических и физических лиц.
Основными задачами распорядительной деятельности государства являются: учет объектов использования денежных средств и их нужд, определение размеров и сроков использования денежных средств, строгий учет и отчетность, обеспечение сохранности наличных денег, выявление результатов их использования.
Весьма широк круг субъектов распределения денежных средств. Ими выступают те же субъекты, что и при мобилизации. Однако специфическими субъектами выступают бюджетные учреждения, потому что они не участвуют в мобилизации денежных средств в доход государства.
Основными задачами финансовой деятельности государства являются:
обеспечение образования общегосударственного фонда денежных средств и его использование в целях выполнения функций и задач государства;
обеспечение планомерного распределения всего общественного продукта, распределение и перераспределение основной его части – национального дохода государства, строго руководствуясь при этом требованиями экономических законов;
проведение государственного контроля.
Государство использует определенные методы мобилизации денежных средств в свой доход и их распределение, основными из которых выступает обязательный метод. При помощи этого метода производится мобилизация свыше 85% всех поступлений денежных средств в общегосударственный фонд.
Обязательный метод – это внесение денег соответствующими субъектами финансовой деятельности в доход государства в силу закона, в строго установленном размере, в строго установленные сроки.
Вторым методом сбора денег является добровольный метод, при котором государство получает денежные средства во временное пользование от юридических и физических лиц на добровольных началах. Такими методами являются заемы, добровольное государственное страхование, вклады в государственные финансово-кредитные учреждения и др.
Добровольный метод при распределении денежных средств– это когда юридические и физические лица добровольно вносят во временное распоряжение государства свободно имеющиеся у них деньги.
При распределении денежных средств государство также использует два метода.
Первый метод (основной) – финансирование, когда государство или уполномоченный им орган выделяет деньги в распоряжение отдельных субъектов для выполнения ими своих функций на условиях безвозвратности, безвозмездности, на определенный срок при строго целевом расходовании денежных средств
Второй метод–кредитование, когда специально на то уполномоченный государством орган оказывает временную финансовую помощь отдельным субъектам финансовой деятельности на условиях возвратности, возмездия, на определенный срок и на строго определенные цели.
Государство осуществляет финансовую деятельность посредством финансовых институтов. В состав которых входит бюджет, бюджетный процесс, государственные доходы, кредит, государственное страхование.
Финансовые институты– это экономические категории, каждая из которых представляет собой систему определенных экономических отношений.
Однако сами по себе финансовые институты не могут осуществлять финансовую деятельность. Это пассивный элемент финансовой системы. С его помощью создаются надлежащие условия, приемы, цели, методы финансовой деятельности. Активным элементом финансовой системы Республики Беларусь являются органы и учреждения, с помощью которых реализуется финансовая деятельность.
В осуществлении финансовой деятельности принимают участия все без исключения органы и учреждения государства и иные субъекты. Однако в финансовую систему должны входить те органы и учреждения, для которых финансовая деятельность является основой. Поэтому к субъектам финансовой системы надо относить только те органы и учреждения, которые непосредственно созданы для мобилизации и распределения государственных денежных средств.
Финансовая деятельность нашего государства протекает в двух формах– законодательной и исполнительно-распорядительной.
Законодательная форма создает правовую базу финансовой деятельности.
Исполнительно-распорядительной формой финансовой деятельности является оперативная, текущая работа.
В основе финансовой деятельности государство основывается на принципах, характерных для всей финансовой деятельности.
Важнейшими из них являются:
строго целевое расходование денежных средств;
принцип режима экономии, который предусматривает бережное расходование денежных средств;
хозяйственный расчет;
запас денежных средств для покрытия непредвиденных расходов;
строгий учет и отчетность как при мобилизации денежных средств, так и при их расходовании;
тщательный подбор и расстановка счетных работников.
- А. А. Вишневский, с. И. Филипович
- Учебное пособие
- 1. Финансы и финансовая деятельность государства.
- Финансы и финансовая деятельность государства
- 1.2. Общая характеристика финансовой системы республики беларусь
- 1.3. Органы, осуществляющие финансовую деятельность в республике беларусь
- Финансовое право как отрасль права
- 2.1. Понятие финансового права и его предмет
- Финансовый контроль
- 3.1. Понятие, виды, формы и методы финансового контроля
- 3.2. Ревизия как основной метод финансового контроля
- Этапы проведения ревизии
- 3.3. Аудит в республике беларусь
- Бюджетное устройство республики беларусь
- 4.1. Понятие и роль бюджета
- 4.2. Понятие, предмет и источники бюджетного права
- 4.3. Бюджетная система республики беларусь и принципы ее построения
- 4.4. Республиканский и местные бюджеты
- 4.6. Дефицит бюджета и методы его финансирования
- 5. Бюджетный процесс в республике беларусь
- 5.1. Понятие и принципы бюджетного процесса
- 5.2. Общие положения составления, рассмотрения и утверждения бюджетов
- 6. Общая характеристика правового регулирования государственных доходов
- 6.2. Понятие налоговых платежей. Виды общереспубликанских и местных налогов и сборов
- 7. Краткая характеристика порядка уплаты некоторых налогов
- 7.1. Налоги на прибыль и доходы
- 7.2. Налог на добавленную стоимость
- 7.3. Акцизный налог
- 7.4. Подоходный налог с физических лиц
- 7.5. Налог на недвижимость
- 7.6. Земельный налог
- 7.7. Чрезвычайный налог
- 7.8. Налог на приобретение автотранспортных средств
- 8. Ответственность за нарушение налогового законодательства
- 8.1. Права и обязанности должностных лиц налоговых
- 8.2. Виды нарушений налогового законодательства
- Виды нарушений законодательства о налогах и предпринимательстве и меры ответственности.
- 8.3. Порядок обжалования действий должностных лиц налоговых органов
- 9. Правовые основы государственного кредита
- 9.1. Понятие, значение, формы и виды государственного кредита
- 9.2. Понятие и виды государственного долга
- 9.3. Управление государственным долгом
- 10. Правовое регулирование страхования
- 10.1. Понятие и значение страхования
- 10.2. Основные направления развития страхования в
- 10.3. Государственное регулирование
- 11. Правовые основы банковского кредита
- 11.1. Банковская система республики беларусь
- Основными целями деятельности Национального банка являются:
- 11.2. Порядок создания и прекращения деятельности банков
- Для государственной регистрации в Национальный банк представляются следующие документы:
- Учредителям банка может быть отказано в его регистрации в следующих случаях:
- 11.3. Основные направления деятельности банков. Банковский кредит
- 12. Правовые основы денежного обращения в республике беларусь
- 12.1 Понятие денег и денежной системы
- 12.2. Порядок наличного денежного обращения
- Порядок приема и выдачи наличных денег и оформления кассовых документов
- Порядок ведения кассовой книги и хранения денег
- Ревизия кассы и контроль за соблюдением кассовой дисциплины
- Грубым нарушением Правил ведения кассовых операций являются систематические нарушения:
- 12.3. Правовое регулирование рынка ценных бумаг
- Виды ценных бумаг
- 13. Правовые основы расчетов
- 13.1. Порядок открытия счета в банке.
- Виды банковских счетов
- Оформление открытия счетов предприятиям и предпринимателям
- Не требуется представления документа о регистрации (перерегистрации) и копий учредительных документов следующим организациям и учреждениям:
- Переоформление и закрытие счетов
- Открытие и закрытие счетов физическим лицам
- Закрытие счета физического лица производится:
- 13.2. Правовые формы расчетов юридических и
- Расчеты платежными требованиями
- Расчеты платежными поручениями
- Расчеты платежными требованиями – поручениями
- Расчеты аккредитивами
- Списание средств со счетов плательщиков без их согласия (бесспорный порядок списания средств)
- Расчеты чеками из чековой книжки
- Расчеты расчетными чеками
- 13.3. Расчеты с помощью банковских
- 14. Правовое регулирование валютных отношений
- 14.1. Понятие валюты и валютных ценностей
- 14.3. Валютный контроль