logo search
Shurinova_E_Dengi_kredit_banki-kurs_lektsy

V. Доходность

Последняя пятая из характеристик финансовой устойчивости – доходность – это показатель результатов деятельности кредитной организации.

Объем получаемых доходов является основным показателем наличия или отсутствия у банка финансовых трудностей. Все виды доходов банка делят на стабильные (постоянные) и нестабильные (временные).

К стабильным доходам относятся процентные доходы от кредитных операций. Процентный доход определяется как разница между суммой процентных выплат в пользу банка (за выданные ссуды) и суммой процентных выплат, осуществляемых самим банков за привлеченные средства.

Взимание процентов с заемщика за пользование предоставленными в виде кредита денежными средствами является основным источником прибыли банка.

Сумма процентов за пользование кредитом зависит от состояния экономики в целом, от размера учетной ставки центрального банка, от суммы кредита и срока, на который он предоставляется, а также от иных факторов. Например, чем больше срок, на который предоставляется кредит, тем выше процентная ставка по договору, и, наоборот.

При определении процентной ставки по кредитному договору банк обычно исходит из ставки рефинансирования ЦБ.

Процентный доход банк также получает от размещенных депозитов в Банке России или в других кредитных организациях.

Процентные расходы составляют основную часть расходов банка. К ним относятся выплаты банка по вкладам и депозитам физических и юридических лиц, проценты по долговым обязательствам и др.

Другим источником стабильного дохода банка является комиссионный доход. Его источники – оплата клиентами услуг банка, связанных с открытием и обслуживанием банковских счетов, совершением расчетных операций, комиссии по кассовым операциям и др.

Нестабильные доходы – это доходы от разного рода спекулятивных операций на фондовом, валютном рынках.

К источникам нестабильных доходов относятся, например, процентный доход от инвестиционных операций с ценными бумагами, доход от купли-продажи иностранной валюты.

Сумма полученных банком доходов за вычетом произведенных расходов называется финансовым результатом деятельности банка. Положительный результат – это прибыль, отрицательный – убыток.

Стоимость привлеченных средств банка

Показателями стоимости привлеченных средств являются размер сумм, выплаченных за их использование, и относительные показатели в виде годовых ставок процентов.

Процентные расходы рассчитываются по ставкам простых или сложных процентов.

Простые проценты определяются по формуле:

I = iP t/Y,

где i – относительное значение годовой ставки процентов;

P – сумма, на которую начисляются проценты;

t – срок в днях для начисления процентов;

Y- расчетное количество дней в году.

При использовании сложных процентов сумма, начисленная за некоторый временной интервал, прибавляется к сумме депозита (вклада) и на следующем временном интервале начисление процентов осуществляется на эту увеличенную сумму. Прибавление начисленных процентов к сумме депозита обычно осуществляется в конце года и по отдельным их видам может производиться несколько раз в году. Если в этих случаях проценты начисляются исходя из постоянной годовой ставки i и в течение срока хранения вклада будет N одинаковых периодов начисления, сумма вклада с процентами составит:

S = P(1 + i/m)N

где m – количество периодов начисления в течение года.

Сумма начисленных процентов за весь срок хранения будет равна:

I = S – P = P[(1 + i/m)N – 1].

Заключение об устойчивости (неустойчивости, проблемности) банка дается по совокупности результатов, полученных в ходе анализа финансового состояния банка по следующим направлениям:

Данный перечень основных направлений финансового анализа зависит от его субъектов и может видоизменяться в зависимости от различных методик. По результатам анализа финансового состояния банка делается вывод о его платежеспособности.

Платежеспособность – это способность банка в должные сроки и в полном объеме отвечать по своим обязательствам (перед вкладчиками по выплате депозитов, перед акционерами – по выплате дивидендов, перед кредиторами – по возврату задолженности, перед государством – по уплате налогов, перед персоналом – по выплате заработной платы).

За последние годы наблюдается существенное возрастание рисков, связанных с банковской деятельностью. Риск постоянно сопутствует банковской деятельности. Риск – это опасность (возможность) потерь для банка при наступлении определенных событий.

«Риск – это стоимостное выражение вероятностного события, ведущего к потерям или недополучению доходов по сравнению с планом, прогнозом, проектом, программой. В банковской практике риск означает опасность (возможность) потери банком части своих ресурсов, недополучения доходов или произведения дополнительных расходов в результате осуществления определенных финансовых операций»17.

В настоящее время проблема банковских рисков стала особенно острой, поэтому возникает необходимость управлять ими. Управление рисками в банковской деятельности называется риск-менеджментом.

Как известно, цель любого коммерческого предприятия, в том числе и банка – максимизация прибыли. Стремясь к этой цели, банки стараются вкладывать свои средства в наиболее доходные операции, недостаточно уделяя внимания оценке их рискованности. В этом смысле банковская деятельность – это всегда «игра» на краю пропасти, игра «риск-доход» - на изменение валютных курсов, процентных ставок и т.п. При этом, чем выше риск берет на себя банк, тем выше должна быть прибыль, на которую он может рассчитывать. Поэтому задача банка – достижение оптимального сочетания рискованности и прибыльности своих операций.

Банк располагает двумя источниками покрытия убытков (потерь):

- собственные средства (капитал)

- резервы, сформированные на случай возможных потерь (по ссудам, обесценению ценных бумаг и т.п.).

Факторы банковских кризисов могут быть разбиты на внутренние и внешние.

Внешние факторы (источники) банковских рисков – это потенциально неблагоприятные явления во внешней среде, не зависящие от самого банка18. К ним относятся:

- политические;

- социальные;

- правовые (отсутствие правовых норм, ужесточение правовых норм, нарушение таких норм);

- общеэкономические и финансовые;

- конкурентные (давление со стороны участников рынков);

- информационные (отсутствие или недостаток политической, социальной, экономической, технической, коммерческой, финансовой и иной информации);

- стихийные бедствия, грабежи, аварии, пожары.

Внутренние (внутрибанковские) факторы рисков возникают в результате деятельности банков и зависят от характера проводимых ими операций, от организации труда и производства, от управления самими банками всеми сторонами своей жизнедеятельности. К таким факторам можно отнести:

- недостаток материальных, финансовых, трудовых, интеллектуальных и др. ресурсов;

- невозможность предвидеть наступление отдельных событий, носящих случайный характер (стихийные бедствия, преступления, форс-мажор);

- противодействие конкурентов;

- необходимость достижения сразу нескольких целей, иногда противоречивых (например, повышение доходности и ликвидности – это разнонаправленные цели: чем выше ликвидность, тем ниже доходность, т.к. наиболее ликвидные активы доход не приносят);

- неэффективная (в той или иной степени) структура пассивов, активов, собственного капитала банка;

- неэффективная (в той или иной степени) стратегия и политика, выработанные руководством банка, в т.ч. неверные оценки размеров и степени рисков, ошибочные решения, неверное определение условий и сроков проведения операций, отсутствие должного контроля за расходами и потерями банка и т.д.;

- недостаточный профессионализм сотрудников банка;

- неудовлетворительное обеспечение информационной, финансовой и иной безопасности банка;

- возможность сбоев в компьютерных системах банка, потерь документов, несвоевременного и неверного проведения бухгалтерских проводок;

- отсутствие полной гарантии от злоупотреблений и мошенничества со стороны сотрудников банка и др.

- психология руководителя банка (склонность к риску, импульсивность принятия решений. Банковские работники должны быть нейтральны к риску!).

Для конкретного банка риски не бывают внутренними и внешними. Внутренними и внешними могут быть только факторы (источники, причины) рисков.

Рис. Виды банковских рисков

Все известные способы управления или разрешения проблемы риском можно свести к одному из следующих:

Каждый банк должен заботиться о минимизации своих рисков (потерь), т.е. об управлении ими. Эта работа включает в себя:

а) предвидение и идентификацию рисков;

б) определение вероятных размеров рисков и последствий их осуществления;

в) разработку и реализацию мероприятий, направленных на предотвращение или минимизацию соответствующих потерь.

Для этого банк должен располагать:

- собственной продуманной политикой управления рисками;

- организационными механизмами отслеживания и управления рисками.

Особое значение в обеспечении устойчивости банка имеет использование современных приемов менеджмента и маркетинга.

Под банковским менеджментом понимают управление деятельностью банка по различным направлениям, в том числе управление депозитными, ссудными, расчетно-кассовыми операциями, ликвидностью, доходностью банка, рисками в его деятельности, персоналом.

Основополагающими в менеджменте являются правильная постановка цели и выбор соответствующих инструментов для ее достижения.

Цели коммерческого банка определяются с позиции его доходности, рентабельности, ликвидности, структуры баланса, направлений деятельности. Цели могут быть общие (в целом по банку, на перспективу) и частные цели, формируемые как текущие задачи.

Важное значение имеет правильно организованный маркетинг в банке. Под маркетингом понимают рыночную стратегию по созданию, продвижению и сбыту продуктов (услуг). Банковский маркетинг представляет собой определенный набор технических приемов, целью применения которых является удовлетворение потребностей клиентов и получение прибыли.

Банковский продукт – способ оказания услуг клиенту банка; регламент взаимодействия служащих банка с клиентом при оказании услуги, т.е. комплекс взаимосвязанных организационных, информационных, финансовых и юридических мероприятий. объединенных единой технологией обслуживания клиента.

Банковская услуга – форма удовлетворения потребности (в кредите, в расчетно-кассовом обслуживании, в гарантиях, в покупке-продаже и хранении ценных бумаг, иностранной валюты, драгоценных металлов и т.д.) клиента банка.

Банковская операция – система согласованных по целям, месту и времени действий, направленных на решение поставленной задачи по обслуживанию клиента.

1National Geographic.Россия.// http://www.nat-geo.ru/article/236

2Подробнее:http://gold.ru/articles/theory/skolko-zolota-v-mire.html

3Самуэльсон П. Экономика: вводный курс. М.: Прогресс, 1964. с. 69.

4Мэнкью Г.Н. Макроэкономика. М.: МГУ, 1994. с. 233.

5Ж. «Деньги и кредит». 2002. № 1. с. 59.

6Финансово-кредитный энциклопедический словарь / под общ.ред. А.Г.Грязновой. М.: Финансы и статистика. 2004.

7Матлин А.М. Деньги и экономические решения. М.: Дело. 2001. с. 13.

8Там же. с. 72.

9 Деньги, кредит, банки. Учебник. Под ред.Белоглазовой Г.Н. – М.: Высшее образование, 2009, с. 7.

10 В научной литературе нет единого мнения о видах и формах денег.

11 Таиджи Инуи, А. С. Обаева, Р. С. Поварков, А. А. Плотников. «Текущее развитие систем электронных денег и их инфраструктуры в Японии» // ж. Деньги и кредит. № 4. 2011

12Матовников М. Ю., К вопросу об инструментах денежно-кредитной политики // ж. Деньги и кредит. № 1. 2012.

13 В данном разделе использованы материалы учебника «Деньги, кредит, банки». Под ред. Д.э.н. Белоглазовой Г.Н. – М.: Высшее образование, 2009.

14 Деньги, кредит, банки. Учебное пособие под ред. О.И.Лаврушина. – М.:КНОРУС, 2010.

15 Тавасиев А.М. Основы банковского дела. С. 165.

16 Размещение на корреспондентских счетах в других банках – НОСТРО, привлечение денежных средств на корр. счета из других банков – ЛОРО.

17 Батракова Л.Г. Экономический анализ коммерческого банка. Учебник. – М.: Логос, 2005, с.264.

18 Тавасиев А.М. Антикризисное управление кредитными организациями. С. 156.