1.2. Функции и принципы деятельности коммерческого банка
Банки являются особым типом финансовых посредников, перераспределяющих капиталы между их поставщиками и потребителями. Они имеют следующие основные особенности.
Во‑первых, как и всякие финансовые посредники, банки производят двойной обмен долговыми обязательствами: они выпускают свои собственные долговые обязательства, а мобилизованные на этой основе средства размещают от своего имени в долговые обязательства, выпущенные другими. Двойной обмен обязательствами отличает банки от брокеров (дилеров), осуществляющих посредничество на финансовом рынке, не прибегая к выпуску собственных долговых обязательств.
Во‑вторых, банки формируют ресурсы на основе высоколиквидных и фиксированных по суммам обязательств – вкладов (депозитов). Двойной обмен обязательствами характерен для всех видов финансовых посредников, но только банки принимают на себя безусловные обязательства с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами. Фиксированные по сумме долга обязательства несут в себе наибольший риск для посредников – банков, поскольку должны быть оплачены в полной сумме независимо от изменения стоимости их активов. В отличие от банков другие финансовые посредники (инвестиционные компании, паевые фонды и т. п.) все риски, связанные с изменением стоимости их активов, распределяют среди своих акционеров.
В‑третьих, банки как депозитные финансовые посредники имеют высокий уровень «финансового рычага», т. е. доли заемных средств в структуре пассивов. Они формируют ресурсы для своих операций главным образом за счет заемных средств. Собственный капитал, как правило, не превышает 10–20 % их баланса, что делает банки уязвимыми к воздействию внешних и внутренних факторов и вызывает необходимость особой системы надзора за банковской деятельностью.
В‑четвертых, банки обладают возможностью открывать и обслуживать расчетные и текущие счета и эмитировать безналичные платежные средства (так называемые «банковские деньги»), на этой основе они обеспечивают функционирование платежной системы. Поскольку в современной экономике безналичные «банковские деньги» являются основным средством платежа, а также важным компонентом предложения денег, то коммерческие банки через текущие счета и депозитно‑ссудную эмиссию связывают центральный банк с миллионами «пользователей» денег.
Отмеченные особенности банков наиболее рельефно проявляются в выполняемых ими функциях. Осуществляя посредничество между заемщиками и кредиторами, банки сводят незнакомых, но имеющих взаимодополняющие потребности по отношению к финансовым ресурсам, экономических агентов. Именно в этом и заключается брокерская (посредническая) функциябанков. Основой способности банков выполнять посредническую функцию служит информация. Особенность посреднической функции банков состоит в том, что она неотделима от их других функций, в силу чего накопление информации происходит постоянно, параллельно с выполнением этих функций, и она носит наиболее достоверный и разносторонний характер. Кроме того, накопленная банками информация может применяться многократно. Это проявляется, например, в том, что банк в процессе предоставления кредита изучает состояние заемщика и полученные таким образом сведения могут быть использованы им при последующих отношениях с этим заемщиком.
Брокерская (посредническая) функция реализуется банками путем инициирования кредита, организации эмиссии, посредничества в предложении ценных бумаг на рынке, доверительного управления, а также оказания всевозможных операционных услуг, консалтинга, отбора и сертифицирования (например, присвоение кредитного рейтинга заемщикам). При этом банк, выступая в роли информационного брокера, получает вознаграждение в виде комиссионных за совершение операции.
Наряду с посреднической важнейшей функцией банков является качественная трансформация активов,содержание которой заключается в том, что банк изменяет параметры финансовых требований своих вкладчиков, предоставляя за счет привлеченных средств кредиты, имеющие отличные от депозитов характеристики. Как правило, банки обладают активами, срочность которых превышает сроки исполнения их собственных обязательств, т. е. финансовых требований клиентов. Размеры отдельных активов банков превышают размеры отдельных обязательств. Ликвидность финансовых требований клиентов выше ликвидности активов банка, а степень риска банковских активов выше, чем степень риска его обязательств. Таким образом, финансовые требования владельцев свободных ресурсов, в случае если они действуют через банк, становятся более ликвидными, меньшими по размеру, более краткосрочными и менее рискованными. Следовательно, банки облегчают доступ экономических агентов, нуждающихся в финансировании, к финансовым ресурсам и стимулируют держателей свободных капиталов к инвестированию.
Но отмеченное различие качественных характеристик активов и пассивов баланса банка означает, что он берет на себя часть риска поставщика финансовых ресурсов. В связи с этим у него возникает задача управления этим риском, что составляет предмет банковского менеджмента. Трансформационная функция составляет традиционную основу банковского бизнеса, банки исторически возникли как определенный тип финансовых посредников, финансируемых главным образом за счет ликвидных депозитов и предоставляющих экономическим агентам неликвидные кредиты. К операциям, связанным с функцией качественной трансформации активов, относят мониторинг заемщика, участие в управлении, гарантирование, создание ликвидности и трансформация требований.
Таким образом, банк одновременно осуществляет две основные функции – брокерскую (посредническую) и функцию качественной трансформации активов – и, исходя из экономической ситуации, управляет своими рисками. При этом он сводит поставщиков и потребителей финансовых ресурсов и тем самым поддерживает эффективность экономической системы в целом. Поскольку функции собственно посредничества и трансформации активов на практике неотделимы друг от друга, их часто объединяют в единую функцию – посредничества в кредите и инвестировании.
Специфической функцией банков, которая отражает их исключительную роль в рыночной экономике, является функция эмиссии платежных средств и посредника в платежах.Банки открывают своим клиентам текущие счета, на которые зачисляют поступившие в их адрес денежные средства и с которых производят перечисления определенных сумм по поручению клиентов. Используя возможности депозитно‑ссудной эмиссии, банки создают необходимые экономике безналичные платежные средства, которые являются существенным компонентом национальной денежной массы. Таким образом, они обеспечивают функционирование платежной системы. Но тенденция универсализации ведет к тому, что современные платежные системы могут функционировать при минимальном участии банков, прогрессивные информационные технологии порождают институты, способные предоставлять клиентам платежные услуги без их участия.
С посредничеством в платежах тесно связана такая важная функция банков, как передача экономике импульсов денежно‑кредитной политики центрального банка.В условиях обращения не разменных на золото денег роль этой функции постоянно возрастает в связи с активизацией монетарной политики центрального банка, который пытается стабилизировать экономику посредством контроля над предложением денег. При развитии инфляции он сдерживает рост денежной массы и поднимает процентные ставки по своим операциям с коммерческими банками. Ограничение роста предложения денег сокращает возможность коммерческих банков получать межбанковские кредиты, так как они тоже становятся дороже, это в свою очередь ограничивает объем кредитования реального сектора и оказывает повышающее воздействие на процентные ставки по кредитам. Таким образом, коммерческие банки осуществляют передачу импульсов денежно‑кредитной политики центрального банка экономике в целом.
История развития банковского посредничества показывает, что выполнять названные функции могут разнообразные кредитные организации и учреждения: государственные, кооперативные, взаимно‑сберегательные и др. Все они так или иначе осуществляют посредничество в кредите, инвестировании, платежах, взаимодействуют с центральным банком. В условиях развитой рыночной экономики преимущественной формой организации банковского посредничества стал коммерческий банк, деятельность которого базируется на определенных принципах, закрепленных в национальном банковском законодательстве.
Первым и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов.Коммерческий банк может осуществлять безналичные платежи в пользу других банков, предоставлять им кредиты и получать деньги наличными в пределах остатка средств на своих корреспондентских счетах.
Данный принцип означает, что коммерческий банк должен обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами и вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им средств. Прежде всего это относится к срокам активов и обязательств. Если банк привлекает средства главным образом на короткие сроки (вклады краткосрочные или до востребования), а вкладывает их преимущественно в долгосрочные ссуды, то его способность без задержек расплачиваться по своим обязательствам (т. е. его ликвидность) оказывается под угрозой. Для обеспечения самоокупаемости и получения прибыли банк должен добиваться также и согласования цены привлечения ресурсов и доходности их размещения. Привлечение дорогостоящих ресурсов предполагает наличие у банка высокодоходных направлений их размещения, поскольку в противном случае у него возникнут убытки от основной деятельности. Жесткая зависимость активов банка от характера его пассивов должна учитываться при определении экономических нормативов деятельности банков и регулировании их операций. Возможность совершения тех или иных специфических банковских операций (ипотечных, инвестиционных и т. п.) детерминирована структурой пассивов банка. Поэтому, разрабатывая условия этих операций, необходимо первостепенное внимание уделить источникам формирования соответствующих пассивов.
Второй важнейший принцип, на котором базируется деятельность коммерческих банков, – полная экономическая самостоятельность,подразумевающая безраздельную экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности. Экономическая самостоятельность предполагает, как было сказано выше, свободу распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, собственный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами, остающимися после уплаты налогов. Действующее банковское законодательство предоставило всем коммерческим банкам экономическую свободу в распоряжении своими фондами и доходами. Прибыль банка, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, распределяется в соответствии с решением общего собрания акционеров. Оно устанавливает нормы и размеры отчислений в различные фонды банка, а также размеры дивидендов по акциям.
Экономическая ответственность коммерческого банка не ограничивается его текущими доходами (как это имело место в отношении хозрасчетных учреждений государственных специализированных банков), а распространяется и на его капитал. По своим обязательствам коммерческий банк отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом, на которые в соответствии с действующим законодательством может быть наложено взыскание. Весь риск от своих операций коммерческий банк берет на себя, поэтому его акционеры должны быть готовы к тому, что в случае банкротства они потеряют все вложенные капиталы.
Третий принцип заключается в том, что коммерческий банк выстраивает отношения со своими клиентами на рыночных условиях.Предоставляя ссуды, он исходит прежде всего из рыночных критериев прибыльности, риска и ликвидности. Ориентация на «общегосударственные интересы» несовместима с коммерческим характером работы банка и неизбежно обернется для него кризисом ликвидности и платежеспособности.
Четвертый принцип работы коммерческого банка, органично вытекающий из всех предыдущих, заключается в том, что регулирование деятельности банка может осуществляться только косвенными экономическими(а не административными)методами.Государство определяет «правила игры» для коммерческих банков, но не может давать им приказов и распоряжений относительно направлений и условий размещения и привлечения ресурсов.
Основная цель коммерческого банказаключается в том, чтобы получить прибыль от инвестирования средств вкладчиков посредством принятия на себя такой доли риска, которая не поставит под угрозу его способность отвечать по своим обязательствам. Эта задача может оказаться невыполнимой в трех случаях: когда объем кредитов, которые не могут быть возвращены банку, превышает максимально возможную абсорбируемую банком величину (кредитный риск); когда вкладчики в массовом порядке изымают свои вклады (риск ликвидности); когда процентные ставки неожиданно растут (риск процентной ставки).
Эффективное управление этими тремя видами банковских рисков и составляет одну из основных проблем, которую должны решать менеджеры банков. Данная проблема существенно усложняется в условиях возрастающей конкуренции на финансовых рынках.
Проблема управления рисками и необходимость более эффективного использования капитала в условиях жесткой конкуренции ведет к усилению концентрации в банковском секторе посредством слияний банков. Международная интеграция и глобализация финансовых рынков сокращает степень различия между банковскими системами разных стран, а очевидные преимущества финансовой конгломерации ведут к либерализации законодательства, регламентирующего весь спектр банковской деятельности. Понятие «банк» все больше теряет свою историческую определенность, крупные банки превращаются в универсальные финансовые организации – «финансовые супермаркеты».
- Галина Николаевна Белоглазова Людмила Павловна Кроливецкая
- Раздел I. Основы организации деятельности банков
- Глава 1. Коммерческий банк – основное звено банковской системы России
- 1.1. Законодательная основа, структура и организационные принципы банковской системы Российской Федерации
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 1.2. Функции и принципы деятельности коммерческого банка
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 1.3. Организационно‑правовые формы банков, порядок их открытия и государственной регистрации и ликвидации
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 1.4. Органы управления банком и особенности корпоративного управления в нем
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 1.5. Банковские организационные структуры
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература
- Глава 2. Операции коммерческого банка
- 2.1. Банковские операции и сделки
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 2.2. Пассивы банка, формы привлечения ресурсов
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 2.3. Структура и классификация активов банка
- 2.3.1. Принципы банковского кредитования, способы выдачи и погашения кредитов
- 2.3.2. Формы обеспечения возвратности кредита
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 2.4. Операции банков с ценными бумагами
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература
- Глава 3. Собственный капитал банка как основа его деятельности
- 3.1. Назначение и функции собственного капитала
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 3.2. Источники собственного капитала
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 3.3. Выпуск акционерными банками акций в процессе формирования и увеличения уставного капитала
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 3.4. Бухгалтерский и регулятивный капитал. Требования к достаточности капитала
- Элементы капитала (в соответствии с Международным соглашением по измерению капитала и требованиями к нему)
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература
- Раздел II. Организация коммерческой банковской деятельности
- Глава 4. Расчетно‑кассовое обслуживание клиентов
- 4.1. Расчетные счета предприятий и организаций в банке, порядок их открытия и проведения операций
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 4.2. Межбанковские расчеты как основа организации безналичных расчетов в экономике
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 4.3. Платежные услуги банков. Формы безналичных расчетов в Российской Федерации
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 4.4. Кассовые операции банков
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература
- Глава 5. Депозитные услуги банков для организаций
- 5.1. Виды банковских депозитов
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 5.2. Долговые обязательства, выпускаемые банками
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 5.3. Организация работы в банке по привлечению депозитов
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 5.4. Формирование обязательных резервов, депонируемых в Банке России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература
- Глава 6. Организация краткосрочного кредитования текущей деятельности предприятий
- 6.1. Кредитные продукты банка
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 6.2. Факторинг как особый кредитный продукт
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 6.3. Кредитная политика коммерческого банка
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 6.4. Организация кредитного процесса и его основные этапы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 6.5. Порядок определения качества кредита и формирования резерва на возможные потери по ссудам
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература
- Раздел III. Организация инвестиционной банковской деятельности (инвестиционного банкинга)
- Глава 7. Посредничество банков при выпуске и обращении ценных бумаг
- 7.1. Банки как организаторы выпуска и первичного размещения ценных бумаг предприятий (андеррайтеры)
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 7.2. Торговые операции банков на вторичном рынке ценных бумаг
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 7.3. Депозитарные услуги банков
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература
- Глава 8. Управление портфелями ценных бумаг
- 8.1. Услуги по управлению ценными бумагами клиентов
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 8.2. Формирование и управление собственным портфелем ценных бумаг банка
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература
- Глава 9. Организация кредитования инвестиций
- 9.1. Кредитование инвестиций как элемент инвестиционного банкинга
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 9.2. Виды инвестиционных кредитов и процедура их выдачи банком
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 9.3. Синдицированный (консорциальный) кредит
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 9.4. Ипотечные кредиты на инвестиционные цели
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 9.5. Проектное финансирование как особая техника финансового обеспечения инвестиционных проектов
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература
- Раздел IV. Организация розничной банковской деятельности (ритейлового бизнеса)
- Глава 10. Розничные платежи
- 10.1. Виды розничных платежей и способы их проведения
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 10.2. Расчеты при помощи банковских карт
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 10.3. Банкомат как элемент электронной системы розничных платежей
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 10.4. Системы электронных денежных переводов
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 10.5. Розничные платежи с использованием «электронных» денег
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература
- Глава 11. Услуги по размещению частных сбережений
- 11.1. Виды банковских услуг по размещению сбережений частных лиц
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 11.2. Страхование вкладов физических лиц в банках
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература
- Глава 12. Кредитование частных клиентов
- 12.1. Виды потребительского кредитования
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 12.2. Особенности ипотечного жилищного кредитования и его основные модели
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 12.3. Законодательная база развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 12.4. Условия предоставления ипотечных кредитов российскими банками
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 12.5. Процедура получения ипотечного жилищного кредита
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература
- Раздел V. Оценка и регулирование деятельности банка
- Глава 13. Формирование и оценка финансовых результатов деятельности банка
- 13.1. Доходы коммерческого банка
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 13.2. Расходы коммерческого банка
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 13.3. Формирование и распределение прибыли банка
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 13.4. Оценка уровня прибыльности банка
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература
- Глава 14. Коммерческий банк как объект банковского регулирования
- 14.1. Необходимость и задачи банковского регулирования
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 14.2. Организация банковского регулирования в Российской Федерации
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 14.3. Пруденциальные требования и пруденциальное регулирование деятельности банков
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 14.4. Выявление проблемных банков и меры по их оздоровлению
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература