9. Бюджетная система Российской Федерации. Принципы бюджетного федерализма.
Бюджетнаясистема Российской Федерации — это, согласнороссийскому законодательству, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупностьфедерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов),местных бюджетови бюджетовгосударственных внебюджетных фондов.
Принципы построения бюджетной системы РФ, их характеристика.
Перечень принципов бюджетной системы Российской Федерации:
1) единства бюджетной системы Российской Федерации;
2) разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;
3) самостоятельности бюджетов;
4) равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
5) полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
6) сбалансированности бюджета;
7) эффективности и экономности использования бюджетных средств;
8) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
9) гласности;
10) достоверности бюджета;
11) адресности и целевого характера бюджетных средств.
Характеристика принципов бюджетной системы РФ
Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней
Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств.
Принцип самостоятельности бюджетов
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
- право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;
- право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;
- право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации;
- право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней);
- недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств бюджетов двух и более уровней бюджетной системы Российской Федерации, или за счет средств консолидированных бюджетов, или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;
- недопустимость непосредственного исполнения расходных обязательств органов государственной власти и органов местного самоуправления за счет средств бюджетов других уровней;
- недопустимость введения в действие в течение финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления решений и изменений бюджетного законодательства и (или) законодательства о налогах и сборах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов бюджетов других уровней без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;
- недопустимость изъятия в течение финансового года дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.
Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований
Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными настоящим Кодексом.
Договоры и соглашения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие настоящему Кодексу, являются недействительными.
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.
Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.
Принцип сбалансированности бюджета
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Принцип гласности означает:
- обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
- обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.
Принцип достоверности бюджета
Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации
- 1. Необходимость возникновения, сущность и функции денег.
- 2. Теории денег и их развитие.
- 3. Типы денежных систем и их эволюция.
- 4. Денежные реформы и их влияние на национальную экономику.
- 5. Современная денежная система и развитие денежной системы России.
- 6. Денежная масса и ее измерение. Денежные агрегаты и их значение для управления денежной массой.
- 7. Денежно-кредитная политика и ее основные инструменты.
- 8. Обращение наличных и безналичных денег, уравнение обмена и.Фишера.
- 9. Бюджетная система Российской Федерации. Принципы бюджетного федерализма.
- 10. Управление предпринимательскими рисками.
- 11. Современные показатели результатов финансовой деятельности предприятия.
- 12.Операции коммерческих банков на рынке ценных бумаг.
- 13. Особенности формирования финансовых ресурсов коммерческих и некоммерческих организаций.
- 14. Коммерческие банки: принципы их деятельности, функции и структура.
- 15. Оценка финансового состояния организации и определение ее финансовой устойчивости.
- 16. Причины появления и эволюция денег.
- 17. Современные инструменты безналичных расчетов.
- 18. Налоги как элемент налоговой системы государства.
- 19. Договор банковского счета, права и обязанности участников договорных отношений.
- 20. Безналичный оборот, его преимущества и значение для национальной экономики.
- 21. Федеральный бюджет России как элемент государственных финансов.
- 22. Центральный банк и его роль в национальной экономике.
- 23. Налично-денежный оборот и его организация. Прогнозирование наличного денежного оборота.
- 24. Финансовое планирование на предприятии и его значение для текущей хозяйственной деятельности.
- 26. Финансовое прогнозирование на предприятии.
- 27. Финансовый менеджмент на предприятии: основные цели, задачи, используемые ресурсы.
- 28. Управление государственным долгом.
- 29. Особенности налогообложения в Российской Федерации в настоящее время.
- 30. Бюджетное устройство и принципы бюджетного устройства.
- 31. Налоговое планирование на предприятии. Кривая Лаффера и ее значение.
- 32.Инфляция, ее сущность, виды и формы. Влияние инфляции на национальную экономику страны.
- 34.Безналичные расчеты в финансовом секторе экономики. Межбанковские расчеты.
- 34. Виды банковских счетов, открываемых юридическим лицам для осуществления безналичных расчетов.
- 36.Страхование, виды и функции страхования. Участники страхового процесса.
- Участники страховых отношений с одной стороны
- С другой стороны
- 37. Формы и виды кредита и их особенности в России.
- 38.Формирование и распределение прибыли коммерческой организации.
- 39.Порядок регистрации кредитных организаций и лицензирование банковских операций.
- 40. Финансовая несостоятельность предприятия, причины возникновенияи меры предупреждения.
- 41.Правовой статус, цели деятельности и функции Центрального банка.
- 42.Сущность и функции кредита. Условия его функционирования.
- 43. Местные бюджеты: роль, особенности формирования и использования.
- 44. Бюджетный процесс и его этапы. Казначейское исполнение бюджета.
- 45.Управление активами коммерческого банка.
- 46.Этапы формирования мировой валютной системы.
- 47.Оценка кредитоспособности заемщика – юридического лица.
- 48.Финансовый механизм и его элементы
- 49. Бюджеты субъектов Федерации: роль, особенности формирования и основные направления использования.
- 50.Организация антикризисного управления на предприятии.
- 51.Пруденциальный надзор, обязательные нормативы деятельности коммерческого банка.
- 52. Рынок ценных бумаг и его значение для финансовой системы государства.
- 53.Цели, задачи и методы банковского регулирования и надзора.
- 54.Собственные средства коммерческих банков и их структура.
- 55.Сбалансированность бюджета. Причины дефицита бюджета и методы его покрытия.
- 56. Пассивные операции коммерческого банка, их структура, цели формирования.
- 57.Сущность и функции финансов. Финансовая система России.
- 58.Управление финансами и финансовый контроль. Виды финансового контроля.
- 59.Активные операции коммерческого банка и их классификация.
- 60.Финансовая политика и ее инструменты.
- 61. Основные и оборотные активы (фонды) организации.
- 62.Кредитная политика коммерческого банка и ее элементы.
- 63.Сущность и необходимость социальных внебюджетных фондов.
- 64.Себестоимость и прибыль организации, их значение в деятельности предприятия.
- 65. Управление пассивами коммерческого банка.
- 66. Межбюджетные отношения в бюджетной системе России и их особенности на современном этапе.