logo search
БП и РЦБ / цен-бумаг-лекц

Повышение защищенности мелких инвесторов.

Значительная часть нарушений прав акционеров связана с проведением закрытой подписки. Закон «Об акционерных обществах» допускает, что решение о проведении закрытой подписки на акции может быть принято советом директоров, если такое право предоставлено ему уставом. Закон «О защите прав инвесторов» перенес рассмотрение таких вопросов на решение общего собрания акционеров, которое может быть принято большинством в две трети голосов (если необходимость большего числа голосов не предусмотрена уставом). Мелкие инвесторы приобрели большие шансы заблокировать невыгодные им решения. При этом акционерное общество по требованию акционеров, голосовавших против или не принимавших участия в голосовании при решении указанного вопроса, обязано выкупить у них акции в соответствии с Законом «Об акционерных обществах». Однако указанные положения не распространяются на случаи, когда акционеры имеют возможность приобрести размещаемые акции и ценные бумаги, конвертируемые в акции, пропорционально количеству принадлежащих им акций.

Другой нормой закона, направленной в первую очередь на защиту прав мелких инвесторов, является предоставление инвесторам возможности оплачивать деньгами акции и ценные бумаги, конвертируемые в акции, в случае решения о размещении их по открытой подписке с оплатой неденежными средствами. Этим устраняется возможность для довольно распространенной манипуляции. Например, в проспекте эмиссии указывалось, что ее часть может быть оплачена каким-то уникальным оборудованием или акциями другого предприятия, фактически имеющимися только у одного из акционеров. В результате этого формально открытая подписка превращалась в закрытую. Владелец данного оборудования или акций получал привилегированное положение.

Повышение ответственности эмитента, независимого оценщика и аудитора. Лица, подписавшие проспект эмиссии ценных бумаг, несут солидарно субсидиарную ответственность за ущерб, причиненный эмитентом инвестору вследствие содержащейся в указанном проспекте недостоверной и (или) вводящей в заблуждение инвестора информации. Независимый оценщик и аудитор, подписавшие проспект эмиссии и подтвердившие таким образом недостоверную и (или) вводящую в заблуждение инвестора информацию, несут солидарно с эмитентом субсидиарную ответственность за причиненный инвестору ущерб.

Иск о возмещении ущерба может быть предъявлен в суд в течение одного года со дня обнаружения нарушения, но не позднее трех лет со дня начала размещения ценных бумаг.

Проведение публичных слушаний. Законом установлено проведение Федеральной комиссией и другими федеральными органами исполнительной власти, регулирующими деятельность на рынке ценных бумаг, публичных слушаний по вопросам исполнения и совершенствования законодательства о ценных бумагах. На этих слушаниях вырабатываются рекомендации, направленные на совершенствование законодательства и деятельности по регулированию рынка ценных бумаг, а также предложения по устранению правонарушений на этом рынке.

Предписания Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. По вопросам регулирования ценных бумаг Федеральная комиссия выносит предписания, обязательные для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами.

В случае выявления нарушения прав и законных интересов инвесторов профессиональным участником или наличия угрозы их нарушения Федеральная комиссия вправе своим предписанием запретить или ограничить проведение профессиональным участником отдельных операций на рынке ценных бумаг на срок до шести месяцев.

Наложение штрафов. Федеральная комиссия (ее региональные отделения) налагает штрафы на должностных лиц в размере до 200 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в размере до 10 000 минимальных размеров оплаты труда за нарушение прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, в том числе за:

• публичное размещение, рекламу и предложение в любой иной форме ценных бумаг и документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства, но при этом не являющихся ценными бумагами в соответствии с законодательством Российской Федерации;

• совершение профессиональными участниками сделок с ценными бумагами, отчет об итогах выпуска которых не зарегистрирован;

• нарушение порядка и сроков раскрытия (опубликования) информации профессиональным участником или эмитентом;

• нарушение эмитентом установленных требований к проведению эмиссии ценных бумаг, в том числе совершение эмитентом сделок по размещению ценных бумаг, выпуск которых приостановлен;

• незаконный отказ или уклонение от внесения записей в реестр владельцев ценных бумаг либо внесение в указанный реестр недостоверных сведений, либо нарушение сроков выдачи выписки из указанного реестра.

Уплата штрафа не освобождает оштрафованное лицо от устранения нарушения. Оштрафованное лицо вправе обращаться в суд с заявлением об отмене или изменении постановления о наложении штрафа. На период рассмотрения заявления в суде исполнение постановления о наложении штрафа приостанавливается.

Срок исковой давности по делам о признании выпуска ценных бумаг недействительным. До вступления в силу Закона «О защите прав и интересов инвесторов» они несли риски признания выпуска ценных бумаг недействительным в течение неопределенно длительного времени. Никто из них не мог быть уверен в том, что выпуск этих бумаг не будет признан судом недействительным, если через много лет обнаружатся нарушения, допущенные при эмиссии.

Законом установлен срок исковой давности по делам о признании ценных бумаг недействительными — один год с даты начала размещения ценных бумаг.

Защита прав и интересов инвесторов в судебном порядке. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг вправе при рассмотрении в суде споров и заявлений инвесторов вступить в процесс по своей инициативе для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на нее обязанностей и для защиты прав инвесторов — физических лиц и интересов государства.

Федеральная комиссия вправе также обращаться в суд с исками и заявлениями:

• в защиту государственных и общественных интересов и охраняемых законом интересов инвесторов;

• о ликвидации юридических лиц или прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг без лицензии, об аннулировании выпуска ценных бумаг, о признании сделок с ценными бумагами недействительными, а также в иных случаях, установленных законодательством.

Компенсационные фонды. В целях возмещения понесенного инвесторами физическими лицами ущерба в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации, создаются компенсационные фонды:

• саморегулируемых организаций;

• общественных объединений инвесторов - физических лиц;

• Федеральный компенсационный фонд.

Компенсационный фонд саморегулируемой организации создается в целях возмещения понесенного инвесторами — физическими лицами ущерба в результате деятельности профессиональных участников (членов) саморегулируемой организации.

Компенсационный фонд общественного объединения создается в целях возмещения понесенного ущерба инвесторами — физическими лицами — участниками объединения.

Федеральный компенсационный фонд создается в целях реализации Государственной программы защиты прав инвесторов в части выплаты компенсаций инвесторам — физическим лицам. Это некоммерческая организация, целями деятельности которой являются:

• выплаты компенсаций инвесторам — физическим лицам;

• формирование информационных баз данных и ведение реестра инвесторов — физических лиц, имеющих право на получение указанных компенсаций;

• предоставление и защита имущественных интересов обратившихся в фонд инвесторов — физических лиц в суде и в ходе исполнительного производства, предъявление исков о защите прав и законных интересов неопределенного круга инвесторов — физических лиц;

• хранение имущества, предназначенного для удовлетворения имущественных прав инвесторов — физических лиц, и участие в его реализации или обеспечение контроля в целях надлежащего хранения и реализации указанного имущества в ходе исполнительного производства.

Фонд осуществляет выплаты компенсаций инвесторам — физическим лицам, которые не могут получить возмещения по судебным решениям и приказам ввиду отсутствия у должника денежных средств и иного имущества.

Право на получение компенсаций имеют инвесторы — физические лица в связи с причинением им ущерба профессиональным участником, имеющим лицензию.

Источниками формирования средств фонда являются средства федерального бюджета, а также иные источники, предусмотренные уставом фонда.

Общественные объединения инвесторов. Права и законные интересы инвесторов — физических лиц вправе защищать также общественные объединения инвесторов федерального, межрегионального и регионального уровней.

Эти объединения вправе:

• обращаться в суд с заявлениями о защите прав и законных интересов инвесторов — физических лиц, понесших ущерб на рынке ценных бумаг;

• осуществлять контроль за соблюдением условий хранения и реализации имущества должников, предназначенного для удовлетворения имущественных требований инвесторов — физических лиц в связи с противоправными действиями на рынке ценных бумаг;

• создавать указанные выше собственные компенсационные фонды.