logo search
strahovanie_v_sisteme_mezhdunarodnyh_ekonomic

3.4 Условия транспортировки и страхования грузов

Страхование перевозимых грузов – необходимый элемент международных торговых контрактов. Договор страхования груза обычно дополняет торговый контракт и договор перевозки, регулирующие взаимоотношения между владельцем груза и владельцем судна. Перевозка груза осуществляется на основании коносамента – контракта между грузовладельцем и перевозчиком.

Как правило, международные торговые договоры и инвестиционные контракты включают в себя большие объемы перевозимых грузов (потребительские товары, машины, оборудование и другие материальные ресурсы) с соответствующим использованием определенных транспортных средств и определенных подходов к страхованию грузов.

Карго страхование предусматривает покрытие груза только на время его передвижения. Объектами страхования Карго являются:

  1. сам груз;

  2. возросшая стоимость (включая прибыль);

  3. комиссионные посредникам;

  4. таможенная пошлина;

  5. непредвиденные обстоятельства, связанные с фрахтом.

При принятии грузов на страхование учитываются все фактора риска, которые могут повлиять на объем покрытия или на ставку страхового тарифа.

Основные факторы, учитываемые андеррайтером при исчислении тарифной ставки:

  1. Тип груза:

- повышенная восприимчивость к некоторым видам ущерба;

- стоимость товара и страховая сумма.

2) Упаковка:

- обычная или контейнерная;

- насыпной или наливной груз;

- перевозка в трюме или на палубе.

3) Планируемая транспортировка:

- вид транспорта: автомобильный, железнодорожный, морской, авиационный или смешанный;

- опасности при перевозке;

- конкретные проблемы в портах или на других участках перевозки.

4) Продолжительность рейса. Чем дольше груз в пути, тем выше риск.

5) Время года. Воздействие атмосферных явлений в разные сезоны года неодинаковы. Муссоны, ураганы, бури, тайфуны, торнадо, проявляющиеся в определенное время года.

6) Судно, которое будет использовано:

- возраст и тоннаж;

- тип и пригодность для перевозки данного груза;

- флаг, классификация.

Моральный облик страхователя и данные о прежнем опыте страхования также принимаются во внимание страховщиком. Учитывается также размер страхового покрытия и страховая франшиза.

Существуют следующие варианты оценки перевозимого имущества:

  1. стоимость груза в пункте отправления с учетом ожидаемой прибыли;

  2. стоимость в месте назначения. Подразумевается цена товара на момент прибытия в порт назначения, т.е. рыночная цена на товар в этой стране;

  3. страховая стоимость определяется на основании особых положений, зафиксированных в договоре купли-продажи. В случае убытка выгодоприобретатель должен доказать цену товара;

  4. восстановительная стоимость.

Страховое покрытие включает долю в общей аварии, расходы на непредвиденные мероприятия.

Покрытие предоставляется на весь путь транзита груза по принципу «от склада до склада» с учетом всех возможных видов транспортировки, а не только морской перевозки.

Страховой защитой груз обеспечивается после выгрузки в последнем пункте в течение 60 дней. Этот срок может быть увеличен или уменьшен в зависимости от соглашения между страхователем и страховщиком.

Страховое покрытие осуществляется в зависимости от выбранной оговорки «особого характера перевозок»:

1) оговорка «А» - обозначается как покрытие «от всех рисков». Гарантирует защиту от всех потерь, вызванных внешними, случайными событиями, включая пиратские нападения, исключая военные риски;

2) оговорка карго «В» - покрывает риски: пожара, взрыва, посадки на мель, затопления, захвата, переворачивания, схода с рельсов наземных видов транспорта, столкновения (не на воде), затраты на выгрузку на месте бедствия, землетрясения, извержения вулкана, удара молнии, увлажнения водой, полной гибели упаковки в процессе погрузки;

3) оговорка карго «С» - покрывает риски пожара или взрыва посадки на мель, затопления, переворачивания.

Покрытие по оговоркам «В» и «С» предоставляются в том случае, если страхователь доказал, что событие относится к страховым. Оговорки «А», «В», «С» покрывают убытки, вызванные жертвой по общей аварии и выбрасыванием груза за борт при бедствии.