5.1. Понятие и принципы бюджетного процесса
Нормы бюджетного процесса регламентируют весь цикл формирования бюджетов всех уровней, который включает в себя:
составление бюджета;
рассмотрение бюджета;
утверждение бюджета;
исполнение бюджета;
составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.
Бюджетный процесс – регламентированная Конституцией Республики Беларусь, законом, актами Президента Республики Беларусь и другими нормативными актами деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.
Порядок составления, рассмотрения, утверждения, исполнения, составления и утверждения отчета об исполнении республиканского и местных бюджетов регламентирован Законом Республики Беларусь N 192-З от 15 июля 1998 г. « О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах».
Деятельность государства от начала составления республиканского бюджета до утверждения отчета об его исполнении длится более трех лет, этот срок называется бюджетным циклом. Бюджетный цикл делится на стадии бюджетного процесса: составления, рассмотрения, утверждения, исполнения, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета, которые сменяют одна другую.
Республиканский бюджет утверждается законом Республики Беларусь, местные бюджеты - решениями местных Советов депутатов.
Финансовый (бюджетный) год на территории Республики Беларусь совпадает с календарным годом и длится с 1 января по 31 декабря.
По окончании финансового года для завершения расчетов с бюджетом предоставляется еще один льготный месяц (январь следующего года). Финансовый (бюджетный) год плюс один льготный месяц составляют счетный период.
В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы. Это принцип единства и полноты охвата всех доходов и расходов бюджета, реальность бюджета, гласность его принятия, ежегодность бюджетного процесса, специализация показателей бюджета.
Единство и полнота охвата всех доходов и расходов бюджета. Данный принцип заключается в том, что бюджетная система Беларуси должна объединять все бюджетные доходы и расходы государства в республиканском или местных бюджетах.
Реальность запланированных доходов и расходов обеспечивается тем, что бюджеты всех уровней в полной мере должны охватывать все источники бюджетных доходов, и исходя из этого происходит определение размера и порядка расходования денежных средств.
Гласность в бюджетном процессе выражается в том, что на всех стадиях бюджетного процесса осуществляется доведение до граждан через средства массовой информации хода обсуждения и принятия закона о бюджете Республики Беларусь, решений местных Советов депутатов о соответствующем местном бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. Утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении публикуются в печати, кроме сведений, отнесенных к государственным секретам в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Принцип ежегодности бюджета позволяет выявить ближайшие тенденции экономического развития государства, обеспечить контроль за рациональным расходованием финансовых ресурсов государства.
Принцип специализации показателей бюджета. Этот принцип проявляется в конкретизации доходов бюджета по источникам, а расходов – по целевому назначению. Для этого применяется специальная бюджетная классификация.
Бюджетная классификация Беларуси определена Законом Республики Беларусь №158-3 от 5 мая 1998г. «О бюджетной классификации Республики Беларусь». Бюджетная классификация включает в себя:
классификацию доходов;
классификацию расходов, включающую функциональную, экономическую (предметную) и ведомственную классификацию расходов;
классификацию источников внутреннего финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов;
классификацию источников внешнего финансирования дефицита республиканского бюджета;
классификацию видов внутреннего государственного долга Республики Беларусь;
классификацию видов внешнего государственного долга Республики Беларусь.
Благодаря использованию бюджетной классификации определяются конкретные права и обязанности государственных органов по аккумуляции денежных средств и расходованию бюджетных ресурсов по определенным направлениям.
- А. А. Вишневский, с. И. Филипович
- Учебное пособие
- 1. Финансы и финансовая деятельность государства.
- Финансы и финансовая деятельность государства
- 1.2. Общая характеристика финансовой системы республики беларусь
- 1.3. Органы, осуществляющие финансовую деятельность в республике беларусь
- Финансовое право как отрасль права
- 2.1. Понятие финансового права и его предмет
- Финансовый контроль
- 3.1. Понятие, виды, формы и методы финансового контроля
- 3.2. Ревизия как основной метод финансового контроля
- Этапы проведения ревизии
- 3.3. Аудит в республике беларусь
- Бюджетное устройство республики беларусь
- 4.1. Понятие и роль бюджета
- 4.2. Понятие, предмет и источники бюджетного права
- 4.3. Бюджетная система республики беларусь и принципы ее построения
- 4.4. Республиканский и местные бюджеты
- 4.6. Дефицит бюджета и методы его финансирования
- 5. Бюджетный процесс в республике беларусь
- 5.1. Понятие и принципы бюджетного процесса
- 5.2. Общие положения составления, рассмотрения и утверждения бюджетов
- 6. Общая характеристика правового регулирования государственных доходов
- 6.2. Понятие налоговых платежей. Виды общереспубликанских и местных налогов и сборов
- 7. Краткая характеристика порядка уплаты некоторых налогов
- 7.1. Налоги на прибыль и доходы
- 7.2. Налог на добавленную стоимость
- 7.3. Акцизный налог
- 7.4. Подоходный налог с физических лиц
- 7.5. Налог на недвижимость
- 7.6. Земельный налог
- 7.7. Чрезвычайный налог
- 7.8. Налог на приобретение автотранспортных средств
- 8. Ответственность за нарушение налогового законодательства
- 8.1. Права и обязанности должностных лиц налоговых
- 8.2. Виды нарушений налогового законодательства
- Виды нарушений законодательства о налогах и предпринимательстве и меры ответственности.
- 8.3. Порядок обжалования действий должностных лиц налоговых органов
- 9. Правовые основы государственного кредита
- 9.1. Понятие, значение, формы и виды государственного кредита
- 9.2. Понятие и виды государственного долга
- 9.3. Управление государственным долгом
- 10. Правовое регулирование страхования
- 10.1. Понятие и значение страхования
- 10.2. Основные направления развития страхования в
- 10.3. Государственное регулирование
- 11. Правовые основы банковского кредита
- 11.1. Банковская система республики беларусь
- Основными целями деятельности Национального банка являются:
- 11.2. Порядок создания и прекращения деятельности банков
- Для государственной регистрации в Национальный банк представляются следующие документы:
- Учредителям банка может быть отказано в его регистрации в следующих случаях:
- 11.3. Основные направления деятельности банков. Банковский кредит
- 12. Правовые основы денежного обращения в республике беларусь
- 12.1 Понятие денег и денежной системы
- 12.2. Порядок наличного денежного обращения
- Порядок приема и выдачи наличных денег и оформления кассовых документов
- Порядок ведения кассовой книги и хранения денег
- Ревизия кассы и контроль за соблюдением кассовой дисциплины
- Грубым нарушением Правил ведения кассовых операций являются систематические нарушения:
- 12.3. Правовое регулирование рынка ценных бумаг
- Виды ценных бумаг
- 13. Правовые основы расчетов
- 13.1. Порядок открытия счета в банке.
- Виды банковских счетов
- Оформление открытия счетов предприятиям и предпринимателям
- Не требуется представления документа о регистрации (перерегистрации) и копий учредительных документов следующим организациям и учреждениям:
- Переоформление и закрытие счетов
- Открытие и закрытие счетов физическим лицам
- Закрытие счета физического лица производится:
- 13.2. Правовые формы расчетов юридических и
- Расчеты платежными требованиями
- Расчеты платежными поручениями
- Расчеты платежными требованиями – поручениями
- Расчеты аккредитивами
- Списание средств со счетов плательщиков без их согласия (бесспорный порядок списания средств)
- Расчеты чеками из чековой книжки
- Расчеты расчетными чеками
- 13.3. Расчеты с помощью банковских
- 14. Правовое регулирование валютных отношений
- 14.1. Понятие валюты и валютных ценностей
- 14.3. Валютный контроль