logo search
УМК АД КБ (Герасимова, Петрова)

2.1. Сущность экономического анализа и его роль в управлении кредитной организацией

Россия имеет почти вековую историю развития экономического анализа. "Экономический анализ" в понятийном аспекте имеет различные толкования как в отечественной, так и в зарубежной экономической теории. В отечественной науке вопросами финансового анализа занимаются при разработке методологии таких экономических наук, как экономический анализ и финансовый менеджмент, что, соответственно, приводит к различным подходам в определении его содержания.

Теория экономического анализа рассматривает финансовый анализ как составную часть управленческого и финансового учета. При этом под управленческим учетом понимается не только собственно бухгалтерский учет, но и планирование, статистика, анализ хозяйственной деятельности, который в свою очередь и включает в себя финансовый анализ.

Финансовый анализ в коммерческом банке играет главенствующую роль в повышении надежности и качества управления, определяющим фактором жизнеспособности как отдельного банка, так и банковской системы в целом.

Сущность финансового анализа определяется его объектами, которые отражают в совокупности содержание всей финансовой деятельности коммерческого банка.

Объектами финансового анализа в банке могут быть показатели финансовых результатов, результативности и финансового состояния; показатели эффективности системы финансового управления; эффективности банковских услуг, операций, технологий, систем финансовой безопасности и т.п. По мере углубления анализа объекты его детализируются.

Для оценки деятельности кредитных учреждений используются и другие способы, которые реализуются через банковские рейтинги, которые являются мощным средством формирования общественного мнения и порой заметно влияющие на уровень его финансового состояния. Однако рейтинг - это не анализ и тем более не комплексный анализ, а всего лишь экспертный способ определения места банка среди прочих по ограниченному кругу показателей. Главное отличие рейтинговых методик от аналитических заключается, во-первых, в полноте изучаемых вопросов (при составлении рейтинговой оценки эксперт не имеет внутренней информации по анализируемому банку); во-вторых, в целях каждого исследования (цель рейтингов - сравнить и сопоставить банки между собой, а аналитических методик - способствовать наиболее эффективному управлению); и, в-третьих, в периодичности проведения (рейтинг в отличии от анализа рассчитывается на конец года или полугодия, реже - на конец квартала).