logo search
ТДК (СП)

2.2. Современные тенденции развития торгового права

Рассмотренная периодизация истории торгового права имеет в основном познавательное значение. В настоящее время гораздо более важно понимание основных процессов, происходящих в сфере товарного обращения, и их отраже­ние в праве. Здесь актуально следующее.

На протяжении тысячелетий торговая деятельность последовательно развивалась и совершенствовалась, но это развитие носило эволюционный характер. Однако в 60-е гг. XX в. в США, а затем и в Западной Европе произошло то, что нередко обоснованно называется торговой революци­ей. Известны культурные революции, научно-технические, информационные — о них много написано. А вот свершив­шуюся торговую революцию наши управленцы и экономи­сты оставили без внимания, хотя по значимости она была ничуть не меньше указанных. Она произошла в США, её результаты использовали также другие развитые страны, к сожалению, кроме России.

В чем выражалась эта революция? Во-первых, в резком и постоянном увеличении объемов продаж. За последние 30 лет объемы мировой торговли возросли в 5 раз, одновре­менно увеличились объемы внутренней торговли. Во-вто­рых, в изменении методов организации производства и сбыта товаров. Производство стало базироваться на предвари­тельном изучении потребностей в товаре, прогнозировании возможностей его продажи. В результате производство на­чало целиком определяться запросами покупателей. Изго­тавливается только то и в таком количестве, что реально может быть продано.

Указанные меры позволили устранить кризисы пере­производства. Рыночная экономика приобрела черты высо­кой организованности, динамичности. Более того, наше планирование, которым мы гордились в советский период, к сожалению, не могло обеспечить столь высокого уровня сбалансированности производства и потребления, Доста­точно сказать, что, согласно статистическим данным, в 1990 г, излишние запасы сырья и материалов на складах предпри­ятий равнялись трехгодовому объему внутреннего валового продукта.

Еще один аспект торговой революции — структурная перестройка сбыта и снабжения. Появились мощные посреднические звенья, занимающиеся продвижением това­ра. Такие звенья включают в себя головную сбытовую фир­му и зависимую от нее сеть дилеров-распространителей. Сейчас в США существует более 300 тыс. оптовых фирм по сбыту различных товаров, в ФРГ — 100 тыс., Италии — 90 тыс. (в России — около 30 тыс.). Многие предприятия-изго­товители передали функции сбыта своих товаров этим по­средническим звеньям, которые в силу специализации спо­собны более эффективно вести торговую деятельность. Усилиями посредников сейчас обеспечивается оперативное и равномерное продвижение товаров во все точки страны и за рубеж.

Торговая революция привела и к другим замечательным результатам. Появление оптовых посредников в качестве мощной самостоятельной силы позволило сломить диктат производителей над потребителями, который даже на Запа­де сохранялся до 1960-х гг. Оптовые посредники, исходя из целей увеличения собственной прибыли, обеспечили решающее влияние интересов потребителей на развитие произ­водства. Они добились непрерывного совершенствования товаров, улучшения качества, расширения ассортимента для удовлетворения запросов покупателей. Потребитель, т.е. все население, получил наибольший выигрыш от проис­шедшей торговой революции.

В народном хозяйстве СССР диктат производителей в беспрецедентных формах существовал все 70 лет, не искоре­нен он и в современной России. Показательно, что если в нашей стране продолжают отмечаться профессиональные праздники, в том числе День работника торговли, то в США в период президентства Кеннеди был провозглашен День потребителя. Это действительно всеобщий праздник, поскольку потребителем является каждый житель страны, от бродяги до сенатора.

Среди позитивных перемен в стране одна из значимых — это издание Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Он предоставляет прежде небывалые возможности защиты прав и интересов граждан. Это позволя­ет человеку несколько «разогнуть спину», эффективнее бо­роться с постоянными унижениями в сфере торговли и услуг.

Торговая революция создала то, что называют новым качеством жизни людей на Западе. Эта категория включает в себя улучшение качества и структурного состава продук­тов, потребляемых основной массой населения, а также уве­личение объема свободного времени людей за счет ликвида­ции дефицитов и убыстрения торговых операций.

Торговая революция опиралась на мощное правовое обеспечение, сопровождалась бурным развитием торгового права. Это проявилось, прежде всего, в уточнении изданных много десятилетий назад торговых кодексов, во внесении в них изменений в соответствии с современными требованиями тор­гового оборота. Так в 1998—2002 гг. внесены существенные из­менения в ряд разделов Германского торгового уложения. Во Франции в 1999 г. принят новый Торговый кодекс.

В качестве второго важного показателя развития торгово­го права надо отметить законодательные меры в государ­ствах общей системы права. Например, в США в 1952 г. был принят Единообразный торговый кодекс, по своей сути яв­ляющийся модельным законом. На его основе в каждом штате изданы свои торговые кодексы. Единообразный тор­говый кодекс США регулярно дополняется и уточняется, что свидетельствует о его значимости и актуальности.

В Англии на рубеже 1970-1980-х гг. принят ряд законов торгового права. Таковы Закон о справедливой торговле 1973 г., Закон о недобросовестных торговых условиях 1977 г., Закон о купле-продаже 1979 г., два закона об исковой давности 1980 г., Закон о передаче имущества 1982 г. и др. Издание назван­ных законов в США и Англии знаменует слом так называе­мой общей системы права, причем необратимый. Вместо прецедентной она становится нормативно-прецедентной, причем дальнейшее ее развитие идет по пути увеличения доли законодательного регулирования (статутов).

Важным направлением развития торгового права явля­ется гармонизация национального торгового законода­тельства. Этому способствует заключение международных соглашений, а также издание международными организа­циями большого числа актов по различным вопросам тор­говой деятельности.

Ряд соглашений принят в качестве конвенций Организа­ции Объединенных Наций (ООН). Первоочередное значе­ние имеет Конвенция о договорах международной купли-продажи (Вена, 1980 г.). По правилам Венской конвенции заключаются все внешнеторговые сделки, если только они не подпадают под действие других соглашений.

Большое число соглашений и других документов под­готовлено комиссиями и организациями под эгидой ООН. Таковы, прежде всего, документы ЮНКТАД — Конференции ООН по торговле и развитию; ЮНСИТРАЛ — Комиссии ООН по праву международной торговли.

Международные соглашения унифицируют порядок применения цен и тарифов, стандартизации и сертифика­ции товаров, закрепляют общие правила перевозок гру­зов. В результате товарное обращение в разных странах осуществляется по все более взаимосогласованным прави­лам.

Новым направлением развития торгового права явилось издание в документированном виде современных обычаев торгового оборота и рекомендательных правовых актов по вопросам торговых отношений.

Так, в последние десятилетия резко активизировалась деятельность Международной торговой палаты и других авторитетных общественных организаций по обобщению обычаев торгового оборота и их документированию в своих изданиях. Они касаются определения условий торговых до­говоров, порядка расчетов за товары и других вопросов.

Таковы, например, Международные правила толкования торговых терминов (ИНКОТЕРМС), типовые дистрибьюторские и агентские соглашения, правила об аккредитивах, чеках, инкассо и др.

Международный институт по унификации частного права (УНИДРУА) публикует обобщения обычаев между­народного торгового оборота. Основным подготовленным им документом являются Принципы международных коммерческих договоров 1994 г.2в которые периодически вносятся дополнения. Документы Международной торго­вой палаты и Принципы УНИДРУА направлены на регу­лирование внешнеторговых отношений. Однако они все шире используются также во внутреннем торговом обороте, в том числе в России (в частности, ИНКОТЕРМС) при на­личии ссылок на них в заключаемых договорах.

Объединение разрозненных торговых обычаев и публи­кация их в официальных изданиях придали им новые регу­лирующие возможности. Они применяются как доказа­тельства принятой всеобщей практики, выполняют также систематизирующую функцию. Документированные торго­вые обычаи оказывают существенное влияние на гармони­зацию национального торгового права, определяют тен­денции его развития.

Целям унификации и гармонизации торгового права служат Принципы европейского договорного права (ПЕДП), первоначально намечавшиеся как проект Евро­пейского единообразного торгового кодекса. Комиссия по подготовке ПЕДП, созданная Институтом Европейского университета, завершила в 2002 г. разработку трех частей этого документа3. Он характеризуется высокой степенью учета наиболее важных действующих положений меж­дународного и национального торгового права.

Существенной особенностью ПЕДП является отказ от детализации нормативного регулирования обязательствен­ных отношений и переход к регулированию прежде всего на основе сформулированных общих принципов торговой дея­тельности (добросовестность, взаимное содействие и др.). Такой подход позволяет при применении ПЕДП преодоле­вать расхождения национального торгового права. Прин­ципы европейского договорного права получили одобрение руководящих органов Европейского союза. Они находят реализацию в торговой деятельности, практике зарубеж­ных судов.

Сходное значение имеет Свод принципов, правил и стан­дартов lex mercatoria, сокращенно именуемый Принципами СЕНТРАЛ. Принципы СЕНТРАЛ в редакции 2003 г. под­готовлены группой видных ученых-юристов Центра транс­национального права (ФРГ)4. Они являются тщательно разработанной системой принципов и норм торгового пра­ва, рассчитанных на широкое применение.

Документы Международной торговой палаты, Институ­та УНИДРУА и других авторитетных общественных и на­учных организаций в совокупности образуют то, что назы­вают новым lex mercatoria. В отличие от средневековой системы купеческих обычаев, носивших сословный харак­тер, новый lex mercatoria предназначен для применения любыми участниками торгового оборота. Его положения активно внедряются в национальное законодательство, коммерческую и судебную практику: Совершенствование торгового права происходит под их непосредственным вли­янием.

Еще один аспект развития торгового права — заключе­ние региональных соглашений по вопросам торговли. Здесь необходимо назвать Римский договор 1957 г. об учреждении Европейского экономического сообщества. Договор преду­смотрел создание общего рынка стран-участниц, снятие ко­личественных ограничений на ввоз и вывоз товаров, отмену таможенных сборов.

Становление общего рынка проходило в несколько эта­пов. Подписание в 1991 г. Маастрихтского договора о созда­нии Европейского союза повлекло закрепление «единого внутреннего рынка» стран-участниц.

Некоторые из высших органов Европейского союза (ЕС) — Совет и Комиссия — наделены правом издавать нормативные правовые акты: регламенты, директивы, ре­шения, рекомендации и заключения. Регламенты служат актами прямого действия и обязательны для каждого госу­дарства — члена ЕС. Директивы содержат обязательные положения для государств, которым они адресуются, и реа­лизуются на основании правовых актов, издаваемых этими государствами. Решения обязательны лишь для субъектов, которым они адресованы. Рекомендации и заключения не носят императивно обязывающего характера.

Учредительные договоры в совокупности с актами руководящих органов ЕС образуют право Европейского со­юза. Значительное место в нем носят императивные уста­новления и нормы прямого действия.

Россия также является участницей региональных согла­шений. Так, имеется ряд торговых соглашений, заключен­ных в рамках СНГ. Действуют межгосударственные согла­шения по вопросам торговли с различными странами. Все это — акты торгового права.

Итак, можно с уверенностью говорить о чрезвычайно интенсивном, «взрывном» развитии торгового права в пос­ледние десятилетия. Оно было обусловлено потребностями развития мирового товарного рынка и национальной тор­говли.