8.3. Порядок обжалования действий должностных лиц налоговых органов
Должностные лица государственных налоговых органов за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, выразившееся в самоуправстве, злоупотреблении служебным положением, разглашении установленной законодательством коммерческой тайны, тайны вкладов, переписки и в других неправомерных деяниях, могут привлекаться к дисциплинарной, материальной, административной или уголовной ответственности.
Жалобы на действия должностных лиц и решения государственных налоговых органов, кроме жалоб на административные взыскания, подаются в месячный срок в вышестоящий налоговый орган. Жалобы рассматриваются и решения по ним принимаются не позднее месячного срока с момента поступления жалобы. Принятые решения могут быть обжалованы в месячный срок в вышестоящий налоговый орган или в соответствующий суд.
По общему правилу подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого действия должностных лиц (взыскивания налогов, недоимок и финансовых санкций). Однако органу, рассматривающему жалобу, предоставлено право приостановить обжалуемые действия и взыскания до разрешения жалобы.
Обжалование действий должностных лиц налоговых органов, связанных с наложением административных взысканий, производится в порядке, предусмотренном Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.
В соответствии со ст.266 и 267 КоАП Республики Беларусь постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано как лицом, в отношении которого оно вынесено, так и потерпевшим:
постановление о наложении взыскания в виде штрафа - в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в районный (городской) суд, решение которого является окончательным;
постановление о наложении иного административного взыскания - в вышестоящий орган, после чего жалоба может быть подана в районный (городской) суд, решение которого является окончательным;
постановление о наложении одновременно основного и дополнительного взысканий может быть по выбору лица, обжалующего постановление, обжаловано в порядке, установленном для основного либо для дополнительного взыскания.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления. В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам этот срок по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановление, может быть восстановлен должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу.
Подача в установленный срок жалобы приостанавливает исполнение постановления до рассмотрения жалобы (за исключением постановлений о применении административного ареста).
Если заявитель результатами рассмотрения жалобы не удовлетворен и обращается с жалобой в вышестоящую инстанцию повторно, исполнение постановления в этом случае не приостанавливается.
Постановление по делу об административных правонарушениях и решение по жалобе могут быть опротестованы прокурором. Принесение прокурором протеста приостанавливает исполнение постановления до рассмотрения протеста.
Жалоба или протест на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается правомочным на то налоговым органом (должностным лицом) в десятидневный срок со дня их поступления.
Руководитель (заместитель) налогового органа при рассмотрении жалобы или протеста принимает одно из следующих решений:
оставляет постановление без изменений, а жалобу или протест без удовлетворения;
отменяет постановление и направляет дело на новое рассмотрение;
отменяет постановление и прекращает дело;
изменяет меру и вид взыскания в пределах, предусмотренных нормативным актом, с тем, однако, чтобы взыскание не было усилено. Замена штрафа на административный арест будет являться усилением административной ответственности, что противоречит действующему законодательству.
Копия решения по жалобе или протесту в течение трех дней высылается лицу, в отношении которого оно вынесено. Результат рассмотрения протеста сообщается прокурору.
Отмена постановления с прекращением дела влечет за собой возврат изъятого (конфискованного) имущества, взысканной денежной суммы. При невозможности возврата предмета возмещается его стоимость в порядке, установленном законодательством.
В случае отмены постановления по причине неправомерности его вынесения по данному факту проводится служебная проверка. К виновному должностному лицу налогового органа принимаются соответствующие меры воздействия.
- А. А. Вишневский, с. И. Филипович
- Учебное пособие
- 1. Финансы и финансовая деятельность государства.
- Финансы и финансовая деятельность государства
- 1.2. Общая характеристика финансовой системы республики беларусь
- 1.3. Органы, осуществляющие финансовую деятельность в республике беларусь
- Финансовое право как отрасль права
- 2.1. Понятие финансового права и его предмет
- Финансовый контроль
- 3.1. Понятие, виды, формы и методы финансового контроля
- 3.2. Ревизия как основной метод финансового контроля
- Этапы проведения ревизии
- 3.3. Аудит в республике беларусь
- Бюджетное устройство республики беларусь
- 4.1. Понятие и роль бюджета
- 4.2. Понятие, предмет и источники бюджетного права
- 4.3. Бюджетная система республики беларусь и принципы ее построения
- 4.4. Республиканский и местные бюджеты
- 4.6. Дефицит бюджета и методы его финансирования
- 5. Бюджетный процесс в республике беларусь
- 5.1. Понятие и принципы бюджетного процесса
- 5.2. Общие положения составления, рассмотрения и утверждения бюджетов
- 6. Общая характеристика правового регулирования государственных доходов
- 6.2. Понятие налоговых платежей. Виды общереспубликанских и местных налогов и сборов
- 7. Краткая характеристика порядка уплаты некоторых налогов
- 7.1. Налоги на прибыль и доходы
- 7.2. Налог на добавленную стоимость
- 7.3. Акцизный налог
- 7.4. Подоходный налог с физических лиц
- 7.5. Налог на недвижимость
- 7.6. Земельный налог
- 7.7. Чрезвычайный налог
- 7.8. Налог на приобретение автотранспортных средств
- 8. Ответственность за нарушение налогового законодательства
- 8.1. Права и обязанности должностных лиц налоговых
- 8.2. Виды нарушений налогового законодательства
- Виды нарушений законодательства о налогах и предпринимательстве и меры ответственности.
- 8.3. Порядок обжалования действий должностных лиц налоговых органов
- 9. Правовые основы государственного кредита
- 9.1. Понятие, значение, формы и виды государственного кредита
- 9.2. Понятие и виды государственного долга
- 9.3. Управление государственным долгом
- 10. Правовое регулирование страхования
- 10.1. Понятие и значение страхования
- 10.2. Основные направления развития страхования в
- 10.3. Государственное регулирование
- 11. Правовые основы банковского кредита
- 11.1. Банковская система республики беларусь
- Основными целями деятельности Национального банка являются:
- 11.2. Порядок создания и прекращения деятельности банков
- Для государственной регистрации в Национальный банк представляются следующие документы:
- Учредителям банка может быть отказано в его регистрации в следующих случаях:
- 11.3. Основные направления деятельности банков. Банковский кредит
- 12. Правовые основы денежного обращения в республике беларусь
- 12.1 Понятие денег и денежной системы
- 12.2. Порядок наличного денежного обращения
- Порядок приема и выдачи наличных денег и оформления кассовых документов
- Порядок ведения кассовой книги и хранения денег
- Ревизия кассы и контроль за соблюдением кассовой дисциплины
- Грубым нарушением Правил ведения кассовых операций являются систематические нарушения:
- 12.3. Правовое регулирование рынка ценных бумаг
- Виды ценных бумаг
- 13. Правовые основы расчетов
- 13.1. Порядок открытия счета в банке.
- Виды банковских счетов
- Оформление открытия счетов предприятиям и предпринимателям
- Не требуется представления документа о регистрации (перерегистрации) и копий учредительных документов следующим организациям и учреждениям:
- Переоформление и закрытие счетов
- Открытие и закрытие счетов физическим лицам
- Закрытие счета физического лица производится:
- 13.2. Правовые формы расчетов юридических и
- Расчеты платежными требованиями
- Расчеты платежными поручениями
- Расчеты платежными требованиями – поручениями
- Расчеты аккредитивами
- Списание средств со счетов плательщиков без их согласия (бесспорный порядок списания средств)
- Расчеты чеками из чековой книжки
- Расчеты расчетными чеками
- 13.3. Расчеты с помощью банковских
- 14. Правовое регулирование валютных отношений
- 14.1. Понятие валюты и валютных ценностей
- 14.3. Валютный контроль