Раздел II. Организация коммерческой банковской деятельности
Коммерческий банковский бизнес включает в себя операции и услуги, связанные с обслуживанием текущей деятельности компаний по производству и реализации товаров и услуг. Его основу составляет открытие расчетных счетов предприятий и проведение по ним денежных операций по приобретению сырья, материалов, продаже готовой продукции, уплате налогов, сборов и т. п. Потребность в этих операциях вызвана повсеместным широким распространением безналичных расчетов.
Безналичные расчеты –это расчеты путем перевода банками денег по счетам на основании платежных документов установленной формы, совершаемые по единым стандартам и правилам. Через расчетные счета проходит практически весь платежный оборот компаний – клиентов банка. В связи с его неравномерностью у любой компании в отдельные периоды возникают свободные остатки денежных средств, а в другие – потребность в привлечении дополнительных ресурсов в форме кредитов. Это создает предпосылки для формирования услуг по размещению свободных средств клиентов и услуг по кредитованию их текущего оборота. По мере совершенствования финансового менеджмента услуги по привлечению свободных средств тесно переплетаются с услугами по кредитованию.
За последние годы резко возросла мобильность рынков банковских услуг, связанных с обслуживанием текущей деятельности клиентов. Они хотят совершать платежи и получать другие банковские услуги в режиме реального времени. Обслуживание в режиме реального времени, возможность которого предоставляют современные информационные технологии, ведет к радикальным изменениям продуктовой, ценовой и коммуникационной политики банков, модернизации используемого инструментария и всего организационного комплекса работы с клиентами. В основе модернизации традиционного банковского бизнеса лежит не разработка новых видов банковских услуг, а исследования мотиваций и потребностей предприятий и компаний различных отраслей экономики и сфер бизнеса. Новое качество банковского обслуживания формируется за счет сочетания новейших информационных технологий, максимальной адаптации комплекса банковских и финансовых услуг к потребностям групп клиентов и повышения качества сервиса.
Прогрессивной технологией предоставления традиционных расчетных и кредитно‑депозитных услуг является дистанционное банковское обслуживание клиентов (дистанционный банкинг) на основе финансовых он‑лайнуслуг, наиболее динамично развивающимся направлением которых является управление банковскими счетами через Интернет (интернет‑банкинг). Доля онлайн‑услуг в общем объеме банковских операций постоянно возрастает, что обусловлено как повышением качества обслуживания, так и значительным снижением издержек банка. Зарубежные аналитики подсчитали, что операция, осуществляемая через Интернет, обходится банку всего в 1 цент, в то время как такая же операция, совершенная с участием операциониста банка, стоит 1,14 долл. Оказание онлайн‑услуг ведет к изменению всего комплекса операций, входящих в коммерческий банковский бизнес. В связи с прогрессом финансового менеджмента на предприятиях растет спрос на услуги по управлению свободными резервами предприятий и на сверхкраткосрочные кредиты, обеспечивающие своевременное проведение текущих платежей. Сокращение сроков и увеличение скорости банковских операций требует повышенного внимания к управлению рисками, особенно рисками ликвидности. Рост затрат на внедрение новых информационных систем увеличивает издержки традиционного банковского бизнеса и вынуждает банки искать новые формы его организации и способы оказания услуг, чтобы обеспечить рентабельность своей деятельности. Меняется структура банковских издержек: при росте капиталовложений в информационную инфраструктуру (компьютеры, линии связи, программное обеспечение) значительно сокращается потребность банков в персонале и дорогостоящих банковских офисах.
- Галина Николаевна Белоглазова Людмила Павловна Кроливецкая
- Раздел I. Основы организации деятельности банков
- Глава 1. Коммерческий банк – основное звено банковской системы России
- 1.1. Законодательная основа, структура и организационные принципы банковской системы Российской Федерации
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 1.2. Функции и принципы деятельности коммерческого банка
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 1.3. Организационно‑правовые формы банков, порядок их открытия и государственной регистрации и ликвидации
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 1.4. Органы управления банком и особенности корпоративного управления в нем
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 1.5. Банковские организационные структуры
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература
- Глава 2. Операции коммерческого банка
- 2.1. Банковские операции и сделки
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 2.2. Пассивы банка, формы привлечения ресурсов
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 2.3. Структура и классификация активов банка
- 2.3.1. Принципы банковского кредитования, способы выдачи и погашения кредитов
- 2.3.2. Формы обеспечения возвратности кредита
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 2.4. Операции банков с ценными бумагами
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература
- Глава 3. Собственный капитал банка как основа его деятельности
- 3.1. Назначение и функции собственного капитала
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 3.2. Источники собственного капитала
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 3.3. Выпуск акционерными банками акций в процессе формирования и увеличения уставного капитала
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 3.4. Бухгалтерский и регулятивный капитал. Требования к достаточности капитала
- Элементы капитала (в соответствии с Международным соглашением по измерению капитала и требованиями к нему)
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература
- Раздел II. Организация коммерческой банковской деятельности
- Глава 4. Расчетно‑кассовое обслуживание клиентов
- 4.1. Расчетные счета предприятий и организаций в банке, порядок их открытия и проведения операций
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 4.2. Межбанковские расчеты как основа организации безналичных расчетов в экономике
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 4.3. Платежные услуги банков. Формы безналичных расчетов в Российской Федерации
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 4.4. Кассовые операции банков
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература
- Глава 5. Депозитные услуги банков для организаций
- 5.1. Виды банковских депозитов
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 5.2. Долговые обязательства, выпускаемые банками
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 5.3. Организация работы в банке по привлечению депозитов
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 5.4. Формирование обязательных резервов, депонируемых в Банке России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература
- Глава 6. Организация краткосрочного кредитования текущей деятельности предприятий
- 6.1. Кредитные продукты банка
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 6.2. Факторинг как особый кредитный продукт
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 6.3. Кредитная политика коммерческого банка
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 6.4. Организация кредитного процесса и его основные этапы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 6.5. Порядок определения качества кредита и формирования резерва на возможные потери по ссудам
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература
- Раздел III. Организация инвестиционной банковской деятельности (инвестиционного банкинга)
- Глава 7. Посредничество банков при выпуске и обращении ценных бумаг
- 7.1. Банки как организаторы выпуска и первичного размещения ценных бумаг предприятий (андеррайтеры)
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 7.2. Торговые операции банков на вторичном рынке ценных бумаг
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 7.3. Депозитарные услуги банков
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература
- Глава 8. Управление портфелями ценных бумаг
- 8.1. Услуги по управлению ценными бумагами клиентов
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 8.2. Формирование и управление собственным портфелем ценных бумаг банка
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература
- Глава 9. Организация кредитования инвестиций
- 9.1. Кредитование инвестиций как элемент инвестиционного банкинга
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 9.2. Виды инвестиционных кредитов и процедура их выдачи банком
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 9.3. Синдицированный (консорциальный) кредит
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 9.4. Ипотечные кредиты на инвестиционные цели
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 9.5. Проектное финансирование как особая техника финансового обеспечения инвестиционных проектов
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература
- Раздел IV. Организация розничной банковской деятельности (ритейлового бизнеса)
- Глава 10. Розничные платежи
- 10.1. Виды розничных платежей и способы их проведения
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 10.2. Расчеты при помощи банковских карт
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 10.3. Банкомат как элемент электронной системы розничных платежей
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 10.4. Системы электронных денежных переводов
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 10.5. Розничные платежи с использованием «электронных» денег
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература
- Глава 11. Услуги по размещению частных сбережений
- 11.1. Виды банковских услуг по размещению сбережений частных лиц
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 11.2. Страхование вкладов физических лиц в банках
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература
- Глава 12. Кредитование частных клиентов
- 12.1. Виды потребительского кредитования
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 12.2. Особенности ипотечного жилищного кредитования и его основные модели
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 12.3. Законодательная база развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 12.4. Условия предоставления ипотечных кредитов российскими банками
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 12.5. Процедура получения ипотечного жилищного кредита
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература
- Раздел V. Оценка и регулирование деятельности банка
- Глава 13. Формирование и оценка финансовых результатов деятельности банка
- 13.1. Доходы коммерческого банка
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 13.2. Расходы коммерческого банка
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 13.3. Формирование и распределение прибыли банка
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 13.4. Оценка уровня прибыльности банка
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература
- Глава 14. Коммерческий банк как объект банковского регулирования
- 14.1. Необходимость и задачи банковского регулирования
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 14.2. Организация банковского регулирования в Российской Федерации
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 14.3. Пруденциальные требования и пруденциальное регулирование деятельности банков
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 14.4. Выявление проблемных банков и меры по их оздоровлению
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература