8.1. Права и обязанности должностных лиц налоговых
ОРГАНОВ И НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ
Анализ юридической литературы и результатов практической деятельности правоохранительных органов позволяет придти к выводу, что правонарушения в налоговой сфере совершаются как со стороны налогоплательщиков, так и со стороны должностных лиц налоговых органов.
Прежде чем говорить о нарушениях налогового законодательства, следует определить круг субъектов, совершающих эти нарушения, их права и обязанности.
В соответствии со ст.1 Закона Республики Беларусь «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», плательщиками налогов и сборов являются:
юридические лица (включая предприятия с иностранными инвестициями и иностранные юридические лица), их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения независимо от подчиненности и форм собственности;
участники договора о совместной деятельности;
физические лица.
Права налогоплательщиков закреплены в ст.7 Закона Республики Беларусь «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь». Они имеют право:
знакомиться с актами проведенных проверок;
представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов и по актам проведенных проверок;
в установленном законом порядке обжаловать решения налоговых органов;
знакомиться в налоговых инспекциях со всеми актами налогового законодательства, которые применяются в отношении данного плательщика налогов, а также с актами проведенных у него проверок;
требовать от налоговых органов официальных разъяснений по исчислению и уплате налогов и по актам проведенных у данного плательщика налогов проверок, а также представлять налоговым органам свои пояснения по исчислению и уплате налогов и по актам проведенных у данного плательщика налогов проверок.
Статья 8 названного закона предусматривает их обязанности:
зарегистрироваться в качестве плательщика налогов в государственном налоговом органе по месту своего нахождения или проживания в 15-дневный срок после выдачи документов о своей регистрации.
Физические лица, за исключением случаев, установленных законодательными актами Республики Беларусь, обязаны зарегистрироваться в качестве налогоплательщиков в налоговом органе по месту постоянного жительства;
вести в установленном порядке бухгалтерский учет и отчетность о финансово-хозяйственной деятельности и представлять налоговым органам бухгалтерские отчеты и балансы, расчеты по налогам, декларации и другие необходимые документы и сведения, связанные с исчислением и уплатой налогов, а также обеспечивать в течение десяти лет сохранность документов, отражающих их финансово - хозяйственную деятельность или же в течение трех лет после проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов;
предъявлять, а в соответствующих случаях представлять в налоговые органы документы, подтверждающие право на льготы по налогам;
своевременно и в полном размере уплачивать причитающиеся суммы налогов;
оказывать содействие должностным лицам налоговых органов в их деятельности по проверке исчисления и уплаты налогов данным плательщиком.
при прекращении деятельности или внесении изменения в учредительные документы в 15-дневный срок извещать об этом налоговые органы.
Контроль за соблюдением налогоплательщиками своих обязанностей возложен на государственные налоговые органы Беларуси. Для реализации своих функций в полном объеме они наделены широкими полномочиями.
Должностные лица государственных налоговых обязаны:
строго соблюдать Конституцию Республики Беларусь и действующие на ее территории законы, другие нормативные акты, уважать и защищать права и законные интересы предприятий и граждан;
обеспечивать полный и своевременный учет предприятий и граждан в Государственном реестре налогоплательщиков;
обеспечивать поступление налогов в бюджет и контроль за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве;
взыскивать в бюджет недоимки по налогам;
осуществлять контроль за формированием предприятиями уставных фондов;
налагать и обеспечивать в пределах своей компетенции взыскание штрафов и других зачисляемых в бюджет санкций;
отыскивать имущество недоимщиков, на которое может быть обращено взыскание недоимки по налогам и финансовых санкций, принимать установленные законодательством меры к лишению недоимщиков возможности пользоваться и распоряжаться этим имуществом, обращать взыскание задолженности перед бюджетом на это имущество, а также на дебиторскую задолженность и депозитные счета недоимщиков;
обеспечивать учет, оценку и реализацию конфискованного и бесхозяйного имущества, кладов и имущества, перешедшего по наследству государству;
использовать сведения о доходах плательщиков налогов исключительно в служебных целях, сохранять установленную законодательством коммерческую тайну, тайну вкладов и переписки. Не разглашать как служебную тайну данные материалов проверок, которые могут быть преданы гласности в служебных целях лишь с разрешения начальника (заместителя) государственной налоговой инспекции, если иное не предусмотрено законодательством;
передавать правоохранительным органам в соответствии с их компетенцией материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, а также направлять исковые материалы в судебные органы в целях защиты интересов государства.
Должностным лица государственных налоговых органов Республики Беларусь предоставлено право:
производить в государственных органах, на предприятиях и у граждан проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, относящимся к их компетенции. В органах и на предприятиях, работающих в режиме секретности, указанные проверки производятся работниками налоговых органов, имеющими оформленные в установленном порядке документы по допуску их к секретным сведениям и документам;
получать от предприятий и граждан необходимые сведения, справки, документы (копии с них) о хозяйственной деятельности проверяемых предприятий и граждан, в том числе от банков об открытии счетов предприятиям и гражданам, наличии на них денежных средств и об операциях по этим счетам;
при исполнении служебных обязанностей и предъявлении служебного удостоверения свободно входить и с участием собственника (его представителя либо уполномоченного им лица) производить в соответствии с законодательством обследование принадлежащих предприятиям и гражданам любых производственных, складских, торговых и иных помещений, которые используются или могут использоваться для извлечения доходов;
производить с соблюдением законодательства личный досмотр нарушителей законодательства о налогах и предпринимательстве, а также досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств;
в случаях, предусмотренных законодательством, изымать документы, свидетельствующие о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или иных объектов от налогообложения, а также патенты, регистрационные удостоверения, лицензии для передачи их в органы, которые выдали эти документы, с сообщением о нарушениях налогового законодательства; изымать у правонарушителей вещи и товарно-материальные ценности (неоприходованные товары, образцы сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, денежную выручку), являющиеся объектами нарушений законодательства о налогах и предпринимательстве или вещественными доказательствами по этим делам;
в случаях, предусмотренных законодательством, опечатывать кассы, помещения, места хранения документов, вещей, товарно-материальных ценностей и денег, за исключением касс и хранилищ учреждений банков, назначать их инвентаризации;
налагать в соответствии с законодательством на имущество (кроме денежных средств и других ценностей, находящихся в банках) предприятий и граждан - нарушителей законодательства о налогах и предпринимательстве арест, который заключается в проведении описи имущества и объявлении запрета распоряжаться этим имуществом; передавать описанное имущество под расписку на хранение недоимщику или его представителю, иному лицу с предупреждением последних об уголовной ответственности за сохранность описанного имущества или производить изъятие описанного имущества для обеспечения принудительного взыскания в бюджет и в государственные внебюджетные фонды, недоимок по налогам и финансовых санкций путем обращения взыскания на описанное имущество;
требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых предприятий, а также от граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и предпринимательстве и контролировать выполнение таких требований;
проверять в пределах своей компетенции достоверность данных, указанных в декларациях об источниках получения доходов, представляемых в установленном законодательством порядке;
приостанавливать полностью или частично операции предприятий и граждан по их счетам и вкладам в банках в случаях непредставления (или отказа представить) государственным налоговым органам и их должностным лицам бухгалтерских отчетов и балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов в бюджет; в случаях установления фактов сокрытия прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения либо получения средств от занятия запрещенной деятельностью или от осуществления деятельности без соответствующего разрешения (лицензии), когда его получение обязательно, а также от предпринимательской деятельности, осуществляемой без государственной регистрации и без постановки на налоговый учет;
взыскивать в бюджет и в государственные внебюджетные фонды недоимки по налогам, финансовые санкции, которые применяются к нарушителям законодательства о налогах и предпринимательстве, а также экономические санкции, применяемые к правонарушителям другими государственными контролирующими органами, не наделенными правом бесспорного их взыскания, с предприятий – в бесспорном порядке, а с граждан – в судебном порядке; в таком же порядке обращать взыскание платежей на имущество граждан и на имущество предприятий в виде финансовых активов предприятий независимо от места его расположения; обращать взыскание на иное имущество предприятий в судебном порядке;
взыскивать в бесспорном порядке с предприятий своевременно полностью или частично ими не удержанный или не перечисленный в бюджет налог с сумм, подлежащих обложению налогом у источника их выплаты;
выдавать обязательные для банков и других финансово-кредитных учреждений распоряжения (постановления) на принудительное взыскание налоговых платежей, добровольно не уплаченных в бюджет в установленные сроки, со счетов предприятий и граждан, а также со счетов их дебиторов;
получать заключения соответствующих специалистов и экспертов для проверки возражений налогоплательщиков–правонарушителей по актам государственных налоговых инспекций за счет средств виновных лиц или государственных налоговых инспекций, если вина этих лиц не установлена;
вносить в органы государственного и хозяйственного управления и в Национальный банк Республики Беларусь представления о лишении предприятий и граждан лицензий (разрешений) на занятие определенными видами деятельности в случае неоднократного или грубого нарушения законодательства о налогах и предпринимательстве;
входить в управления (отделы) внутренних дел исполнительных комитетов областных, городских, районных Советов депутатов с предложениями о приостановлении выезда за границу лиц до погашения ими задолженности по налогам, недоимкам и финансовым санкциям;
отменять не соответствующие законодательству решения нижестоящих государственных налоговых инспекций.
Исходя из своих полномочий (т.е. прав и обязанностей), должностные лица налоговых органов, после рассмотрения материалов о нарушении законодательства о налогах и предпринимательстве, могут выносить следующие виды постановлений:
о наложении административного взыскания;
о прекращении административного дела с освобождением нарушителя от административной ответственности в предусмотренных законодательством случаях;
об изъятии документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения;
о наложении ареста на имущество нарушителей законодательства о налогах и предпринимательстве или об изъятии такого имущества;
о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков в банках;
о принудительном взыскании задолженности по платежам в бюджет, финансовых санкций и пени.
- А. А. Вишневский, с. И. Филипович
- Учебное пособие
- 1. Финансы и финансовая деятельность государства.
- Финансы и финансовая деятельность государства
- 1.2. Общая характеристика финансовой системы республики беларусь
- 1.3. Органы, осуществляющие финансовую деятельность в республике беларусь
- Финансовое право как отрасль права
- 2.1. Понятие финансового права и его предмет
- Финансовый контроль
- 3.1. Понятие, виды, формы и методы финансового контроля
- 3.2. Ревизия как основной метод финансового контроля
- Этапы проведения ревизии
- 3.3. Аудит в республике беларусь
- Бюджетное устройство республики беларусь
- 4.1. Понятие и роль бюджета
- 4.2. Понятие, предмет и источники бюджетного права
- 4.3. Бюджетная система республики беларусь и принципы ее построения
- 4.4. Республиканский и местные бюджеты
- 4.6. Дефицит бюджета и методы его финансирования
- 5. Бюджетный процесс в республике беларусь
- 5.1. Понятие и принципы бюджетного процесса
- 5.2. Общие положения составления, рассмотрения и утверждения бюджетов
- 6. Общая характеристика правового регулирования государственных доходов
- 6.2. Понятие налоговых платежей. Виды общереспубликанских и местных налогов и сборов
- 7. Краткая характеристика порядка уплаты некоторых налогов
- 7.1. Налоги на прибыль и доходы
- 7.2. Налог на добавленную стоимость
- 7.3. Акцизный налог
- 7.4. Подоходный налог с физических лиц
- 7.5. Налог на недвижимость
- 7.6. Земельный налог
- 7.7. Чрезвычайный налог
- 7.8. Налог на приобретение автотранспортных средств
- 8. Ответственность за нарушение налогового законодательства
- 8.1. Права и обязанности должностных лиц налоговых
- 8.2. Виды нарушений налогового законодательства
- Виды нарушений законодательства о налогах и предпринимательстве и меры ответственности.
- 8.3. Порядок обжалования действий должностных лиц налоговых органов
- 9. Правовые основы государственного кредита
- 9.1. Понятие, значение, формы и виды государственного кредита
- 9.2. Понятие и виды государственного долга
- 9.3. Управление государственным долгом
- 10. Правовое регулирование страхования
- 10.1. Понятие и значение страхования
- 10.2. Основные направления развития страхования в
- 10.3. Государственное регулирование
- 11. Правовые основы банковского кредита
- 11.1. Банковская система республики беларусь
- Основными целями деятельности Национального банка являются:
- 11.2. Порядок создания и прекращения деятельности банков
- Для государственной регистрации в Национальный банк представляются следующие документы:
- Учредителям банка может быть отказано в его регистрации в следующих случаях:
- 11.3. Основные направления деятельности банков. Банковский кредит
- 12. Правовые основы денежного обращения в республике беларусь
- 12.1 Понятие денег и денежной системы
- 12.2. Порядок наличного денежного обращения
- Порядок приема и выдачи наличных денег и оформления кассовых документов
- Порядок ведения кассовой книги и хранения денег
- Ревизия кассы и контроль за соблюдением кассовой дисциплины
- Грубым нарушением Правил ведения кассовых операций являются систематические нарушения:
- 12.3. Правовое регулирование рынка ценных бумаг
- Виды ценных бумаг
- 13. Правовые основы расчетов
- 13.1. Порядок открытия счета в банке.
- Виды банковских счетов
- Оформление открытия счетов предприятиям и предпринимателям
- Не требуется представления документа о регистрации (перерегистрации) и копий учредительных документов следующим организациям и учреждениям:
- Переоформление и закрытие счетов
- Открытие и закрытие счетов физическим лицам
- Закрытие счета физического лица производится:
- 13.2. Правовые формы расчетов юридических и
- Расчеты платежными требованиями
- Расчеты платежными поручениями
- Расчеты платежными требованиями – поручениями
- Расчеты аккредитивами
- Списание средств со счетов плательщиков без их согласия (бесспорный порядок списания средств)
- Расчеты чеками из чековой книжки
- Расчеты расчетными чеками
- 13.3. Расчеты с помощью банковских
- 14. Правовое регулирование валютных отношений
- 14.1. Понятие валюты и валютных ценностей
- 14.3. Валютный контроль