logo search
ТДК (СП)

6.2. Способы создания конкурентной среды

Создание нормальных конкурентных отношений непо­средственно связано с оздоровлением российской экономи­ки, обеспечением ее успешного развития. Именно поэтому поддержка конкуренции закреплена в ст. 8 Конституции в качестве одной из конституционных основ нашего строя. ГК определяет конкуренцию как принцип осуществления имущественных, а следовательно - и товарных, отношений. Статья 10 ГК устанавливает, что не подлежат защите пра­ва, когда они используются в нарушение конкуренции.

Рассуждения о необходимости развития конкуренции мож­но услышать часто. К сожалению, из-за слабой разработанно­сти проблематики конкуренции все осуществлявшиеся в этом направлении меры оказались малорезультативными. Россий­ская экономика до сих пор лишена серьезного конкурентного начала. Самые достоверные подтверждения неразвитости конкуренции - отсутствие в стране процессов свободного перетока капитала из менее доходных областей бизнеса в более доходные, незначительное число субъектов малого бизнеса.

В деле развития конкуренции важно выделять и учиты­вать соотношение трех направлений данной деятельности.

Во-первых, это собственно меры по созданию и развитию конкуренции, или стимулирующие меры. Данное направле­ние имеет главенствующее значение. Наряду со специальны­ми мерами по созданию и задействованию конкурентных ме­ханизмов решения по формированию конкурентной среды должны предусматриваться буквально в каждом законода­тельном акте, так или иначе затрагивающем экономическую жизнь. Стимулирующие меры включают в себя различные виды помощи со стороны государства немонополизированно­му сектору экономики.

Во-вторых, это меры по ограничению монополизма и злоупотреблений доминирующим положением на товарном рынке, или ограничительные меры. При этом следует учи­тывать, что опасность для экономики представляет не само по себе монопольное или доминирующее положение фир­мы на рынке, а злоупотребление таким положением в ущерб интересам других хозяйствующих субъектов или по­требителей. Основанная на конкуренции рыночная модель хозяйствования не содержит в себе внутренних эффектив­ных антимонопольных механизмов. Сама монополия выра­стает из свободной конкуренции, но затем ее же и подав­ляет. В результате действий монополий останавливается нормальное течение экономической жизни. Меры, препят­ствующие развитию и негативному влиянию монополизма, составляют прерогативу и необходимую часть государ­ственного регулирования экономики.

Вследствие допущенных просчетов российское конкурен­тное законодательство и деятельность соответствующих государственных структур сведены в основном к антимоно­польным мерам. Ограничительная практика, антимоно­польное законодательство нередко ошибочно трактуются в юридической литературе как основное содержание и само­цель регулирования конкуренции. Более того, все конку­рентное законодательство иногда безосновательно предла­гается рассматривать как антимонопольное.

Указанные воззрения нередко обосновываются ссылка­ми на положения американского закона Шермана. Этот акт, называемый «Законом о защите торговли и промыш­ленности от незаконных ограничений и монополий», был принят Конгрессом США 2 июля 1890 г. Акт объявляет не­законными действия, сговоры и объединения лиц по моно­полизации любой части промышленности и торговли либо их ограничению. Допущенные нарушения наказываются штрафом до 5000 долларов или тюремным заключением на срок до одного года. Предусмотрена обязанность виновных лиц возместить потерпевшим тройную сумму причиненно­го ими убытка.

Закон Шермана принимался в условиях развитой кон­куренции в американской промышленности и торговле. Он был направлен против монополий, нарождавшихся в результате концентрации производства и увеличения его мас­штабов. Подобные антимонопольные законы есть во всех развитых странах мира.

В нашей стране задачи развития конкуренции и подав­ления монополизма не могут быть решены столь простыми способами. И дело не в том, что за их решение Россия взя­лась на век позже, чем другие страны. Сложности предопре­деляются тем, что у нас, с одной стороны, вообще отсутство­вала конкуренция, а с другой — тем, что монополизм в экономике носил тотальный характер. По оценкам специа­листов, около 80% советских предприятий и объединений являлись монополистами в разных видах производства.

В отличие от рыночного отечественный монополизм на­саждался сверху, был продуктом централизованной плано­вой системы хозяйства. Сверхмонополизированность соци­алистической экономики послужила одной из причин ее стагнации и краха.

Антимонопольные, ограничительные меры при всей их значимости и масштабности должны рассматриваться как вспомогательные, придаточные по отношению к задаче раз­вития конкуренции. Сами по себе антимонопольные меры не способны создать конкурентную среду в экономике.

В-третьих, надо выделять меры по защите конкурен­ции, пресечению действий, нарушающих нормальную кон­куренцию, меры, предусматривающие ответственность за такие нарушения.

Развитие конкуренции предполагает создание в обществе соответствующего психологического настроя, соревнователь­ного тона. На Западе дух лидирования, первенства сознатель­но поддерживается государством, предпринимательскими, общественными структурами, средствами массовой информа­ции. И в России стремление людей к достижению лучших ре­зультатов так же должно стимулироваться поощрительными мерами, селекцией, продвижением. Это функция государства и общества в целом, если они заботятся о самосохранении.

В условиях неразвитости конкуренции необходимы пра­вовые и организационные меры по ее созданию. Анализ за­рубежного опыта позволяет указать следующие пути фор­мирования конкурентной среды.

Во-первых, это увеличение числа организаций, осущест­вляющих однородную деятельность, производящих однови­довую продукцию или оказывающих одинаковые услуги. Этому служит создание новых производственных, торговых и иных организаций; перепрофилирование (диверсифика­ция) действующих с учетом имеющихся потребностей; от­каз производителей от узкой специализации и освоение од­новременного выпуска других видов товаров.

Здесь подход рыночный прямо противоположен социа­листическому, который, руководствуясь лозунгом сокраще­ния затрат, фактически культивировал монополизм в ущерб всему населению. Чем больше организаций предла­гают однородные товары и услуги, тем больше они стре­мятся привлечь потребителей и для этого улучшают каче­ство, расширяют спектр предлагаемых услуг, снижают цены и тарифы. Достигается же это за счет модернизации производства, его технического совершенствования, сокра­щения излишних затрат.

Во-вторых, необходима поддержка малого и среднего пред­принимательства. Оно отличается высокой степенью гибкос­ти, оперативностью реагирования на изменения спроса. Мел­кий бизнес своей практикой непосредственной ориентации на потребителей оказывает давление на крупные фирмы, также заставляя их полнее учитывать запросы населения.

Государственная помощь малому предпринимательству может оказываться первоочередным предоставлением госу­дарственных заказов, субсидий, гарантированием получа­емых кредитов на развитие. В законодательном порядке может быть предусмотрена обязанность включения в пред­принимательские договоры условия о привлечении в ка­честве субисполнителей (субподрядчиков) только малых предприятий, обязанность передачи им и оказания содей­ствия в освоении передовых технологий со стороны голов­ных производителей и др.

В-третьих, нужно систематическое сопоставление, общественное сравнение качественных и ценовых показате­лей товаров и услуг, оказываемых различными предприни­мателями. Государство обязано содействовать регулярному проведению смотров, конкурсов, выставок товаров, объек­тивному сопоставлению характеристик, должно публико­вать сравнительную информацию. Подобную работу при поддержке государственных органов призваны проводить торгово-промышленные палаты, ассоциации предприни­мателей, союзы защиты интересов потребителей и другие организации.

В-четвертых (и это тоже обязанность государства), нуж­ны постоянно действующие системы пропаганды и поощрения лучших достижений и результатов. Взамен переходя­щих знамен и грамот государство должно выработать и ис­пользовать новые приемы экономического и морального поощрения. Важны поддержание средствами массовой ин­формации деловой репутации фирм, учет таких показате­лей при распределении государственных инвестиций и за­казов. При этом основными критериями оценки должны стать степень удовлетворения производителем или торгов­цем общественных интересов, запросов потребителей.

Таковы общие направления деятельности по развитию конкуренции. Они должны находить реализацию в конк­ретных приемах и решениях. Их также предстоит выраба­тывать и внедрять в широкую практику, причем делать это придется каждой фирме, делать постоянно и в обязатель­ном порядке.

Здесь реализуется важное правило коммерческого права. Оно состоит в том, что обязательным условием работы каж­дой организации должно быть создание соперничества, конкурентной ситуации между своими контрагентами.

Каждая коммерческая организация должна разработать и закрепить в локальных правовых актах собственную конкурентную стратегию. При выработке стратегии фир­ме необходимо основываться на анализе потребностей кли­ентов определенного сегмента рынка и даже конкретных групп покупателей. Наибольший эффект дает совмещение мер по снижению издержек производства и трансакцион­ных затрат с усилиями по обеспечению высокого качества и улучшению потребительских характеристик товаров. По­следовательное проведение избранных направлений по­зволяет сохранять и завоевывать лучшие позиции на рын­ке. Наряду с этим нередко требуется поиск новых рынков для уже производимых изделий и разработка новых видов товаров для их реализации на уже освоенном рынке.

Помимо выработки стратегии сбыта товаров необходи­мо создание конкурентной ситуации в отношениях между поставщиками закупаемых ресурсов. Вот как это выглядит, например, при установлении договорных связей. На Запа­де, когда покупателю нужна партия сырья или готовых изделий, он зачастую дробит ее и закупает частями у не­скольких разных продавцов. Это дает ряд преимуществ: появляется возможность снижения закупочных цен, срав­ниваются качественные характеристики товара разных продавцов, выявляются более надежные контрагенты. Подобная практика у нас не принята и непривычна, а там рас­сматривается как нормальная и весьма разумная.

Руководство, юридическая служба каждой фирмы долж­ны постоянно отыскивать и апробировать такого рода ре­шения, чтобы полнее использовать возможности конкурен­ции.

В России, к сожалению, крайне мало делается для разви­тия конкуренции. Постановлением Правительства РФ от 09.03.1994 № 191 утверждена Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации. Основной упор в ней сде­лан на мерах по демонополизации. Названная программа в целом носит лозунговый, рекомендательный характер. В ней не содержится конкретных заданий для федеральных и региональных органов, не указаны исполнители и сроки выполнения задач, не предусмотрено финансовое обеспече­ние. Поэтому положения программы реализуются медлен­но либо не выполняются вообще.

Не реализованы, в частности, такие важные меры раз­вития конкуренции, как широкое информирование покупа­телей о ценах на товары разных продавцов, предоставление новым предпринимателям налоговых льгот на период ста­новления, кредитование их по сниженным процентным ставкам, уменьшение размеров арендной платы за помеще­ния в первые годы работы и др.