14.3. Валютный контроль
Под валютным контролем понимается деятельность государственных органов, направленная на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Валютный контроль является частью финансового контроля, но имеет свои специфические черты.
Целью валютного контроля является соблюдение валютного законодательства.
Основными направлениями валютного контроля являются:
определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству;
проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.
К органам валютного контроля относятся:
Совет Министров Республики Беларусь:
осуществляет взаимодействие с Национальным банком по вопросам валютного регулирования;
определяет компетенцию министерств, других республиканских органов государственного управления, а также объединений, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома в вопросах осуществления функций агентов валютного контроля;
осуществляет иные функции, определяемые законодательством Республики Беларусь о валютном регулировании и валютном контроле.
Национальный банк Республики Беларусь:
определяет:
– сферу и порядок обращения в Республике Беларусь иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте, в том числе правила проведения резидентами и нерезидентами операций с иностранной валютой, платежными документами в иностранной валюте;
– правила проведения нерезидентами в Республике Беларусь операций с валютой Республики Беларусь;
устанавливает:
– правила выдачи специальных разрешений (лицензий) на осуществление валютных операций и выдает такие разрешения (лицензии);
– порядок перевода, ввоза, вывоза и пересылки в Республику Беларусь иностранной валюты, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами Республики Беларусь;
– официальные курсы национальной денежной единицы по отношению к другим валютам;
– функции банков как агентов валютного контроля;
создает резервы иностранной валюты и иных валютных ценностей Республики Беларусь и управляет ими;
в соответствии с законодательством представляет Комитету государственного контроля необходимую для осуществления валютного контроля информацию о платежах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по импортным операциям, поступлении денежных средств от экспортных операций, об экспорте - импорте товаров (работ, услуг) по данным платежного баланса;
осуществляет:
– контроль за проведением банками валютных операций и соблюдением ими валютного законодательства;
– проверки банков, иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих специальные разрешения (лицензии) Национального банка на осуществление валютных операций, по вопросам соблюдения ими условий выданных разрешений (лицензий);
– привлекает банки к ответственности за нарушение ими валютного законодательства, невыполнение функций агентов валютного контроля, непредставление либо представление недостоверной информации по установленным формам учета и отчетности валютных операций, а также за нарушение порядка и сроков ее представления;
– осуществляет иные функции, определяемые законодательством Республики Беларусь о валютном регулировании и валютном контроле.
Комитет государственного контроля:
получает от иных органов, а также агентов валютного контроля по согласованной с ними форме информацию, необходимую для осуществления валютного контроля;
формирует на основании указанной информации базу данных по вопросам валютного контроля, анализирует итоги и разрабатывает на их основе предложения по совершенствованию системы валютного контроля и устранению недостатков;
осуществляет в пределах своей компетенции контроль за выполнением органами и агентами валютного контроля порядка осуществления валютного контроля;
осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством Республики Беларусь, регламентирующим деятельность Комитета государственного контроля;
Государственный таможенный комитет:
представляет Комитету государственного контроля информацию в соответствии с определяемым им порядком;
осуществляет иные функции, определяемые законодательством Республики Беларусь.
Агентами валютного контроля являются:
таможни
осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу Республики Беларусь, за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов, валюты Республики Беларусь, ценных бумаг в валюте Республики Беларусь, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.
банки. осуществляют:
контроль за возможностью использования иностранной валюты и белорусских рублей в отношениях между резидентами и нерезидентами Республики Беларусь при проведении платежей по внешнеторговым договорам по импорту;
контроль за правомерностью (наличие разрешения (лицензии) Национального банка Республики Беларусь, соответствие законодательству Республики Беларусь) проведения расчетов в иностранной валюте между резидентами Республики Беларусь;
контроль за осуществлением резидентами Республики Беларусь (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) платежей в иностранной валюте при проведении ими операций с ценными бумагами;
визирование паспорта сделки, оформленного юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
контроль за своевременностью представления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями информации о поступлении на их счет денежных средств от экспорта товаров (работ, услуг);
контроль за представлением плательщиком-резидентом Республики Беларусь гарантии иностранного банка при осуществлении авансовых платежей и/или предварительной оплаты в иностранной валюте в суммах, эквивалентных 100 000 долларов США и выше, в пользу нерезидентов Республики Беларусь за приобретаемые у них товары, работы, услуги;
контроль за соблюдением ограничений на проведение авансовых платежей и/или предварительной оплаты в иностранной валюте на счета нерезидентов, зарегистрированных в оффшорных зонах (требование: указание в платежных документах страны регистрации нерезидента);
контроль за представлением документов, подтверждающих обоснованность покупки резидентами Республики Беларусь (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь;
контроль за целевым использованием иностранной валюты, купленной резидентами Республики Беларусь (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь;
контроль за соблюдением сроков осуществления обязательной продажи средств в свободно конвертируемой валюте и российских рублях резидентами Республики Беларусь (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями);
контроль за наличием в установленных законодательством случаях разрешений (лицензий) Национального банка Республики Беларусь на проведение операций, связанных с движением капитала и осуществляемых через счета клиентов;
контроль за представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями предусмотренных законодательством Республики Беларусь документов, необходимых для получения кредитов в иностранной валюте.
министерства, другие республиканские органы государственного управления, а также объединения, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, облисполкомы и Минский горисполком:
осуществляют контроль за возвратом в страну и использованием подведомственными юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг);
принимают меры по устранению выявленных нарушений;
представляют Министерству иностранных дел информацию о внешнеэкономической деятельности подведомственных им юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей согласно порядку, форме и срокам, установленным указанным министерством.
- А. А. Вишневский, с. И. Филипович
- Учебное пособие
- 1. Финансы и финансовая деятельность государства.
- Финансы и финансовая деятельность государства
- 1.2. Общая характеристика финансовой системы республики беларусь
- 1.3. Органы, осуществляющие финансовую деятельность в республике беларусь
- Финансовое право как отрасль права
- 2.1. Понятие финансового права и его предмет
- Финансовый контроль
- 3.1. Понятие, виды, формы и методы финансового контроля
- 3.2. Ревизия как основной метод финансового контроля
- Этапы проведения ревизии
- 3.3. Аудит в республике беларусь
- Бюджетное устройство республики беларусь
- 4.1. Понятие и роль бюджета
- 4.2. Понятие, предмет и источники бюджетного права
- 4.3. Бюджетная система республики беларусь и принципы ее построения
- 4.4. Республиканский и местные бюджеты
- 4.6. Дефицит бюджета и методы его финансирования
- 5. Бюджетный процесс в республике беларусь
- 5.1. Понятие и принципы бюджетного процесса
- 5.2. Общие положения составления, рассмотрения и утверждения бюджетов
- 6. Общая характеристика правового регулирования государственных доходов
- 6.2. Понятие налоговых платежей. Виды общереспубликанских и местных налогов и сборов
- 7. Краткая характеристика порядка уплаты некоторых налогов
- 7.1. Налоги на прибыль и доходы
- 7.2. Налог на добавленную стоимость
- 7.3. Акцизный налог
- 7.4. Подоходный налог с физических лиц
- 7.5. Налог на недвижимость
- 7.6. Земельный налог
- 7.7. Чрезвычайный налог
- 7.8. Налог на приобретение автотранспортных средств
- 8. Ответственность за нарушение налогового законодательства
- 8.1. Права и обязанности должностных лиц налоговых
- 8.2. Виды нарушений налогового законодательства
- Виды нарушений законодательства о налогах и предпринимательстве и меры ответственности.
- 8.3. Порядок обжалования действий должностных лиц налоговых органов
- 9. Правовые основы государственного кредита
- 9.1. Понятие, значение, формы и виды государственного кредита
- 9.2. Понятие и виды государственного долга
- 9.3. Управление государственным долгом
- 10. Правовое регулирование страхования
- 10.1. Понятие и значение страхования
- 10.2. Основные направления развития страхования в
- 10.3. Государственное регулирование
- 11. Правовые основы банковского кредита
- 11.1. Банковская система республики беларусь
- Основными целями деятельности Национального банка являются:
- 11.2. Порядок создания и прекращения деятельности банков
- Для государственной регистрации в Национальный банк представляются следующие документы:
- Учредителям банка может быть отказано в его регистрации в следующих случаях:
- 11.3. Основные направления деятельности банков. Банковский кредит
- 12. Правовые основы денежного обращения в республике беларусь
- 12.1 Понятие денег и денежной системы
- 12.2. Порядок наличного денежного обращения
- Порядок приема и выдачи наличных денег и оформления кассовых документов
- Порядок ведения кассовой книги и хранения денег
- Ревизия кассы и контроль за соблюдением кассовой дисциплины
- Грубым нарушением Правил ведения кассовых операций являются систематические нарушения:
- 12.3. Правовое регулирование рынка ценных бумаг
- Виды ценных бумаг
- 13. Правовые основы расчетов
- 13.1. Порядок открытия счета в банке.
- Виды банковских счетов
- Оформление открытия счетов предприятиям и предпринимателям
- Не требуется представления документа о регистрации (перерегистрации) и копий учредительных документов следующим организациям и учреждениям:
- Переоформление и закрытие счетов
- Открытие и закрытие счетов физическим лицам
- Закрытие счета физического лица производится:
- 13.2. Правовые формы расчетов юридических и
- Расчеты платежными требованиями
- Расчеты платежными поручениями
- Расчеты платежными требованиями – поручениями
- Расчеты аккредитивами
- Списание средств со счетов плательщиков без их согласия (бесспорный порядок списания средств)
- Расчеты чеками из чековой книжки
- Расчеты расчетными чеками
- 13.3. Расчеты с помощью банковских
- 14. Правовое регулирование валютных отношений
- 14.1. Понятие валюты и валютных ценностей
- 14.3. Валютный контроль