logo search
ПОСОБИЕ -мвд

2.1. Понятие финансового права и его предмет

Осуществление финансовой деятельности государства требует правового регулирования прав, обязанностей и ответственности участвующих в ней субъектов. В этом и заключается предназначение финансового права: посредствам его норм финансовая система приводится в действие и используется государством. Таким образом, предмет финансового права составляют общественные отношения, возникающие в результате финансовой деятельности государства, т.е. деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств. В число этих отношений входят бюджетные, налоговые, кредитные, валютные и др.

Все общественные отношения, которые составляют предмет финансового права, можно сгруппировать по следующим признакам:

По функциональному признаку к предмету финансовое право относится:

Государственная власть, регулирую финансовые отношения, опирается на нормы финансового права, которое можно определить как совокупность юридических норм, регулирующих отношения в сфере собирания, распределения и использования государственных денежных фондов.

В юридической литературе высказывались сомнения по поводу самостоятельности финансового права в системе права. Существовали утверждения о том, что финансовое право выделилось из административного и государственного (конституционного) права, либо только из административного. Однако данный вопрос был практически решен еще в 70-х ХХ в. В 1976 году В.В. Бесчеревных обосновал вывод о том, что финансовое право не выделялось из других отраслей права, а возникло как самостоятельная отрасль права одновременно с государственным и административным правом.

Как любая самостоятельная отрасль права, финансовое право имеет свой метод правового регулирования отношений, входящих в его предмет. Основным методом финансового права является властно-стоимостный метод.Он характеризуется:

отсутствием возможности договора между сторонами;

Таким образом, финансовое право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих отношения в сфере собирания, распределения и использования государственных денежных фондов.

2.2. СИСТЕМА И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВОГО ПРАВА

По определению любой отрасли права оно представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих определенную систему общественных отношений. Не является в этом отношении исключением и финансовое право.

Финансовые отношения охватывают широкий спектр экономических отношений, поэтому последовательность расположения финансово-правовых норм, регулирующих близкие и однородные отношения, имеет не только чисто теоретическое, но и практическое значение.

Финансово-правовые нормы группируются в отдельные финансово-правовые институты. Институты – это взаимосвязанные группы финансово–правовых норм, регулирующие однородные общественные отношения. Между этими институтами существует тесная взаимосвязь. Так, например, между бюджетным правом (основным финансово-правовым институтом в системе финансового права) существует взаимосвязь с другим финансово-правовым институтом - налоговым правом. Это обусловлено тем, что налоги являются основным источником формирования государственного бюджета.

Таким образом, система финансового права Республики Беларусь представляет собой научно обоснованное построение финансово-правовых норм, их расположение в определенной последовательности и взаимосвязь между отдельными финансово-правовыми институтами.

Как и другие отрасли права, финансовое право состоит из общей и особенной частей.

Общая часть содержит нормы финансового права, закрепляющие общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, перечень государственных органов, осуществляющих финансовою деятельность, их права и обязанности, организацию, виды, формы и методы финансового контроля и т.д.

В особенной части содержатся детализация и конкретизация норм общей части.

Как уже указывалось, одним из основных институтов финансового права является институт бюджетного права. Это обусловлено тем, что в бюджете накапливаются основные финансовые ресурсы государства, необходимые для обеспечения бесперебойного функционирования органов государственной власти.

Бюджет – это роспись доходов и расходов государства на определенный период времени. Исходя из этого, следующим финансово–правовым институтом, входящим в структуру особенной части финансового права, будет институт, содержащий в себе нормы, регулирующие государственные доходы. В рамках этого института основными являются нормы, регулирующие налоговые отношения. Помимо этого, в институт государственных доходов входят нормы, регулирующие отношения, касающиеся государственного кредита и страхования.

Для нормального функционирования государства в целом ему необходимо не только собрать доходы в централизованные денежные фонды, но и правильно их распределить и израсходовать. Поэтому следующим институтом является институт государственных расходов. В этот институт входят нормы, регулирующие отношения, возникающие по поводу бюджетного финансирования, кредитования, выплаты по государственному долгу и страхованию.

Поскольку финансовая деятельность основана на денежном обращении, то в систему финансового права также входят институты, регулирующие денежное и валютное регулирование.

Таким образом, особенная часть финансового права состоит из нескольких финансово-правовых институтов, регулирующих однородные финансовые отношения:

Нормы, регулирующие финансовые отношения, содержатся в многочисленных источниках.

Источниками финансового права являются правовые акты органов представительной и исполнительной власти всех уровней, регулирующие финансовые отношения. К ним относятся:

В настоящее время идет процесс кодификации отдельных институтов финансового права. Так, Национальным Собранием Республики Беларусь уже приняты “Банковский кодекс Республики Беларусь”, “Инвестиционный кодекс”, находится на рассмотрении Налоговый кодекс Республики Беларусь.

2.3. ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Регулирование финансовых отношений государство осуществляет посредством установления определенных правил поведения участников этих отношений (их прав и обязанностей), т.е. финансово-правовых норм.

Особенности финансово-правовых норм:

Финансово-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза финансово-правовой нормы содержит условия действия финансово-правовой нормы.

Диспозиция – само правило поведения субъекта финансовых правоотношений.

Санкция - меру ответственности за невыполнение установленных предписаний.

По способу воздействия на участников финансовых правоотношений финансово-правовой нормы подразделяется на:

По содержанию финансово-правовые нормы подразделяются на:

Под финансовыми правоотношениями понимаются урегулированные нормами финансового права общественные отношения, возникающие в процессе мобилизации, распределения и использования государством фондов денежных средств.

Финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных правоотношений.

Особенностью их является то, что одной из сторон выступает государство в лице его уполномоченного органа, и при этом отсутствует равенство сторон.

Наиболее полно раскрывает содержание финансовых правоотношений их классификация на виды в зависимости от структуры финансовой системы Республики Беларусь ( по материальному признаку).

При такой классификации выделяются финансовые правоотношения, возникающие в связи с функционированием соответствующего звена финансовой системы (бюджетного, налогового, государственного страхования, валютно-денежных отношений и т.д.).

По субъектному составу финансовые правоотношения делятся на возникающие между:

В связи с существованием материальных и процессуальных норм финансовые правоотношения также делятся на материальные (реализуются права и обязанности участников: право местного совета на свой бюджет) и процессуальные, т.е. обязанность государственных органов при реализации своих полномочий следовать определенному порядку.

Бывают перманентные (т.е. постоянно возникающие) и срочные.

Участники финансовых отношений и финансовых правоотношений, наделенные юридическими правами и обязанностями и вступающие в такие отношения, принадлежат к субъектам финансового права. Субъект финансового права – понятие более широкое, чем субъект финансовых правоотношений.

Субъект финансового права это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений.

Субъект финансовых правоотношений это реальный участник конкретных правоотношений.

К субъектам финансового права относятся:

Прекращение финансовых правоотношений происходит в следующих случаях: