Учредителям банка может быть отказано в его регистрации в следующих случаях:
не полного формирования уставного фонда;
если один из его учредителей на дату подачи заявления о государственной регистрации банка:
– является учредителем (участником) трех и более юридических лиц, за исключением открытых акционерных обществ и коммерческих организаций, осуществляющих преимущественно производственную деятельность;
– имеет задолженность по заработной плате и (или) платежам в бюджет или государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, а также является учредителем юридических лиц, имеющих задолженность по заработной плате и (или) платежам в бюджет или государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды;
– является общественным объединением, преследующим политические цели;
– является индивидуальным предпринимателем или учредителем (участником) юридического лица, в отношении которого принято решение о прекращении деятельности (ликвидации), но процесс прекращения деятельности (ликвидации) не завершен;
– являлся индивидуальным предпринимателем, прекратившим деятельность, или учредителем (участником) ликвидированного юридического лица на основании представления уполномоченного органа, если с даты их исключения из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей прошло менее трех лет;
– ограничен в праве на осуществление предпринимательской деятельности по решению суда;
отсутствия у кандидатуры, предлагаемой на должность руководителя исполнительного органа банка, высшего юридического или экономического образования и стажа работы не менее трех лет по руководству отделом или иным подразделением банка;
отсутствия у кандидатуры, предлагаемой на должность главного бухгалтера банка, высшего экономического образования и стажа работы не менее трех лет в должности бухгалтера банка;
наличия непогашенной или неснятой судимости;
привлечения в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу на день принятия решения о государственной регистрации банка;
совершения в течение года административного правонарушения в области торговли и финансов, установленного вступившим в законную силу постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;
наличия в течение последних двух лет фактов расторжения с указанными лицами трудового договора (контракта) по инициативе нанимателя в случае совершения ими виновных действий, являющихся основаниями для утраты доверия к ним со стороны нанимателя;
недостаточности квалификации, установленная специальной квалификационной комиссией Национального банка.
при выявлении в представленных для государственной регистрации документах недостоверной информации, а также в случае нарушения порядка создания банка.
Отказ в государственной регистрации банка по мотивам нецелесообразности его создания не допускается.
Об отказе в государственной регистрации банка сообщается в пятнадцатидневный срок в письменной форме с указанием причин отказа.
Отказ в государственной регистрации банка либо непринятие Национальным банком в установленный срок решения о его государственной регистрации могут быть обжалованы в хозяйственный суд.
Банк приобретает право на осуществление банковских операций со дня получения лицензии в Национальном банке Республики Беларусь.
Национальный банк может выдавать следующие виды лицензии на осуществление банковских операций: общую, внутреннюю, генеральную, разовую, лицензию на привлечение во вклады средств физических лиц, лицензию на осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
Общая лицензия дает банку право осуществлять указанные в ней банковские операции в белорусских рублях. Общая лицензия выдается банку во время его государственной регистрации.
Внутренняя лицензия дает банку право осуществлять указанные в ней банковские операции в иностранной валюте на территории Республики Беларусь. Внутренняя лицензия выдается по заявлению банка во время или после его государственной регистрации.
Генеральная лицензия дает банку право осуществлять указанные в ней банковские операции в иностранной валюте как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами. Генеральная лицензия выдается по заявлению банка не ранее одного года после его государственной регистрации. Данная лицензия может быть выдана банку с иностранными инвестициями и дочернему банку иностранного банка ранее указанного срока в порядке, установленном Национальным банком.
Разовая лицензия дает банку право осуществить отдельную банковскую операцию в иностранной валюте. Разовая лицензия выдается по заявлению банка в случае необходимости одноразового осуществления им отдельной банковской операции.
Лицензия на привлечение во вклады средств физических лиц дает банку право на осуществление следующих операций в белорусских рублях и иностранной валюте:
привлечение во вклады денежных средств физических лиц;
открытие и ведение банковских счетов физических лиц;
осуществление расчетного и (или) кассового обслуживания физических лиц.
Лицензия на привлечение во вклады средств физических лиц может быть выдана по заявлению банка не ранее двух лет с даты его государственной регистрации.
Лицензия на осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями дает банку право осуществлять указанные в ней операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями. Данная лицензия выдается по заявлению банка не ранее трех лет с даты его государственной регистрации.
В соответствии с действующим законодательством банки имеют право на создание обособленных подразделений: филиалов (отделений) и представительств.
Филиалом (отделением) банка является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения банка и осуществляющее от его имени все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией на осуществление банковских операций.
Филиал (отделение) банка не является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании положения, утверждаемого создавшим его банком. Положение о филиале (отделении) банка должно соответствовать требованиям законодательства Республики Беларусь и уставу банка.
Руководитель филиала (отделения) банка назначается руководителем банка, создавшего этот филиал (отделение), и действует на основании выданной ему в установленном порядке доверенности. Квалификационные требования к руководителям филиалов (отделений) банка определяются Национальным банком.
Для создания филиала (отделения) банка необходимо получить согласие Национального банка Республики Беларусь. Для этого в Национальный банк представляются следующие документы:
заявление;
выписка из протокола общего собрания учредителей (участников) банка о принятии решения о создании филиала (отделения) банка, если иное не предусмотрено уставом банка;
положение о филиале (отделении) банка, утвержденное уполномоченным органом банка;
сведения о профессиональной пригодности руководителя и главного бухгалтера филиала (отделения) банка.
Вопрос о создании филиала (отделения) банка рассматривается Национальным банком в тридцатидневный срок со дня подачи документов. О принятом решении Национальный банк уведомляет банк в письменной форме в трехдневный срок.
Национальный банк в пятнадцатидневный срок после дачи согласия на создание филиала (отделения) банка сообщает данные о его создании в налоговые органы и органы государственной статистики.
Национальный банк имеет право отказать в создании филиала (отделения) банка в следующих случаях:
убыточности банка в течение последних трех месяцев до дня подачи документов, необходимых для создания филиала (отделения) банка;
невыполнения банком экономических нормативов в течение последних трех месяцев до дня подачи документов, необходимых для создания филиала (отделения) банка;
несоответствия положения о филиале (отделении) банка требованиям законодательства Республики Беларусь и уставу банка;
нарушения установленного порядка его создания;
недостаточности квалификации руководителя и главного бухгалтера филиала (отделения) банка, установленной специальной квалификационной комиссией Национального банка.
Отказ в создании филиала (отделения) банка по мотивам нецелесообразности его создания не допускается.
Отказ в даче согласия на создание филиала (отделения) банка либо непринятие Национальным банком в установленный срок решения о создании филиала (отделения) банка могут быть обжалованы в хозяйственный суд.
Кроме филиалов и отделений банк может создавать представительство.
Представительство – обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения банка, представляющее его интересы и осуществляющее их защиту.
Представительство открывается банком после предварительного уведомления Национального банка.
Представительство банка осуществляет свою деятельность на основании положения, утверждаемого создавшим его банком.
Представительство банка не является юридическим лицом и не имеет права осуществлять банковские операции.
Руководители представительств назначаются руководителем банка, создавшего эти представительства, и действуют на основании выданной им в установленном порядке доверенности.
Также банками и его филиалами (отделениями) могут создаваться структурные подразделения (расчетно-кассовые центры, осуществляющие расчетное и (или) кассовое обслуживание клиентов, обменные пункты и др.), расположенные вне места нахождения банка, его филиалов (отделений) и не имеющие самостоятельного баланса.
Банк информирует Национальный банк о создании структурных подразделений в трехдневный срок.
Прекращение деятельности банка происходит путем реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) или ликвидации.
Слияние банка может осуществляться только с банком (банками). В случае принятия банками решения о слиянии необходимо получить разрешение Национального банка на их слияние. Банк может быть реорганизован путем присоединения только к другому банку. Присоединиться к банку могут только банк либо небанковская кредитно-финансовая организация.
Реорганизация банка путем его разделения или выделения банков (банка) допускается при условии, если уставный фонд банков (банка), созданных в результате реорганизации, остается в пределах минимального уставного фонда, установленного Национальным банком.
Реорганизация банка путем его разделения или выделения банков (банка), влекущая уменьшение уставных фондов созданных в результате реорганизации юридических лиц по сравнению с уставным фондом реорганизуемого банка, производится с уведомлением кредиторов реорганизуемого банка. Кредитор реорганизуемого банка вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является этот банк, и возмещения убытков.
При реорганизации банков путем слияния, присоединения или преобразования к вновь созданному банку переходят все лицензии, которые имели реорганизованные банки.
В случае отзыва у банка лицензии на осуществление банковских операций по привлечению денежных средств физических и юридических лиц во вклады (депозиты), размещению привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности, открытию и ведению банковских счетов физических и юридических лиц при сохранении лицензии на осуществление других банковских операций допускается преобразование банка в небанковскую кредитно-финансовую организацию.
В случае отзыва лицензии на осуществление всех банковских операций и при условии полного выполнения банком своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами банк может быть преобразован в иную коммерческую организацию.
В случае реорганизации банка его права и обязанности переходят к вновь созданному банку (банкам) и иным юридическим лицам в порядке, установленном гражданским законодательством.
Прекращение деятельности банка осуществляется путем его ликвидации.
Банк может быть ликвидирован по решению его учредителей (участников), хозяйственного суда и Национального банка в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь. При ликвидации банка по инициативе его учредителей (участников) в Национальный банк представляются заявление, а также решение учредителей (участников) банка о его ликвидации. Решение о ликвидации банка может быть принято только после того, как банк исполнит все имеющиеся обязательства перед вкладчиками и кредиторами банка.
Ликвидация банка по инициативе его учредителей (участников) производится с письменного согласия Национального банка.
В случае отказа в даче согласия на ликвидацию банка Национальный банк обязан аргументировать свое решение и представить общему собранию учредителей (участников) банка план действий по устранению причин, вызвавших принятие решения о ликвидации.
Орган, принявший решение о ликвидации банка, в десятидневный срок после получения согласия Национального банка создает ликвидационную комиссию, назначает ее председателя, а также устанавливает в соответствии с законодательством Республики Беларусь порядок и сроки ликвидации банка.
Национальный банк вносит в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведения о том, что банк находится в процессе ликвидации.
Ликвидационная комиссия в течение тридцатидневного срока со дня принятия решения о ликвидации банка производит оценку его финансового состояния и в случае недостаточности имущества банка для погашения требований кредиторов и (или) задолженности по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды подает в хозяйственный суд исковое заявление о банкротстве банка.
Банк считается ликвидированным с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Сообщение об аннулировании записи о государственной регистрации банка подлежит опубликованию Национальным банком в официальном издании Национального банка в тридцатидневный срок со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
- А. А. Вишневский, с. И. Филипович
- Учебное пособие
- 1. Финансы и финансовая деятельность государства.
- Финансы и финансовая деятельность государства
- 1.2. Общая характеристика финансовой системы республики беларусь
- 1.3. Органы, осуществляющие финансовую деятельность в республике беларусь
- Финансовое право как отрасль права
- 2.1. Понятие финансового права и его предмет
- Финансовый контроль
- 3.1. Понятие, виды, формы и методы финансового контроля
- 3.2. Ревизия как основной метод финансового контроля
- Этапы проведения ревизии
- 3.3. Аудит в республике беларусь
- Бюджетное устройство республики беларусь
- 4.1. Понятие и роль бюджета
- 4.2. Понятие, предмет и источники бюджетного права
- 4.3. Бюджетная система республики беларусь и принципы ее построения
- 4.4. Республиканский и местные бюджеты
- 4.6. Дефицит бюджета и методы его финансирования
- 5. Бюджетный процесс в республике беларусь
- 5.1. Понятие и принципы бюджетного процесса
- 5.2. Общие положения составления, рассмотрения и утверждения бюджетов
- 6. Общая характеристика правового регулирования государственных доходов
- 6.2. Понятие налоговых платежей. Виды общереспубликанских и местных налогов и сборов
- 7. Краткая характеристика порядка уплаты некоторых налогов
- 7.1. Налоги на прибыль и доходы
- 7.2. Налог на добавленную стоимость
- 7.3. Акцизный налог
- 7.4. Подоходный налог с физических лиц
- 7.5. Налог на недвижимость
- 7.6. Земельный налог
- 7.7. Чрезвычайный налог
- 7.8. Налог на приобретение автотранспортных средств
- 8. Ответственность за нарушение налогового законодательства
- 8.1. Права и обязанности должностных лиц налоговых
- 8.2. Виды нарушений налогового законодательства
- Виды нарушений законодательства о налогах и предпринимательстве и меры ответственности.
- 8.3. Порядок обжалования действий должностных лиц налоговых органов
- 9. Правовые основы государственного кредита
- 9.1. Понятие, значение, формы и виды государственного кредита
- 9.2. Понятие и виды государственного долга
- 9.3. Управление государственным долгом
- 10. Правовое регулирование страхования
- 10.1. Понятие и значение страхования
- 10.2. Основные направления развития страхования в
- 10.3. Государственное регулирование
- 11. Правовые основы банковского кредита
- 11.1. Банковская система республики беларусь
- Основными целями деятельности Национального банка являются:
- 11.2. Порядок создания и прекращения деятельности банков
- Для государственной регистрации в Национальный банк представляются следующие документы:
- Учредителям банка может быть отказано в его регистрации в следующих случаях:
- 11.3. Основные направления деятельности банков. Банковский кредит
- 12. Правовые основы денежного обращения в республике беларусь
- 12.1 Понятие денег и денежной системы
- 12.2. Порядок наличного денежного обращения
- Порядок приема и выдачи наличных денег и оформления кассовых документов
- Порядок ведения кассовой книги и хранения денег
- Ревизия кассы и контроль за соблюдением кассовой дисциплины
- Грубым нарушением Правил ведения кассовых операций являются систематические нарушения:
- 12.3. Правовое регулирование рынка ценных бумаг
- Виды ценных бумаг
- 13. Правовые основы расчетов
- 13.1. Порядок открытия счета в банке.
- Виды банковских счетов
- Оформление открытия счетов предприятиям и предпринимателям
- Не требуется представления документа о регистрации (перерегистрации) и копий учредительных документов следующим организациям и учреждениям:
- Переоформление и закрытие счетов
- Открытие и закрытие счетов физическим лицам
- Закрытие счета физического лица производится:
- 13.2. Правовые формы расчетов юридических и
- Расчеты платежными требованиями
- Расчеты платежными поручениями
- Расчеты платежными требованиями – поручениями
- Расчеты аккредитивами
- Списание средств со счетов плательщиков без их согласия (бесспорный порядок списания средств)
- Расчеты чеками из чековой книжки
- Расчеты расчетными чеками
- 13.3. Расчеты с помощью банковских
- 14. Правовое регулирование валютных отношений
- 14.1. Понятие валюты и валютных ценностей
- 14.3. Валютный контроль