logo search
Shurinova_E_Dengi_kredit_banki-kurs_lektsy

Функция 1. Деньги – мера стоимости товаров.

Первая функция денег состоит в том, чтобы стать всеобщим стоимостным эталоном. В этой функции деньги измеряют стоимость, или общественную ценность товаров, а цены товаров получают свое денежное выражение.

Цена – это денежное выражение стоимости товаров, работ, услуг.

Продажа товара означает, что он обменивается на определенную сумму денег в соответствии с установленной ценой. Не деньги дают возможность определить цену товара. Деньги – лишь форма проявления того, что заложено в самом товаре.

Для того чтобы определить цену товара, нужно мысленно приравнять его к определенному количеству денег, достаточно знать, что есть деньги, и цена товара будет определена (эту функцию деньги выполняют идеально). Однако мы имеем дело не просто с мыслью, а с представительной стоимость денег – идеальным отражением реальных товарных пропорций.

Цена любого товара может быть выражена в таком виде:

Товар А = х граммов денежного материала.

Товар А = х денежных единиц (рублей, тенге, евро и т.д.)

Например, мороженое стоит 50 руб.; билет в театр стоит 1000 руб.; Иванов хочет купить мобильный телефон за 300 долларов США, но у него нет нужной суммы.

Для этой функции важное значение имеет масштаб цен, который устанавливается государством. Первоначально он рассматривался как весовое количество металла, принятое в стране за денежную единицу (например, 1 дол. США содержал 0,888 г золота). При обращении полноценных денег масштаб цен совпадал с весовым количеством металла, закрепленным за денежной единицей.

Сегодня такое определение масштаба не имеет экономического смысла, так как деньги потеряли связь с золотом. Современный масштаб цен - это национальная денежная единица и ее деление на более мелкие кратные части.

При бумажно-денежном обращении масштаб цен предстает как законодательно установленный номинал основной денежной единицы.

Масштаб цен не является раз и навсегда заданной величиной. Постепенное изменение масштаба цен возможно в процессе инфляции, мгновенное изменение – при проведении денежных реформ, девальвации и непосредственно – при деноминации.

Девальвация 

(англ. value— ценность) (лат.De - понижение + Valeo - иметь значение, стоить) — метод стабилизации национальной валюты, противоположный ревальвации, суть которого заключается в понижении официального курса бумажных денег до их реальной стоимости, т. е. снижении курса национальной валюты по отношению к твердым валютам, международным счетным единицам; уменьшение реального золотого содержания денежной единицы.

Деноминация

— государственное мероприятие по изменению масштаба цен в сторону укрупнения нарицательной стоимости денежных знаков страны и обмену старых денег на новые с пересмотром тарифов и цен, проводимое в целях облегчения денежного обращения и придания большей полноценности деньгам. ( Например, в 1961 г. "старые" деньги в СССР были заменены на "новые" таким образом, что 10 "старым" рублям соответствовал 1 "новый" рубль). Благодаря деноминации удаётся значительно сократить число денежных купюр и монет, находящихся в обращении.

Выполняя функцию меры стоимости, деньги измеряют стоимость товаров так же, как при помощи килограммов измеряется вес, метров - длина. Как мера стоимости деньги однородны, что очень важно для различных экономических расчетов.

Для реализации данной функции нет необходимости иметь деньги в наличии, достаточно мысленно их представлять. Поэтому функцию меры стоимости деньги выполняют идеально. Это так называемые «счетные деньги» или «единицы счета», которые применяются для установления цены товара без самого денежного материала.

Однако термин «счетные деньги» не тождествен термину «масштаб цен», а тем более термину «мера стоимости». Введение масштаба цен превращает деньги в универсальное средство учета. Масштаб цен предшествует счету, составляет его исходный пункт.