10.1. Виды розничных платежей и способы их проведения
Розничные платежи– это платежи, при которых в роли их плательщика или получателя выступает частное лицо. Такие платежи опосредуют приобретение частными лицами товаров или услуг в целях личного потребления у организаций либо, напротив, это платежи фирм или государственных учреждений частным лицам (выплата заработной платы, различных пособий, покупка вещей у населения магазином и т. п.). Не исключены случаи, когда розничные платежи происходят и в сфере бизнеса, особенно малого предпринимательства.
Розничные платежи обычно связаны или с одноразовой сделкой (покупкой конкретного товара или услуги), или с договорными отношениями, предусматривающими периодические платежи (квартплата, оплата коммунальных услуг и т. п.). Розничные платежи могут осуществляться как наличным, так и безналичным путем.
Платежи наличными деньгами («из рук в руки») обычно связаны с небольшими суммами между двумя частными лицами или частным лицом и розничной фирмой. Средняя сумма каждого отдельного розничного платежа существенно ниже, чем в оптовых.
Платеж наличными представляет собой непосредственное, немедленное и окончательное погашение обязательства плательщика перед его получателем, иными словами, он становится безотзывным и окончательным непосредственно в момент его совершения, и деньги, полученные в оплату, могут немедленно вновь использоваться для дальнейших платежей. В большинстве стран законодательство требует, чтобы наличная национальная валюта принималась в оплату в безусловном порядке при любых сделках. Исполнение сделок с оплатой наличными деньгами обычно не требует дальнейшей идентификации сторон, т. е. установления персональных данных плательщика (имени, фамилии, адреса и т. п.), и фиксации в документах получателя платежа.
Наряду с использованием в розничных расчетах наличных денег во многих странах мира достигнут значительный прогресс во внедрении безналичных механизмов розничных платежей. В настоящее время для этого имеется множество различных инструментов, у каждого из которых есть собственные характеристики, приспособленные для специфических типов отношений сторон и разных типов сделок. При этом в сфере розничных платежей наблюдаются гораздо более высокие темпы внедрения различных инноваций, нежели в других сферах организации расчетов (системы «электронных» денег, платежи через Интернет).
Разные группы клиентов в силу национальных традиций, психологических аспектов, особенностей бизнеса предпочитают определенные типы платежных инструментов. Поэтому лишь немногие из них могут быть взаимозаменяемыми, в связи с чем не только сохраняется, но и все больше увеличивается разнообразие инструментов и методов розничных платежей, при этом новые инструменты, как правило, не вытесняют, а лишь дополняют традиционные.
Розничные платежные услуги предоставляют главным образом банки. В отличие от оплат наличными безналичные розничные платежи обычно включают перевод денежных средств между банковскими учреждениями, обслуживающими плательщика и получателя, и в связи с этим неизбежно требуют идентификации сторон, по меньшей мере в форме указания реквизитов их банковских счетов.
С технологической точки зрения розничные платежи могут быть разделены на бумажные и электронные. К бумажным относятся безналичные переводы денежных средств по счетам, открытым гражданам в банках, и почтовые переводы. Основными системами электронных розничных платежей являются карточные системы и системы электронных денежных переводов (например, Western Union).
Безналичные переводы денежных средств банками.Они предполагают открытие банковского счета, на котором учитываются остатки денежных средств клиента и через который проводятся его платежи. В традиционных платежных системах банковские счета необходимы для быстрого разнесения платежей по участникам расчетов, более удобного учета и визуального представления выплат для банков и их клиентов. В таких системах много клиентов, каждый из которых совершает множество платежей за короткий промежуток времени, поэтому банковский счет является непременным условием их быстрой обработки. При массовых платежах банковский счет клиента позволяет быстрее и четче идентифицировать плательщика и получателя, сводить для каждого из них все множество платежей в одном документе – выписке по счету. Издержки банка на открытие и ведение счета значительно меньше, чем выгода от быстрой обработки и лучшего проведения платежей.
В Российской Федерации порядок открытия банковских счетов физическим лицам и проведение безналичных платежей регламентируется положением Банка России от 1 апреля 2003 г. № 222‑П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации».
Банковский счет, открываемый физическому лицу в банке на основании соответствующего договора, предусматривающего совершение расчетных операций, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, называется текущим счетом физического лица.
Для открытия текущего счета физическим лицом представляются следующие документы:
› паспорт или другой документ, в соответствии с законодательством РФ удостоверяющий личность;
› карточка с образцами подписей;
› иные документы, предусмотренные законодательством и/или договором банковского счета.
При осуществлении безналичных расчетов по текущим счетам физическими лицами могут применяться установленные законодательством формы: расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, по инкассо. Списание денежных средств с текущего счета физического лица осуществляется банком по распоряжению его владельца либо без такового (в случаях, предусмотренных законодательством) на основании расчетных документов в пределах имеющихся на счете денежных средств. Картотека неоплаченных расчетных документов к текущему счету физического лица не ведется.
В случае отсутствия денежных средств на текущем счете физического лица на момент списания средств, а также права на получение кредита (включая овердрафт), предусмотренного договором между банком и физическим лицом, расчетные документы исполнению не подлежат и возвращаются плательщикам или взыскателям.
Физическое лицо может предоставить другому физическому лицу (доверенному лицу) право распоряжения денежными средствами, находящимися на его текущем счете, на основании доверенности, составленной в соответствии с требованиями законодательства и удостоверенной банком либо в нотариальном порядке.
Почтовые переводы через отделения связи.При осуществлении почтовых переводов через российские отделения связи плательщик заполняет заявление на перевод и вносит необходимую сумму наличных. Платежный документ по почтовым каналам связи передается в отделение получателя платежа, где ему выдаются наличные. Если для конкретного отделения связи сумма переводов к перечислению и выдаче равна, то наличные никуда из почты не инкассируются, а выдаются другому клиенту. Пополнение почтовой кассы или сдача излишков осуществляется с обычного банковского счета отделения связи.
- Галина Николаевна Белоглазова Людмила Павловна Кроливецкая
- Раздел I. Основы организации деятельности банков
- Глава 1. Коммерческий банк – основное звено банковской системы России
- 1.1. Законодательная основа, структура и организационные принципы банковской системы Российской Федерации
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 1.2. Функции и принципы деятельности коммерческого банка
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 1.3. Организационно‑правовые формы банков, порядок их открытия и государственной регистрации и ликвидации
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 1.4. Органы управления банком и особенности корпоративного управления в нем
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 1.5. Банковские организационные структуры
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература
- Глава 2. Операции коммерческого банка
- 2.1. Банковские операции и сделки
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 2.2. Пассивы банка, формы привлечения ресурсов
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 2.3. Структура и классификация активов банка
- 2.3.1. Принципы банковского кредитования, способы выдачи и погашения кредитов
- 2.3.2. Формы обеспечения возвратности кредита
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 2.4. Операции банков с ценными бумагами
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература
- Глава 3. Собственный капитал банка как основа его деятельности
- 3.1. Назначение и функции собственного капитала
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 3.2. Источники собственного капитала
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 3.3. Выпуск акционерными банками акций в процессе формирования и увеличения уставного капитала
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 3.4. Бухгалтерский и регулятивный капитал. Требования к достаточности капитала
- Элементы капитала (в соответствии с Международным соглашением по измерению капитала и требованиями к нему)
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература
- Раздел II. Организация коммерческой банковской деятельности
- Глава 4. Расчетно‑кассовое обслуживание клиентов
- 4.1. Расчетные счета предприятий и организаций в банке, порядок их открытия и проведения операций
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 4.2. Межбанковские расчеты как основа организации безналичных расчетов в экономике
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 4.3. Платежные услуги банков. Формы безналичных расчетов в Российской Федерации
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 4.4. Кассовые операции банков
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература
- Глава 5. Депозитные услуги банков для организаций
- 5.1. Виды банковских депозитов
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 5.2. Долговые обязательства, выпускаемые банками
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 5.3. Организация работы в банке по привлечению депозитов
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 5.4. Формирование обязательных резервов, депонируемых в Банке России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература
- Глава 6. Организация краткосрочного кредитования текущей деятельности предприятий
- 6.1. Кредитные продукты банка
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 6.2. Факторинг как особый кредитный продукт
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 6.3. Кредитная политика коммерческого банка
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 6.4. Организация кредитного процесса и его основные этапы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 6.5. Порядок определения качества кредита и формирования резерва на возможные потери по ссудам
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература
- Раздел III. Организация инвестиционной банковской деятельности (инвестиционного банкинга)
- Глава 7. Посредничество банков при выпуске и обращении ценных бумаг
- 7.1. Банки как организаторы выпуска и первичного размещения ценных бумаг предприятий (андеррайтеры)
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 7.2. Торговые операции банков на вторичном рынке ценных бумаг
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 7.3. Депозитарные услуги банков
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература
- Глава 8. Управление портфелями ценных бумаг
- 8.1. Услуги по управлению ценными бумагами клиентов
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 8.2. Формирование и управление собственным портфелем ценных бумаг банка
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература
- Глава 9. Организация кредитования инвестиций
- 9.1. Кредитование инвестиций как элемент инвестиционного банкинга
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 9.2. Виды инвестиционных кредитов и процедура их выдачи банком
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 9.3. Синдицированный (консорциальный) кредит
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 9.4. Ипотечные кредиты на инвестиционные цели
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 9.5. Проектное финансирование как особая техника финансового обеспечения инвестиционных проектов
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература
- Раздел IV. Организация розничной банковской деятельности (ритейлового бизнеса)
- Глава 10. Розничные платежи
- 10.1. Виды розничных платежей и способы их проведения
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 10.2. Расчеты при помощи банковских карт
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 10.3. Банкомат как элемент электронной системы розничных платежей
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 10.4. Системы электронных денежных переводов
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 10.5. Розничные платежи с использованием «электронных» денег
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература
- Глава 11. Услуги по размещению частных сбережений
- 11.1. Виды банковских услуг по размещению сбережений частных лиц
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 11.2. Страхование вкладов физических лиц в банках
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература
- Глава 12. Кредитование частных клиентов
- 12.1. Виды потребительского кредитования
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 12.2. Особенности ипотечного жилищного кредитования и его основные модели
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 12.3. Законодательная база развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 12.4. Условия предоставления ипотечных кредитов российскими банками
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 12.5. Процедура получения ипотечного жилищного кредита
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература
- Раздел V. Оценка и регулирование деятельности банка
- Глава 13. Формирование и оценка финансовых результатов деятельности банка
- 13.1. Доходы коммерческого банка
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 13.2. Расходы коммерческого банка
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 13.3. Формирование и распределение прибыли банка
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 13.4. Оценка уровня прибыльности банка
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература
- Глава 14. Коммерческий банк как объект банковского регулирования
- 14.1. Необходимость и задачи банковского регулирования
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 14.2. Организация банковского регулирования в Российской Федерации
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 14.3. Пруденциальные требования и пруденциальное регулирование деятельности банков
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 14.4. Выявление проблемных банков и меры по их оздоровлению
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература