16. Характеристика доходной и расходной части федерального бюджета
В соответствии с законодательством государственные и местные бюджеты РФ состоят из доходной части и расходной части бюджета.
Все доходы и расходы распределяются (или разграничиваются) между бюджетами.
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Распределение (разграничение) доходов и расходов бюджетов - определение видов и объемов доходов и расходов, подлежащих включению в каждый тип бюджетов. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.
К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета.
К неналоговым доходам относятся:
доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством;
доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
иные неналоговые доходы.
К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся:
финансовая помощь из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;
субвенции из федерального фонда компенсаций и из региональных фондов компенсаций;
из бюджетов государственных и территориальных государственных внебюджетных фондов;
перечисления от физических и юридических лиц.
Межбюджетные трансферты – это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ. Наиболее распространенные виды межбюджетных трансфертов – это дотации и субвенции.
Дотация – это межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и/или условий их использования.
Субвенция – это денежная сумма, выделяемая из вышестоящего бюджета в нижестоящие для конкретных целей на безвозмездной и безвозвратной основе.
Расходы бюджета – это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Расходы распределяются между бюджетами исходя из следующих основных принципов:
соответствие состава расходов компетенции органов власти РФ, субъектов РФ или органов местного самоуправления (по принадлежности);
учет подчиненности (подведомственности) предприятий, организаций, учреждений при формировании расходов каждого бюджета;
учет значения определенных мероприятий, учреждений, масштабов и последствий их влияния на развитие общества; самостоятельность субъектов РФ и органов местного самоуправления в определении направлений и состава расходов своих бюджетов.
Все принципы действуют в совокупности, характеризуют состав расходов бюджетов всех уровней.
Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ базируется на основе минимальных государственных социальных стандартов, нормативах финансовых затрат на оказание государственных услуг и единых методологических основах расчета минимальной бюджетной обеспеченности.
Расходы бюджета в зависимости от их экономического содержания в соответствии со статьей 66 БК РФ делятся на текущие и капитальные расходы.
Капитальные расходы – это часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширением воспроизводства; расходы, при осуществлении которых создается имущество, или увеличивается его стоимость.
Текущие расходы – это часть расходов бюджета, обеспечивающая функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование, и другие расходы, не включенные в капитальные.
Бюджетные расходы осуществляются в виде бюджетных ассигнований на:
оказание государственных (муниципальных) услуг, в т.ч. ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд;
социальное обеспечение населения;
предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;
предоставление субсидий юр. лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физ. лицам – производителям товаров, работ, услуг;
предоставление межбюджетных трансфертов;
предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;
обслуживание государственного (муниципального) долга;
исполнение судебных актов по искам к РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юр. лицу в результате незаконных действий органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.
- 1. Понятие, предмет, метод финансового права
- 2. Система финансового права
- 3. Принципы финансового права
- 4. Источники финансового права
- 5. Понятие финансовой системы
- 6. Финансовые правоотношения: их особенности и виды
- 7. Финансовая деятельность государства
- 8. Понятие и значение финансового контроля
- 9. Понятие и виды методов финансового контроля
- 10. Государственный финансовый контроль
- 11. Аудиторский (независимый) финансовый контроль
- 12. Страхование как институт финансовой системы
- 13. Бюджетное право и его источники
- 14. Понятие, роль и функции бюджета
- 15. Бюджетное устройство рф: организация, принципы построения
- 16. Характеристика доходной и расходной части федерального бюджета
- 17. Понятие и значение бюджетной классификации
- 18. Понятие и стадии бюджетного процесса
- 3) Утверждение бюджета:
- 19. Бюджетное финансирование
- 20. Внебюджетные средства
- 21. Налоговое право и его источники
- 22. Характеристика налоговых правоотношений
- 23. Права и обязанности налогоплательщиков
- 24. Права и обязанности налоговых органов
- 25. Характеристика налогов и сборов в рф
- 26. Характеристика акцизов
- 27. Банковское право и его источники
- 28. Понятие и виды кредитных организаций
- 29. Структура банковской системы рф. Банковская группа, банковский холдинг
- 30. Банковские операции и другие сделки кредитной организации
- 31. Органы управления кредитной организации
- 32. Регистрация и лицензирование кредитной организации
- 33. Ликвидация и реорганизация кредитной организации. Принудительная ликвидация кредитной организации
- 34. Меры обеспечения стабильности банковской системы
- 35. Наложение ареста и обращения взыскания на денежные средства, находящиеся в кредитной организации
- 36. Организационно-правовой статус цб рф
- 37. Цели деятельности и функции цб рф
- 38. Указания, положения и инструкции цб рф
- 39. Принципы организации цб рф. Органы управления цб рф
- 40. Правовое регулирование наличных и безналичных расчетов на территории рф. Характеристика форм безналичных расчетов
- 41. Организация денежного обращения. Денежно-кредитная политика цб рф
- 42. Банковские операции и сделки цб рф
- 43. Банковское регулирование и банковский надзор цб рф
- 44. Валютное регулирование в рф
- Глава 4 фз от 10.12.2003 № 173-фз "о валютном регулировании и валютном контроле" регулирует вопросы валютного контроля в рф:
- 45. Правовое регулирование финансов предприятий
- 46. Общие особенности разрешения споров в сфере финансовых правоотношений
- 47. Особенности разрешения споров в сфере налогов и сборов
- 48. Общая характеристика правонарушений в сфере обращения финансов
- 49. Виды правонарушений в сфере бюджетного права
- 50. Виды правонарушений в сфере банковской деятельности