4.2. Понятие, предмет и источники бюджетного права
Исключительное значение государственного бюджета в экономической и политической жизни общества предопределяет необходимость правовой регламентации отношений по поводу образования, распределения и использования централизованного фонда финансовых ресурсов государства. Эти отношения регламентируются юридическими нормами, образующими в совокупности бюджетное право, которое является разделом финансового права.
Бюджетное право – совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в сфере образования, распределения и использования государственных и местных бюджетов.
Понятие бюджета как правовой категории дано в ст.1 Закона «О бюджетной системе Республики Беларусь»: «Бюджет - основной финансовый план формирования и расходования денежных средств для обеспечения выполнения государством своих функций».
В этом определении отражены три основных признака бюджета. Во-первых, он является универсальным финансовым планом по сравнению с другими финансовыми планами. Во-вторых, это основной финансовый план государства, так как он по отношению к другим планам является координирующим.
Бюджет - не просто фонд денежных средств. Такой фонд в идеальном виде не существует, так как по мере поступления денег в бюджет они обращаются на покрытие предусмотренных расходов. Это третее.
Бюджет служит финансовой базой функционирования государства и его органов управления и самоуправления.
Законом «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» определено и бюджетное устройство нашей страны. Наша бюджетная система представляет двухуровневую систему. Из этого положения вытекает вывод, что бюджетное устройство определяется государственным устройством и административно-территориальным делением государств.
Республика Беларусь как самостоятельный субъект права имеет свой собственный бюджет, каковым является республиканский бюджет. Соответствующие местные Советы имеют свои собственные бюджеты.
Из определения бюджета видно, что каждый бюджет состоит из двух частей – доходной и расходной.
Структура доходов бюджетов выражается в различных платежах, поступающих в тот или иной бюджет, которые делятся на постоянно закрепленные и регулирующие.
Закрепленные доходы - это доходы, которые в соответствии с законодательство полностью или в твердо фиксированном проценте постоянно или на длительное время поступают в определенный бюджет. Перечень этих доходов предусмотрен в Законах «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» и «О местном управлении и самоуправлении».
Регулирующие доходы бюджета - это доходы, которые передаются ежегодно из вышестоящего в нижестоящий бюджет с целью сбалансировать его доходы и расходы. Такие ежегодные действия называются бюджетным регулированием.
Бюджет является центральным институтом финансовой системы.
Предметом бюджетного права являются общественные отношения, складывающиеся в процессе установления бюджетной системы, определения бюджетного устройства, полномочия субъектов бюджетных отношений, порядка распределения доходов между отдельными звеньями бюджетных систем и бюджетного процесса.
Перечисленные группы общественных отношений, урегулированные нормами бюджетного права, становятся бюджетными правоотношениями. В отличие от других финансовых правоотношений им присущи некоторые особенности. В частности, они возникают в процессе бюджетной деятельности. Другая особенность бюджетных правоотношений заключается в том, что круг их субъектов более узкий и ими выступают только или само государство, или его орган.
По характеру регулируемых отношений нормы бюджетного права можно подразделить на материальные и процессуальные.
Материальные нормы устанавливают бюджетное устройство и бюджетную систему Республики Беларусь, состав доходов и расходов бюджетной системы. Материальные нормы составляют основы бюджетного права.
Процессуальные нормы регулируют порядок составления, рассмотрения и обсуждения проекта бюджета, утверждение и исполнение бюджета, а также отчет о его исполнении.
В действующем законодательстве Республике Беларусь совокупность полномочий республики и административно-территориальных единиц в области бюджета обозначается термином "бюджетные права". Однако юридическое содержание данного термина шире его названия, так как охватывает не только совокупность прав субъектов бюджетных правоотношений, но и их обязанности в области бюджета. Бюджетные права субъектов бюджетных правоотношений совпадают по существу, но не совпадают по объему. Так, все субъекты этих правоотношений имеют право на собственный бюджет и бюджетный процесс. Сама республика располагает республиканским бюджетом, а соответствующие местные Советы– местными бюджетами.
Кроме того, каждый субъект бюджетных правоотношений имеет право на самостоятельное бюджетное регулирование, на осуществление бюджетного нормотворчества и контроля и другие права.
Особенность бюджетов всех уровней– это последовательное прохождение постоянно возобновляющихся одних и тех же стадий их формирования и исполнения. На основе законодательства Республики Беларусь республиканские и местные органы осуществляют свои полномочия по формированию и исполнению соответствующих бюджетов. Эта деятельность представляет собой бюджетный процесс, понятия которого дано в Законе «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах».
Как суверенное государство Республика Беларусь имеет самостоятельный бюджет, все бюджетные ресурсы поступают в бюджет страны. Весь бюджетный процесс, бюджетное устройство регламентируются исключительно законодательством Беларуси.
К источникам бюджетного права относятся:
Конституция Республики Беларусь;
Законы («О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах», «О бюджетной классификации Республики Беларусь» и т.д.);
Налоговое законодательство (Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» и др.);
Банковский кодекс Республики Беларусь;
Декреты и указы Президента Республики Беларусь;
Постановления Совета Министров Республики Беларусь;
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь.
- А. А. Вишневский, с. И. Филипович
- Учебное пособие
- 1. Финансы и финансовая деятельность государства.
- Финансы и финансовая деятельность государства
- 1.2. Общая характеристика финансовой системы республики беларусь
- 1.3. Органы, осуществляющие финансовую деятельность в республике беларусь
- Финансовое право как отрасль права
- 2.1. Понятие финансового права и его предмет
- Финансовый контроль
- 3.1. Понятие, виды, формы и методы финансового контроля
- 3.2. Ревизия как основной метод финансового контроля
- Этапы проведения ревизии
- 3.3. Аудит в республике беларусь
- Бюджетное устройство республики беларусь
- 4.1. Понятие и роль бюджета
- 4.2. Понятие, предмет и источники бюджетного права
- 4.3. Бюджетная система республики беларусь и принципы ее построения
- 4.4. Республиканский и местные бюджеты
- 4.6. Дефицит бюджета и методы его финансирования
- 5. Бюджетный процесс в республике беларусь
- 5.1. Понятие и принципы бюджетного процесса
- 5.2. Общие положения составления, рассмотрения и утверждения бюджетов
- 6. Общая характеристика правового регулирования государственных доходов
- 6.2. Понятие налоговых платежей. Виды общереспубликанских и местных налогов и сборов
- 7. Краткая характеристика порядка уплаты некоторых налогов
- 7.1. Налоги на прибыль и доходы
- 7.2. Налог на добавленную стоимость
- 7.3. Акцизный налог
- 7.4. Подоходный налог с физических лиц
- 7.5. Налог на недвижимость
- 7.6. Земельный налог
- 7.7. Чрезвычайный налог
- 7.8. Налог на приобретение автотранспортных средств
- 8. Ответственность за нарушение налогового законодательства
- 8.1. Права и обязанности должностных лиц налоговых
- 8.2. Виды нарушений налогового законодательства
- Виды нарушений законодательства о налогах и предпринимательстве и меры ответственности.
- 8.3. Порядок обжалования действий должностных лиц налоговых органов
- 9. Правовые основы государственного кредита
- 9.1. Понятие, значение, формы и виды государственного кредита
- 9.2. Понятие и виды государственного долга
- 9.3. Управление государственным долгом
- 10. Правовое регулирование страхования
- 10.1. Понятие и значение страхования
- 10.2. Основные направления развития страхования в
- 10.3. Государственное регулирование
- 11. Правовые основы банковского кредита
- 11.1. Банковская система республики беларусь
- Основными целями деятельности Национального банка являются:
- 11.2. Порядок создания и прекращения деятельности банков
- Для государственной регистрации в Национальный банк представляются следующие документы:
- Учредителям банка может быть отказано в его регистрации в следующих случаях:
- 11.3. Основные направления деятельности банков. Банковский кредит
- 12. Правовые основы денежного обращения в республике беларусь
- 12.1 Понятие денег и денежной системы
- 12.2. Порядок наличного денежного обращения
- Порядок приема и выдачи наличных денег и оформления кассовых документов
- Порядок ведения кассовой книги и хранения денег
- Ревизия кассы и контроль за соблюдением кассовой дисциплины
- Грубым нарушением Правил ведения кассовых операций являются систематические нарушения:
- 12.3. Правовое регулирование рынка ценных бумаг
- Виды ценных бумаг
- 13. Правовые основы расчетов
- 13.1. Порядок открытия счета в банке.
- Виды банковских счетов
- Оформление открытия счетов предприятиям и предпринимателям
- Не требуется представления документа о регистрации (перерегистрации) и копий учредительных документов следующим организациям и учреждениям:
- Переоформление и закрытие счетов
- Открытие и закрытие счетов физическим лицам
- Закрытие счета физического лица производится:
- 13.2. Правовые формы расчетов юридических и
- Расчеты платежными требованиями
- Расчеты платежными поручениями
- Расчеты платежными требованиями – поручениями
- Расчеты аккредитивами
- Списание средств со счетов плательщиков без их согласия (бесспорный порядок списания средств)
- Расчеты чеками из чековой книжки
- Расчеты расчетными чеками
- 13.3. Расчеты с помощью банковских
- 14. Правовое регулирование валютных отношений
- 14.1. Понятие валюты и валютных ценностей
- 14.3. Валютный контроль