3.3. Организаторы товарного рынка
Среди организаций, участвующих в торговой деятельности, необходимо выделить особую группу лиц, называемых организаторами (специальными субъектами) товарного рынка. Их основная характеристика и назначение в сфере торгового оборота состоит не в совершении сделок, а в создании условий и возможностей для совершения торговых операций другими лицами. Помимо формирования рынков такие субъекты содействуют развитию коммерции, торгово-хозяйственных связей и др.
Организациями, призванными формировать товарный рынок, являются товарные биржи. Согласно Закону РФ от 20.02.1992 № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» биржа организует и регулирует биржевую торговлю, осуществляемую в форме гласных и публичных торгов, производимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным правилам. В соответствии со ст. 3 названного Закона биржа вправе осуществлять только деятельность, непосредственно связанную с организацией и регулированием биржевой торговли.
Товарная биржа создается юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, число которых не может быть менее десяти. Члены (учредители) биржи участвуют в формировании уставного капитала биржи либо вносят членские или иные целевые взносы в имущество биржи. Доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном капитале не может превышать десяти процентов.
Биржевые сделки не могут совершаться от имени и за счет биржи. Она не является участницей сделок, совершаемых в ходе биржевой торговли, и не несет ответственности за неисполнение обязательств по биржевым сделкам.
Из-за серьезных просчетов в правовом регулировании и организации деятельности товарные биржи в России не выполняют функции, свойственные биржам в мировой практике, и потому вообще не могут считаться биржами. В связи с этим нет смысла рассматривать вопросы построения бирж и совершения биржевых сделок, поскольку они не имеют отношения к российской действительности.
Оптовые ярмарки представляют важный инструмент организации оптовых продаж и закупок товаров. Ярмарка также не вправе ничем торговать от своего имени. Ее задача — создать условия для совершения торговых сделок посетителями (гостями) ярмарки, организовать проведение торгов.
Достоинством ярмарок является возможность заключения на них в сжатые сроки большого числа договоров, выбора товаров по выставленным образцам, одновременного решения вопросов сбыта и снабжения. Ярмарки обеспечивают установление как прямых связей между изготовителями и потребителями товаров, так и отношений с участием посредников. Они служат пунктами, узлами, где концентрируется установление множества договорно-хозяйственных связей, причем в краткие сроки, обычно не более 20-30 дней. Сроки заключения договоров на оптовых ярмарках в 4—5 раз быстрее, чем в обычных условиях.
Значительные организационные достоинства ярмарок обусловили широкое их распространение. В дооктябрьской России ежегодно проводилось до 18 тыс. ярмарок. Наши крупнейшие ярмарки — Нижегородская (Макарьевская), Ильинская, Ирбитская и др. по объемам продаж превосходили годовые обороты западных бирж, влияли на определение цен на соответствующие товары во всей Европе. В советский период ярмарки стали возрождаться в 1970-е гг. Однако ярмарочная торговля была подчинена системе планового распределения товаров, и ее организационные функции не могли проявиться.
В настоящее время в стране ежегодно проводится 1500-1600 ярмарок на различном уровне — от районных до всероссийских. Ярмарочно-выставочную деятельность организуют около сотни фирм, объединенных в Союз выставок и ярмарок СНГ. Вместе с тем полностью отсутствует законодательная база деятельности оптовых ярмарок, что сдерживает их развитие.
Мировой опыт свидетельствует о жизненности оптовых ярмарок. Встречающиеся в литературе утверждения об отмирании оптовых ярмарок совершенно не соответствуют действительности. Так, в ФРГ ежегодно проводится более 100 международных и общегосударственных ярмарок, не считая ярмарок в отдельных землях. В России также требуется регулярное проведение ярмарок, которые позволяют эффективно сводить отечественных производителей и потребителей.
Оптовые продовольственные рынки выполняют все более значимую роль в организации торговой деятельности. Их задача состоит в создании условий для продажи сельскохозяйственных товаров фермерами и иными производителями для оптовых покупателей: магазинов, организаций общественного питания и др.
В отличие от ярмарок оптовые рынки работают постоянно, круглогодично. Создаются они обычно за чертой или на границе городов, чтобы облегчить завоз сельхозпродуктов из прилегающих районов и областей. Порядок и время проведения торгов определяются правилами, разрабатываемыми администрацией рынка. Администрация обязана создать условия для торговли и обеспечить контроль за качеством продуктов, соответствием их санитарным требованиям.
Правовое регулирование деятельности оптовых рынков отсутствует. Имеются лишь ведомственные акты: примерные правила торговли на оптовом продовольственном рынке, утвержденные приказом Минсельхозпрода России и Роскомторга от 01.12.1994 № 292/95, и Временные правила торговли на оптовом продовольственном рынке национального значения, утвержденные Минсельхозпродом России 10.02.1997. Отсутствие законодательной базы деятельности сдерживает процесс развития оптовых рынков и одновременно — самой торговли продуктами, производимыми сельскохозяйственными организациями.
Коммерческие торги выступают организаторами оптового оборота. Самые общие правила осуществления торгов предусмотрены ст. 447-449 ПС.
В качестве организаторов торгов могут выступать специализированные организации, действующие на основании договора с собственником товаров, либо непосредственно собственники продаваемых товаров. Торги осуществляются в форме конкурса или аукциона. Торги все шире применяются не только в общеторговой практике, но и для реализации имущества в процессе приватизации, при процедуре банкротства и в других сферах.
Торгово-промышленные выставки служат для организации продаж изготавливаемых или впервые освоенных в производстве товаров по выставляемым образцам. На выставках устанавливаются торгово-хозяйственные связи между изготовителями и различными покупателями, осуществляется рекламный показ изделий новых видов или с улучшенными свойствами. Нормативная база организации торгово-промышленных выставок отсутствует.
Отдельного рассмотрения требуют такие организаторы торговой деятельности, как торгово-промышленные палаты (ТПП). Особенности их правового положения определяются Законом РФ от 07.07.1993 № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации».
Согласно названному Закону ТПП являются некоммерческими общественными организациями, образуемыми на началах членства коммерческими и некоммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями. ТПП могут образовываться на территории одного или нескольких субъектов Федерации, но на одной территории может быть образована только одна торгово-промышленная палата.
Целями деятельности ТПП являются содействие развитию экономики страны, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, всемерному развитию предпринимательства, торгово-экономических и научно-технических связей с предпринимателями других стран. Торгово-промышленная палата РФ и ТПП в регионах страны выполняют значительную разнообразную работу, содействуя формированию национального товарного рынка.
- Глава 2. Законодательное регулирование торговой деятельности
- 2.1. История развития торгового права
- 2.2. Современные тенденции развития торгового права
- 2.3. Проблема дуализма частного права
- 2.4. Становление торгового права России
- 2.5. Характеристика современного торгового законодательства России
- 2.6. Задачи кодификации российского торгового законодательства
- Литература
- Глава 3. Субъекты коммерческой деятельности
- 3.1. Понятие участников торговой деятельности
- 3.2. Виды субъектов коммерческого права
- 3.3. Организаторы товарного рынка
- 3.4. Оптовые торговые и посреднические организации
- 3.5. Основания выбора видов организаций
- Литература
- Глава 4. Объекты торгового права
- 4.1. Понятие объектов торгового права
- 4.2. Виды объектов торгового права
- 4.3. Классификация товаров
- 4.4. Правовой режим товаров
- 4.5. Способы обособления товаров
- Литература
- Глава 5. Формирование структуры и инфраструктуры товарного рынка
- 5.1. Понятие товарного рынка и его структуры
- 5.2. Пути развития структуры рынка
- 5.3. Особенности развития субъектов — организаторов рынка
- 5.4. Формирование инфраструктуры рынка
- Литература
- Глава 6. Конкуренция в коммерческой деятельности
- 6.1. Понятие и социально-экономическая роль конкуренции
- 6.2. Способы создания конкурентной среды
- 6.3. Защита конкуренции