logo search
ТДК (СП)

3.3. Организаторы товарного рынка

Среди организаций, участвующих в торговой деятельно­сти, необходимо выделить особую группу лиц, называемых организаторами (специальными субъектами) товарного рынка. Их основная характеристика и назначение в сфере торгового оборота состоит не в совершении сделок, а в со­здании условий и возможностей для совершения торговых операций другими лицами. Помимо формирования рынков такие субъекты содействуют развитию коммерции, торго­во-хозяйственных связей и др.

Организациями, призванными формировать товарный рынок, являются товарные биржи. Согласно Закону РФ от 20.02.1992 № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой тор­говле» биржа организует и регулирует биржевую торгов­лю, осуществляемую в форме гласных и публичных торгов, производимых в заранее определенном месте и в определен­ное время по установленным правилам. В соответствии со ст. 3 названного Закона биржа вправе осуществлять только деятельность, непосредственно связанную с организацией и регулированием биржевой торговли.

Товарная биржа создается юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, число которых не мо­жет быть менее десяти. Члены (учредители) биржи участвуют в формировании уставного капитала биржи либо вносят членские или иные целевые взносы в имущество биржи. Доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном капитале не может превышать десяти процентов.

Биржевые сделки не могут совершаться от имени и за счет биржи. Она не является участницей сделок, совершае­мых в ходе биржевой торговли, и не несет ответственности за неисполнение обязательств по биржевым сделкам.

Из-за серьезных просчетов в правовом регулировании и организации деятельности товарные биржи в России не выполняют функции, свойственные биржам в мировой практике, и потому вообще не могут считаться биржами. В связи с этим нет смысла рассматривать вопросы построе­ния бирж и совершения биржевых сделок, поскольку они не имеют отношения к российской действительности.

Оптовые ярмарки представляют важный инструмент организации оптовых продаж и закупок товаров. Ярмарка также не вправе ничем торговать от своего имени. Ее задача — создать условия для совершения торговых сделок посетите­лями (гостями) ярмарки, организовать проведение торгов.

Достоинством ярмарок является возможность заключе­ния на них в сжатые сроки большого числа договоров, вы­бора товаров по выставленным образцам, одновременного решения вопросов сбыта и снабжения. Ярмарки обеспечи­вают установление как прямых связей между изготовителя­ми и потребителями товаров, так и отношений с участием посредников. Они служат пунктами, узлами, где концент­рируется установление множества договорно-хозяйственных связей, причем в краткие сроки, обычно не более 20-30 дней. Сроки заключения договоров на оптовых ярмарках в 4—5 раз быстрее, чем в обычных условиях.

Значительные организационные достоинства ярмарок обусловили широкое их распространение. В дооктябрьской России ежегодно проводилось до 18 тыс. ярмарок. Наши круп­нейшие ярмарки — Нижегородская (Макарьевская), Ильин­ская, Ирбитская и др. по объемам продаж превосходили годо­вые обороты западных бирж, влияли на определение цен на соответствующие товары во всей Европе. В советский период ярмарки стали возрождаться в 1970-е гг. Однако ярмарочная торговля была подчинена системе планового распределения товаров, и ее организационные функции не могли проявиться.

В настоящее время в стране ежегодно проводится 1500-1600 ярмарок на различном уровне — от районных до всероссийских. Ярмарочно-выставочную деятельность организуют около сот­ни фирм, объединенных в Союз выставок и ярмарок СНГ. Вме­сте с тем полностью отсутствует законодательная база деятель­ности оптовых ярмарок, что сдерживает их развитие.

Мировой опыт свидетельствует о жизненности оптовых ярмарок. Встречающиеся в литературе утверждения об отми­рании оптовых ярмарок совершенно не соответствуют дей­ствительности. Так, в ФРГ ежегодно проводится более 100 международных и общегосударственных ярмарок, не считая ярмарок в отдельных землях. В России также требуется регу­лярное проведение ярмарок, которые позволяют эффективно сводить отечественных производителей и потребителей.

Оптовые продовольственные рынки выполняют все бо­лее значимую роль в организации торговой деятельности. Их задача состоит в создании условий для продажи сель­скохозяйственных товаров фермерами и иными производи­телями для оптовых покупателей: магазинов, организаций общественного питания и др.

В отличие от ярмарок оптовые рынки работают постоянно, круглогодично. Создаются они обычно за чертой или на гра­нице городов, чтобы облегчить завоз сельхозпродуктов из прилегающих районов и областей. Порядок и время проведе­ния торгов определяются правилами, разрабатываемыми администрацией рынка. Администрация обязана создать ус­ловия для торговли и обеспечить контроль за качеством про­дуктов, соответствием их санитарным требованиям.

Правовое регулирование деятельности оптовых рынков отсутствует. Имеются лишь ведомственные акты: примерные правила торговли на оптовом продовольственном рынке, утвержденные приказом Минсельхозпрода России и Роскомторга от 01.12.1994 № 292/95, и Временные правила торговли на оптовом продовольственном рынке нацио­нального значения, утвержденные Минсельхозпродом Рос­сии 10.02.1997. Отсутствие законодательной базы деятель­ности сдерживает процесс развития оптовых рынков и одновременно — самой торговли продуктами, производи­мыми сельскохозяйственными организациями.

Коммерческие торги выступают организаторами опто­вого оборота. Самые общие правила осуществления торгов предусмотрены ст. 447-449 ПС.

В качестве организаторов торгов могут выступать спе­циализированные организации, действующие на основании договора с собственником товаров, либо непосредственно собственники продаваемых товаров. Торги осуществляются в форме конкурса или аукциона. Торги все шире применяют­ся не только в общеторговой практике, но и для реализации имущества в процессе приватизации, при процедуре банк­ротства и в других сферах.

Торгово-промышленные выставки служат для органи­зации продаж изготавливаемых или впервые освоенных в производстве товаров по выставляемым образцам. На выставках устанавливаются торгово-хозяйственные связи между изготовителями и различными покупателями, осу­ществляется рекламный показ изделий новых видов или с улучшенными свойствами. Нормативная база организации торгово-промышленных выставок отсутствует.

Отдельного рассмотрения требуют такие организаторы торговой деятельности, как торгово-промышленные пала­ты (ТПП). Особенности их правового положения определя­ются Законом РФ от 07.07.1993 № 5340-1 «О торгово-про­мышленных палатах в Российской Федерации».

Согласно названному Закону ТПП являются некоммерчес­кими общественными организациями, образуемыми на на­чалах членства коммерческими и некоммерческими организа­циями и индивидуальными предпринимателями. ТПП мо­гут образовываться на территории одного или нескольких субъектов Федерации, но на одной территории может быть образована только одна торгово-промышленная палата.

Целями деятельности ТПП являются содействие разви­тию экономики страны, ее интегрированию в мировую хо­зяйственную систему, всемерному развитию предпринимательства, торгово-экономических и научно-технических связей с предпринимателями других стран. Торгово-про­мышленная палата РФ и ТПП в регионах страны выпол­няют значительную разнообразную работу, содействуя формированию национального товарного рынка.