3.2. Ревизия как основной метод финансового контроля
Слово ревизия происходит от лат. revisio– пересмотр. Документальная ревизия представляет собой контрольное изучение ранее проведённых хозяйственных операций с точки зрения их законности, достоверности и экономической целесообразности.
Ревизия по времени осуществления относится к последующему контролю и проводится путём сплошной или выборочной проверки совершённых хозяйственных операций по данным первичных документов, записей в учётных регистрах и отчётности. Она объединяет в себе фактический и документальный контроль, что позволяет наиболее полно и глубоко проверить результаты производственной и хозяйственно- финансовой деятельности предприятий, организаций и учреждений, эффективность использования находящихся в их распоряжении материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
В ходе ревизии изучаются все стороны хозяйственно- финансовой деятельности проверяемых предприятий, организаций и учреждений, что не является обязательным при осуществлении других способов финансового контроля. В отличие от них ревизия имеет чёткий правовой статус, определяющий границы её распространения; сроки проведения (ежегодно - в хозрасчётных организациях и предприятиях, один раз в два года – в бюджетных учреждениях и организациях); определены права и обязанности лиц, деятельность которых проверяется; порядок оформления и рассмотрения результатов ревизии.
Следовательно, ревизия- метод последующего контроля за производственной и хозяйственно - финансовой деятельностью предприятий, организаций и учреждений, в процессе которого устанавливается законность, достоверность и экономическая целесообразность совершённых хозяйственных операций, ведение бухгалтерского учёта в соответствии с действующими положениями и нормативными актами, а также достоверность учётных и отчётных показателей.
Порядок организации и проведения ревизий регламентирован Указом Президента Республики Беларусь № 673 «О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка применения ими экономических санкций» от 15.11.99.
Основными задачами являются:
проверка соблюдения субъектом предпринимательской деятельности законодательства в сфере экономических отношений;
проверка законности совершаемых субъектом предпринимательской деятельности хозяйственных и финансовых операций;
обеспечение сохранности государственного имущества;
своевременное выявление, пресечение и предотвращение правонарушений, наносящих ущерб экономическим интересам Республике Беларусь;
установление причин и условий, способствующих их совершению;
принятие мер по возмещению причинённого ущерба;
выявление неиспользуемых ресурсов повышение эффективности экономической деятельности субъекта предпринимательства.
В процессе ревизии фиксируются только документально подтверждённые факты злоупотреблений, бесхозяйственности, халатного отношения, использование служебного положения в корыстных целях, нарушений финансовой дисциплины, требований действующего законодательства, нормативных положений и инструктивных указаний, причины, условия возникновения и последствия нарушений и т.д.
Ревизии подразделяются на ведомственные, вневедомственные и внутрихозяйственные.
Ведомственные ревизиипроводятся контрольно–ревизионным аппаратом вышестоящих органов (министерств, государственных комитетов, иных республиканских органов государственного управления) в подведомственных им предприятиях, организациях и учреждениях.
Вневедомственные проверкипроводятся контрольно–ревизионным аппаратом органов государственного контроля, наделённых определёнными правами по отношению к предприятиям, организациям и учреждениям всех отраслей экономики независимо от ведомственной подчинённости. К ним относятся, например, ревизии, проводимые Комитетом государственного контроля Республики Беларусь.
Внутрихозяйственными называются ревизии, проводимые внутри предприятия с целью контроля деятельности входящих в него структурных подразделений, не имеющих юридической самостоятельности.
По организационному признаку различают ревизии плановые и внеплановые.
Плановые ревизиипроводятся в соответствии с планом ревизионной работы. Вышестоящие органы планируют ежегодное проведение ревизий в подведомственных хозрасчётных предприятиях и организациях, а в бюджетных организациях и учреждениях, которые не осуществляют хозяйственные операции, - не реже одного раза в два года.
Внеплановые ревизиимогут быть вызваны неблагополучным положением дел на отдельном предприятии, обнаружении фактов хищений и злоупотреблений, просьбой судебно–следственных органов. Материалы внеплановых ревизий дают возможность следственным органам установить лиц, виновных в злоупотреблениях, способы совершения хищений и суммы материального ущерба.
В зависимости от полноты проверки деятельности предприятия ревизии подразделяются на комплексныеитематические.При комплексной ревизиипроверяются все стороны деятельности предприятия. Эта ревизия осуществляется бригадой, в состав которой кроме бухгалтера – ревизора входят специалисты, знающие экономику и технологию производства, организацию труда и другие вопросы производственной и финансово –хозяйственной деятельности.
Тематическая ревизияназначается в целях проверки состояния отдельных разделов (частей, участков) экономической и социальной деятельности предприятий или организаций для детального изучения соответствующих вопросов и конкретных мероприятий по устранению выявленных недостатков.
В зависимости от полноты проверки хозяйственных операций ревизии классифицируются на сплошные, выборочные и комбинированные.
При сплошной ревизиипроверяются все без исключения хозяйственные операции, записи в учётных регистрах и отчётные показатели за ревизуемый период. Это наиболее эффективный вид ревизии.
Выборочная ревизияпредусматривает проверку хозяйственных операций и бухгалтерских документах не за весь ревизуемый период, а только за время, заранее намеченное ревизором, т.е. за определённые промежутки времени внутри ревизуемого периода.
Комбинированная ревизиясочетает элементы сплошной и выборочной ревизий хозяйственных операций.
Кассовые операции и расчёты с подотчётными лицами проверяют сплошным способом, все другие хозяйственные операции – выборочным. Однако, если в процессе выборочной проверке будут выявлены злоупотребления, хищения и другие серьёзные нарушения финансовой или расчетно-платежной дисциплины, то следует провести сплошную проверку документов и записей в учётных регистрах.
Результаты ревизии, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в сфере экономике, оформляются актом. Но если в ходе проверки не выявлено нарушений законодательства, то результаты оформляютсясправкой.
Актсостоит из вступительной (общей) и результативной (исследовательской) частей. Во вступительной указываются полное наименование документа (акта), дата и место его составления, основание для проведения ревизии, дата начала и окончания ревизии, состав ревизионной группы, наименование ревизуемого предприятия и периоды производственной и хозяйственно–финансовой деятельности, за которые проводилась ревизия, фамилии и инициалы должностных лиц ревизуемого предприятия, ответственных за его производственную и финансово-хозяйственную деятельность. Если за время ревизии произошла смена руководящих работников, в акте записываются фамилия лица, занимавшего ранее должность, и время его работы, а также фамилия лица, назначенного на должность, и дата назначения. Это необходимо для объективного установления меры ответственности за нарушение и недостатки, обнаруженные ревизией. Далее приводятся сведения о предыдущей ревизии (кем проведена и за какой период деятельности предприятия), чтобы установить, не был ли пропущен без контроля какой-либо период в деятельности ревизуемого предприятия, сообщается также, что ревизия произведена с ведома руководителя предприятия и в присутствии главного бухгалтера. После этого приводятся краткие данные о ревизуемом предприятии, его организационной структуре и виде деятельности. Кроме того, в этой части акта указывают способы документальной проверки, какие операции (кассовые, банковские, расчёты с подотчётными лицами и т.д.) проверены сплошным способом, а какие – выборочным. Заканчивается вступительная (общая) часть стереотипной фразой: «Настоящей ревизией установлено следующее …», после чего следует изложение результативной (исследовательской) части.
Каждая ревизия - отдельное самостоятельное исследование ревизора (или группы ревизоров). В акте ревизии излагаются результаты исследования, от которых зависят построение и содержание акта.
Акт оформляется таким образом, чтобы по каждому отражённому в нём факту можно было указать: содержание нарушения со ссылкой на соответствующие нормативные акты, законы, постановления правительства, приказы и другие правовые документы; лиц допустивших нарушения; по чьему указанию или разрешению совершено правонарушение и каким образом было отдано это распоряжение; когда и где допущено нарушение; каким способом совершено нарушение и чем оно вызвано; последствия нарушения.
В акт не должны включаться факты, основанные на заявлениях отдельных лиц и не подтверждённые документальными данными. Если в документ внесены непроверенные факты, то это лишает его доказательной силы и свидетельствует о слабой подготовке ревизора, недобросовестном отношении к служебным обязанностям. В акте ревизии не отражаются факты, не содержащие элементов нарушений и не свидетельствующие о наличии недостатков в работе ревизуемого предприятия, не излагаются личные выводы и замечания ревизора в адрес руководителей ревизуемого предприятия, его отдельных служб, подразделений и должностных лиц. Оценку деятельности предприятия может дать только руководитель организации, назначивший ревизию, в приказе по результатом ревизии.
Акт должен быть составлен грамотно, написан просто, ясно, деловым языком без описания структуры ревизуемого предприятия, изложения показателей из периодической и годовой отчётности, а также мелких, незначительных нарушений, которые по указанию ревизующих были исправлены. Внутри каждого раздела акта следует излагать факты по их значимости, без соблюдения их хронологии во времени, т.е. в первую очередь освещать самые существенные факты, характеризующие недостатки, нарушения и злоупотребления.
Таким образом, чтобы составить качественный акт комплексной ревизии экономической и социальной деятельности предприятия или организации, необходимо:
систематизировать собранные при ревизии факты, группируя их по следующим признакам: связанные с привлечением виновных лиц к уголовной ответственности, со взысканием с их материального ущерба без привлечения к уголовной ответственности;
включать в акт ревизии только проверенные и документально обоснованные факты;
отредактировать акт, не допуская в нём неточных, неясных и небрежных формулировок.
При выявлении фактов причиненного ущерба необходимо немедленно поставить в известность лицо, назначившее ревизию. Материалы таких проверок передаются в 10-дневный срок правоохранительным органам в оригиналах.
Промежуточные акты необходимы в тех случаях, когда факты, установленные в момент проверки, не могут быть подтверждены документами. Их составляют по результатом инвентаризации кассы, материальных ценностей, готовой продукции и основных средств, проверка наличия денег у подотчетных лиц и по другим операциям. Такие акты подписываются членами ревизионной группы и должностными лицами.
В справках, прилагаемых к акту ревизии, указываются содержание нарушений или злоупотреблений; наименование вышестоящей организации и должностного лица ревизуемого предприятия, выдавшего такое указание; должности и фамилии лиц, совершивших противозаконные действия; наименования, номер и дата документа, подтверждающего факты нарушений или злоупотреблении; наименование учётного регистра и формы отчётности, в которых отражены данные о произведённых незаконных операциях; размер причиненного материального ущерба.
Результаты экономического анализа производственной и финансово- хозяйственной деятельности ревизуемого предприятия оформляются в виде аналитических таблиц и расчётов, предлагаемых к основному акту ревизии.
В случае обнаружения недостачи, растрат, злоупотреблений, и других недостатков материально ответственные и должностные лица предоставляют ревизору письменное объяснение по существу вскрытых фактов, что позволяет изучить их. Если виновное лицо отказывается дать письменное объяснение, его можно истребовать служебной запиской, составленной в двух экземплярах, один из которых прилагается к акту ревизии.
Руководитель ревизионной группы, составив акт ревизии, до его перепечатки обязан ознакомить с ним руководителя предприятия и главного бухгалтера. Все замечания или возражения должны быть тщательно проверены ревизором и в случае необходимости внесены изменения, дополнения или уточнения в черновой вариант акта.
В соответствии с Указом Президентом Республики Беларусь №673 от 15.11.99 «О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка применения ими экономических санкций» руководитель предприятия подписывает акт ревизии.
Акт, как правило, составляется в трёх экземплярах, а если нужно передать материалы ревизии соответствующим органам – отправляется ещё по одному экземпляру по каждому адресу.
Результаты комплексной ревизии обсуждаются на производственном собрании. Протокол обсуждения прилагается к основному акту.
- А. А. Вишневский, с. И. Филипович
- Учебное пособие
- 1. Финансы и финансовая деятельность государства.
- Финансы и финансовая деятельность государства
- 1.2. Общая характеристика финансовой системы республики беларусь
- 1.3. Органы, осуществляющие финансовую деятельность в республике беларусь
- Финансовое право как отрасль права
- 2.1. Понятие финансового права и его предмет
- Финансовый контроль
- 3.1. Понятие, виды, формы и методы финансового контроля
- 3.2. Ревизия как основной метод финансового контроля
- Этапы проведения ревизии
- 3.3. Аудит в республике беларусь
- Бюджетное устройство республики беларусь
- 4.1. Понятие и роль бюджета
- 4.2. Понятие, предмет и источники бюджетного права
- 4.3. Бюджетная система республики беларусь и принципы ее построения
- 4.4. Республиканский и местные бюджеты
- 4.6. Дефицит бюджета и методы его финансирования
- 5. Бюджетный процесс в республике беларусь
- 5.1. Понятие и принципы бюджетного процесса
- 5.2. Общие положения составления, рассмотрения и утверждения бюджетов
- 6. Общая характеристика правового регулирования государственных доходов
- 6.2. Понятие налоговых платежей. Виды общереспубликанских и местных налогов и сборов
- 7. Краткая характеристика порядка уплаты некоторых налогов
- 7.1. Налоги на прибыль и доходы
- 7.2. Налог на добавленную стоимость
- 7.3. Акцизный налог
- 7.4. Подоходный налог с физических лиц
- 7.5. Налог на недвижимость
- 7.6. Земельный налог
- 7.7. Чрезвычайный налог
- 7.8. Налог на приобретение автотранспортных средств
- 8. Ответственность за нарушение налогового законодательства
- 8.1. Права и обязанности должностных лиц налоговых
- 8.2. Виды нарушений налогового законодательства
- Виды нарушений законодательства о налогах и предпринимательстве и меры ответственности.
- 8.3. Порядок обжалования действий должностных лиц налоговых органов
- 9. Правовые основы государственного кредита
- 9.1. Понятие, значение, формы и виды государственного кредита
- 9.2. Понятие и виды государственного долга
- 9.3. Управление государственным долгом
- 10. Правовое регулирование страхования
- 10.1. Понятие и значение страхования
- 10.2. Основные направления развития страхования в
- 10.3. Государственное регулирование
- 11. Правовые основы банковского кредита
- 11.1. Банковская система республики беларусь
- Основными целями деятельности Национального банка являются:
- 11.2. Порядок создания и прекращения деятельности банков
- Для государственной регистрации в Национальный банк представляются следующие документы:
- Учредителям банка может быть отказано в его регистрации в следующих случаях:
- 11.3. Основные направления деятельности банков. Банковский кредит
- 12. Правовые основы денежного обращения в республике беларусь
- 12.1 Понятие денег и денежной системы
- 12.2. Порядок наличного денежного обращения
- Порядок приема и выдачи наличных денег и оформления кассовых документов
- Порядок ведения кассовой книги и хранения денег
- Ревизия кассы и контроль за соблюдением кассовой дисциплины
- Грубым нарушением Правил ведения кассовых операций являются систематические нарушения:
- 12.3. Правовое регулирование рынка ценных бумаг
- Виды ценных бумаг
- 13. Правовые основы расчетов
- 13.1. Порядок открытия счета в банке.
- Виды банковских счетов
- Оформление открытия счетов предприятиям и предпринимателям
- Не требуется представления документа о регистрации (перерегистрации) и копий учредительных документов следующим организациям и учреждениям:
- Переоформление и закрытие счетов
- Открытие и закрытие счетов физическим лицам
- Закрытие счета физического лица производится:
- 13.2. Правовые формы расчетов юридических и
- Расчеты платежными требованиями
- Расчеты платежными поручениями
- Расчеты платежными требованиями – поручениями
- Расчеты аккредитивами
- Списание средств со счетов плательщиков без их согласия (бесспорный порядок списания средств)
- Расчеты чеками из чековой книжки
- Расчеты расчетными чеками
- 13.3. Расчеты с помощью банковских
- 14. Правовое регулирование валютных отношений
- 14.1. Понятие валюты и валютных ценностей
- 14.3. Валютный контроль