logo
шпоры(ДиК)

21. Предложение денег.

Предложение денег во взаимодействии со спросом определяет конъюнктуру денежного рынка. Суть предложения денег заключается в том, что экономические субъекты в какой-нибудь момент имеют в своем распоряжении определенный запас денег, какие они могут за благоприятных, обстоятельств направить в оборот,

На уровне отдельного экономического субъекта предложение денег взаимодействует со спросом на деньги как его альтернатива. Если фактический запас денег отдельного индивида превышает его спрос на деньги, а это возможно при росте альтернативной стоимости сбережения денег, то этот индивид будет предлагать часть своего запаса денег на рынок к продаже. И наоборот, при превышении спроса над имеющимся запасом индивид будет покупать их на рынке или другими способами удовлетворять спрос. Поэтому на этом уровне предложение и спрос постоянно чередуются — при росте уровня процента экономический субъект будет выступать на рынке с предложением денег, а при снижении — со спросом на деньги.

На макроэкономическом уровне предложение денег формируется несколько по-другому. Считается, что все экономические субъекты одновременно не могут предложить на рынке денег больше от имеющегося у них запаса денег. То есть фактическая масса денег в обороте является естественной границей предложения денег. Никакие стимулирующие факторы, например рост процента, не могут увеличить предложение денег сверх этой границы. Если же возникает потребность увеличить предложение сверх этой границы, что возможно при росте совокупного спроса на деньги, то это можно сделать только дополнительной эмиссией денег.

Предложение денег можно записать в виде следующей формулы: М1 = m * МБ

где М1 – наличные деньги вне банков + текущие депозиты;

m – денежно-кредитный мультипликатор;

МБ – денежная база.

Изменение величины предложения под влиянием денежной базы зависит исключительно от центрального банка, т.е. этот показатель полностью контролируется и регулируется центр.банком.

m находится под влиянием таких факторов как:

- норма обязательного резервирования. При этом m определяется как обратное отношение к норме обязательного резервирования. Чем меньше норма, тем больше m, следовательно, больше предложение денег.

- изменение учетной ставки центр.банка. Повышение учетной ставки приводит к уменьшению спроса на деньги, следовательно, к уменьшению предложения.

- изменение типовой рыночной процентной ставки. Увеличение процентной ставки будет способствовать росту предложения, но отрицательно влияет на спрос на них.