II. Маркетинг в страховании.
Маркетинг (англ. market- рынок) означает предпринимательскую деятельность в условиях рынка с использованием его законов с целью изучения и удовлетворения любых требований покупателей и превращая желания, нужды и потребности потребителя в доход своей фирмы.
Маркетинг в страховании – это комплексный подход к вопросам организации и управления всей деятельностью страховой компании, направленной на оказание таких страховых услуг и в таких количествах, которые соответствуют потенциальному спросу. При этом спрос создается усилиями самой страховой компании и удовлетворяется ею.
Процесс маркетинга страховых компаний включает две основные функции.
1. Формирование спроса.
Сводится к целенаправленному воздействию на потенциальных клиентов в целях повышения существующего уровня спроса до желаемого уровня, приближающегося к уровню предложения данной компании.
Методами реализации данной функции являются:
воздействие на потенциальных страхователей с помощью рекламы;
создание положительного имиджа страховой компании;
дифференциация тарифов на страховые услуги;
сочетание страховых услуг с различными формами торгового и юридического обслуживания.
2. Удовлетворение страховых интересов.
Реализуется с помощью высокой культуры страхового обслуживания:
проявления знаков внимания к посетителям;
художественный дизайн бланков документов (полисов, квитанций, сертификатов);
квалифицированные консультации и т.п.
Чем выше уровень сервиса страховщика, тем больше спрос на его страховые услуги. Критерием качества обслуживания считается отсутствие жалоб со стороны страхователей.
Маркетинг страховщика включает следующие направления, с учетом которых разрабатывается общая стратегия поведения страховой компании на рынке.
1. Изучение потенциальных страхователей и их мотивов при заключении договора страхования.
Определяется структура потребительских предпочтений, т.е. вкусы и привычки людей, наклонности поведения, их реакция на те или иные виды страховых услуг. С этой целью применяется система специальных тестов, анкет, опросных листов.
Проводится с целью формирования адекватной страховой политики.
2. Анализ рынка страховой компании.
Проводится по одному или нескольким однотипным видам страхования с целью определения потенциальной емкости рынка на те или иные страховые услуги в отдельных регионах. Результаты анализа увязываются с уровнем платежеспособного спроса населения.
С этой целью применяется сегментация страхового рынка. Она состоит в выделении из общей массы потенциальных страхователей отдельных типичных групп (сегментов рынка) по отдельным признакам: территориальному, возрастному, половому, уровню доходов; или нескольким признакам: уровню доходов и возрасту, территориальному и психологическому.
Для определения емкости сегментов рынка составляются функциональные карты по каналам сбыта: офис страховой компании, страховые агентства, туристические бюро, нотариальные конторы, юридические консультации и другие.
В результате анализа рынка выясняется, где наиболее выгодно проводить те или иные виды страхования и выявляются наиболее эффективные каналы сбыта.
Исследование страхового продукта.
Определяются желания страхователя в отношении определенной страховой услуги, решается каким образом предоставить потенциальным клиентам новые страховые продукты, а также на кого ориентировать рекламу.
При этом страховщик придерживается правила: во всех случаях договор страхования должен попасть туда, где потенциальный страхователь его более всего ждет и поэтому, скорее всего, заключит.
4. Продвижение страхового продукта на рынке.
Включает совокупность мер и усилий, предпринимаемых страховой компанией, страховыми брокерами и агентами в целях повышения спроса, увеличения числа заключенных договоров, расширения рыночного поля страховой продукции.
Основные методы продвижения – это реклама и личный контакт.
Дополнительные методы – пропаганда и стимулирование (предоставление льгот и скидок со страховой премии).
В практике применяются 3 метода продвижения страховых услуг:
1) Экстенсивный.
Заключается в использовании наибольшего числа посредников страховой компании, способных оформить один или несколько договоров страхования.
2) Исключительный.
Заключается во взаимодействии страховой компании с одним генеральным страховым агентом, которому предоставляется исключительное право на заключение договоров от имени страховой компании в одном регионе.
3) Выборочный.
Заключается во взаимодействии страховой компании с двумя и более страховыми агентами.
5. Изучение конкурентов и определение форм и уровня конкуренции.
Конкуренция в страховании – это соперничество страховых компаний за привлечение страхователей, выгодное инвестирование страховых фондов с целью достижения конечных результатов.
Конкуренция заключается во внедрении новых видов страхование, создании новых более удобных форм заключения договоров и уплаты страховых взносов, системы скидок и льгот страхователям, снижении тарифных ставок и точном определении возникшего ущерба, предоставлении дополнительных сервисных услуг (преимущественное право приобретения акций страховой компании, бесплатных юридических консультаций, реклама).
Изучение конкурентов заключается в выявлении главных конкурентов страховой компании на рынке и определении их сильных и слабых сторон.
С этой целью собирается информация о деятельности конкурентов:
их финансовом положении;
страховых тарифах на конкретные страховые услуги;
особенности управления страховым делом и т.д.
Результаты исследования заносятся в специальные информационные досье и составляются аналитические таблицы, характеризующие предложение конкретных страховых продуктов теми или иными страховщиками.
- Экономическая сущность и функции страхования.
- I. Возникновение страхования, его необходимость и сущность.
- Владелец имущества
- II. Страхование как экономическая категория.
- III. Функции страхования.
- Формы страхования и виды страховой деятельности.
- I. Формы страхования. Страхование может осуществляться в обязательной и добровольной формах.
- II. Классификация страховой деятельности.
- Основные понятия и категории страхования
- I. Основные категории страхования.
- II. Понятие риска в страховании, его классификация и оценка.
- Организация страхового дела в рф.
- I. Страховой рынок и его структура.
- II. Организационно-правовые формы страховых компаний.
- III. Посредники и профессиональные участники страховых отношений.
- IV. Государственное регулирование страховой деятельности.
- V. Регистрация и лицензирование страховых организаций.
- Последовательность юридического обеспечения страховой сделки между страхователем и страховщиком
- К несущественным условиям относятся:
- Теоретические основы построения страховых тарифов
- I. Актуарные расчеты, их виды и источники.
- II. Основы определения страхового тарифа.
- III. Принципы тарифной политики в страховании и дифференциация страховых тарифов.
- IV. Страховая премия и ее виды.
- Имущественное страхование
- III. Страхование грузов.
- В состав страхуемого имущества промышленных предприятий входят:
- Личное страхование
- II. Страхование жизни.
- Страхователь имеет право:
- Страхование ответственности.
- При страховании ответственности за повреждение груза судовладелец имеет право на возмещение расходов по выгрузке и реализации поврежденных грузов, которые компенсируются страховщиком в размере 50%.
- III. Страхование профессиональной ответственности.
- Страхование предпринимательской деятельности.
- III. Страхование технических рисков.
- IV. Страхование от убытков вследствие перерывов в производстве.
- Основы перестрахования
- I. Сущность и основные функции перестрахования.
- II. Факультативное и облигаторное перестрахование.
- III. Пропорциональное и непропорциональное перестрахование.
- Организационные основы деятельности страховщика.
- II. Маркетинг в страховании.
- Финансовые основы страховой деятельности.
- Страховые резервы и запасные фонды страховщика
- I. Запасные фонды страховщика.
- II. Страховые резервы и порядок их инвестирования.
- Страхование внешнеэкономической деятельности. Страхование в зарубежных странах.
- Содержание Литература.
- Контрольные вопросы.