logo
Лекции по Предм ор эк инф сис для ПИ

Автоматизированные регистры статистической информации

Под автоматизированным регистром (АР) понимается комп­лекс программно-технологических средств, обеспечивающих ре­шение статистических задач, направленных на автоматизирован­ное ведение специальной формы статистического наблюдения, при которой хранение информации организуется из записей од­нородной совокупности объектов наблюдения. Такая форма наблюдения и хранения информации обеспечивает ведение и обработку данных независимо от структуры статистических отчетов, позволяя осуществлять системную организацию информации по каждому наблюдаемому объекту и комплексную ее обработку.

Эффективность данной формы хранения особенно проявля­ется при ведении относительно устойчивых совокупностей объек­тов, имеющих продолжительный период действия и общие свой­ства, существенно не изменяющиеся в течение этого периода.

В процессе дальнейшего совершенствования статистических исследований начали разрабатываться АР для промышленных и аграрных предприятий, научно-исследовательских и конструкторских организаций и других объектов статистического наблю­дения.

Рассмотрим организацию статистического наблюдения на примере автоматизированного регистра промышленных пред­приятий (РПП).

РПП реализует функции накопления, хранения, обновления, поиска и обработки информации, характеризующей деятель­ность промышленных предприятий и организаций.

В целях обеспечения наиболее полной характеристики промышленных предприятий в РПП включаются важнейшие пока­затели основных форм годовой первичной отчетности по статис­тике предприятий и капитального строительства.

Данные РПП позволяют анализировать производственно-хо­зяйственную деятельность как отдельных промышленных пред­приятий, так и их совокупности по объектам учета (секторам эко­номики, ведомствам, территориями т.д.), а также выдавать эти сведения по запросам потребителей и форме таблиц.

Общая технология функционирования РПП подразделяется на ведение информационной базы и на организацию решения за­дач на основе этой базы.

Ведение информационной базы РПП заключается в первона­чальной подготовке информационной базы, в актуализации и об­новлении всех информационных массивов этой базы.

Операции подготовки и формирования различных массивов при их первоначальной организации, актуализации и обновле­нии носят типовой характер по ведению любых баз статистичес­ких данных.

Технологический процесс решения задач с использованием непосредственных средств РПП начинается с введения запроса, его контроля и перевода во внутреннее (машинное) представле­ние. Эта процедура является обязательной для любого запроса, так как на основе его информации формируется специальная таблица, с помощью которой организуются обращения к прог­раммам обработки.

Затем осуществляется построение таблиц информации для формирования рабочих массивов, которые состоят из регистра­ционного номера предприятия и определенного списка показате­лей, непосредственно или опосредованно участвующих в обра­ботке. На основании таблиц информации из информационной базы проводятся выборка первичных показателей, расчет всех произ­водных величин и формирование записей в соответствии с объ­ектами учета, указанными в запросе. В заключение происходят окончательное формирование и выдача выходных таблиц. Для формирования таблиц ра­бочие массивы могут быть использованы напрямую или могут прежде быть отсортированы по интер­валам группировочного признака с помощью специальных про­грамм.