logo
Лекции по Предм ор эк инф сис для ПИ

Информационные системы в налоговых органах

Система управления налогообложением в Российской Федерации представляет собой единую централизованную структуру, построенную по принципу многоуровневой иерархической орга­низации: федерального, регионального (субъекта РФ) и местного (территориального) уровней. Эта система предполагает единство целей, при котором локальные системы управления одного уров­ня функционируют по одной (типовой) схеме, решают идентич­ный набор задач по заранее определенной единой методологии и технологии обработки данных.

Основные задачи налоговых органов:

- учет налогоплательщиков (по категориям, территории, ви­дам налогообложения, роду деятельности);

- учет поступления налогов (по категориям налогоплатель­щиков, территории, видам налогов, роду деятельности, банкам);

- анализ динамики поступления налогов по всем отслеживае­мым признакам;

- информирование органов государственной власти о поступ­лении налогов;

- совершенствование системы налогообложения (законода­тельная инициатива, методические разработки, информацион­ное обеспечение);

- информирование налогоплательщиков по вопросам налого­вого законодательства и разъяснение им системы налогообложе­ния.

Система электронного документооборота является централь­ным связующим звеном, позволяющим автоматизировать управление информационными потоками и обработку циркулирующих документов. В результате внедрения электронного докумен­тоо6орота достигается комплексная автоматизация всей «бюрок­ратической» работы и документоо6орота, а не отдельных ее час­тей. Документы обрабатываются по заданному алгоритму в авто­матическом и/или интерактивном режиме и перемещаются по заранее определенным маршрутам.

Налоговые органы взаимодействуют с большим числом дру­гих организаций в части получения необходимой информации для своего функционирования. Для этого создается информаци­онная база налоговых органов, которая должна:

- содержать исчерпывающую (возможно более точную) ин­формацию о тех сторонах хозяйственной деятельности предпри­ятия, которые связаны с исчислением и уплатой им налогов;

- давать налоговым органам возможность быстро разыскивать предприятия-налогоплательщики и физических лиц;

- позволять получать как стандартные отчеты, таки сводки и выборки по произвольным запросам;

- обеспечивать контроль достоверности содержащейся в базе данных информации, поступившей из различных справочников, путем ее автоматизированного сопоставления и анализа;

- оперативно получать и анализировать сведения обо всех контактах налогоплательщиков с государственными органами и банками.

В целях эффективного взаимодействия введен единый иден­тификатор предприятий и граждан в масштабе всей страны ‑ идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), присва­иваемый налоговыми органами.

Оптимальным уровнем для хранения информации является региональный уровень, на котором наиболее эффективно реша­ются задачи по обмену информацией с территориальными и фе­деральными органами, а также задачи по защите информации. Кроме того, деятельность большинства налогоплательщиков ред­ко выходит за пределы региона.

Основная цель разработки и совершенствования информаци­онной системы налоговых органов (ИСНО) - внедрение функционально полной информационной технологии, объединяю­щей все структурные подразделения на базе единой вычислительной сети, интегрированной в единое информационное пространство органов государственного управления и других за­интересованньгх организаций (МВД, суды, таможня, казначей­ство, банки и др.). Особенностями разработки ИСНО являются:

- неустойчивость налогового законодательства и методичес­кой базы деятельности налоговой инспекции;

- многоуровневая структура объектов автоматизации, их распределенность в пространстве и сложные связи между ними;

- большой объем баз данных с их повышенным временем жизни, превышающим срок жизни оборудования;

- использование в информационной системе уже функцио­нирующих отдельных частей.

В общем случае требования к ИС налогового органа наклады­вают ограничения на выбор конкретного решения на каждом ша­ге разработки системы. Состав требований определяется видом, назначением, специфическими особенностями и условиями функционирования конкретной системы.

Учет фактических и промышленных стандартов в сфере информатизации позволяет на начальном этапе ориентироваться на наиболее распространенные технические и программные реше­ния. Это в значительной мере снижает затраты на сопровождение и развитие системы обработки данных. Кроме того, расширяется круг специалистов, которые могут быть привлечены к техничес­кому обслуживанию системы, разработке и развитию прикладных программных средств, что обеспечивает большую свободу наращивания мощности технических и системных программных средств.

К немаловажным требованиям к ИСНО следует отнести обес­печение информационной безопасности, под которой понимает­ся защищенность информации и прикладных программ от слу­чайных или преднамеренных воздействий естественного или ис­кусственного характера, чреватых утечкой или потерей данных. Требования по безопасности системы направлены в первую оче­редь на обеспечение доступности данных, целостности ресурсов, конфиденциальности. Безопасность ИСНО методически связана с точным определением компонентов системы, ответственных за те или иные функции, сервисы и услуги, и средств защиты дан­ных, встроенных в эти компоненты. Для ИСНО безопасность обеспечивается совокупностью компонентов, реализующих раз­личные функции защиты данных:

- на уровне операционной системы;

- на уровне программного обеспечения промежуточного слоя и прикладных компонентов АИС;

- на уровне СУБД, при обмене в распределенных системах, включая криптографические функции;

- на уровне специальных программных средств (например, средств защиты от программных вирусов);

- на уровне администрирования средств безопасности.

Помимо требований к функциональной полноте ИСНО сле­дует сформулировать требования на уровне прикладного прог­раммного обеспечения, которые определят базовую ИС налого­вой инспекции и послужат отправным пунктом для перехода на единую ИС налоговых органов. Программное обеспечение должно быть обобщенным, Т.С. строиться вокруг единой базо­вой модели данных. Программные средства должны проектиро­ваться таким образом, чтобы ими могли пользоваться все нало­говые инспекции.

ИСНО представляет собой совокупность взаимодействующих прикладных подсистем, решающих определенные группы функциональных задач на основе оперативных баз данных и электронного хранилища данных (рис. 3.2).

Среди прикладных подсистем ИСНО можно выделить две ос­новные группы:

- оперативной обработки;

- поддержки принятия решений.

Первая группа подсистем ориентирована на ввод данных по налогоплательщикам, довольно интенсивную оперативную обра­ботку (поиск, относительно простые запросы, свод данных и т.п.) и хранение. Данные в подобных подсистемах актуальны в течение нескольких лет. Основные требования к таким подсистемам -высокая производительность обработки транзакций и гарантиро­ванная скоростная доставка информации при удаленном доступе к базам данных по телекоммуникациям.

Вторая группа прикладных подсистем предназначена для об­работки больших объемов данных из различных источников за большой период времени, сосредоточенных в электронном хра­нилище данных. Подсистемы поддержки принятия решений включают средства многомерного анализа данных, статистической обработки, моделирования правил, причинно-следственных связей и ситуаций и т.п.

В ИСНО предусматриваются следующие подсистемы этой группы:

- анализ и прогнозирование налоговых платежей;

- макро- и микроимитационное моделирование;

- комплексный контроль финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций;

- выбор предприятий для выездных проверок.

Лекция № 8

Функциональный состав ИСНО обусловливается соответ­ствующими функциональными участками работ по сбору нало­гов, включающими следующие этапы:

- учет налогоплательщиков;

- прием, ввод в базу данных и камерanьная проверка бухгал­терской и налоговой отчетности;

- учет поступлений в бюджет и ведение лицевых счетов нало­гоплательщиков;

- выездная налоговая проверка;

- организация хранилища данных налоговой инспекции.

Этап 1. Учет налогоплательщиков. Налоговые органы полу­чают первичную информацию о налогоплательщиках, включают их в свою базу данных. В дальнейшем сведения о плательщиках уточняются и изменяются в связи с изменениями, происходящи­ми в их хозяйственной деятельности.

Этап 2. Прием, ввод в базу данных и камеральная проверка бухгалтерской и налоговой отчетности. К основным особенностям камеральной проверки от­носятся массовый характер ошибок, допускаемых плательщиками при заполнении деклараций, жесткий срок предоставления документов, необходимость представления дополнительных расчетов к декларациям «по произвольной форме» и обязанность плательщика подтверждать свое право на льго­ты, заявленные в декларации, первичными документами.

Камеральная проверка деклараций о совокупном доходе физических лиц проводится в две стадии. Сначала проверяется правильность заполнения налоговых деклара­ций, правильность расчетов и применения ставок налогов. Затем в ходе камеральных проверок деклараций физических лиц проводится сверка данных, указанных в них, со сведениями о доходах работающих граждан, которые инспекция получает от работодателей и других источников выплат.

Этап З. Учет поступлений в бюджет и ведение лицевых сче­тов налогоплательщиков. Специфика работы на этом этапе зак­лючается в том, что она полностью осуществляется на рабочих местах, без выхода на предприятия. Главной задачей инспекто­ров, работающих на участке учета платежей и ведения лицевых счетов, является контроль за полнотой и своевременностью упла­ты налогов в бюджет. Основным инструментом такого контроля является карточка лицевого счета (КЛС) плательщика, которая является предельно формализованным документом и может быть легко представлена для обработки на компьютере.

Этап 4. Выездная налоговая проверка. Отчетность налого­плательщика проверяется для выявления допущенных им ошибок и нарушений при исчислении налогооблагаемой базы и уплате налогов. С помощью вычислительной техники и программ на участке до­кументальных проверок выполняются следующие операции:

- выбор объектов для проверки;

- помощь проверяющим в систематизации и группировке первичных бухгалтерских документов для выявления нарушений;

- отражение результатов проверки в карточках лицевых сче­тов и контроль своевременности и полноты поступления в бюд­жет доначисленных налогов, пеней и санкций.

Этап 5. Организация хранилища данных налоговой инспек­ции. Хранилище данных - это предметно-ориентированная, ин­тегрированная, зависящая от времени, устойчивая совокупность данных, используемая в системах поддержки принятия решений. Хранилище данных интегрирует информацию, имеющуюся в ис­ходных разнородных базах данных, в единую результирующую базу данных, оптимально спроектированную для поддержки про­цесса принятия решений.

Данные хранилища характеризуют следующие свойства:

- предметная ориентация - данные организованы согласно предмету, а не приложению. В частности, для налоговой инспек­ции хранилище данных должно быть организовано по платель­щикам налогов по принципу электронного досье;

- интегрированность - данные могут поступать из разных приложений, использующих базы данных различных структур, форматов и кодировок, которые в хранилище должны быть еди­ны для соответствующих данных;

- архивирование данных - хранилище содержит данные, соб­ранные во времени. Они используются для сравнения, выявле­ния трендов и прогноза;

- неизменяемость - данные не должны обновляться или из­меняться после помещения их в хранилище, они только считыва­ются или загружаются.

К основным категориям данных, которые располагаются в хранилище, относятся: метаданные, описывающие способы изв­лечения информации из различных источников; фактические данные (архивы), отражающие состояние предметной области в конкретные моменты времени и обеспечивающие наибольший уровень детализации, а также итоговые данные, полученные на основе проведенных аналитических расчетов на базе фактичес­ких данных.

При построении информационного хранилища данных нало­говой инспекции учитываются следующие параметры:

- скорость загрузки;

- технология загрузки;

- управление качеством данных и поддержка различных ти­пов данных;

- масшта6ируемость;

- обслуживание большого числа пользователей;

- администрирование;

- средства формирования запросов.

Основная цель создания хранилища данных налоговой инспекции заключается в обеспечении целостного, объективного образа существующей реальности в сфере налогообложения. Для получения такого объективного представления в электронном информационном хранилище должны накапливаться сведения из всех возможных источников.

Всю поступающую информацию можно разбить по следую­щим основным категориям:

- регистрационные данные юридических и физических лиц - поступают от юридических и физических лиц при постановке их на учет;

- сведения об имущественном состоянии налогоплательщи­ков - поступают в налоговую службу от юридических и физичес­ких лиц, регистрационной палаты, ГИБДД и т.д.;

- информация о финансово-хозяйственной деятельности юридических и физических лиц - поступает от юридических и физических лиц, МВД и т.д.;

- информация о расчетно-платежной деятельности налого­плательщиков - поступает от банков, от юридических и физических лиц;

- результаты деятельности налоговой инспекции - поступают из соответствующих подразделений налоговой инспекции;

- нормативно-справочная информация - поступает от орга­нов государственного управления, Росстата.

На основе этих сведений возможно выявление нарушителей налогового законодательства посредством перекрестной обработки информации, накапливаемой в хранилище данных, прове­дение анализа и прогнозирования налоговых поступлений, про­ведение макро - и микроимитационного моделирования, а также исполнение запросов, поступающих от региональных, территориальных подразделений налоговой инспекции и от государ­ственных органов управления.

Создание информационного хранилища сопровождается дос­таточно трудоемким технологическим процессом, включающим следующие последовательно выполняемые этапы:

- обследование информационных потребностей функцио­нальных подразделений налоговой службы с определением прав доступа к информации различных уровней;

- построение функциональной модели с использованием CASE-технологий высокого уровня и разработка структуры таб­лиц и баз данных с использованием CASE-технологий более низ­кого уровня и архитектуры системы управления таблицами;

- построение прототипа хранилища на выбранной системно-технической платформе;

- подключение и настройка средств и процедур поддержания баз данных в работоспособном состоянии и автоматизированно­го и ручного ввода информации в хранилище;

- наполнение хранилища данными из информационных сис­тем инспекций местного и регионального уровней, городских, федеральных и негосударственных организаций;

- подключение и настройка прикладных программ для рабо­ты с информацией хранилища с учетом прав доступа для конк­ретных рабочих мест сотрудников подразделений налоговой службы;

- выпуск инструктивных материалов для различных групп пользователей по работе с электронным информационным хра­нилищем данных.

Лекция № 9