Информационные системы в службах корпоративного налогового менеджмента
Современная налоговая система предъявляет жесткие требования к организации работ по исчислению налогов на предприятиях. Налоговый учет является самостоятельным участком относительно бухгалтерского учета. В связи с этим на предприятиях и в организациях стали появляться специализированные службы, в сферу деятельности которых входит весь спектр вопросов, связанных с налогообложением.
К функциям таких служб относят вопросы правильного исчисления налогов, взаимодействия с налоговыми органами, календарного планирования налоговых отчислений, прогнозирования налоговых платежей, оценки налоговых рисков и последствий сделок и операций, моделирования налогового поля предприятия. Такие службы не только исчисляют налогов, но и управляют ими. Поэтому они получили название служб налогового менеджмента.
Задача моделирования налогообложения - построение такой системы принятия налоговых решений, которая отвечает требованиям универсальности, гибкости и адаптируемости. Система должна иметь возможность реагировать на изменение любого элемента налогового поля предприятия. Предъявление к системе таких требований обусловливает необходимость формализации всего налогового поля предприятия.
С точки зрения корпоративного налогового менеджмента налоговое поле любого предприятия будет состоять, во-первых, из деятельности самого предприятия, которая представляет собой набор совершаемых предприятием хозяйственных операций, а во-вторых - из режима налогообложения этих операций, представляющего набор четких правил налогообложения, закрепленных в соответствующих нормативных актах.
Оба этих элемента (хозяйственные операции и налоговые нормативные акты) поддаются формализации. Так, хозяйственные операции можно формализовать относительно плана счетов бухгалтерского учета, который, с одной стороны, носит закрытый характер, а с другой - позволяет описать любую хозяйственную операцию. Нормативные акты в области налогообложения хотя и не так жестко детерминированы, как хозяйственные операции, все равно содержат определенные показатели налогообложения, перечень которых установлен заранее.
Формализация хозяйственных операций необходима для реализации алгоритма их автоматизированной обработки и правильного начисления налогов. Как уже было отмечено выше, законодательные нормативные акты в области налогообложения содержат описание заранее определенных параметров налога (субъект и объект нanогоо6ложения, налогооблагаемая база, ставка налога, льготы и др.).
Все хозяйственные операции любого предприятия целесообразно разделить на группы. Для построения модели налогообложения следует связать воедино два элемента налогового поля предприятия: хозяйственные операции и их налогообложение. Для этого каждый налог нужно «привязать» к определенному бухгалтерскому показателю. Наиболее эффективным методом привязки является привязка по налогооблагаемой базе. Таким образом, получаем четыре группы налогов:
- налоги, являющиеся надбавкой к цене, - акцизы, налог на добавленную стоимость;
- налоги с капитала (имущества) - налог на имущество предприятий, транспортный налог;
- налоги на заработную плату - единый социальный налог, взносы в Пенсионный фонд, взносы на страхование от несчастных случаев на производстве;
- налоги с прибыли - налог на прибыль предприятий, налог на определенные виды деятельности.
Одна из основных задач, решаемых службами корпоративного налогового менеджмента, - задача оптимального планирования налоговых отчислений организации. При её решении последовательно применяются различные численные методы налогового планирования.
Целью создания информационной системы корпоративного налогового менеджмента (ИСКНМ) является автоматизация работ по проведению налогового планирования в организациях. Так как пользователем ИСКНМ чаще всего является главный бухгалтер организации, то информационная система должна базироваться на знакомых бухгалтеру программных продуктах семейства Microsoft Office, а также наиболее распространенных бухгалтерских программах, например, «1С: Бухгалтерия».
При разработке и использовании какой-либо системы принято оценивать экономический эффект от ее внедрения, который может быть представлен как прямым, так и косвенным выражением. Прямой эффект заключается в увеличении прибыли предприятия, в сокращении издержек (материальных, временных, трудовых). Косвенный эффект - повышение надежности системы договорных отношений, снижение различных видов финансовых рисков, увеличение потенциала организации.
Целями разработки ИС в корпоративном налоговом менеджменте являются построение оптимизационной модели налогообложения и ее реализация в качестве программного обеспечения для финансового директора (главного бухгалтера, аудитора, налогового консультанта).
В ходе разработки решаются также и частные задачи:
- исследование обобщенного налогового поля малого предприятия в юридических, финансовых, налоговых, бухгалтерских аспектах;
- анализ существующих методов налогового планирования;
- анализ типовых хозяйственных операций и их налогообложения.
Итогом решения этих частных задач является создание комплексного метода налогового планирования, в частности разработка алгоритма действий пользователя по применению такого метода.
При разработке ИСКНМ, являющейся решением задачи оптимизации налогообложения, должен применяться системный подход к налогообложению, т. е. налогообложение должно рассматриваться как система взаимосвязанных факторов.
Системный подход к налогообложению дает возможность формализовать не только хозяйственные операции предприятия, но и саму систему налогообложения. Такая формализация позволит установить математические зависимости между нормативными налоговыми документами и хозяйственными операциями предприятия и, как следствие, моделировать процесс налогообложения. В качестве базовых методов налогового планирования целесообразно выбрать методы микро6алансов и графоаналитических зависимостей, позволяющие разработать единый комплексный метод налогового планирования.
Лекция № 10
- Раздел 1 Основные понятия и классификация эис
- Основные понятия и классификация эис
- Раздел 2 Бухгалтерские информационные системы
- Бухгалтерские информационные системы (буис)
- Буис для крупных предприятий
- Буис для предприятий малого и среднего бизнеса
- Раздел 3 Налоговые информационные системы
- Особенности применения налоговых информационных систем (нис)
- Информационные системы в налоговых органах
- Информационные системы в службах корпоративного налогового менеджмента
- Налоговые информационные системы в бюджетных организациях
- Раздел 4 Банковские информационные системы Банковские информационные системы (бис)
- Задачи банковского сектора и их информационная поддержка
- Современный подход к автоматизации банковской деятельности
- Этапы развития автоматизированных банковских систем (абс)
- Требования, предъявляемые к интегрированной бис
- Факторы влияния на формирование целей банка
- Программные продукты для автоматизации банковской деятельности
- Комплексная автоматизация банковской деятельности
- Тенденции развития автоматизации бис
- Раздел 5 Информационные системы фондового рынка Информационные системы фондового рынка
- Информационная поддержка рынка ценных бумаг
- Использование депозитарных сетей
- Требования к программным средствам депозитарных сетей
- Классификация программных средств, используемых на фондовом рынке
- Информационные технологии депозитарного учёта и реестродержателя
- Автоматизация фондовой торговли
- Раздел 6 Юридические информационные системы
- Правовые информационные технологии
- Основные понятия юис
- Проблемы разработки юис
- Основные требования к правовым ис
- Виды поиска в правовых ис
- Возможности пользователей юис
- Раздел 7 Статистические информационные системы Статистические информационные системы (сис)
- Задачи и функции органов статистики
- Структура построения сис
- Ит, применяемые в сис
- Автоматизированное решение регламентных статистических задач с использованием типовых процедур обработки
- Автоматизированное решение регламентных статистических задач с использованием арм экономиста-статистика
- Автоматизированные регистры статистической информации
- Автоматизированные банки данных
- Статистические информационные системы предприятия (сисп)