logo
Лекции по Предм ор эк инф сис для ПИ

Основные понятия и классификация эис

ЭИС – это совокупность информационных, программных, технических, организационных и др. средств, предназначенных для сбора, обработки, хранения и выдачи информации в целях повышения качества принятия управленческих решений.

К обработке информации в ЭИС предъявляются следующие требования:

- полнота и достоверность для реализации функций управления;

- своевременность обработки информации;

- обеспечение необходимой степени достоверности в зависимости от уровня управления;

- экономичность обработки информации, т.е. затраты на обработку данных не должны превышать получаемый эффект;

- адаптивность к изменяющимся информационным потребностям.

При создании ЭИС следует руководствоваться следующими основными принципами:

- принцип системного подхода, который означает, что каждое явление рассматривается и оценивается во взаимосвязи с другими, выявлены все подсистемы, их структура и взаимосвязи между ними, имеется общая цель функционирования всей системы;

- принцип решения новых задач, который означает, что эффективность ЭИС повышается при решении задач, которые при традиционной ручной технологии управления не решались или решались по упрощённой методике с недостаточной степенью точности;

- принцип первого руководителя, который означает, что разработка и внедрение ЭИС требует непосредственного контроля со стороны первого руководителя объекта;

- принцип непрерывного развития системы, который означает, что при проектировании ЭИС следует учитывать возможность возникновения новых задач управления, а также совершенствование уже внедрённых задач в процессе изменения объекта;

- принцип однократности ввода данных, который означает, что многократное использование любого рода однородных сведений при решении задач не должно приводить к повторному вводу данных;

- принцип координации усилий разработчика и заказчика, который означает наличие единых целей.

Классификация ЭИС по следующим признакам:

1 По уровню действия:

- государственные;

- региональные;

- муниципальные;

- системы объединений, предприятий или фирм.

2 По сфере применения или предметной области:

- бухгалтерские;

- банковские;

- налоговые;

- статистические;

- системы фондового рынка и т.д.

3 По степени интеграции:

- многоуровневые;

- корпоративные.

4 По назначению или характеру объектов управления:

- административные;

- производственные;

- социальные и др.

5 По степени автоматизации:

- ручные;

- автоматизированные;

- автоматические.

6 По способу обработки информации:

- централизованная;

- децентрализованные.

7 По характеру получаемой информации:

- информационно-справочные;

- информационно-советующие;

- управляющие.

В 1960-х гг. с появлением первых серийных ЭВМ отечественного производства появились первые информационные системы обработки данных. Они решали отдельные частные задачи и сокращали трудоёмкость обработки данных.

В 1970-х гг. возникла необходимость решения комплексных задач в различных областях экономики. Стали разрабатываться пакеты прикладных программ для определённых классов задач, что позволило унифицировать и стандартизировать процесс обработки данных.

В 1980-х гг. потребовалась разработка управленческих информационных систем для комплексного решения задач управления текущей и оперативной деятельностью с целью выработки наиболее рациональных решений.

Переход к рыночной экономике в 1990-х гг. характеризовался необходимостью автоматизации таких функций информационных систем как прогнозирование и комплексная поддержка принятий решений, а также появлением экспертных систем. ЭИС становятся стратегическим источником информации для развития производственных и коммерческих объектов в различных сферах деятельности. Информационные системы предоставляют своевременную достоверную информацию, которая обеспечивает конкурентное преимущество в развитии различных хозяйствующих объектов.

Современный этап развития информационных систем связан с разработкой интегрированных (многоуровневых и корпоративных) систем управления различными экономическими объектами.

В процессе исследования и разработки ЭИС необходимо выделять отдельные её части и элементы с целью учёта особенностей их использования на этапах создания и эксплуатации. В соответствии с этим выделяют функциональную и обеспечивающую части ЭИС. Состав этих частей регламентируется ГОСТом и другими руководящими и методическими материалами по созданию ЭИС.

Функциональная часть ЭИС реализует экономико-организационную модель управления объектом. Она состоит из комплекса административных, организационных и экономико-математических методов, обеспечивающих решение задач планирования, учёта и анализа показателей для принятия управленческих решений. Состав функциональной части ЭИС зависит от особенностей конкретной ЭИС и выделяется в соответствии с конкретными целями и включается в себя комплексы или конкретные задачи, решаемые в процессе функционирования.

Обеспечивающая часть ЭИС представляет собой комплекс взаимосвязанных средств определённого вида, состоящих из информационного, лингвистического, технического, программного, математического, организационного, правового и эргономического обеспечения.

Создание и функционирование ЭИС в управлении экономикой базируется на применении информационных технологий (ИТ). ИТ – это процесс, использующий совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединённых технологическим процессом по сбору, хранению, обработке, выводу и распространению информации для снижения трудоёмкости процессов использования информационных ресурсов.

ИТ, применяемые в экономике и управлении, подразделяются в основном на две принципиальные группы:

- предметные ИТ, автоматизирующие решение различных прикладных задач;

- ИТ общего назначения, являющимися базовым инструментарием для автоматизации процессов обработки экономической информации.

С помощью предметных ИТ решаются конкретные задачи, автоматизирующие деятельность работников в различных областях экономики в рамках автоматизированных рабочих мест (АРМ). АРМ представляет собой рабочее место различных работников, оборудованное ПЭВм и предметно-ориентированными пакетами прикладных программ на основе общей информационной базы. Примерами могут быть: АРМ бухгалтера, АРМ налоговика, АРМ менеджера и т.д.

С помощью ИТ общего назначению, применяемых в разных предметных областях экономики, реализуются следующие основные функции:

- автоматизация отдельных расчётов;

- хранение данных;

- организация документооборота;

- налаживание коммуникаций;

- организация коллективной работы.

Для автоматизации отдельных расчётов применяются ИТ, позволяющие выполнять обработку данных и их выдачу в различной форме для многих предметных областей. Например, текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, гипертекстовые и мультимедийные технологии и т.д.

Для хранения данных разработаны базы данных, организованные по определённым правилам и независимо от прикладных программ, а также СУБД. Усложнение методов управления и увеличение объёмов хранимых данных привело к созданию распределённой обработки данных, информационных хранилищ.

Организация документооборота заключается в систематизации, архивации, хранении, поиске и контроле исполнения документов и реализуется с помощью технологий электронного документооборота.

Для автоматизации функций коммуникации используются сетевые технологии, обеспечиваемые сетевой операционной системой. Для обмена данными между удалёнными пользователями применяются электронная почта, видеоконференция, Интернет/Интранет-технологии.

Организация коллективной работы отдельных групп сотрудников и всего предприятия или организации осуществляется с помощью технологий автоматизации деловых процессов и технологии организации групповой работы.