Основные понятия и классификация эис
ЭИС – это совокупность информационных, программных, технических, организационных и др. средств, предназначенных для сбора, обработки, хранения и выдачи информации в целях повышения качества принятия управленческих решений.
К обработке информации в ЭИС предъявляются следующие требования:
- полнота и достоверность для реализации функций управления;
- своевременность обработки информации;
- обеспечение необходимой степени достоверности в зависимости от уровня управления;
- экономичность обработки информации, т.е. затраты на обработку данных не должны превышать получаемый эффект;
- адаптивность к изменяющимся информационным потребностям.
При создании ЭИС следует руководствоваться следующими основными принципами:
- принцип системного подхода, который означает, что каждое явление рассматривается и оценивается во взаимосвязи с другими, выявлены все подсистемы, их структура и взаимосвязи между ними, имеется общая цель функционирования всей системы;
- принцип решения новых задач, который означает, что эффективность ЭИС повышается при решении задач, которые при традиционной ручной технологии управления не решались или решались по упрощённой методике с недостаточной степенью точности;
- принцип первого руководителя, который означает, что разработка и внедрение ЭИС требует непосредственного контроля со стороны первого руководителя объекта;
- принцип непрерывного развития системы, который означает, что при проектировании ЭИС следует учитывать возможность возникновения новых задач управления, а также совершенствование уже внедрённых задач в процессе изменения объекта;
- принцип однократности ввода данных, который означает, что многократное использование любого рода однородных сведений при решении задач не должно приводить к повторному вводу данных;
- принцип координации усилий разработчика и заказчика, который означает наличие единых целей.
Классификация ЭИС по следующим признакам:
1 По уровню действия:
- государственные;
- региональные;
- муниципальные;
- системы объединений, предприятий или фирм.
2 По сфере применения или предметной области:
- бухгалтерские;
- банковские;
- налоговые;
- статистические;
- системы фондового рынка и т.д.
3 По степени интеграции:
- многоуровневые;
- корпоративные.
4 По назначению или характеру объектов управления:
- административные;
- производственные;
- социальные и др.
5 По степени автоматизации:
- ручные;
- автоматизированные;
- автоматические.
6 По способу обработки информации:
- централизованная;
- децентрализованные.
7 По характеру получаемой информации:
- информационно-справочные;
- информационно-советующие;
- управляющие.
В 1960-х гг. с появлением первых серийных ЭВМ отечественного производства появились первые информационные системы обработки данных. Они решали отдельные частные задачи и сокращали трудоёмкость обработки данных.
В 1970-х гг. возникла необходимость решения комплексных задач в различных областях экономики. Стали разрабатываться пакеты прикладных программ для определённых классов задач, что позволило унифицировать и стандартизировать процесс обработки данных.
В 1980-х гг. потребовалась разработка управленческих информационных систем для комплексного решения задач управления текущей и оперативной деятельностью с целью выработки наиболее рациональных решений.
Переход к рыночной экономике в 1990-х гг. характеризовался необходимостью автоматизации таких функций информационных систем как прогнозирование и комплексная поддержка принятий решений, а также появлением экспертных систем. ЭИС становятся стратегическим источником информации для развития производственных и коммерческих объектов в различных сферах деятельности. Информационные системы предоставляют своевременную достоверную информацию, которая обеспечивает конкурентное преимущество в развитии различных хозяйствующих объектов.
Современный этап развития информационных систем связан с разработкой интегрированных (многоуровневых и корпоративных) систем управления различными экономическими объектами.
В процессе исследования и разработки ЭИС необходимо выделять отдельные её части и элементы с целью учёта особенностей их использования на этапах создания и эксплуатации. В соответствии с этим выделяют функциональную и обеспечивающую части ЭИС. Состав этих частей регламентируется ГОСТом и другими руководящими и методическими материалами по созданию ЭИС.
Функциональная часть ЭИС реализует экономико-организационную модель управления объектом. Она состоит из комплекса административных, организационных и экономико-математических методов, обеспечивающих решение задач планирования, учёта и анализа показателей для принятия управленческих решений. Состав функциональной части ЭИС зависит от особенностей конкретной ЭИС и выделяется в соответствии с конкретными целями и включается в себя комплексы или конкретные задачи, решаемые в процессе функционирования.
Обеспечивающая часть ЭИС представляет собой комплекс взаимосвязанных средств определённого вида, состоящих из информационного, лингвистического, технического, программного, математического, организационного, правового и эргономического обеспечения.
Создание и функционирование ЭИС в управлении экономикой базируется на применении информационных технологий (ИТ). ИТ – это процесс, использующий совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединённых технологическим процессом по сбору, хранению, обработке, выводу и распространению информации для снижения трудоёмкости процессов использования информационных ресурсов.
ИТ, применяемые в экономике и управлении, подразделяются в основном на две принципиальные группы:
- предметные ИТ, автоматизирующие решение различных прикладных задач;
- ИТ общего назначения, являющимися базовым инструментарием для автоматизации процессов обработки экономической информации.
С помощью предметных ИТ решаются конкретные задачи, автоматизирующие деятельность работников в различных областях экономики в рамках автоматизированных рабочих мест (АРМ). АРМ представляет собой рабочее место различных работников, оборудованное ПЭВм и предметно-ориентированными пакетами прикладных программ на основе общей информационной базы. Примерами могут быть: АРМ бухгалтера, АРМ налоговика, АРМ менеджера и т.д.
С помощью ИТ общего назначению, применяемых в разных предметных областях экономики, реализуются следующие основные функции:
- автоматизация отдельных расчётов;
- хранение данных;
- организация документооборота;
- налаживание коммуникаций;
- организация коллективной работы.
Для автоматизации отдельных расчётов применяются ИТ, позволяющие выполнять обработку данных и их выдачу в различной форме для многих предметных областей. Например, текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, гипертекстовые и мультимедийные технологии и т.д.
Для хранения данных разработаны базы данных, организованные по определённым правилам и независимо от прикладных программ, а также СУБД. Усложнение методов управления и увеличение объёмов хранимых данных привело к созданию распределённой обработки данных, информационных хранилищ.
Организация документооборота заключается в систематизации, архивации, хранении, поиске и контроле исполнения документов и реализуется с помощью технологий электронного документооборота.
Для автоматизации функций коммуникации используются сетевые технологии, обеспечиваемые сетевой операционной системой. Для обмена данными между удалёнными пользователями применяются электронная почта, видеоконференция, Интернет/Интранет-технологии.
Организация коллективной работы отдельных групп сотрудников и всего предприятия или организации осуществляется с помощью технологий автоматизации деловых процессов и технологии организации групповой работы.
- Раздел 1 Основные понятия и классификация эис
- Основные понятия и классификация эис
- Раздел 2 Бухгалтерские информационные системы
- Бухгалтерские информационные системы (буис)
- Буис для крупных предприятий
- Буис для предприятий малого и среднего бизнеса
- Раздел 3 Налоговые информационные системы
- Особенности применения налоговых информационных систем (нис)
- Информационные системы в налоговых органах
- Информационные системы в службах корпоративного налогового менеджмента
- Налоговые информационные системы в бюджетных организациях
- Раздел 4 Банковские информационные системы Банковские информационные системы (бис)
- Задачи банковского сектора и их информационная поддержка
- Современный подход к автоматизации банковской деятельности
- Этапы развития автоматизированных банковских систем (абс)
- Требования, предъявляемые к интегрированной бис
- Факторы влияния на формирование целей банка
- Программные продукты для автоматизации банковской деятельности
- Комплексная автоматизация банковской деятельности
- Тенденции развития автоматизации бис
- Раздел 5 Информационные системы фондового рынка Информационные системы фондового рынка
- Информационная поддержка рынка ценных бумаг
- Использование депозитарных сетей
- Требования к программным средствам депозитарных сетей
- Классификация программных средств, используемых на фондовом рынке
- Информационные технологии депозитарного учёта и реестродержателя
- Автоматизация фондовой торговли
- Раздел 6 Юридические информационные системы
- Правовые информационные технологии
- Основные понятия юис
- Проблемы разработки юис
- Основные требования к правовым ис
- Виды поиска в правовых ис
- Возможности пользователей юис
- Раздел 7 Статистические информационные системы Статистические информационные системы (сис)
- Задачи и функции органов статистики
- Структура построения сис
- Ит, применяемые в сис
- Автоматизированное решение регламентных статистических задач с использованием типовых процедур обработки
- Автоматизированное решение регламентных статистических задач с использованием арм экономиста-статистика
- Автоматизированные регистры статистической информации
- Автоматизированные банки данных
- Статистические информационные системы предприятия (сисп)