logo
Лекции по Предм ор эк инф сис для ПИ

Буис для крупных предприятий

БУИС для крупных предприятий требуют обеспечения доступа к информационной системе большого количества пользователей, переработки значительных объемов информации, оперативной выдачи результатов, их анализа для принятия управленческих решений.

БУИС для крупного предприятия должна обеспечивать:

- автоматизированное решение комплекса задач бухгалтерского учета в соответствии с российскими и международными стандартами, анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, планирования, а также внутреннего аудита;

- получение оперативной, постоянно меняющейся информа­ции о текущем состоянии дел на предприятии. Такой режим ва­жен, например, для крупных промышленных предприятии, име­ющих отдаленные подразделения, филиалы, поскольку позволя­ет более эффективно использовать их ресурсы; а также для предприятий сферы оптовой торговли, которые контактируют с большим количеством клиентов, требующих оперативную ин­формацию об ассортименте, текущих ценах, наличии товара на складах и условиях его поставки. Основной акцент при этом дол­жен быть сделан на получении оперативных аналитических от­четов и сводок использованию вложенных финансовых ре­сурсов;

- возможность консолидированного управления и получения консолидированных финансовых отчетов. Крупное предприятие может иметь филиалы или удаленные склады. Кроме того, фи­нансы такого предприятия могут принадлежать группе собствен­ников. Поэтому актуальным является наличие в такой системе удаленных рабочих мест с возможностью осуществлять обмен данными для оперативного управления из центра.

БУИС крупного предприятия, отвечающую данным требова­ниям, можно создать на основе комплекса функцио­нально взаимосвязанных АРМ специалистов. Каждый АРМ спе­циалиста ориентирован на конкретный участок бухгалтерского учета. В настоящее время наибольшее развитие получили программы для автоматизации складского учета и учета расчетов по заработной плате. Они могут использоваться на крупных и сред­них предприятиях с большим оборотом хозяйственных средств и значительной численностью персонала.

В силу своей специфики такие системы обеспечивают авто­матизацию первичного учета и связаны с автоматизацией управ­ленческого учета.

Из известных на российском рынке подобных программ мож­но выделить следующие: «Учет товаров и материалов» (фирма «Паритет-Софт»), «Склад» (фирма «Фолио» ), «Торговый склад» (фирма «Компьютер-Сервис»), «Склад» (фирма «Инфин»), «Па­рус - Реализация и Склад» (корпорация «Парус»); «1С - зарпла­та» (фирма «1С»); «Заработная плата» (фирма «Паритет-Софт»); «Мини-зарплата», «Макси-зарплата» , «Супер-зарплата» (фирма «Инфин»), «Зарплата» (корпорация «Парус») и др.

Для комплексной автоматизации бухгалтерского учета на крупном предприятии с помощью АРМ специалистов необходи­мо наличие нескольких программ по всем участкам учета, а так­же сводной программы, осуществляющей разноску по счетам, формирование оборотно-сальдового баланса и подведение ито­гов. При этом информация, поступающая с участков учета в сводную программу, должна быть сопоставимой.

Сопоставимость информации обеспечивается наличием еди­ного фонда нормативно-справочной информации (НСИ) и файлами проводок. Совокупность АРМ специалистов - это открытая модульная система, которая характеризуется возможностью уда­ления или добавления новых модулей (АРМ) без существенной переработки ПО.

Так, например, для создания комплексной БУИС для среднего предприятия необходимо наличие нескольких АРМ по участкам учета (АРМ по учету материальных ценностей, АРМ по учету основных средств, АРМ по учету готовой продукции и ее реализации, АРМ учета труда и заработной платы, АРМ табельного учета), а также АРМ сводного учета и формирования отчетности. Для крупных предприятий создаются комплексные БУИС, которые не предназначены для массового тиражирования. Разработка программного обеспечения осуществляется в соответствии с требованиями конкретного заказчика. Такие системы отличаются значительной трудоемкостью внедрения и необходимостью последующего их сопровождения, а следовательно, имеют высо­кую стоимость.

Изучение и обобщение зарубежной и отечественной теории и практики показало, что на крупных предприятиях бухгалтерский учет организуется по двухуровневой системе управления: управ­ленческий (производственный) и финансовый учет.

Управленческий учет оперирует показателями себестоимости, затратами подразделений, выявляет результаты проведенных операций по ответственным лицам, секторам деятельности, по другим подразделениям. Сметы, нормативы, калькуляции, оптимальные соотношения затрат и результатов - объекты управлен­ческого учета. Его аналитические данные используются для уп­равления операциями, отделами, бригадами, подразделениями.

Информация управленческого учета имеет четко выражен­ную внутреннюю направленность. Она используется производственным, управленческим персоналом, дирекцией для внутри­хозяйственного управления и, как правило, настолько конфиденциальна, что считается коммерческой тайной.

Финансовый учет направлен на обобщение, синтез информа­ции. Он позволяет оперативно определять прибыль предприятия за период, обобщать активы и пассивны предприятия в форме отчётного баланса, характеризовать имущественное и финансо­вое состояние предприятия.

Информация финансового учета широко используется внеш­ними потребителями: инвесторами, кредиторами, другими организациями и предприятиями. Она необходима также и управленческому персоналу, финансистам, акционерам предприятия, членам правления для принятия финансовых решений, планирования и прогнозирования экономики предприятия, экономического анализа информации.

Финансовый учет регламентируется общими для всех правилами, что гарантирует единообразие и понятность информации для всех. Достоверность финансовой отчетности подтверждается независимым специалистом - аудитором.

Финансовый и управленческий учет - это самостоятельные, но взаимосвязанные подсистемы бухгалтерского учета, основанные на одном и том же массиве первичных данных и первичной документации. Нецелесообразно собирать первичные данные для каждой подсистемы отдельно, поскольку они тесно связаны между собой и не могут обойтись без взаимного обмена информацией.

Первичный учет представляет собой систему сбора, измере­ния, регистрации, накопления, хранения информации, а также передачи ее для дальнейшей обработки. Информация первичного учета обеспечивает обратную связь для подсистемы «Бухгалтерский учет», а также для всех других подсистем, использующих первичную информацию при подготовке и принятии управлен­ческих решений.

В этой связи при создании БУИС на крупном предприятии первичный учет следует также выделить в отдельную подсистему.

Лекция № 5

На крупном предприятии обработка учетной информации с помощью БУИС ведется на трех уровнях, соответствующих первичному, управленческому и финансовому учету (рис. 2).

Рисунок 2 - Взаимосвязь уровней учёта в БУИС

На каждом уровне в соответствии с методологией сбора, регистрации и обработки учетной информации создаются АРМ экономистов, бухгалтеров, финансистов и аналитиков, а рабочих местах специалистов различных уровней учета обес­печивает минимальное использование бумажных носителей, дос­товерность и полноту используемой информации.

АРМ организованы по функциональным участкам, каждый из которых связан или с первичным учетом (материалов, готовой продукции, табельным учетом), или с определенным объектом бухгалтерского учета, где осуществляются непрерывная регист­рация и обработка хозяйственных операций, или со сводным учетом и составлением отчетности, планированием и анализом, а также внутренним аудитом.

Необходимо учитывать, что каждый выделенный участок должен отвечать следующим требованиям:

- располагать своим набором хозяйственных операций и проводок;

- иметь свое, возможно, пересекающееся с другими участками подмножество плана счетов;

- иметь свои, присущие только ему первичные документы и отчетные формы.