logo
шпаргалка

69. Факторинг как нетрадиционный банковский продукт и его значение для разрешения кризиса платежей.

Банковский продукт – взаимосвязанный комплекс специфических банковских услуг, предоставленных клиенту в определенной последовательности и удовлетворяющих его конкретную финансовую потребность. К основным видам нетрадиционных банковских продуктов можно отнести: лизинг, факторинг, форфейтинг, доверительное управление.

Факторинг (от анг. factor – агент, посредник) представляет собой разновидность торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента. Основой факторинговой операции являются покупка банком счетов-фактур поставщика на отгруженную продукцию (выполненную работу, оказанную услугу) на условиях немедленной оплаты и передача поставщиком банку права требования платежа с дебитора. Вознаграждение банку за факторинг складывается из процента по факторингу (который определяется исходя из времени между датой зачисления платежа поставщику и датой поступления платежа от покупателя) и платы за обслуживание.

Банки покупают счета-фактуры поставщика, как правило, на условиях немедленной оплаты 80 % стоимости счетов-фактур. Оставшиеся 20 % выплачиваются банком (за вычетом процентов и комиссии за услуги) после получения платежа от дебитора или независимо от поступления платежа дебитора.

В мировой практике известны два вида факторинга:

  1. Открытый (конвенционный) факторинг. Поставщик указывает на своих счетах, что требование был продано банку. Он в свою очередь бывает с правом регресса, т.е. правом обратного требования платежа с поставщика, или без права регресса.

  2. Конфиденциальный (скрытый) факторинг. Никто из контрагентов поставщика не осведомлен о кредитовании его продаж.

При заключении договора факторинга банк не требует предоставления залога, открытия расчетных счетов поставщика и его дебиторов в одном из своих отделений, а также не проводит длительной проверки платежеспособности клиента. Факторинг позволяет ускорить получение платежей поставщиком от своих контрагентов, гарантирует оплату счетов, снижает расходы по учету счетов-фактур у поставщика, обеспечивает своевременность поступления платежей поставщикам при финансовых затруднениях покупателя, улучшает финансовые показатели поставщика. При факторинге банк берет на себя значительную часть рисков своего клиента. Для их минимизации банки определяют лимиты задолженности плательщика, устанавливают лимиты отгрузки товаров поставщику, проводят страхование по отдельным сделкам. При факторинге также страховочной мерой для банка является распределение кредитного риска между большим количеством дебиторов поставщика. За счет этого снижается вероятность того, что сумма денежных средств, выданная банком поставщику, не будет возвращена полностью. Процент по факторингу обычно выше на 2-3 пункта процентной ставки, применяемой банком по краткосрочному кредиту.

Факторинг способствует разрешению кризиса платежей. Предприятия, пользующиеся факторингом страхуются от неплатежей поставщиков, а банки минимизируют этот риск.