logo
Банковский менеджмент

6. Цели и методы управления ликвидностью

Важной стороной управления банковскими опера­циями является управление ликвидностью. Коммерче­ский банк, проводя свои операции, испытывает посто­янное противоречие между ликвидностью и рентабель­ностью, которое конкретно выражается в противоре­чии между вкладчиками и акционерами. Первые стре­мятся к стабильной выплате процентов по депозитам и вкладам, а вторые — к увеличению выплат по диви­дендам от приобретенных акций банка, подталкивая руководство к расширению активных операций, в том числе и рискованных. Однако расширение активных операций может привести к подрыву ликвидности и создать угрозу невыплаты по вкладам и депозитам. Поэтому вкладчики заинтересованы в поддержании ста­бильной ликвидности, и для банка чрезвычайно важно поддержание хорошей ликвидности. Нарушение лик­видности может привести к банкротству банка или его поглощению другим банком.

Ликвидность банка — это его способность покрыть свои обязательства перед клиентами. Важным условием соблюдения ликвидности является соблюдение баланса между пассивами и активами по срокам и по структуре.

В мировой банковской практике применяются сле­дующие оценки банковской ликвидности. Ликвидными активами считаются такие, которые могут быть легко превращены в наличные средства с небольшим риском потерь или вообще без них. Активы банка складыва­ются из наиболее ликвидных и наименее ликвидных.

В последнее время банки также используют для управления ликвидностью теорию управления пасси­вами. Суть ее состоит в том, что для решения проблемы ликвидности привлекаются дополнительные средства с рынка ссудных капиталов такими способами: заимст­вование средств у центрального банка, выпуск срочных депозитных сертификатов на рынок, получение средств на рынке евровалют, обращение за деньгами в свой банковский холдинг.