30. Понятие и показатели надежности коммерческого банка
В условиях продолжающейся рыночной нестабильности и кризиса в банках, принявшего скрытые формы, проблема оценки финансового состояния банка является актуальной. На данный момент в высшую группу надежности не попал ни один банк, к очень высокой группе относится только Сбербанк России, к высокой группе надежности относится только Внешторгбанк России, Газпромбанк, Международный московский банк.
Удачный выбор банка потребителями банковских услуг – предприятиями и частными лицами, подчас, не легкое дело. Наиболее важными критериями выбора банка, могут служить, во-первых, тип банка; во-вторых, ассортимент предоставляемых им услуг; в-третьих, качество и цена услуг и, наконец, самое главное – надежность (устойчивость) банка.
Под надёжностью банка понимается его способность без задержек и в любой ситуации на рынке выполнять взятые на себя обязательства. Поддержание устойчивости банков требует комплексного изучения их деятельности с применением широкого набора аналитических приемов.
Надёжность банка зависит от множества различных факторов. Условно их можно разделить на внешние и внутренние.
К внешним относятся факторы, обусловленные воздействием внешней среды на банк, то есть факторы, определяющие состояние финансового рынка, национальной и мировой экономики, политический климат в стране, а также форс-мажорные обстоятельства. Если же действие внешней среды относительно стабильно, то положение банка определяется внутренним (эндогенным) положением.
К внутренним относятся факторы, обусловленные профессиональным уровнем персонала, в том числе высшего, и уровнем контроля за проводимыми банком операциями, а также: стратегия банка, обеспеченность собственным капиталом, внутренняя политика банка.
Каждый из субъектов рынка (ЦБ, коммерческие банки, предприятия и организации, аудиторские фирмы, местные и центральные органы власти, физические лица) преследуют собственные цели при анализе финансового состояния банка. Однако общей целью анализа для всех субъектов является определение эффективности деятельности и степени надёжности банка.
Анализ финансового состояния коммерческого банка можно представить как внешний: со стороны ЦБ РФ, независимых рейтинговых агентств, потенциальных клиентов (вкладчиков, акционеров), и внутренний - внутренними аналитическими службами банка.
Существуют несколько подходов к анализу надежности КБ: со стороны ЦБ, на основе рейтинговой системы и на основе публикуемой отчетности.
- 1. Банковский менеджмент
- 2. Показатели оценки ликвидности, их достоинства и недостатки.
- 3. Содержание банковского менеджмента: планирование, анализ, регулирование, контроль.
- 4. Управление валютным риском коммерческого банка.
- 5. Сфера банковского менеджмента: финансовый менеджмент и управление персоналом.
- 6. Цели и методы управления ликвидностью
- 7. Структура аппарата управления банка и задачи его основных подразделений.
- 8. Ограничения на деятельность банков, связанные с поддержанием ликвидности и минимизацией рисков.
- 9. Принципы организации банка и деятельности его подразделений.
- 10. Портфельный доход к управлению банком.
- 11. Факторы, определяющие структуру коммерческого банка.
- 12. Управление ссудным портфелем.
- 14. Управление портфелем ценных бумаг.
- 15. Банковская политика: цели, составные элементы и порядок формирования.
- 17. Формирование банковского персонала и оценка его труда.
- 19. Мотивация работы сотрудников коммерческого банка
- 21. Управление активами коммерческого банка.
- 22. Управление собственными средствами банка
- 23. Управление заемными средствами коммерческого банка
- 24. Оценка достаточности собственных средств.
- 25. Понятие и содержание кредитного договора
- 27. Управление пассивами коммерческого банка на макроуровне.
- 28. Формирование дивидендной политики.
- 30. Понятие и показатели надежности коммерческого банка
- 31. Денежно-кредитная политика и механизмы регулирования.
- 32. Типичные случаи банкротства банка и возможные методы их предотвращение.
- 33. Особенности организации управления банками различных форм собственности.
- 34. Методы обеспечения надежности коммерческого банка
- 35. Основные направления банковского менеджмента.
- 37. Требования, предъявляемые к профессиональным качествам и уровням подготовки банковских работников.
- 38. Методы управления процентным риском.
- 39. Комплекс мероприятий по совершению документооборота в банке.