logo
Банковский менеджмент

15. Банковская политика: цели, составные элементы и порядок формирования.

Банковская политика — это совокупность методов, приемов, способов достижения поставленных целей по всем направлениям банковской деятельности. Политика банка, рассматриваемая как совокупность предпочтительных направлений развития, обычно воплощается в проектах руководства банка (общая политика и общие направления), чаще всего разъясняемые в перечне целей (задач банка), составленном в иерархическом порядке. Эта общая политика банка может быть близкой к отраслевой политике. Цели банка — это количественное выражение (в показателях и сроках) направлений развития. При этом выделяют генеральные и второстепенные цели. Стратегия банка предполагает логически выстроенное описание средств, необходимых для достижения целей. Тактика банка — средства и ноу-хау, позволяющие реагировать на трудности, встречающиеся на пути к достижению целей. «Банковская политика» — обобщающее понятие, включающее ряд элементов. Основными элементами банковской политики являются: - депозитная политика; - кредитная политика; - политика в области организаций расчетно-кассового обслуживания клиентов; - процентная политика, валютная политика, политика по проведению отдельных банковских операций; - политика в области управления рисками, рентабельностью банка, персоналом. Банковская политика формируется под воздействием ряда факторов; основными среди них выступают: состояние рынка, на котором работает банк, и приоритеты развития банка на ближайшую и отдаленную перспективу. Для оценки современного состояния рынка банковских операций и услуг и перспектив его развития банки проводят маркетинговые исследования рынка, которые позволяют выработать наиболее экономически обоснованную банковскую политику.

Банковская политика может основываться на следующих положениях:

- специализация банка; - приоритеты целей; - лозунг — рекламный облик; - ориентация на определенного клиента; - партнерские отношения; - полномочия и ответственность организационных структур и персонала; - внутренний контроль и аудит; - иерархия, подчиненность и вознаграждения; - подготовка персонала; - информация; - политика ресурсов; - принципы классификации; - документация; - конфиденциальность.

В зависимости от широты и полноты формируемой и реализуемой банковской политики ее структура может содержать следующие составные части:

- кредитная политика; - депозитная политика; - ценовая политика; - инвестиционная политика; - политика рисков; - политика залогов; - работа с проблемными кредитами; - структурирование и политика диверсификации; - политика соблюдения