logo
Банковский менеджмент

27. Управление пассивами коммерческого банка на макроуровне.

Необходимость эффективного управления пассивами для коммерческих банков в современных условиях определяется:

- возрастающей конкуренцией на местных и мировых рынках;

- возникновением новых сложных продуктов;

- значительными изменениями в структуре привлеченных ресурсов;

- возрастающим дерегулированием деятельности банков со стороны центральных банков;

- экономической нестабильностью народного хозяйства;

- необходимостью координировать деятельность банка по всем ее направлениям;

- высоким уровнем требований к банкам пользователями;

- необходимостью координировать подход к предоставлению банковских услуг в общих рамках управления рисками.

Управление пассивами обеспечивает достижение оптимальной структуры пассивов, обеспечивающих минимизацию затрат по привлечению источников финансирования. Целевыми результатами управления активами и пассивами являются:

- защита акционеров и вкладчиков;

- поддержание ликвидности на уровне, достаточном для покрытия всех потребностей денежных потоков, при возможности выгодного размещения избытка ликвидности;

- управление процентным ГЭПом и максимизация доходов в пределах установленных лимитов рисков;

- получение прибыли от торговли валютой в пределах лимитов риска;

- поддержание достаточной величины капитала для погашения любых деловых рисков;

- оптимизация оценки продуктов и услуг в целях обеспечения рационального управления активами и пассивами и максимизации доходов банка.

Основными задачами управления пассивами являются:

- управление кратко- и долгосрочной ликвидностью банка;

- поддержание и повышение рентабельности банка;

- управление достаточностью и структурой капитала, затратами банка, особенно не связанными с выплатой процентов;

- оптимизация и снижение налогового бремени;

- стабилизация или увеличение рыночной стоимости банка.

Целью управления пассивами является предотвращение или исправление дисбаланса и защита от рисков банковской деятельности путем анализа последствий генеральной стратегии банка по структуре баланса и его рентабельности.

Управление пассивами требует наличия точной и достаточной информации, как из внутренних, так и внешних источников. При этом внешняя информация необходима для прогнозирования экономического развития и формулирования стратегии, внутренняя — для отслеживания выполнения политики по управлению пассивами и оценки необходимости изменений в ней. Вся используемая банком информация должна быть значимой, надежной и своевременной.

Управление пассивами банка предполагает раскрытие двух взаимосвязанных проблем: управление собственным капиталом и управление привлеченными ресурсами. Рассмотрим эти проблемы подробно.

Управление привлеченными ресурсами представляет собой деятельность по формированию и оптимизации структуры ресурсов коммерческих банков за счет привлечения денежных средств физических и юридических лиц, в том числе других банков, направленную на поддержание ликвидности как отдельных банков, так и банковской системы в целом. Управление пассивами на макроуровне осуществляет Центральный банк страны, на микроуровне оно осуществляется коммерческими банками в целях получения максимальной прибыли и обеспечения ликвидности банка.

Особенностью регулирования пассивных операций банка является наличие государственного надзора за деятельностью банков, а также осуществление Центральным банком денежно-кредитного регулирования. Поэтому внутрибанковское регулирование пассивных операций должно обеспечивать соблюдение требований и нормативов, установленных органами государственного надзора, а также адекватность пассивных операций коммерческого банка проводимой Центральным банком денежно-кредитной политике.