27. Управление пассивами коммерческого банка на макроуровне.
Необходимость эффективного управления пассивами для коммерческих банков в современных условиях определяется:
- возрастающей конкуренцией на местных и мировых рынках;
- возникновением новых сложных продуктов;
- значительными изменениями в структуре привлеченных ресурсов;
- возрастающим дерегулированием деятельности банков со стороны центральных банков;
- экономической нестабильностью народного хозяйства;
- необходимостью координировать деятельность банка по всем ее направлениям;
- высоким уровнем требований к банкам пользователями;
- необходимостью координировать подход к предоставлению банковских услуг в общих рамках управления рисками.
Управление пассивами обеспечивает достижение оптимальной структуры пассивов, обеспечивающих минимизацию затрат по привлечению источников финансирования. Целевыми результатами управления активами и пассивами являются:
- защита акционеров и вкладчиков;
- поддержание ликвидности на уровне, достаточном для покрытия всех потребностей денежных потоков, при возможности выгодного размещения избытка ликвидности;
- управление процентным ГЭПом и максимизация доходов в пределах установленных лимитов рисков;
- получение прибыли от торговли валютой в пределах лимитов риска;
- поддержание достаточной величины капитала для погашения любых деловых рисков;
- оптимизация оценки продуктов и услуг в целях обеспечения рационального управления активами и пассивами и максимизации доходов банка.
Основными задачами управления пассивами являются:
- управление кратко- и долгосрочной ликвидностью банка;
- поддержание и повышение рентабельности банка;
- управление достаточностью и структурой капитала, затратами банка, особенно не связанными с выплатой процентов;
- оптимизация и снижение налогового бремени;
- стабилизация или увеличение рыночной стоимости банка.
Целью управления пассивами является предотвращение или исправление дисбаланса и защита от рисков банковской деятельности путем анализа последствий генеральной стратегии банка по структуре баланса и его рентабельности.
Управление пассивами требует наличия точной и достаточной информации, как из внутренних, так и внешних источников. При этом внешняя информация необходима для прогнозирования экономического развития и формулирования стратегии, внутренняя — для отслеживания выполнения политики по управлению пассивами и оценки необходимости изменений в ней. Вся используемая банком информация должна быть значимой, надежной и своевременной.
Управление пассивами банка предполагает раскрытие двух взаимосвязанных проблем: управление собственным капиталом и управление привлеченными ресурсами. Рассмотрим эти проблемы подробно.
Управление привлеченными ресурсами представляет собой деятельность по формированию и оптимизации структуры ресурсов коммерческих банков за счет привлечения денежных средств физических и юридических лиц, в том числе других банков, направленную на поддержание ликвидности как отдельных банков, так и банковской системы в целом. Управление пассивами на макроуровне осуществляет Центральный банк страны, на микроуровне оно осуществляется коммерческими банками в целях получения максимальной прибыли и обеспечения ликвидности банка.
Особенностью регулирования пассивных операций банка является наличие государственного надзора за деятельностью банков, а также осуществление Центральным банком денежно-кредитного регулирования. Поэтому внутрибанковское регулирование пассивных операций должно обеспечивать соблюдение требований и нормативов, установленных органами государственного надзора, а также адекватность пассивных операций коммерческого банка проводимой Центральным банком денежно-кредитной политике.
- 1. Банковский менеджмент
- 2. Показатели оценки ликвидности, их достоинства и недостатки.
- 3. Содержание банковского менеджмента: планирование, анализ, регулирование, контроль.
- 4. Управление валютным риском коммерческого банка.
- 5. Сфера банковского менеджмента: финансовый менеджмент и управление персоналом.
- 6. Цели и методы управления ликвидностью
- 7. Структура аппарата управления банка и задачи его основных подразделений.
- 8. Ограничения на деятельность банков, связанные с поддержанием ликвидности и минимизацией рисков.
- 9. Принципы организации банка и деятельности его подразделений.
- 10. Портфельный доход к управлению банком.
- 11. Факторы, определяющие структуру коммерческого банка.
- 12. Управление ссудным портфелем.
- 14. Управление портфелем ценных бумаг.
- 15. Банковская политика: цели, составные элементы и порядок формирования.
- 17. Формирование банковского персонала и оценка его труда.
- 19. Мотивация работы сотрудников коммерческого банка
- 21. Управление активами коммерческого банка.
- 22. Управление собственными средствами банка
- 23. Управление заемными средствами коммерческого банка
- 24. Оценка достаточности собственных средств.
- 25. Понятие и содержание кредитного договора
- 27. Управление пассивами коммерческого банка на макроуровне.
- 28. Формирование дивидендной политики.
- 30. Понятие и показатели надежности коммерческого банка
- 31. Денежно-кредитная политика и механизмы регулирования.
- 32. Типичные случаи банкротства банка и возможные методы их предотвращение.
- 33. Особенности организации управления банками различных форм собственности.
- 34. Методы обеспечения надежности коммерческого банка
- 35. Основные направления банковского менеджмента.
- 37. Требования, предъявляемые к профессиональным качествам и уровням подготовки банковских работников.
- 38. Методы управления процентным риском.
- 39. Комплекс мероприятий по совершению документооборота в банке.