Хозяйственное законодательство, его система, признаки и источники.
1. Хозяйственное право – это совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения в сфере управления экономикой, производственной реализации продукции, выполнения работ и предоставления услуг с целью получения прибыли.
Хозяйственное право является комплексной отраслью права, которая базируется на нормах гражданского права, а также содержит нормы административного, финансового, трудового права, которые регулируют хозяйственную деятельность.
Необходимо четко разграничить предметы регулирования гражданского и хозяйственного права.
Во-первых, нормы гражданского права универсальные и распространяются на физических и юридических лиц независимо от деятельности, которой они занимаются. Нормы хозяйственного права специальные в том понимании, что действуют лишь в отношении юридических лиц, их структурных подразделений, отдельных предпринимателей, которые осуществляют общественную хозяйственную деятельность и потребляют ее результаты. То есть предмет хозяйственного права уже предмета гражданского права.
Во-вторых, гражданское право состоит из норм одной отрасли, которая на основах юридического равенства субъектов регулируют имущественные и личные неимущественные отношения; хозяйственное право согласно законодательству является комплексной отраслью. Оно базируется на общих нормах гражданского права о правоспособности юридических лиц, обязательствах и нормах об отдельных видах хозяйственных договоров. В хозяйственном праве объединяются также те нормы административного, финансового и других областей права, которые регулируют хозяйственную деятельность предприятий и других хозяйствующих субъектов.
Предметом изучения хозяйственного права являются отношения, которые возникают в процессе хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства, государственных, частных, кооперативных, общественных организаций и учреждений, наделённых в соответствии с законодательными актами определёнными полномочиями, правами и обязанностями и несущими ответственность за свои действия.
Хозяйственное право как отрасль права сформировалась сравнительно недавно и до недавнего времени не изучалась в учебных заведениях самостоятельно, а входила в состав «Гражданского права», «Финансового права», «Хозяйственно-процессуального права» и других правовых наук.
В условиях формирования рыночных отношений в Украине возникла необходимость в разработке и принятии Хозяйственного кодекса Украины, который регулировал бы экономические и юридические проблемы предпринимательства и бизнеса в условиях становления частной, коллективной, государственной собственности, что наконец то и свершилось.
Методы хозяйственного права представляют собой совокупность способов регулирующего влияния норм хозяйственного права на поведение субъектов хозяйственных правоотношений.
Концептуально методы хозяйственного права строятся на двух принципах: общеразрешительном («разрешено все, что не запрещено законом»), на основании которого действуют предприятия и предприниматели, и обязывающем («субъекты хозяйственного права обязаны совершать то, что на них возложено законом»).
Таким образом, основными методами хозяйственного права являются:
метод автономных решений,
метод властных предписаний,
метод рекомендаций.
Метод автономных решений основан на том, что предприятия, предприниматели имеют право по собственной инициативе принимать решения, которые не противоречат законодательству Украины.
В соответствии с методом властных предписаний деятельность (поведение) субъектов подчиняется обязательным моделям правоотношений, которые определены законодательством (требования законов и другие указания компетентных органов). Это, например, обязательность регистрации субъекта предпринимательства, получение лицензии на некоторые виды деятельности и обязанность соблюдать требования антимонопольного законодательства и т.д.
Метод рекомендаций заключается в том, что государство регулирует поведение субъектов хозяйственных отношений путем рекомендованных моделей соответствующих правоотношений, например, образцы договоров, бланков, методические рекомендации.
2. Хозяйственные правоотношения - это совокупность отношений, которые возникают в процессе хозяйственной деятельности между государственными органами и предпринимателями (предприятиями) относительно производства, распределения и реализации продукции, выполнения услуг и работ с целью получения прибыли.
Законодатель подразделяет хозяйственные отношения на три вида:
хозяйственно-производственные;
организационно-хозяйственные;
внутрихозяйственные отношения.
Хозяйственно-производственные отношения — это отношения между субъектами хозяйствования, возникающие при непосредственном осуществлении хозяйственной деятельности. Эти отношения складываются при осуществлении хозяйственной деятельности по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг.
Хозяйственно-производственные отношения могут иметь как имущественный, так и неимущественный характер, при этом имущественные хозяйственные отношения являются преобладающими. Хозяйственно-производственные отношения являются отношениями горизонтального типа между равноправными субъектами хозяйствования, не подчиненными друг другу.
Отличительной особенностью организационно-хозяйственного отношения является то, что это отношение между неравноправными субъектами, один из которых (субъект организационно-хозяйственных полномочий) наделен властными полномочиями по отношению к другому субъекту (субъекту хозяйствования). В частности, такие отношения возникают при осуществлении компетентными государственными органами функций контроля за деятельностью субъектов хозяйствования. Это отношения вертикального типа, складывающиеся в сфере управления.
В сфере производства между внутренними подразделениями субъектов хозяйствования возникают внутрихозяйственные отношения, в которые они вступают между собой, и с субъектом хозяйствования, в состав которого они входят. Субъектный состав внутрихозяйственных отношений состоит из субъектов хозяйствования и их структурных подразделений.
Это отношения двоякого типа:
а) между субъектом хозяйствования и его структурными подразделениями;
б) между различными структурными подразделениями конкретного субъекта хозяйствования.
Кроме того, по областям народного хозяйства и сферами управления, в которых они возникают и функционируют, выделяют следующие правоотношения:
в области промышленности;
в области сельского хозяйства;
в области транспорта;
в области капитального строительства;
в банковской сфере;
в сфере приватизации;
в сфере защиты экономической конкуренции;
в сфере оборота ценных бумаг;
в сфере внешнеэкономической деятельности и т.д.
Разнообразный характер хозяйственных правоотношений обуславливает существование широкого круга их участников - субъектов хозяйственного права.
Субъекты хозяйственного права - это участники хозяйственных правоотношений, которые на основе юридически обособленного имущества непосредственно осуществляют предусмотренную законодательством и уставом хозяйственную или управленческую деятельность.
Субъекты хозяйственного права имеют ряд признаков, закрепленных хозяйственным законодательством.
Во-первых, эти субъекты имеют определенную организационно-правовую форму, в которой осуществляется хозяйственная или управленческая деятельность. Организационно-правовую форму можно определить как предусмотренную или санкционированную правом организационную структуру, в которой действует субъект хозяйственного права. Это или одна из форм предприятия, или учреждение (например, министерство), или организация (например, объединение граждан, которое является участником хозяйственных отношений).
Вторым признаком субъекта хозяйственного права является то, что он имеет юридически отделенное и закрепленное за ним имущество в форме основных фондов, оборотных средств, других ценностей. Имущество субъекта хозяйственного права отделяется и закрепляется за ним в правовой форме, элементами которой хозяйственное право определило учредительные документы (учредительный договор, устав, акт о создании, положение) субъекта, самостоятельный или сведенный (для хозяйственных объединений) баланс, который отображает стоимость имущества субъекта в целом, текущий и прочие счета в банках.
Это может быть право собственности, право полного хозяйственного ведения (в частности, относительно государственных предприятий), право оперативного управления (относительно министерств, других государственных учреждений и организаций, которые находятся на государственном бюджете, относительно казенных предприятий), право аренды (арендные и прочие предприятия, образованные на базе арендованного имущества).
Третьим, сугубо юридическим, признаком субъекта хозяйственного права является его хозяйственная правосубъектность. Субъект хозяйственного права имеет основанную на законе возможность приобретать от своего имени имущественные и личные неимущественные права, вступать в обязательства, выступать в судебных органах. Правосубъектность субъекта хозяйственного права может быть определена как хозяйственная компетенция, то есть совокупность установленных законодательством и приобретенных в хозяйственных правоотношениях прав и обязанностей.
Основными видами субъектов хозяйственного права являются:
предприятия всех форм собственности;
структурные подразделения хозяйственных организаций, наделенные компетенцией относительно осуществления хозяйственной деятельности (филиалы, представительства);
объединения предприятий (ассоциации, корпорации, концерны, консорциумы, холдинговые компании, ПФГ);
органы государственной власти и управления по управлению экономикой;
финансово-кредитные учреждения (НБУ, коммерческие банки);
посреднические организации (биржи, брокерские конторы, аудиторские компании);
физические лица - предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность без создания предприятия.
Среди субъектов хозяйственного права важнейшая роль принадлежит предприятию как основному звену народного хозяйства Украины.
Предприятие - самостоятельный хозяйствующий уставный субъект, который имеет права юридического лица и осуществляет производственную, научно-исследовательскую и коммерческую деятельность с целью получения соответствующей прибыли (дохода). Предприятие наделено правом осуществлять любые виды деятельности, если они не запрещены законодательством Украины и соответствуют его уставу. Предприятие имеет самостоятельный баланс, расчетные (текущие) и прочие счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием, а также знак для товаров и услуг.
В соответствии со ст. 2 ЗУ «О предприятиях в Украине» по формам собственности предприятия делятся на:
частные (основанные на собственности физического лица);
коллективные (основанные на собственности трудового коллектива предприятия);
хозяйственные общества (АО, коммандитные, ОДО, ООО, полные);
предприятия, основанные на собственности объединения граждан;
коммунальные (основанные на собственности соответствующей территориальной общины);
государственные (основанные на государственной собственности), в том числе казенные предприятия.
Субъектами хозяйственной деятельности являются также подразделы предприятий (ст. 7 ЗУ «О предприятиях в Украине») и других хозяйственных организаций. Они создаются самими организациями для определенной хозяйственной деятельности. Функции и компетенцию таких субъектов определяют предприятия в положениях о них. Положения утверждают органы управления организаций. Эти субъекты не регистрируются как юридические лица.
Объединения предприятий определяются как хозяйственные организации, создаваемые на добровольных основах 2 и более предприятиями с целью совместного выполнения делегированных участниками производственных, коммерческих, научным и других определенных уставом (договором) функций и зарегистрированные как юридические лица.
Финансово-кредитные и посреднические учреждения занимаются обеспечением кредитования субъектов хозяйственной деятельности, инвестированием объектов предпринимательства, страхованием; коммерческими и посредническими услугами, биржевой торговлей и т. д. Общая черта, которая их объединяет, — обслуживание рынка. Финансовый институт можно определить как организацию, которая основывается в форме акционерного или иного общества и регистрируется как юридическое лицо, которое обеспечивает функционирование рынков товаров и капиталов.
Субъектами хозяйственного права являются органы государственной власти и управления, а именно: КМУ, министерства и ведомства, местные органы управления экономикой, исполкомы, местные государственные администрации и другие. Они издают хозяйственно правовые акты, регламентируют хозяйственные отношения, осуществляют контроль над деятельностью предпринимателей.
В структуре субъектов хозяйственного права особое место принадлежит гражданам Украины, иностранцам и лицам без гражданства, которые в соответствии с Законами Украины могут создавать предприятия, фирмы, заниматься торговлей, предпринимательской деятельностью и оказывать услуги.
Права субъектов хозяйственного права можно классифицировать в соответствии с их содержанием.
Учредительские права, включающие:
право на свободный выбор учредителями предприятия видов деятельности,
право на выбор организационно-правовой формы предприятия,
право на принятие решения о создании предприятия,
право изменять в установленном порядке как деятельность, так и форму предприятия.
Права в области управления. Предприятия и прочие субъекты хозяйственного права самостоятельно управляют своей деятельностью и делами. Собственник осуществляет свои управленческие права как непосредственно (кооператив, коллективное предприятие), так и через уполномоченные им органы (государственные предприятия, хозяйственные общества).
К управленческим принадлежат, в частности, права:
— самостоятельно определять структуру предприятия, то есть количество и состав его структурных подразделов, включая так называемые обособленные подразделы: филиалы, представительства, отделения и т.п.;
— принимать и изменять устав, другие учредительные документы;
— утверждать положения о структурных подразделах;
— формировать органы управления и контролировать их деятельность, назначать должностных лица, определять их обязанности и т.п.
Имущественные права субъектов делятся на общие и специальные. Общие имущественные права предприятий, хозяйственных объединений урегулированы на основании ст. 20-30, 37 ЗУ «О собственности». К ним можно отнести права:
иметь на основании определенного вещевого права основные фонды, оборотные средства, другие ценности, стоимость которых отображается на самостоятельном балансе предприятия. В соответствии с законами, уставами предприятий и заключенными соглашениями имущество принадлежит предприятиям, другим субъектам на правах собственности или на праве полного хозяйственного ведения (государственные предприятия);
вести хозяйственную и коммерческую деятельность;
быть истцом и ответчиком в суде, хозяйственном суде, защищать свои имущественные права и интересы от лица предприятия;
распоряжаться имуществом. Предприятие, если иное не предусмотрено его уставом, имеет право: продавать (обменивать) имущество другим организациям, сдавать в аренду, закладывать, предоставлять временно в безвозмездное пользование, списывать изношенные основные фонды с баланса;
приобретать на законных основаниях имущество. Предприятие согласно своему уставу имеет право покупать, арендовать, получать любым другим правомерным способом имущество (движимое и недвижимое), использовать его, улучшать.
Производными от указанных и других имущественных прав являются договорно-имущественные права предприятий, т.е. права заключать учредительные, хозяйственные договоры и прочие контракты (и нести относительно них ответственность).
Кроме рассмотренных общих прав, предприятия имеют и специального имущественного права в сфере выпуска и оборота ценных бумаг: акций, облигаций предприятий, приватизационных бумаг, сберегательных, инвестиционных сертификатов, векселей. Эти права являются специальными, так как обусловлены специальной правосубъектностью предприятий как эмитентов ценных бумаг. Предприятие имеет право выпускать и реализовывать лишь те виды ценных бумаг, которые специально определены законом. В частности, акционерные общества — акции, облигации; другие предприятия — облигации.
К обязанностям субъектов хозяйственного права относятся:
утверждать учредительные документы;
в установленном законом порядке регистрироваться как субъекты предпринимательской деятельности;
на деятельность, которая подлежит лицензированию, получать специальные разрешения (лицензии) и т.д.
выполнять хозяйственные обязательства, обусловленные государственными контрактами и государственными заказами, другими договорами;
обеспечивать необходимое качество продукции, работ, услуг;
вести бухгалтерский учет своей работы, предоставлять органам государственной статистики предусмотренную законом отчетность;
подавать квартальную и годовую финансовую отчетность органам, к сфере управления которых они относятся;
своевременно подавать налоговым органам декларации о своих доходах, другие налоговые документы, платить налоги, другие обязательные платежи;
не допускать недобросовестной конкуренции, других нарушений антимонопольного законодательства, прав и интересов потребителей, любых других лиц;
рационально использовать естественные ресурсы;
предохранять окружающую среду от загрязнения, другого вредного влияния;
своим средством возмещать затраты на восстановление и охрану естественных ресурсов и т.д.
За нарушение своих обязанностей предприятие несет имущественную и другую ответственность, установленную законом, а также предусмотренную договорами.
3. Хозяйственное законодательство – это система экономических и правовых норм (финансового, коммерческого, трудового, банковского, земельного, административного права и т. д.), регулирующих различные стороны функционирования народного хозяйства.
Хозяйственно-правовые нормы принимаются органами государственной власти и управления всех уровней, хозяйственными органами, функционирующими на началах хозяйственного расчёта и промышленными объединениями, министерствами, финансовыми органами и объединениями, предприятиями, организациями.
Хозяйственно-правовые нормы являются разновидностью общих правовых норм и характеризуются следующими признаками:
• они устанавливаются государством и обеспечиваются государственным принуждением;
• возлагают на субъекта хозяйственных отношений определённые права и обязанности;
•они устанавливают определённые правила поведения, предписывающие их применение и выполнение всеми субъектами хозяйственных правоотношений;
•должны быть закреплены в нормативном акте, законе, указе, постановлении, приказе, инструкции.
Хозяйственно-правовые нормы делятся на следующие виды:
запрещающие,
обязывающие,
уполномочивающие.
Запрещающие нормы предусматривают недопустимость определённых действий нарушающих хозяйственные нормы права; обязывающие устанавливают субъектов, хозяйственных отношений совершать определенные действия; уполномочивающие - разрешают совершать определённые действия соответствующим органам и должностным лицам по их усмотрению, но в соответствии с законом.
Вся хозяйственная деятельность в Украине регулируется нормативными актами - источниками хозяйственного права.
Нормативный акт- это официальный письменный документ компетентного органа государства, который устанавливает или отменяет норму хозяйственного права. В соответствии с ЗУ «О информации» все нормативные акты должны быть опубликованы и зарегистрированы.
В соответствии с юридической силой хозяйственное законодательство функционирует как вертикальная иерархическая система нормативных актов. Структура этой системы обусловленная структурой органов законодательной и государственной исполнительной власти, которые имеют законодательные и нормотворческие полномочия относительно регулирования хозяйственной деятельности. В ней можно выделить несколько блоков, главными из которых является хозяйственное законодательство, которое базируется на статьях и нормах Конституции Украины.
Второй блок составляют хозяйственные законы, их можно классифицировать как:
общие (Хозяйственный кодекс Украины, ЗУ «О собственности»; Гражданский кодекс Украины);
законы о видах и правовом статусе субъектов хозяйствования (ЗУ «О предприятиях в Украине», «О хозяйственных обществах», и т.п.);
законы об отдельных видах хозяйственной деятельности (ЗУ «О связи», «О транспорте», «О железнодорожном транспорте», «Об автомобильном транспорте», Кодекс торгового мореходства. Воздушный кодекс Украины);
законы об отдельных отношениях (например, Хозяйственный процессуальный кодекс Украины).
Большой по объему блок хозяйственного законодательства составляют подзаконные нормативные акты:
постановления ВРУ по хозяйственным вопросам;
декреты, постановления и распоряжение КМУ по хозяйственным вопросам;
указы Президента Украины по хозяйственным вопросам (например, «Об инвестиционных фондах и инвестиционных компаниях» от 19 февраля 1994 г., «О Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины» от 11 декабря 2002 г.);
распоряжение Президента Украины по отдельным хозяйственным вопросам, которые издаются как оперативные хозяйственные акты;
хозяйственные нормативные акты министерств, государственных комитетов и других центральных органов исполнительной власти. Эти акты принимаются в виде положений, инструкций, правил и т.п., утвержденных приказами соответствующих министров. К этой группе ведомственного законодательства относятся также акты, принятые хозяйственными объединениями (ассоциациями, корпорациями, концернами), а также локальные нормативные акты хозяйствующих субъектов;
нормативные акты хозяйственного законодательства местных советов и местных государственных администраций (нормативные хозяйственные акты территориального действия).
В зависимости от содержания доктрина хозяйственного права различает четыре вида актов:
• акты, нормы которых являются общими правилами функционирования хозяйственных правоотношений. Такие нормы помещаются в кодексах: Хозяйственном Кодексе Украины, Гражданском кодексе Украины, транспортных кодексах Украины (Водном, Воздушном, Мореплавания и др.);
• компетенционные акты, которые определяют виды хозяйствующих субъектов, а также их права и обязанности относительно хозяйствования, то есть хозяйственную компетенцию;
• нормативные документы, которые регулируют технические параметры производства и его результаты, в частности технологические процессы, качество продукции (работ, услуг), затраты (нормы затрат материальных и трудовых ресурсов, нормы выработки и т.п.). Формами нормативных документов являются стандарты (государственные, отраслевые, предприятий, технические условия), а также государственные строительные нормы и правила;
• нормативные акты, которые выражают нормы-задачи, то есть определяют своим адресатам конкретные результаты, которых должны достичь субъекты хозяйственных отношений при надлежащем правомерном поведении, а не общие правила поведения. Формой актов этого вида являются акты планирования, программы, утвержденные законами и постановлениями.
Кроме вертикальной (в соответствии с юридической силой актов) системы, хозяйственное законодательство имеет так называемую горизонтальную систему. Она определяется предметом регулирования в широком понимании, то есть видами хозяйственных отношений.
Структурными подразделами системы хозяйственного законодательства являются отдельные законодательные (нормативные) институты. Институт - представляет собой группу (подсистему) нормативных актов, предметом которых является комплекс однородных отношений или вид деятельности.
К институтам хозяйственного законодательства относят группы нормативно-правовых актов регулирующие:
основные принципы хозяйственной деятельности;
статус субъектов хозяйствования;
имущественную основу хозяйствования;
хозяйственные обязательства;
ответственность за правонарушения в сфере хозяйствования;
отдельные отрасли хозяйствования (торговую, финансовую, инновационную, банковскую, страховую деятельность, деятельность в сфере осуществления операций с ценными бумагами и др.);
внешнеэкономическую деятельность (ВЭД);
специальные режимы хозяйствования такие как: Специальные (свободные) экономические зоны, концессии и т.д.
- Тема11. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности…………...73
- Тема 12. Правовое регулирование банкротства………………………………………..77
- Тема 13. Инвестирование предпринимательской деятельности……………………..84 Тема №1: «Хозяйственное право и хозяйственное законодательство»
- Предмет и метод хозяйственного права.
- Хозяйственные правоотношения. Субъекты хозяйственного права, их виды, права и обязанности.
- Хозяйственное законодательство, его система, признаки и источники.
- Тема №2: «Виды хозяйственной деятельности. Субъекты хозяйствования»
- Тема №3: «Условия осуществления предпринимательства в Украине»
- Порядок государственной регистрации субъектов предпринимательства.
- Лицензирование определенных видов предпринимательской деятельности.
- 3.Патентование некоторых видов предпринимательской деятельности.
- Тема №4: «Правовой статус предприятий и граждан-предпринимателей»
- Тема №5: «Правовой статус хозяйственных обществ в Украине»
- 2. Участники хозяйственного общества имеют право:
- Тема №6: «Правовой статус хозяйственных объединений в Украине»
- 1. Понятие, признаки, виды и организационно-правовые формы объединений предприятий.
- 2. Особенности правового статуса промышленно-финансовых групп в Украине.
- 3. Особенности правового статуса ассоциированных предприятий (холдинговых компаний) в Украине.
- Тема №7: «Общие положения о хозяйственных обязательствах»
- Понятие, виды и основания возникновения хозяйственных обязательств.
- Общие условия выполнения хозяйственных обязательств.
- Общие условия прекращения хозяйственных обязательств.
- Тема №8: «Особенности правового регулирования хозяйственно-правовых договоров»
- Тема №9: «Правовые основы банковского кредитования».
- 2. Кредитные правоотношения и правовая природа кредитного договора.
- 3. Способы обеспечения исполнения кредитных обязательств.
- Тема №10: «Правовые основы денежного обращения и расчетов»
- 2. Правовая природа договора банковского счета.
- 3. Порядок расчетов в хозяйственном обороте.
- 4. Формы и виды безналичных расчетов на территории Украины.
- Тема11: Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
- §1. Законодательство о внешнеэкономической деятельности
- §2. Понятие, принципы и виды внешнеэкономической деятельности
- §3. Субъекты внешнеэкономической деятельности
- §4. Формы гос. Регулирования внешнеэкономической деятельности
- § 5. Особенности режима иностранных инвестиций на территории Украины. Порядок гос. Регистрации их.
- §2. Основания для применения банкротства
- §3. Производство в делах о банкротстве
- Собрание кредиторов организует распорядитель имуществом
- По ходатайству комитета кредиторов суд выносит решение о проведении санации и назначает управляющего санацией.
- Прекращение производства по делу о банкротстве, если:
- Деятельности
- §2. Объекты и субъекты инвестирования
- §3. Правовые формы инвестиционной деятельности
- §4. Понятие и виды кредита Кредит как форма инвестирования
- Виды кредитов:
- По организации кредитных отношений:
- По цели:
- По срокам:
- §5. Виды сэз
- Виды сэз:
- По функциональному назначению:
- По характеру взаимодействия и национальной экономикой:
- По субъектам хоз. Деятельности: