logo
Господарче право

Хозяйственное законодательство, его система, признаки и источники.

1. Хозяйственное право – это совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения в сфере управления экономикой, производственной реализации продукции, выполнения работ и предоставления услуг с целью по­лучения прибыли.

Хозяйственное право является комплексной отраслью права, которая базируется на нормах гражданского права, а также содержит нормы административного, финансового, трудового права, которые регулируют хозяйственную деятельность.

Необходимо четко разграничить предметы регулирования гражданского и хозяйственного права.

Во-первых, нормы гражданского права универсальные и распространяются на физических и юридических лиц независимо от деятельности, которой они занимаются. Нормы хозяйственного права специальные в том понимании, что действуют лишь в отношении юридических лиц, их структурных подразделений, отдельных предпринимателей, которые осуществляют общественную хозяйственную деятельность и потребляют ее результаты. То есть предмет хозяйственного права уже предмета гражданского права.

Во-вторых, гражданское право состоит из норм одной отрасли, которая на основах юридического равенства субъектов регулируют имущественные и личные неимущественные отношения; хозяйственное право согласно законодательству является комплексной отраслью. Оно базируется на общих нормах гражданского права о правоспособности юридических лиц, обязательствах и нормах об отдельных видах хозяйственных договоров. В хозяйственном праве объединяются также те нормы административного, финансового и других областей права, которые регулируют хозяйственную деятельность предприятий и других хозяйствующих субъектов.

Предметом изучения хозяйственного права являются отношения, которые возникают в процессе хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства, государствен­ных, частных, кооперативных, общественных организаций и учреждений, наделённых в соответствии с законодательны­ми актами определёнными полномочиями, правами и обя­занностями и несущими ответственность за свои действия.

Хозяйственное право как отрасль права сформировалась сравнитель­но недавно и до недавнего времени не изучалась в учебных заведениях самостоятельно, а входила в состав «Гражданского права», «Финансового права», «Хозяйственно-процессуального права» и других правовых наук.

В условиях формирования рыночных отношений в Ук­раине возникла необходимость в разработке и принятии Хозяйственного кодекса Украины, который ре­гулировал бы экономические и юридические проблемы пред­принимательства и бизнеса в условиях становления частной, коллективной, государственной собственности, что наконец то и свершилось.

Методы хозяйственного права представляют собой со­вокупность способов регулирующего влияния норм хозяй­ственного права на поведение субъектов хозяйственных пра­воотношений.

Концептуально методы хозяйственного права строятся на двух принципах: общеразрешительном («разрешено все, что не запрещено законом»), на основании которого действуют предприятия и предприниматели, и обязывающем («субъекты хозяйственного права обязаны совершать то, что на них возложено законом»).

Таким образом, основными методами хозяйственного права являются:

Метод автономных решений основан на том, что пред­приятия, предприниматели имеют право по собственной инициативе принимать решения, которые не противоречат законодательству Украины.

В соответствии с методом властных предписаний деятельность (поведение) субъектов подчиняется обязательным моделям правоотношений, которые определены законода­тельством (требования законов и другие указания компетен­тных органов). Это, например, обязательность регистрации субъекта предпринимательства, получение лицензии на не­которые виды деятельности и обязанность соблюдать требо­вания антимонопольного законодательства и т.д.

Метод рекомендаций заключается в том, что государство регулирует поведение субъектов хозяйственных отношений путем рекомендованных моделей соответствующих право­отношений, например, образцы договоров, бланков, методи­ческие рекомендации.

2. Хозяйственные правоотношения - это совокуп­ность отношений, которые возникают в процессе хозяйствен­ной деятельности между государственными органами и пред­принимателями (предприятиями) относительно производ­ства, распределения и реализации продукции, выполнения услуг и работ с целью получения прибыли.

Законодатель подразделяет хозяйственные отношения на три вида:

  1. хозяйственно-производственные;

  2. организационно-хозяйственные;

  3. внутрихозяйственные от­ношения.

Хозяйственно-произ­водственные отношения — это отношения между субъектами хозяйствования, возникающие при непосредственном осуществле­нии хозяйственной деятельности. Эти отношения складываются при осуществлении хозяйственной деятельности по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг.

Хозяйственно-производственные отношения могут иметь как имущественный, так и неимуществен­ный характер, при этом имущественные хозяйственные отноше­ния являются преобладающими. Хозяйственно-производственные отношения являются отношениями горизонтального типа между равноправными субъектами хозяйствования, не подчиненными друг другу.

Отличительной особенностью органи­зационно-хозяйственного отношения является то, что это отно­шение между неравноправными субъектами, один из которых (субъект организационно-хозяйственных полномочий) наделен властными полномочиями по отношению к другому субъекту (субъекту хозяйствования). В частности, такие отношения возни­кают при осуществлении компетентными государственными орга­нами функций контроля за деятельностью субъектов хозяйствования. Это отношения вертикального типа, складывающиеся в сфере управления.

В сфере производства между внутренними подразделения­ми субъектов хозяйствования возникают внутрихозяйственные отношения, в которые они вступают между собой, и с субъектом хозяйствования, в состав которого они входят. Субъектный со­став внутрихозяйственных отношений состоит из субъектов хо­зяйствования и их структурных подразделений.

Это отношения двоякого типа:

а) между субъектом хозяйствования и его струк­турными подразделениями;

б) между различными структурными подразделениями конкретного субъекта хозяйствования.

Кроме того, по областям народного хозяйства и сферами управления, в которых они возникают и функционируют, выделяют следующие правоотношения:

Разнообразный характер хозяйственных правоотноше­ний обуславливает существование широкого круга их учас­тников - субъектов хозяйственного права.

Субъекты хозяйственного права - это участники хозяйственных правоотношений, которые на основе юридически обособленного имущества непосредственно осуществляют предусмотренную законодательством и уставом хозяйствен­ную или управленческую деятельность.

Субъекты хозяйственного права имеют ряд признаков, закрепленных хозяйственным законодательством.

Во-первых, эти субъекты имеют определенную организационно-правовую форму, в которой осуществляется хозяйственная или управленческая деятельность. Организационно-правовую форму можно определить как предусмотренную или санкционированную правом организационную структуру, в которой действует субъект хозяйственного права. Это или одна из форм предприятия, или учреждение (например, министерство), или организация (например, объединение граждан, которое является участником хозяйственных отношений).

Вторым признаком субъекта хозяйственного права является то, что он имеет юридически отделенное и закрепленное за ним имущество в форме основных фондов, оборотных средств, других ценностей. Имущество субъекта хозяйственного права отделяется и закрепляется за ним в правовой форме, элементами которой хозяйственное право определило учредительные документы (учредительный договор, устав, акт о создании, положение) субъекта, самостоятельный или сведенный (для хозяйственных объединений) баланс, который отображает стоимость имущества субъекта в целом, текущий и прочие счета в банках.

Это может быть право собственности, право полного хозяйственного ведения (в частности, относительно государственных предприятий), право оперативного управления (относительно министерств, других государственных учреждений и организаций, которые находятся на государственном бюджете, относительно казенных предприятий), право аренды (арендные и прочие предприятия, образованные на базе арендованного имущества).

Третьим, сугубо юридическим, признаком субъекта хозяйственного права является его хозяйственная правосубъектность. Субъект хозяйственного права имеет основанную на законе возможность приобретать от своего имени имущественные и личные неимущественные права, вступать в обязательства, выступать в судебных органах. Правосубъектность субъекта хозяйственного права может быть определена как хозяйственная компетенция, то есть совокупность установленных законодательством и приобретенных в хозяйственных правоотношениях прав и обязанностей.

Основными видами субъектов хозяйственного права яв­ляются:

Среди субъектов хозяйственного права важнейшая роль принадлежит предприятию как основному звену народного хозяйства Украины.

Предприятие - самостоятельный хозяйствующий устав­ный субъект, который имеет права юридического лица и осу­ществляет производственную, научно-исследовательскую и коммерческую деятельность с целью получения соответству­ющей прибыли (дохода). Предприятие наделено правом осу­ществлять любые виды деятельности, если они не запреще­ны законодательством Украины и соответствуют его уставу. Предприятие имеет самостоятельный баланс, расчетные (те­кущие) и прочие счета в учреждениях банков, печать со сво­им наименованием, а также знак для товаров и услуг.

В соответствии со ст. 2 ЗУ «О предприя­тиях в Украине» по формам собственности предприятия де­лятся на:

Субъектами хозяйственной деятельности являются также подразделы предприятий (ст. 7 ЗУ «О предприятиях в Украине») и других хозяйственных организаций. Они создаются самими организациями для определенной хозяйственной деятельности. Функции и компетенцию таких субъектов определяют предприятия в положениях о них. Положения утверждают органы управления организаций. Эти субъекты не регистрируются как юридические лица.

Объединения предприятий определяются как хозяйственные организации, создаваемые на добровольных основах 2 и более предприятиями с целью совместного выполнения делегированных участниками производственных, коммерческих, научным и других определенных уставом (договором) функций и зарегистрированные как юридические лица.

Финансово-кредитные и посреднические учреждения за­нимаются обеспечением кредитования субъектов хозяй­ственной деятельности, инвестированием объектов предпри­нимательства, страхованием; коммерческими и посредничес­кими услугами, биржевой торговлей и т. д. Общая черта, которая их объединяет, — обслуживание рынка. Финансовый институт можно определить как организацию, которая основывается в форме акционерного или иного общества и регистрируется как юридическое лицо, которое обеспечивает функционирование рынков товаров и капиталов.

Субъектами хозяйственного права являются органы го­сударственной власти и управления, а именно: КМУ, министерства и ведомства, местные орга­ны управления экономикой, исполкомы, местные государст­венные администрации и другие. Они издают хозяйственно правовые акты, регламентируют хозяйственные отношения, осуществляют контроль над деятельностью предпринимателей.

В структуре субъектов хозяйственного права особое ме­сто принадлежит гражданам Украины, иностранцам и лицам без гражданства, которые в соответствии с Законами Украи­ны могут создавать предприятия, фирмы, заниматься торгов­лей, предпринимательской деятельностью и оказывать услу­ги.

Права субъектов хозяйственного права можно классифицировать в соответствии с их содержанием.

Учредительские права, включающие:

Права в области управления. Предприятия и прочие субъекты хозяйственного права самостоятельно управляют своей деятельностью и делами. Собственник осуществляет свои управленческие права как непосредственно (кооператив, коллективное предприятие), так и через уполномоченные им органы (государственные предприятия, хозяйственные общества).

К управленческим принадлежат, в частности, права:

— самостоятельно определять структуру предприятия, то есть количество и состав его структурных подразделов, включая так называемые обособленные подразделы: филиалы, представительства, отделения и т.п.;

— принимать и изменять устав, другие учредительные документы;

— утверждать положения о структурных подразделах;

— формировать органы управления и контролировать их деятельность, назначать должностных лица, определять их обязанности и т.п.

Имущественные права субъектов делятся на общие и специальные. Общие имущественные права предприятий, хозяйственных объединений урегулированы на основании ст. 20-30, 37 ЗУ «О собственности». К ним можно отнести права:

Производными от указанных и других имущественных прав являются договорно-имущественные права предприятий, т.е. права заключать учредительные, хозяйственные договоры и прочие контракты (и нести относительно них ответственность).

Кроме рассмотренных общих прав, предприятия имеют и специального имущественного права в сфере выпуска и оборота ценных бумаг: акций, облигаций предприятий, приватизационных бумаг, сберегательных, инвестиционных сертификатов, векселей. Эти права являются специальными, так как обусловлены специальной правосубъектностью предприятий как эмитентов ценных бумаг. Предприятие имеет право выпускать и реализовывать лишь те виды ценных бумаг, которые специально определены законом. В частности, акционерные общества — акции, облигации; другие предприятия — облигации.

К обязанностям субъектов хозяйственного права относятся:

  1. утверждать учредительные документы;

  2. в установленном законом порядке регистрироваться как субъекты предпринимательской деятельности;

  3. на деятельность, которая подлежит лицензированию, получать специальные разрешения (лицензии) и т.д.

  4. выполнять хозяйственные обязательства, обусловленные государственными контрактами и государственными заказами, другими договорами;

  5. обеспечивать необходимое качество продукции, работ, услуг;

  6. вести бухгалтерский учет своей работы, предоставлять органам государственной статистики предусмотренную законом отчетность;

  7. подавать квартальную и годовую финансовую отчетность органам, к сфере управления которых они относятся;

  8. своевременно подавать налоговым органам декларации о своих доходах, другие налоговые документы, платить налоги, другие обязательные платежи;

  9. не допускать недобросовестной конкуренции, других нарушений антимонопольного законодательства, прав и интересов потребителей, любых других лиц;

  10. рационально использовать естественные ресурсы;

  11. предохранять окружающую среду от загрязнения, другого вредного влияния;

  12. своим средством возмещать затраты на восстановление и охрану естественных ресурсов и т.д.

За нарушение своих обязанностей предприятие несет имущественную и другую ответственность, установленную законом, а также предусмотренную договорами.

3. Хозяйственное законодательство – это система экономических и правовых норм (финансового, коммерческого, трудового, банковского, земельного, административного пра­ва и т. д.), регулирующих различные стороны функциониро­вания народного хозяйства.

Хозяйственно-правовые нормы принимаются органами государственной власти и управления всех уровней, хозяй­ственными органами, функционирующими на началах хозяй­ственного расчёта и промышленными объединениями, министерствами, финансовыми органами и объединениями, предприятиями, организациями.

Хозяйственно-правовые нормы являются разновиднос­тью общих правовых норм и характеризуются следующими признаками:

• они устанавливаются государством и обеспечиваются государственным принуждением;

• возлагают на субъекта хозяйственных отношений оп­ределённые права и обязанности;

•они устанавливают определённые правила поведения, предписывающие их применение и выполнение всеми субъектами хозяйственных правоотношений;

•должны быть закреплены в нормативном акте, законе, указе, постановлении, приказе, инструкции.

Хозяйственно-правовые нормы делятся на следующие виды:

Запрещающие нормы предусматривают недопустимость определённых действий нарушающих хозяйственные нормы права; обязывающие устанавливают субъектов, хозяй­ственных отношений совершать определенные действия; уполномочивающие - разрешают совершать определённые действия соответствующим органам и должностным лицам по их усмотрению, но в соответствии с законом.

Вся хозяйственная деятельность в Украине регулирует­ся нормативными актами - источниками хозяйственного права.

Нормативный акт- это официальный письменный до­кумент компетентного органа государства, который устанав­ливает или отменяет норму хозяйственного права. В соответствии с ЗУ «О информации» все нормативные акты должны быть опубликованы и заре­гистрированы.

В соответствии с юридической силой хозяйственное законодательство функционирует как вертикальная иерархическая система нормативных актов. Структура этой системы обусловленная структурой органов законодательной и государственной исполнительной власти, которые имеют законодательные и нормотворческие полномочия относительно регулирования хозяйственной деятельности. В ней можно выделить несколько блоков, главными из которых является хозяйственное законодательство, которое базируется на статьях и нормах Конституции Украины.

Второй блок составляют хозяйственные законы, их можно классифицировать как:

Большой по объему блок хозяйственного законодательства составляют подзаконные нормативные акты:

  1. постановления ВРУ по хозяйственным вопросам;

  2. декреты, постановления и распоряжение КМУ по хозяйственным вопросам;

  3. указы Президента Украины по хозяйственным вопросам (например, «Об инвестиционных фондах и инвестиционных компаниях» от 19 февраля 1994 г., «О Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины» от 11 декабря 2002 г.);

  4. распоряжение Президента Украины по отдельным хозяйственным вопросам, которые издаются как оперативные хозяйственные акты;

  5. хозяйственные нормативные акты министерств, государственных комитетов и других центральных органов исполнительной власти. Эти акты принимаются в виде положений, инструкций, правил и т.п., утвержденных приказами соответствующих министров. К этой группе ведомственного законодательства относятся также акты, принятые хозяйственными объединениями (ассоциациями, корпорациями, концернами), а также локальные нормативные акты хозяйствующих субъектов;

  6. нормативные акты хозяйственного законодательства местных советов и местных государственных администраций (нормативные хозяйственные акты территориального действия).

В зависимости от содержания доктрина хозяйственного права различает четыре вида актов:

акты, нормы которых являются общими правилами функционирования хозяйственных правоотношений. Такие нормы помещаются в кодексах: Хозяйственном Кодексе Украины, Гражданском кодексе Украины, транспортных кодексах Украины (Водном, Воздушном, Мореплавания и др.);

компетенционные акты, которые определяют виды хозяйствующих субъектов, а также их права и обязанности относительно хозяйствования, то есть хозяйственную компетенцию;

нормативные документы, которые регулируют технические параметры производства и его результаты, в частности технологические процессы, качество продукции (работ, услуг), затраты (нормы затрат материальных и трудовых ресурсов, нормы выработки и т.п.). Формами нормативных документов являются стандарты (государственные, отраслевые, предприятий, технические условия), а также государственные строительные нормы и правила;

нормативные акты, которые выражают нормы-задачи, то есть определяют своим адресатам конкретные результаты, которых должны достичь субъекты хозяйственных отношений при надлежащем правомерном поведении, а не общие правила поведения. Формой актов этого вида являются акты планирования, программы, утвержденные законами и постановлениями.

Кроме вертикальной (в соответствии с юридической силой актов) системы, хозяйственное законодательство имеет так называемую горизонтальную систему. Она определяется предметом регулирования в широком понимании, то есть видами хозяйственных отношений.

Структурными подразделами системы хозяйственного законодательства являются отдельные законодательные (нормативные) институты. Институт - представляет собой группу (подсистему) нормативных актов, предметом которых является комплекс однородных отношений или вид деятельности.

К институтам хозяйственного законодательства относят группы нормативно-правовых актов регулирующие: