3. Особенности правового статуса ассоциированных предприятий (холдинговых компаний) в Украине.
1. В зависимости от порядка учреждения объединения предприятий могут образовываться как хозяйственные объединения или как государственные либо коммунальные хозяйственные объединения.
Хозяйственное объединение — это объединение предприятий, образованное по инициативе предприятий, независимо от их вида, которые на добровольных началах объединили свою хозяйственную деятельность. Целью такого объединения является защита и реализация интересов его участников, консолидация усилий в обеспечении работы его структур.
Отличительными признаками хозяйственных объединений являются следующие:
Во-первых, его учредителями могут быть только предприятия — коммерческие юридические лица, ставящие своей основной целью получение прибыли.
Во-вторых, участники объединения сохраняют свою юридическую самостоятельность как субъекты права, а следовательно их взаимная ответственность по обязательствам друг другу исключается. Это зафиксировано в ч.1 ст.121 ХК.
В-третьих, добровольный порядок создания. Добровольность волеизъявления учредителей на создание объединения находит отражение в учредительном документе.
В-четвертых, хозяйственное объединение признается новым и самостоятельным субъектом права (юридическим лицом), владеющим имуществом, переданным ему учредителями.
Участники объединения предприятий могут вносить на условиях и в порядке, предусмотренных его учредительными документами, имущественные взносы (вступительные, членские, целевые и т.п.).
Имущество передается объединению его участниками в хозяйственное ведение или в оперативное управление на основе учредительного договора либо решения об образовании объединения. Стоимость имущества объединения отображается в его балансе.
Хозяйственное объединение имеет право образовывать по решению его высшего органа управления унитарные предприятия, филиалы, представительства, а также быть учредителем хозяйственных обществ.
Предприятие — участник хозяйственного объединения имеет право:
- добровольно выйти из объединения на условиях и в порядке, определенных учредительным договором о его образовании либо уставом хозяйственного объединения;
- быть членом других объединений предприятий, если законом, учредительным договором либо уставом хозяйственного объединения не установлено иное;
- получать от хозяйственного объединения в установленном порядке информацию, связанную с интересами предприятия;
- получать часть прибыли от деятельности хозяйственного объединения в соответствии с его уставом. Предприятие может иметь также другие права, предусмотренные учредительным договором либо уставом хозяйственного объединения в соответствии с законодательством.
Предприятие, которое входит в состав государственного или коммунального хозяйственного объединения, не имеет права:
без согласия объединения выходить из его состава,
объединять на добровольных началах свою деятельность с другими субъектами хозяйствования,
принимать решение о прекращении своей деятельности.
Хозяйственные объединения действуют на основе учредительного договора и/или устава, который утверждается их учредителями. Если создается договорное объединение (ассоциация и корпорация), то требуется учредительный договор. При создании же консорциумов и концернов (уставных объединений) необходим устав.
Учредительный договор и устав объединения согласовываются с Антимонопольным комитетом Украины в порядке, установленном ЗУ «О защите экономической конкуренции» от 11.01.2001 г. Положением о концентрации, утвержденным распоряжением Антимонопольного комитета Украины от 19.02.2002 г. № 33-р.
Государственное (коммунальное) хозяйственное объединение — объединение предприятий, образованное государственными (коммунальными) предприятиями по решению КМУ, министерств и ведомств, или по решению компетентных органов местного самоуправления. Оно действует на основе решения о его образовании и устава, который утверждается органом, принявшим решение об образовании объединения.
Хозяйственные объединения образуются как: ассоциации, корпорации, консорциумы, концерны, холдинги и ПФГ.
Первые два вида названы договорными, остальные — уставными. Вместе с тем важно, что этот перечень не имеет исчерпывающего характера — возможны и другие объединения по отраслевому, территориальному и иным принципам.
Ассоциация — договорное объединение, созданное в целях постоянной координации хозяйственной деятельности объединившихся предприятий путем централизации одной или нескольких производственных и управленческих функций, развития специализации и кооперации производства, организации совместных производств на основе объединения участниками финансовых и материальных ресурсов для удовлетворения преимущественно хозяйственных потребностей участников ассоциации. Ассоциация не имеет права вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий — участников ассоциации. По решению участников ассоциация может быть уполномочена представлять их интересы в отношениях с органами власти, другими предприятиями и организациями.
Ассоциация может осуществлять координацию общих разработок и исследований, оказывать участникам услуги:
юридические (консультации по вопросам правового регулирования предпринимательской деятельности, включая экспортно-импортные операции, кредитование);
информационные (обеспечение участников рыночной информацией, рекламой для стимулирования спроса на рынках, обеспечение информацией по техническим разработкам, промышленным стандартам и промышленной статистике);
иные (поиск новых рынков сбыта, сфер потребления, разработка и установление стандартов ассоциации по вопросам отраслевых классификаторов качества, надежности, условий труда, уровня квалификации работников и др.).
Ассоциация получила широкое распространение как один из ведущих видов хозяйственных объединений, поскольку является универсальным способом ведения совместной деятельности, выгодно отличаясь от концерна и корпорации невысокой степенью централизации, от консорциума — широкой направленностью. Она привлекательна для ее участников возможностью сочетания участия в ее деятельности с участием в других ассоциациях и хозяйственных объединениях с сохранением всей полноты юридической самостоятельности.
Корпорацией признается договорное объединение, созданное на основе сочетания производственных, научных и коммерческих интересов объединившихся предприятий с делегированием ими отдельных полномочий централизованного регулирования деятельности каждого из участников органам управления корпорации.
В корпорации возможна централизация функций — их перечень определяется в договоре. Корпорация выполняет лишь те функции и осуществляет те полномочия, которые добровольно переданы ей участниками. Следовательно, участники могут предусматривать изъятие отдельных функций из своего ведения либо уменьшение их объемов с передачей соответствующих исключенных полномочий корпорации в целом.
Консорциум — временное уставное объединение предприятий для достижения его участниками определенной общей хозяйственной цели (реализации целевых программ, научно-технических, строительных проектов и т.п.). Консорциум использует средства, которыми его наделяют участники, централизованные ресурсы, выделенные на финансирование соответствующей программы, а также средства, поступающие из других источников, в порядке, определенном его уставом. После выполнения этой задачи консорциум ликвидируется либо преобразуется в другой вид объединения.
Консорциум не предполагает высокую степень централизации и концентрации управления. Будучи объединением предприятий с целью решения определенных задач инвестиционного, научно-технического или финансового характера, создаваемым на добровольных началах, консорциум, как и ассоциация, больше характеризуют координационные, нежели субординационные отношения участников.
Концерном признается уставное объединение предприятий, а также других организаций, на основе их финансовой зависимости от одного или группы участников объединения, с централизацией функций научно-технического и производственного развития, инвестиционной, финансовой, внешнеэкономической и другой деятельности. Участники концерна наделяют его частью своих полномочий:
представлять их интересы в отношениях с органами власти, другими предприятиями и организациями;
решать вопросы, связанные с материально-техническим обеспечением, сбытом продукции и др.
Отличие концерна от других видов хозяйственных объединений (в особенности от ассоциации) — в высокой степени централизации и глубине связи между участниками. Поэтому учредительными документами концерна запрещается его участникам состоять одновременно в нескольких концернах, однако они вправе быть членами различных ассоциаций. Концерн вправе централизовать любые функции управления, если это предусмотрено уставом.
Свойственная концерну централизация и осуществление всеми его участниками единой политики в рамках концерна приводит к:
наделению его широким кругом собственных полномочий осуществления производственной деятельности;
образованию централизованных финансовых фондов;
созданию новых субъектов хозяйственной деятельности в интересах участников концерна.
Государственные и коммунальные хозяйственные объединения образуются преимущественно в форме корпорации или концерна, независимо от наименования объединения (комбинат, трест и т.п.).
Хозяйственные объединения имеют высший орган управления (общее собрание участников) и образуют исполнительные органы, предусмотренные уставом хозяйственного объединения.
Высший орган хозяйственного объединения:
утверждает устав хозяйственного объединения и вносит изменения в него;
решает вопросы о принятии в хозяйственное объединение новых участников и исключении участников из его состава;
образует исполнительный орган хозяйственного объединения в соответствии с его уставом либо договором;
решает финансовые и другие вопросы в соответствии с учредительными документами хозяйственного объединения.
Исполнительный орган хозяйственного объединения (коллегиальный или единоличный) решает вопросы текущий деятельности, которые в соответствии с уставом или договором отнесены к его компетенции.
Управление государственным (коммунальным) хозяйственным объединением осуществляют правление объединения и генеральный директор объединения, который назначается на должность и освобождается от должности органом, принявшим решение об образовании объединения.
Для управления хозяйственным объединением не обязательно создание специальных органов управления, а возможно осуществление управления администрацией головного или иного предприятия объединения. Например, управление в ассоциации может осуществляться как специально создаваемыми органами управления, так и головным юридическим лицом (по согласованию участников). Орган управления, создаваемый в ассоциации, для участников, в основном, является информирующим, координирующим центром, обеспечивающим согласованные действия по отдельным видам деятельности. Высокая степень централизации в концерне вызывает необходимость создания обособленного аппарата управления.
Выход предприятия из состава государственного (коммунального) хозяйственного объединения осуществляется по решению органа, принявшего решение об образовании объединения.
Прекращение объединения предприятий происходит в результате его реорганизации в другое объединение или ликвидации.
Реорганизация и ликвидация хозяйственного объединения осуществляется по решению предприятий-участников, а реорганизация государственного (коммунального) хозяйственного объединения — по решению органа, принявшего решение об образовании объединения.
Ликвидация объединения предприятий осуществляется в порядке, установленном настоящим Кодексом относительно ликвидации предприятия. Имущество, оставшееся после ликвидации объединения, распределяется между участниками согласно уставу объединения предприятий либо договору.
2. Правовой статус ПФГ урегулирован: ХК Украины, ЗУ «О промышленно-финансовых группах в Украине» от 21.11.95 г. и Положением о создании (регистрации), реорганизации и ликвидации промышленно-финансовых групп, утвержденным постановлением КМУ от 20.07.96 г. № 781.
Промышленно-финансовая группа - является объединением, которое создается по решению КМУ на определенный срок с целью реализации государственных программ развития приоритетных отраслей производства и структурной перестройки экономики Украины, включая программы согласно международным договорам Украины, а также с целью производства конечной продукции.
Транснациональная промышленно-финансовая группа – это объединение, в состав которого входят украинские и иностранные юридические лица.
ПФГ включает головное предприятие и участников. Головное предприятие ПФГ — это предприятие, созданное в соответствии с законодательством Украины, которое:
изготавливает конечную продукцию ПФГ,
осуществляет ее сбыт,
уплачивает налоги в Украине,
официально представляет интересы ПФГ в Украине и за ее пределами.
Участник ПФГ — предприятие, банк или другое научное или проектное учреждение, организация, созданные согласно законодательству Украины, или иностранное юридическое лицо, которое входит в состав ПФГ, производит промежуточную продукцию ПФГ или предоставляет банковские и другие услуги участникам и головному предприятию ПФГ и имеет целью получение прибыли. Головное предприятие и участники ПФГ сохраняют статус юридического лица, а также независимость в осуществлении производственной, хозяйственной и финансовой деятельности в соответствии с Законом и заключенным Генеральным соглашением о совместной деятельности.
ПФГ, головное предприятие и участники ПФГ создаются и действуют с соблюдением требований законодательства об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции.
В составе ПФГ может быть только 1 головное предприятие. Головное предприятие и участники ПФГ заключают Генеральное соглашение о совместной деятельности по производству конечной продукции ПФГ, которое подлежит утверждению КМУ. Головное предприятие или участник ПФГ не несет ответственности по обязательствам государства. Государство не несет ответственности по обязательствам головного предприятия или участника ПФГ. Головное предприятие ПФГ не несет ответственности по обязательствам участников ПФГ, участники ПФГ не несут ответственности по обязательствам головного предприятия ПФГ, если иное не обусловлено двусторонними договорами, гарантиями. Генеральным соглашением.
Предприятие, учреждение, организация могут быть головным предприятием или участником только одного ПФГ. Согласно Закону в составе ПФГ может быть только один банк. Головным предприятием ПФГ не может быть:
торговое предприятие,
транспортное предприятие,
предприятие в сфере общественного питания,
бытового обслуживания,
материально-технического снабжения,
банк,
финансово-кредитное учреждение.
Создание ПФГ запрещается в сфере:
торговли,
общественного питания,
бытового обслуживания населения,
материально-технического снабжения,
транспортных услуг.
ПФГ не имеет статуса юридического лица. Право действовать от имени ПФГ имеет исключительно головное предприятие ПФГ.
Порядок создания, реорганизации и ликвидации промышленно-финансовых групп, а также их регистрации регулируется специальным законодательством.
Решение о создании (регистрации) объединения и предоставления ему статуса ПФГ принимается КМУ и оформляется постановлением. КМУ принимает к рассмотрению проект создания ПФГ при условии расчетного объема реализации конечной продукции ПФГ, эквивалентной сумме в 1000000 долларов США в год, начиная со второго года после создания ПФГ. Этот срок может быть продлен отдельным постановлением КМУ в случае создания ПФГ для производства вновь осваиваемых видов конечной продукции и с долгосрочным циклом производства. Решение о создании (регистрации) транснациональной ПФГ принимается КМУ только при условии предварительного заключения межгосударственного договора, подлежащего ратификации ВРУ. Наименование ПФГ должно содержать словосочетание «промышленно-финансовая группа (ПФГ)».
3. Ассоциированные предприятия (холдинги) — это группа субъектов хозяйствования — юридических лиц, связанных между собой отношениями экономической и/или организационной зависимости в форме участия в уставном фонде и/или управлении. Зависимость между ассоциированными предприятиями может быть простой и решающей.
Простая зависимость между ассоциированными предприятиями возникает в случае, если одно из них имеет возможность блокировать принятие решений другим (зависимым) предприятием, которые должны приниматься в соответствии с законом и/или учредительными документами этого предприятия квалифицированным большинством голосов.
Решающая зависимость между ассоциированными предприятиями возникает в случае, если между предприятиями устанавливаются отношения контроля-подчинения за счет преимущественного участия контролирующего предприятия в уставном фонде и/или общем собрании либо других органах управления другого (дочернего) предприятия, в частности, владения контрольным пакетом акций.
Необходимым требованием установления решающей зависимости является предварительное получение на это согласия органов Антимонопольного комитета Украины, что осуществляется на основе правил контроля за концентрацией субъектов хозяйствования.
О наличии простой и решающей зависимости должно быть указано в сведениях государственной регистрации зависимого (дочернего) предприятия и опубликовано в органах печати в соответствии со статьей 58 ХК Украины.
В мировой практике холдингом принято называть компанию, являющуюся особым типом финансовой компании, создаваемой для владения пакетом акций (не обязательно контрольными) других компаний, а ее деятельность, как правило, состоит в управлении этими пакетами и операциях с ними.
На практике известны два основных вида холдинговых компаний — это чистый холдинг, создаваемый с целью финансового контроля и управления, и смешанный холдинг, занимающийся также определенной предпринимательской деятельностью — промышленной, торговой, транспортной, кредитно-финансовой.
Создание холдинговых компаний в Украине преимущественно проходит в таких секторах экономики:
— в отраслях промышленности с высокой концентрацией производства (например, в черной и цветной металлургии);
— в машиностроении;
— в отраслях, где проходит конгломератная интеграция предприятий, объединенных обшей технологической цепью (например, нефтедобыча и нефтепереработка).
В настоящее время правовыми документами, непосредственно регулирующими холдинговые отношения в Украине, являются Указ Президента Украины «О холдинговых компаниях» от 11 мая 1994г. Вышеупомянутый Указ дает несколько суженное в сравнении с мировой практикой определение холдинга: холдинговая компания - хозяйствующий субъект, владеющий контрольными пакетами акций других, одного или нескольких, хозяйствующих субъектов. Последние, по определению, являются дочерними предприятиями компании.
Требование владения контрольными пакетами акций весьма существенно, поскольку лишь при наличии такого пакета Указ о холдингах позволяет создать холдингувую компанию. Безусловно контрольным можно назвать лишь пакет акций, превышающий 50% уставного фонда. Однако на практике таковыми зачастую оказываются и пакеты значительно меньших размеров -–25% пл решению АКУ.
Создание холдинговых компаний не допускается в:
торговле,
общественном питании;
бытовом обслуживании населения;
производстве и переработке сельскохозяйственной продукции;
на внутренних автомобильных перевозках.
Документами необходимыми при создании холдинговой компании являются:
1. Обоснование целесообразности создания холдинговой компании;
2. Перечень предприятий и их структурных подразделений, которые предполагается преобразовать в холдинговую компанию и дочерние предприятия;
3. Характеристика вертикальных и горизонтальных связей между предприятиями и структурными подразделениями;
4. Форма «Сведения об основных видах деятельности предприятия на рынке», заполненная отдельно для каждого предприятия и структурного подразделения;
5. Проект устава холдинговой компании;
6. Проекты уставов дочерних предприятий;
7. Предварительные акты оценки стоимости предприятий и структурных подразделений, на базе которых предполагается создать холдинговую компанию и ее дочерние предприятия;
8. Предварительный акт оценки стоимости холдинговой компании;
Когда все перечисленные выше документы готовы, следует от имени учредителей холдинговой компании официально обратиться в Антимонопольный комитет Украины и Министерство экономики за согласием на ее создание, после чего можно приступать к государственной регистрации. Одновременно с регистрацией холдинговой компании осуществляется и регистрация дочерних предприятий.
- Тема11. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности…………...73
- Тема 12. Правовое регулирование банкротства………………………………………..77
- Тема 13. Инвестирование предпринимательской деятельности……………………..84 Тема №1: «Хозяйственное право и хозяйственное законодательство»
- Предмет и метод хозяйственного права.
- Хозяйственные правоотношения. Субъекты хозяйственного права, их виды, права и обязанности.
- Хозяйственное законодательство, его система, признаки и источники.
- Тема №2: «Виды хозяйственной деятельности. Субъекты хозяйствования»
- Тема №3: «Условия осуществления предпринимательства в Украине»
- Порядок государственной регистрации субъектов предпринимательства.
- Лицензирование определенных видов предпринимательской деятельности.
- 3.Патентование некоторых видов предпринимательской деятельности.
- Тема №4: «Правовой статус предприятий и граждан-предпринимателей»
- Тема №5: «Правовой статус хозяйственных обществ в Украине»
- 2. Участники хозяйственного общества имеют право:
- Тема №6: «Правовой статус хозяйственных объединений в Украине»
- 1. Понятие, признаки, виды и организационно-правовые формы объединений предприятий.
- 2. Особенности правового статуса промышленно-финансовых групп в Украине.
- 3. Особенности правового статуса ассоциированных предприятий (холдинговых компаний) в Украине.
- Тема №7: «Общие положения о хозяйственных обязательствах»
- Понятие, виды и основания возникновения хозяйственных обязательств.
- Общие условия выполнения хозяйственных обязательств.
- Общие условия прекращения хозяйственных обязательств.
- Тема №8: «Особенности правового регулирования хозяйственно-правовых договоров»
- Тема №9: «Правовые основы банковского кредитования».
- 2. Кредитные правоотношения и правовая природа кредитного договора.
- 3. Способы обеспечения исполнения кредитных обязательств.
- Тема №10: «Правовые основы денежного обращения и расчетов»
- 2. Правовая природа договора банковского счета.
- 3. Порядок расчетов в хозяйственном обороте.
- 4. Формы и виды безналичных расчетов на территории Украины.
- Тема11: Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
- §1. Законодательство о внешнеэкономической деятельности
- §2. Понятие, принципы и виды внешнеэкономической деятельности
- §3. Субъекты внешнеэкономической деятельности
- §4. Формы гос. Регулирования внешнеэкономической деятельности
- § 5. Особенности режима иностранных инвестиций на территории Украины. Порядок гос. Регистрации их.
- §2. Основания для применения банкротства
- §3. Производство в делах о банкротстве
- Собрание кредиторов организует распорядитель имуществом
- По ходатайству комитета кредиторов суд выносит решение о проведении санации и назначает управляющего санацией.
- Прекращение производства по делу о банкротстве, если:
- Деятельности
- §2. Объекты и субъекты инвестирования
- §3. Правовые формы инвестиционной деятельности
- §4. Понятие и виды кредита Кредит как форма инвестирования
- Виды кредитов:
- По организации кредитных отношений:
- По цели:
- По срокам:
- §5. Виды сэз
- Виды сэз:
- По функциональному назначению:
- По характеру взаимодействия и национальной экономикой:
- По субъектам хоз. Деятельности: