3.Патентование некоторых видов предпринимательской деятельности.
1. В ст. 58 Хозяйственного Кодекса Украины в качестве необходимого условия осуществления предпринимательской деятельности названа государственная регистрация предпринимательства.
Детально процедура регистрации регламентируется ЗУ «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей» от 15.05.03 г. в редакции от 01.07.04 г.
Таким образом, законодательством Украины предусмотрена единая система государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, исключение составляют лишь отдельные субъекты предпринимательства (например, банки), специфика деятельности которых требует специального порядка их легитимации.
Вышеуказанным Постановлением КМУ установлены следующие размеры платы:
- за государственную регистрацию (перерегистрацию) субъектов предпринимательской деятельности (регистрационный сбор): для граждан — предпринимателей — 2, для юридических лиц — 10 необлагаемых минимумов доходов граждан;
- за ускоренную (в течение одного дня) государственную регистрацию (перерегистрацию) субъектов предпринимательской деятельности — тройной размер соответствующего регистрационного сбора;
- за государственную регистрацию изменений (дополнений) в учредительные документы субъектов предпринимательской деятельности — 30% регистрационного сбора;
- за выдачу дубликата свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности — 1 необлагаемый налогом минимум.
Причем орган государственной регистрации уплачивает заявителю 20% регистрационного сбора за каждый просроченный день государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности, но не больше размера внесенной заявителем платы за государственную регистрацию субъектов предпринимательской деятельности.
Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности проводится в исполнительном комитете городского совета в городах областного значения или в районной, районной городов Киева и Севастополя государственной администрации по местонахождению или месту жительства субъекта, если иное не предусмотрено законом.
Местонахождением субъекта предпринимательской деятельности — юридического лица на дату государственной регистрации может быть место жительства одного из учредителей или местонахождение по другому адресу, который подтверждается договором, предусматривающим передачу учредителю в собственность или пользование помещения, части помещения (договор купли-продажи, мены, дарения, аренды, лизинга, безвозмездного пользования имуществом, о совместной деятельности, учредительный договор и др.).
Для государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности — юридического лица собственник представляют в орган государственной регистрации следующие документы:
1) решение о создании юридического лица. Если собственников 2 и более, таким решением является учредительный договор;
2) устав, если это необходимо для создаваемой организационной формы предпринимательства (АО, ООО, ОДО);
3)регистрационную карточку установленного образца, которая является одновременно заявлением о государственной регистрации;
4) документ, удостоверяющий уплату собственником взноса в уставный фонд субъекта предпринимательской деятельности в размере, предусмотренном законом;
5) документ, удостоверяющий внесение платы за государственную регистрацию.
Учредительные документы представляются в орган государственной регистрации в 3 экземплярах (из них два оригинала), оформленных в установленном порядке.
Физическое лицо (заявитель), которое намеревается осуществлять предпринимательскую деятельность без создания юридического лица, представляет в орган государственной регистрации:
1) регистрационную карточку установленного образца, которая является одновременно заявлением о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности,
две фотографии,
справку (или ее копию) о включении в Государственный реестр физических лиц — плательщиков налогов и других обязательных платежей
3) документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию, а также предъявляет документ, удостоверяющий личность.
Органам государственной регистрации запрещается требовать от субъектов предпринимательской деятельности дополнительные документы, не предусмотренные Законом.
При наличии всех документов, указанных в Положении, орган государственной регистрации обязан в течение не более 5 рабочих дней со дня их поступления внести данные регистрационной карточки в Реестр субъектов предпринимательской деятельности и выдать свидетельство о государственной регистрации установленного образца.
Заявителю выдается оригинал свидетельства о государственной регистрации с 3 его копиями, а также оригинал и копия представленных им учредительных документов с отметкой органа государственной регистрации.
Для защиты своих прав предприниматель вправе обжаловать в судебном порядке отказ в регистрации. При этом суд может не только признать отказ в государственной регистрации недействительным, но и обязать соответствующий государственный орган осуществить такую регистрацию.
Права предпринимателя могут быть нарушены не только незаконным отказом в регистрации, но и ненадлежащим исполнением органом государственной регистрации обязанности по регистрации, в частности, неправомерным уклонением от осуществления регистрации в установленный срок (например, пропуске установленного для регистрации срока — 5 рабочих дней). В этом случае средством защиты прав предпринимателей является понуждение в судебном порядке регистрирующего органа осуществить регистрацию при уклонении его от исполнения этой обязанности (по иску заинтересованного лица).
Подразделения субъекта предпринимательской деятельности — филиалы и представительства не требуют государственной регистрации.
Основаниями для переригистрации субъекта предпринимательства являются изменения:
названия,
организационно-правовой формы
формы собственности
В месячный срок с момента наступления указанных изменений субъект предпринимательства обязан представить документы для перерегистрации, что сопровождается опубликованием информации об изменениях в печатных средствах массовой информации.
Перерегистрация субъектов предпринимательской деятельности проводится в порядке, установленном для их государственной регистрации.
Изменения (дополнения) в учредительных документах субъекта предпринимательской деятельности подлежат государственной регистрации в 5-дневный срок со дня поступления соответствующей информации в орган государственной регистрации при наличии:
документа, подтверждающего внесение платы за государственную регистрацию изменений (дополнений) к учредительным документам (30% от регистрационного сбора).;
2 оригиналов и 1 копии документов, заверенных в установленном порядке, в которых приведены указанные изменения,
заполненной заново регистрационной карточки.
Внесение изменений (дополнений) оформляется в виде отдельных приложений или путем изложения учредительных документов в новой редакции.
В случае изменения фамилии, имени или отчества предприниматель-гражданин в 10-дневный срок с момента наступления указанного изменения обязан представить в орган государственной регистрации:
регистрационную карточку с внесенными изменениями,
документ, подтверждающий изменение фамилии, имени или отчества,
одну фотокарточку,
документ, подтверждающий внесение платы в размере, 10 % регистрационного сбора.
Орган государственной регистрации в 5-дневный срок со дня получения указанных документов должен провести замену свидетельства о государственной регистрации и уведомить об этом органы государственной налоговой службы. Пенсионного фонда и Фонда социального страхования.
В случае изменения местонахождения (места жительства) субъект предпринимательской деятельности обязан в 7-дневный срок с момента наступления такого изменения представить в орган государственной регистрации:
1) регистрационную карточку с внесенными изменениями;
2) оригинал свидетельства о государственной регистрации для внесения соответствующих изменений.
Невыполнение этого требования в указанный срок является основанием для обращения органа государственной регистрации в суд с иском об отмене государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности.
Положением предусмотрены условия и порядок выдачи дубликата свидетельства о государственной регистрации. Он выдается в случае утраты или уничтожения свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности.
Для получения дубликата свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности в орган государственной регистрации представляются:
1) заявление о выдаче дубликата свидетельства о государственной регистрации;
2) подтверждение опубликования в печатных средствах массовой информации объявления о признании недействительным утраченного свидетельства о государственной регистрации с указанием идентификационного кода или идентификационного номера;
3)документ, удостоверяющий внесение платы за выдачу дубликата ( 10% от регистр. сбора).
Орган государственной регистрации в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления должен выдать дубликат свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности.
Отмена государственной регистрации возможна как в добровольном, так и в принудительном порядке.
В отличие от отмены государственной регистрации в добровольном порядке (по личному заявлению субъекта) отмена государственной регистрации в судебном порядке является санкцией, направленной на пресечение противоправных действий.
Если субъектом предпринимательской деятельности является юридическое лицо, то отмена его государственной регистрации осуществляется органом государственной регистрации по заявлению собственника или уполномоченного им органа, а также на основании решения хозяйственного суда в случае:
1) признания недействительными или противоречащими законодательству учредительных документов;
2)осуществления деятельности, противоречащей учредительным документам и законодательству;
3) несвоевременного сообщения субъектом предпринимательской деятельности об изменении его названия, организационной формы, формы собственности и местонахождения (1 месяц);
4) признания субъекта предпринимательской деятельности банкротом;
5) непредставления в течение 1 года в органы государственной налоговой службы налоговых деклараций, документов бухгалтерской отчетности согласно законодательству.
Указанный перечень оснований отмены государственной регистрации имеет исчерпывающий характер и не подлежит расширительному толкованию.
2. В некоторых случаях, предусмотренных Законом, сам по себе факт государственной регистрации недостаточен для занятия отдельными видами деятельности, требуется также получение лицензии.
За несколько лет, прошедших с того момента, когда впервые был определен перечень лицензируемых видов деятельности, включавший первоначально лишь 11 видов деятельности, он был увеличен многократно (до 112). В последнее время этот перечень сокращен до 60, однако, все же, более чем в 5 раз превышает первоначальный перечень.
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим лицензирование, является Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г.
Действие Закона «О лицензировании ...» распространяется на всех субъектов хозяйствования.
Лицензирование банковской деятельности, внешнеэкономической деятельности, лицензирование каналов вещания, лицензирование в сфере электроэнергетики и использования ядерной энергии, лицензирование в сфере интеллектуальной собственности осуществляется согласно законам, регулирующим отношения в этих сферах.
Лицензия — документ государственного образца, который удостоверяет право лицензиата на проведение указанного в нем вида хозяйственной деятельности в течение определенного срока при условии выполнения лицензионных условий.
Лицензирование — выдача, переоформление и аннулирование лицензий, выдача дубликатов лицензий, ведение лицензионных дел и лицензионных реестров, контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий, выдача распоряжений об устранении нарушений лицензионных условий, а также распоряжений о ликвидации нарушений законодательства в сфере лицензирования.
Субъектами отношений, возникающих в связи с лицензированием, является, с одной стороны, субъект хозяйствования, а с другой — орган лицензирования.
Орган лицензирования — орган исполнительной власти, определенный КМУ, или специально уполномоченный исполнительный орган местных советов для лицензирования определенных видов хозяйственной деятельности.
Основными принципами государственной политики в сфере лицензирования являются:
обеспечение равенства прав, законных интересов всех субъектов хозяйствования;
защита прав, законных интересов, жизни и здоровья граждан,
защита окружающей природной среды и обеспечение безопасности государства;
установление единого порядка лицензирования видов хозяйственной деятельности на территории Украины;
установление единого перечня видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию.
Лицензионные условия определены в Законе двояким образом. Так, в ст. 1 ЗУ лицензионные условия определены как установленный с учетом требований законов исчерпывающий перечень организационных, квалификационных и других специальных требований, обязательных для выполнения при проведении видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию.
Субъект хозяйствования, который имеет намерение проводить определенный вид лицензируемой хозяйственной деятельности обращается в соответствующий орган лицензирования с заявлением установленного образца о выдаче лицензии.
К заявлению о выдаче лицензии прилагается копия свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности или копия справки о внесении в Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины, заверенная нотариально или органом, который выдал оригинал документа. Органу лицензирования запрещается требовать от субъектов хозяйствования другие документы, не указанные в Законе.
Заявление о выдаче лицензии остается без рассмотрения, если:
заявление подано (подписано) лицом, которое не имеет на это полномочий;
документы оформлены с нарушением требований Закона.
Об оставлении заявления о выдаче лицензии без рассмотрения заявитель уведомляется в письменной форме с указанием оснований оставления заявления о выдаче лицензии без рассмотрения в 10-дневный срок.
После устранения причин, являющихся основанием для вынесения решения об оставлении заявления о выдаче лицензии без рассмотрения, заявитель может повторно подать заявление о выдаче лицензии, которое рассматривается в порядке, установленном Законом.
Орган лицензирования принимает решение о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче в срок не позднее 10 рабочих дней с даты поступления вышеуказанных документов, если иное не установлено специальным законом.
Уведомление о принятии решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии направляется заявителю в письменной форме в течение 3 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.
Основаниями для принятия решения об отказе в выдаче лицензии являются:
1) недостоверность данных в документах, представленных заявителем, для получения лицензии;
2) несоответствие заявителя согласно поданным документам лицензионным условиям, установленным для вида хозяйственной деятельности, указанного в заявлении .
В случае отказа в выдаче лицензии на основании выявления недостоверных данных в документах, представленных заявителем, о выдаче лицензии, субъект хозяйствования может подать в орган лицензирования новое заявление о выдаче лицензии не ранее чем через 3 месяца с даты принятия решения об отказе в выдаче лицензии.
В случае отказа в выдаче лицензии на основании несоответствия заявителя лицензионным условиям, установленным для вида хозяйственной деятельности, указанного в заявлении о выдаче лицензии, субъект хозяйствования может подать в орган лицензирования новое заявление о выдаче лицензии после устранения причин, ставших основанием для отказа в выдаче лицензии.
Решение об отказе в выдаче лицензии может быть обжаловано в судебном порядке.
Срок действия лицензии на проведение определенного вида хозяйственной деятельности устанавливается КМУ по представлению специально уполномоченного органа по вопросам лицензирования, но не может быть менее 3 лет. В постановлении КМУ «О сроке действия лицензии на ведение определенных видов хозяйственной деятельности, размерах и порядке зачисления платы за ее выдачу» от 29.11.2000 г. № 1755 установлено, что срок действия лицензии на ведение деятельности по предоставлению услуг радиосвязи (с использованием радиочастот) составляет 10 лет, по предоставлению услуг телефонной связи (кроме ведомственных объектов) — 15 лет, по техническому обслуживанию сетей теле, радиовешания — 5 лет.
Таким образом, в указанном постановлении КМУ указаны как общий срок действия лицензий (3 года), так и специальные сроки, установленные для некоторых вышеназванных видов предпринимательской деятельности.
Выдача лицензии на срок меньше 3 лет или отказ в продлении срока лицензии дают субъекту предпринимательства право обратиться в суд или арбитражный суд за защитой своих интересов
Хозяйственная деятельность на основании лицензии, выданной органом лицензирования, которым является центральный орган исполнительной власти, осуществляется на всей территории Украины.
Хозяйственная деятельность на основании лицензии, выданной органом лицензирования, которым является местный орган исполнительной власти или специально уполномоченный исполнительный орган советов, осуществляется на территории соответствующей административно-территориальной единицы.
Для каждого филиала, каждого обособленного подразделения лицензиата, которые будут проводить хозяйственную деятельность на основании полученной им лицензии, орган лицензирования выдает лицензиату заверенные им копии лицензии, подтверждающие право филиала или другого структурного подразделения лицензиата на проведение определенного вида хозяйственной деятельности.
За выдачу копии лицензии взимается плата в размере 1 необлагаемого минимума доходов граждан. Плата за выдачу копии лицензии зачисляется в Государственный бюджет Украины.
В случае, если лицензиат имеет намерение проводить указанный в лицензии вид хозяйственной деятельности по истечении срока ее действия, он должен получить новую лицензию в порядке, установленном настоящим Законом. Новая лицензия выдается органом лицензирования не ранее последнего рабочего дня действия предварительно выданной лицензии.
Лицензиат не может передавать лицензию или ее копию другому юридическому или физическому лицу для проведения хозяйственной деятельности.
Плата за лицензию — это разовый платеж, вносимый субъектом хозяйствования за получение лицензии. Плата за выдачу лицензий вносится после принятия решения о выдаче лицензии.
Основаниями для переоформления лицензии являются:
1) изменение наименования юридического лица (если изменение наименования не связано с реорганизацией юридического лица) или ФИО физического лица — субъекта предпринимательской деятельности;
2) изменение местонахождения юридического лица или места жительства физического лица — субъекта предпринимательской деятельности;
3) изменения, связанные с проведением лицензиатом определенного вида хозяйственной деятельности.
В случае возникновения оснований для переоформления лицензии лицензиат обязан в течение 10 рабочих дней подать органу лицензирования заявление о переоформлении лицензии вместе с лицензией, подлежащей переоформлению, и соответствующими документами или их нотариально заверенными копиями, которые подтверждают указанные изменения.
Орган лицензирования в течение 3 рабочих дней с даты поступления заявления о переоформлении лицензии и документов, прилагаемых к нему, обязан выдать переоформленную на новом бланке лицензию с учетом изменений, указанных в заявлении о переоформлении лицензии.
Срок действия переоформленной лицензии не может превышать срока действия, указанного в лицензии, которая переоформлялась.
За переоформление лицензии взимается плата в размере 5 необлагаемых минимумов доходов граждан. Плата за переоформление лицензии зачисляется в Государственный бюджет Украины.
Лицензиат, который подал заявление и соответствующие документы о переоформлении лицензии, может проводить свою деятельность на основании справки о приеме заявления о переоформлении лицензии на проведение определенного вида хозяйственной деятельности, которая выдается органом лицензирования при подаче заявления о переоформлении лицензии.
Основаниями для выдачи дубликата лицензии являются:
потеря лицензии;
повреждение лицензии.
В случае потери лицензии лицензиат обязан обратиться в орган лицензирования с заявлением о выдаче дубликата лицензии, к которому прилагается документ, удостоверяющий внесение платы за выдачу дубликата лицензии. Если бланк лицензии не пригоден для пользования вследствие его повреждения, лицензиат подает также соответствующему органу лицензирования непригодную для пользования лицензию.
Срок действия дубликата лицензии не может превышать срока действия, который указывался в утраченной или поврежденной лицензии.
Лицензиат, который подал заявление и соответствующие документы для выдачи дубликата лицензии вместо утраченной или поврежденной, может проводить свою деятельность на основании справки о подаче заявления о выдаче дубликата лицензии на проведение определенного вида хозяйственной деятельности, которая выдается органом лицензирования при подаче заявления о выдаче дубликата лицензии.
Орган лицензирования обязан в течение 3 рабочих дней с даты получения заявления о выдаче дубликата лицензии выдать заявителю дубликат лицензии вместо утраченной или поврежденной.
За выдачу дубликата лицензии вместо утраченной или поврежденной лицензии взимается плата в размере 5 необлагаемых минимумов доходов граждан. Плата за выдачу дубликата лицензии зачисляется в Государственный бюджет Украины.
Аннулирование лицензии - лишение лицензиата органом лицензирования права на проведение определенного вида хозяйственной деятельности.
Аннулирование лицензии является одной из распространенных санкций, применяемых Лицензионной палатой Украины. Ст. 21 ЗУ «О лицензировании...» называет 9 оснований ее аннулирования. Это:
1) заявление лицензиата об аннулировании лицензии;
2) акт о повторном нарушении лицензиатом лицензионных условий (повторное нарушение — совершение лицензиатом в течение срока действия лицензии повторного нарушения определенных лицензионных условий после применения санкций за аналогичное нарушение);
3) решение об отмене государственной регистрации субъекта хозяйствования;
4) нотариально заверенная копия свидетельства о смерти физического лица — субъекта предпринимательской деятельности;
5) акт о выявлении недостоверных сведений в документах, представленных субъектом хозяйствования для получения лицензии;
6) акт об установлении факта передачи лицензии или ее копии другому юридическому или физическому лицу для проведения хозяйственной деятельности;
7) акт об установлении факта непредставления в установленный срок уведомления об изменении данных, указанных в документах, прилагаемых к заявлению о выдаче лицензии;
8) акт о невыполнении распоряжения об устранении нарушений лицензионных условий;
9) невозможность лицензиата обеспечить выполнение лицензионных условий, установленных для определенного вида хозяйственной деятельности.
Орган лицензирования принимает решение об аннулировании лицензии в течение 10 рабочих дней с даты установления оснований для аннулирования лицензии, которое вручается лицензиату с указанием оснований аннулирования не позднее 3 рабочих дней с даты его принятия.
Решение об аннулировании лицензии вступает в силу через 10 дней со дня его принятия.
Если лицензиат в течение этого времени подает жалобу в экспортно-апелляционный совет, действие данного решения органа лицензирования приостанавливается до принятия соответствующего решения специально уполномоченного органа по вопросам лицензирования.
Субъект хозяйствования может получить новую лицензию на право проведения хозяйственной деятельности не ранее чем через 1 год с даты принятия решения органа лицензирования об аннулировании предыдущей лицензии в случае, если она была аннулирована на основаниях указанных в п. 2, 5, 6, 7, 8.
В практике возможны случаи неправомерного применения органами лицензирования такой санкции как аннулирование лицензии. Для защиты прав предпринимателей, которые ущемляются в таких случаях, необходима возможность судебного обжалования подобных действий компетентных органов. В ст.4 Закона «О лицензировании » указано, что решение об аннулировании лицензии может быть обжаловано в судебном порядке.
3. Некоторые виды предпринимательской деятельности требуют получения торгового патента – государственного свидетельства, удостоверяющего право субъекта предпринимательской деятельности или его обособленного подразделения заниматься ими.
В соответствии со ст.1 ЗУ «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности требуют получения торгового патента»:
торговая деятельность за наличные средства, а также с использованием других форм расчетов и кредитных карточек на территории Украины,
деятельность по обмену наличных валютных ценностей,
деятельность по предоставлению услуг в сфере игорного бизнеса,
деятельность в сфере бытовых услуг.
Действие ЗУ «О патентовании...» не распространяется на торговую деятельность и деятельность по предоставлению бытовых услуг:
1) предприятий и организаций Укоопсоюза, военной торговли, аптек, находящихся в государственной собственности, и торгово-производственных государственных предприятий рабочего снабжения в селах, поселках и городах районного подчинения.
2) субъектов предпринимательской деятельности — физических лиц, которые:
- осуществляют торговую деятельность с лотков, прилавков и уплачивают рыночный сбор (плату) за место для торговли продукцией в пределах рынков всех форм собственности;
- уплачивают налог на промысел в порядке, предусмотренном действующим законодательством;
- осуществляют продажу выращенных в личном подсобном хозяйстве, на приусадебном, дачном, садовом и огородном участках продукции растениеводства, скота, кроликов, нутрий, птицы, продукции личного пчеловодства;
- уплачивают государственную пошлину за нотариальное удостоверение договоров об отчуждении личного имущества, если товары каждой отдельной категории отчуждаются не чаще 1 раза в календарный год;
- уплачивают фиксированный налог в соответствии с законодательством о налогообложении доходов физических лиц;
3) субъектов предпринимательской деятельности, образованных общественными организациями инвалидов, имеющих налоговые льготы согласно действующему законодательству и осуществляющих торговлю исключительно продовольственными товарами отечественного производства и продукцией, изготовленной на предприятиях Украинского общества слепых и Украинского общества глухих.
Перечень видов деятельности, подлежащих патентованию, имеет исчерпывающий характер.
Основанием для приобретения торгового патента является заявка, оформленная в соответствии с Законом. Установление каких-либо дополнительных условий по приобретению торгового патента не разрешается.
По общему правилу, торговый патент выдается за плату субъектам предпринимательской деятельности государственными налоговыми органами по местонахождению этих субъектов или местонахождению их структурных подразделений. Однако субъектам предпринимательской деятельности, которые осуществляют торговую деятельность либо предоставляют бытовые услуги, — по местонахождению пункта продажи товаров или пункта по предоставлению бытовых услуг, а субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим торговлю через передвижную торговую сеть, — по месту регистрации этих субъектов.
Порядок приобретения торгового патента на осуществление торговой деятельности
Под торговой деятельностью в ЗУ «О патентовании...» понимается розничная и оптовая торговля за наличные средства, другие наличные платежные средства и с использованием кредитных карточек.
Под пунктами продажи товаров в ЗУ «О патентовании...» понимаются: магазины, киоски, палатки, автомагазины, развозки и другие виды передвижной торговой сети, лотки, прилавки и другие виды торговых точек в отведенных для торговой деятельности местах, стационарные, малогабаритные и передвижные автозаправочные станции, заправочные пункты, осуществляющие торговлю нефтепродуктами и сжатым газом, столовые, рестораны, кафе, закусочные, бары, буфеты, открытые летние площадки, киоски и другие пункты общественного питания, оптовые базы, склады-магазины или другие помещения.
Стоимость торгового патента на осуществление торговой деятельности устанавливается органами местного самоуправления в зависимости от местонахождения пункта продажи товаров и ассортиментного перечня товаров.
Стоимость торгового патента за календарный месяц устанавливается в размерах следующих предельных уровней:
на территории города Киева, областных центров — от 60 до 320 гривень;
на территории города Севастополя, городов областного подчинения (кроме областных центров) и районных центров — от 30 до 160 гривень;
на территории других населенных пунктов — до 80 гривень.
Срок действия торгового патента на осуществление торговой, деятельности составляет 12 календарных месяцев. Законом предусмотрен краткосрочный торговый патент, срок действия которого на осуществление торговой деятельности составляет от 1 до 15 дней.
В соответствии с п. 16 Положения об изготовлении, хранении и реализации торговых патентов, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 13.07.98 г. № 1077, краткосрочный торговый патент приобретается в случае проведения ярмарок, выставок-продаж и других краткосрочных мероприятий, связанных с демонстрацией и продажей товаров, по месту осуществления указанной деятельности.
Стоимость краткосрочного торгового патента на осуществление торговой деятельности за 1 день устанавливается в фиксированном размере 10 гривень.
Оплата стоимости торгового патента на осуществление торговой деятельности производится ежемесячно до 15 числа месяца, предшествующего отчетному, а оплата стоимости краткосрочного торгового патента осуществляется не позднее чем за 1 день до начала осуществления торговой деятельности.
Субъект предпринимательской деятельности имеет право приобрести торговые патенты на осуществление торговой деятельности на следующие за текущим годы, но не более чем на 3 года, уплатив полную стоимость этих патентов во время их получения.
Без приобретения торгового патента субъекты предпринимательской деятельности или их структурные подразделения осуществляют торговую деятельность исключительно с использованием следующих видов товаров отечественного производства:
хлеб и хлебобулочные изделия, мука пшеничная и ржаная;
соль, сахар, масло подсолнечное и кукурузное;
молоко и молочная продукция, кроме молока и сливок сгущенных с добавками и без них;
продукты детского питания;
безалкогольные напитки;
мороженое;
говядина и свинина;
домашняя птица;
яйца;
рыба;
ягоды и фрукты;
картофель и плодоовощная продукция;
комбикорма для продажи населению.
Льготный торговый патент выдается субъектам предпринимательской деятельности или их структурным подразделениям, осуществляющим торговую деятельность исключительно с использованием следующих видов товаров отечественного производства:
- почтовые марки, открытки, поздравительные открытки и конверты, ящики, коробки, мешки, сумки и другая тара из дерева, бумаги и картона, используемая для почтовых отправлений предприятиями связи Украины;
- периодические издания печатных средств массовой информации (независимо от страны их происхождения);
- проездные билеты;
- товары народных промыслов (кроме антикварных и представляющих культурную ценность согласно перечню, устанавливаемому Министерством культуры Украины);
- готовые лекарственные средства и витамины для населения;
- ветеринарные препараты, бумага туалетная, зубные паста и порошки, косметические салфетки, детские пеленки, тампоны и другие виды санитарно-гигиенических изделий из целлюлозы или ее заменителей, термометры, индивидуальные диагностические приборы (независимо от страны их происхождения).
Не требует патентования:
- реализация субъектом предпринимательской деятельности продукции собственного производства физическим лицам, находящимся с ним в трудовых отношениях, через пункты продажи товаров, встроенных в производственные или административные помещения этого субъекта;
- деятельность субъектов предпринимательской деятельности по закупке у населения продукции, если дальнейшая реализация такой продукции происходит по расчетам в безналичной форме (пункты приема стеклотары, макулатуры, отходов бумажных, картонных и ветоши; заготовка сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки).
Порядок приобретения торгового патента на осуществление деятельности по предоставлению бытовых услуг
Под бытовыми услугами в ЗУ «О патентовании...» понимается деятельность, связанная с предоставлением платных услуг для удовлетворения личных потребностей заказчика за наличные средства, а также с использованием других форм расчетов, включая кредитные карточки.
Постановлением КМУ «Об утверждении перечня услуг, которые относятся к бытовым и подлежат патентованию» от 27.04.98 г. № 576 утвержден перечень бытовых услуг.
В случае если субъект предпринимательской деятельности имеет структурные подразделения, торговый патент на осуществление деятельности по предоставлению бытовых услуг приобретается отдельно для каждого структурного подразделения.
Стоимость торгового патента на осуществление деятельности по предоставлению бытовых услуг устанавливается органами местного самоуправления в зависимости от местонахождения объекта по предоставлению бытовых услуг и вида бытовых услуг.
Стоимость торгового патента на осуществление деятельности по предоставлению бытовых услуг за календарный месяц устанавливается в размерах следующих предельных уровней:
на территории города Киева, областных центров — от 60 до 320 гривень;
на территории города Севастополя, городов областного подчинения (кроме областных центров) и районных центров — от 30 до 160 гривень;
на территории других населенных пунктов — до 80 гривень.
Срок действия торгового патента на осуществление деятельности по предоставлению бытовых услуг составляет 12 календарных месяцев.
Порядок приобретения торгового патента на осуществление операций по торговле наличными валютными ценностями.
Под торговлей наличными валютными ценностями в ЗУ «О патентовании...» понимается продажа наличной иностранной валюты, других наличных платежных средств, выраженных в иностранной валюте (в том числе дорожных, банковских и персональных чеков), а также операции по дебетованию кредитных (дебетовых) карточек в обмен на валюту Украины, других наличных платежных средств, выраженных в валюте Украины, а также в обмен на другую иностранную валюту.
Под пунктами обмена иностранной валюты в Законе «О патентовании...» понимаются:
обменные пункты уполномоченных банков;
обменные пункты уполномоченных банков, размещенные вне их операционных залов;
обменные пункты других кредитно-финансовых учреждений, которые получили лицензию НБУ на осуществление операций по торговле иностранной валютой;
обменные пункты субъектов предпринимательской деятельности, которые действуют на основании агентских соглашений с уполномоченными банками.
В случае, когда субъект предпринимательской деятельности имеет структурные подразделения, торговый патент приобретается отдельно для каждого структурного подразделения (обменного пункта).
Стоимость торгового патента на осуществление операций по торговле валютными ценностями устанавливается в фиксированном размере 960 гривен за календарный месяц.
Срок действия торгового патента на осуществление операций по торговле валютными ценностями составляет 36 календарных месяцев.
Порядок приобретения торгового патента на осуществление операций по предоставлению услуг в сфере игорного бизнеса
Под игорным бизнесом в ЗУ «О патентовании...» понимается деятельность, связанная с устройством казино, других игорных мест (домов), игровых автоматов с денежным или имущественным выигрышем, проведением лотерей (кроме государственных) и розыгрышей с выдачей денежных выигрышей в наличной или имущественной форме.
Казино, другие игорные места (дома) должны занимать отдельные помещения или здания и иметь игорный зал для посетителей (кроме игровых автоматов и бильярдных столов).
Предоставление услуг в сфере игорного бизнеса вне пределов отведенных на эти цели помещений или зданий, а также в помещениях, не имеющих игорного зала для посетителей, не разрешается.
Стоимость торгового патента на осуществление операций по предоставлению услуг в сфере игорного бизнеса устанавливается в фиксированном размере (за год);
- для использования игрового автомата с денежным или имущественным выигрышем — 2800 гривен;
- для использования игрового стола с кольцом рулетки —- 128000 гривен;
- для использования других игровых столов (специальных столов для казино, кроме столов для бильярда) — 96000 гривен за каждый стол;
- для использования кегельбанов, которые вводятся в действие с Помощью жетона, монеты или без них, — 4000 гривен за каждый игровой желоб (дорожку);
- для использования столов для бильярда, которые вводятся в действие с помощью жетона, монеты или без них, кроме столов для бильярда, используемых для спортивных любительских соревнований, —- 1200 гривен за каждый стол для бильярда;
- для введения других видов игорного бизнеса, включая розыгрыши с выдачей денежных выигрышей в наличной форме вне банковских учреждений либо в имущественной форме на месте, — 4800 гривень за каждый отдельный вид (место).
Торговый патент на осуществление операций по предоставлению услуг в сфере игорного бизнеса должен быть выдан на каждое отдельное игровое место (игровой автомат, игровой стол).
Срок действия торгового патента на осуществление операций по предоставлению услуг в сфере игорного бизнеса составляет 60 календарных месяцев.
В соответствии с п. 1 ст. 7 ЗУ «О патентовании...» торговый патент должен быть открытым и доступным для обзора. Оригинал торгового патента обязателен для предъявления по требованию должностных лиц органов государственной налоговой службы и органов МВД. Несоблюдение вышеуказанных требований считается нарушением порядка использования торгового патента. Наличие у субъекта предпринимательской деятельности или его структурного подразделения оригинала или копии торгового патента отражается в акте проверки. Субъекты предпринимательской деятельности в случае несоблюдения требований этого Закона в части нарушений порядка использования торгового патента уплачивают штраф в размере стоимости торгового патента за один календарный месяц.
- Тема11. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности…………...73
- Тема 12. Правовое регулирование банкротства………………………………………..77
- Тема 13. Инвестирование предпринимательской деятельности……………………..84 Тема №1: «Хозяйственное право и хозяйственное законодательство»
- Предмет и метод хозяйственного права.
- Хозяйственные правоотношения. Субъекты хозяйственного права, их виды, права и обязанности.
- Хозяйственное законодательство, его система, признаки и источники.
- Тема №2: «Виды хозяйственной деятельности. Субъекты хозяйствования»
- Тема №3: «Условия осуществления предпринимательства в Украине»
- Порядок государственной регистрации субъектов предпринимательства.
- Лицензирование определенных видов предпринимательской деятельности.
- 3.Патентование некоторых видов предпринимательской деятельности.
- Тема №4: «Правовой статус предприятий и граждан-предпринимателей»
- Тема №5: «Правовой статус хозяйственных обществ в Украине»
- 2. Участники хозяйственного общества имеют право:
- Тема №6: «Правовой статус хозяйственных объединений в Украине»
- 1. Понятие, признаки, виды и организационно-правовые формы объединений предприятий.
- 2. Особенности правового статуса промышленно-финансовых групп в Украине.
- 3. Особенности правового статуса ассоциированных предприятий (холдинговых компаний) в Украине.
- Тема №7: «Общие положения о хозяйственных обязательствах»
- Понятие, виды и основания возникновения хозяйственных обязательств.
- Общие условия выполнения хозяйственных обязательств.
- Общие условия прекращения хозяйственных обязательств.
- Тема №8: «Особенности правового регулирования хозяйственно-правовых договоров»
- Тема №9: «Правовые основы банковского кредитования».
- 2. Кредитные правоотношения и правовая природа кредитного договора.
- 3. Способы обеспечения исполнения кредитных обязательств.
- Тема №10: «Правовые основы денежного обращения и расчетов»
- 2. Правовая природа договора банковского счета.
- 3. Порядок расчетов в хозяйственном обороте.
- 4. Формы и виды безналичных расчетов на территории Украины.
- Тема11: Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
- §1. Законодательство о внешнеэкономической деятельности
- §2. Понятие, принципы и виды внешнеэкономической деятельности
- §3. Субъекты внешнеэкономической деятельности
- §4. Формы гос. Регулирования внешнеэкономической деятельности
- § 5. Особенности режима иностранных инвестиций на территории Украины. Порядок гос. Регистрации их.
- §2. Основания для применения банкротства
- §3. Производство в делах о банкротстве
- Собрание кредиторов организует распорядитель имуществом
- По ходатайству комитета кредиторов суд выносит решение о проведении санации и назначает управляющего санацией.
- Прекращение производства по делу о банкротстве, если:
- Деятельности
- §2. Объекты и субъекты инвестирования
- §3. Правовые формы инвестиционной деятельности
- §4. Понятие и виды кредита Кредит как форма инвестирования
- Виды кредитов:
- По организации кредитных отношений:
- По цели:
- По срокам:
- §5. Виды сэз
- Виды сэз:
- По функциональному назначению:
- По характеру взаимодействия и национальной экономикой:
- По субъектам хоз. Деятельности: