Тема №4: «Правовой статус предприятий и граждан-предпринимателей»
Понятие, виды и имущество предприятия.
Правовой статус государственных (коммерческих и казенных) и коммунальных унитарных предприятий.
Правовой статус коллективных предприятий на примере кооператива.
Правовой статус частных предприятий на примере фермерского хозяйства.
Правовой статус арендных предприятий.
Правовой статус иностранных предприятий и предприятий с иностранными инвестициями.
Правовой статус гражданина-предпринимателя.
1. Предприятие — самостоятельный субъект хозяйствования, созданный компетентным органом государственной власти или органом местного самоуправления, или другими субъектами для удовлетворения общественных и личных потребностей путем систематического осуществления производственной, научно-исследовательской, торговой, иной хозяйственной деятельности.
Предприятия могут создаваться как для осуществления предпринимательства, так и для некоммерческой хозяйственной деятельности.
Предприятие не имеет в своем составе других юридических лиц.
В зависимости от способа образования (учреждения) и формирования уставного фонда в Украине действуют предприятия:
унитарные,
корпоративные.
Унитарное предприятие создается одним учредителем, который выделяет необходимое для этого имущество, формирует в соответствии с законом уставный фонд, не разделенный на доли (паи), утверждает устав, распределяет доходы, непосредственно или через назначаемого им руководителя руководит предприятием и формирует его трудовой коллектив на основе трудового найма, решает вопросы реорганизации и ликвидации предприятия.
Унитарными являются предприятия:
государственные,
коммунальные,
частные.
Корпоративное предприятие образуется, как правило, 2 или более учредителями по их совместному решению (договору), действует на основе объединения имущества и/или предпринимательской либо трудовой деятельности учредителей, их совместного управления делами, участия учредителей в распределении доходов и рисков предприятия.
Корпоративными являются:
кооперативные предприятия,
предприятия, создаваемые в форме хозяйственного общества,
другие предприятия, в том числе основанные на частной собственности двух или более лиц.
Предприятия в зависимости от количества работающих и объема валового дохода от реализация продукции за год могут быть отнесены к:
малым,
средним
крупным предприятиям.
Малыми (независимо от формы собственности) признаются предприятия, в которых среднеучетная численность работающих за отчетный (финансовый) год не превышает 50 лиц, а объем валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) за этот период не превышает суммы, эквивалентной 500000 евро по среднегодовому курсу НБУ относительно гривны.
Крупными предприятиями признаются предприятия, в которых среднеучетная численность работающих за отчетный (финансовый) год превышает 1000 лиц, а объем валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) за год превышает сумму, эквивалентную 5000000 евро по среднегодовому курсу Национального банка Украины относительно гривны.
Все иные предприятия признаются средними.
Имущество предприятия составляют производственные и непроизводственные фонды, а также другие ценности, стоимость которых отображается в самостоятельном балансе предприятия.
К основным средствам предприятия относится совокупность материально-вещественных ценностей, действующих в натуральной форме на протяжении длительного времени как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере. К основным средствам относятся также капитальные вложения в многолетние насаждения, на улучшение земель и в арендованные здания, сооружения, оборудование и другие объекты, относящиеся к основным средствам.
К основным средствам, как правило, не относятся:
предметы со сроком службы менее 1 года, независимо от стоимости,
предметы стоимостью до 15 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан за единицу по цене приобретения независимо от срока службы. Исключения составляют сельскохозяйственные машины и орудия, строительный механизированный инструмент, рабочий и продуктивный скот, которые являются основными средствами независимо от их стоимости.
Источниками формирования имущества предприятия являются:
денежные и материальные взносы учредителей;
доходы, полученные от реализации продукции, услуг, других видов хозяйственной деятельности;
доходы от ценных бумаг;
кредиты банков и других кредиторов;
капитальные вложения и дотации из бюджетов;
имущество, приобретенное у других субъектов хозяйствования, организаций и граждан в установленном законодательством порядке;
другие источники, не запрещенные законодательством Украины.
2. Государственное унитарное предприятие образуется компетентным органом государственной власти в распорядительном порядке на базе обособленной части государственной собственности, как правило, без разделения ее на доли, и входит в сферу его управления.
Орган государственной власти, в сферу управления которого входит предприятие (как правило - это министерство или ведомство), является представителем собственника и выполняет его функции.
Государственное унитарное предприятие имеет право хозяйственного ведения (государственное коммерческое предприятие) либо право оперативного управления (казенное предприятие).
Государственное коммерческое предприятие является субъектом предпринимательской деятельности, действует на основе устава на принципах предпринимательства и несет ответственность за результаты своей деятельности всем принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения имуществом.
Государственное унитарное коммерческое предприятие может быть преобразовано в случаях и порядке, предусмотренных законом, в корпоратизированное предприятие (государственное акционерное общество).
Государственное коммерческое предприятие обязано принимать и выполнять доведенные до него в установленном законодательством порядке государственные заказы и государственные задания, а также учитывать их при формировании производственной программы, определении перспектив своего экономического и социального развития и выборе контрагентов.
Государственные коммерческие предприятия образуют за счет прибыли специальные целевые фонды, предназначенные для покрытия расходов, связанных с их деятельностью:
амортизационный фонд;
фонд развития производства;
фонд потребления (оплаты труда);
резервный фонд;
другие фонды, предусмотренные уставом предприятия.
При смене руководителя государственного коммерческого предприятия обязательным является проведение ревизии финансово-хозяйственной деятельности предприятия в порядке, предусмотренном законом.
Казенные предприятия создаются в отраслях народного хозяйства, в которых:
- законом разрешено осуществление хозяйственной деятельности только государственным предприятиям;
- основным (свыше 50%) потребителем продукции (работ, услуг) выступает государство;
- преобладающим (свыше 50%) является производство общественно необходимой продукции (работ, услуг), которое по своим условиям и характеру удовлетворяемых им потребностей, как правило, не может быть рентабельным;
- приватизация имущественных комплексов государственных предприятий запрещена законом.
Казенное предприятие создается по решению КМУ. Статус юридического лица, которым обладает казенное предприятие, дает ему возможность самостоятельно участвовать в хозяйственном обороте от своего имени, нести самостоятельную имущественную ответственность, иметь текущие и иные счета в банке и печать.
Орган, в сферу управления которого входит казенное предприятие, утверждает устав предприятия, назначает его руководителя, дает разрешение на осуществление казенным предприятием хозяйственной деятельностью, определяет виды продукции (работ, услуг).
Наименование казенного предприятия должно содержать слова «казенное предприятие».
Согласно Типовому уставу казенного предприятия, утвержденному постановлением КМУ от 16.06.98 г. № 914, предприятие имеет право самостоятельно:
определять стратегию и основные направления своего развития в соответствии с государственными программами и заказами, планом развития предприятия;
реализовывать продукцию (выполнять работы, оказывать услуги), произведенную за пределами государственного контракта, по ценам, устанавливаемым им самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательством Украины, — по фиксированным государственным ценам.
По согласованию с органом управления предприятие имеет право:
самостоятельно осуществлять хозяйственную деятельность при наличии незагруженных для выполнения государственного контракта производственных мощностей;
получать кредиты под выполнение государственного контракта;
выпускать ценные бумаги и реализовывать их юридическим лицам и гражданам Украины и других государств в соответствии с законодательством;
создавать филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения с правом открытия текущих счетов и утверждать положения о них.
Предприятие обязано:
- обеспечивать производство и поставку продукции в соответствии с государственным контрактом и заключенными договорами;
обеспечивать своевременную уплату налогов и сборов (обязательных платежей) в бюджет и в государственные целевые фонды согласно законодательству Украины;
обеспечивать целевое использование закрепленного за ним имущества и выделенных денежных средств и др.
Орган, в сферу управления которого входит казенное предприятие, осуществляет контроль за использованием и сохранностью принадлежащего предприятию имущества и имеет право изъять у казенного предприятия имущество, не используемое или используемое не по назначению, и распорядиться им в пределах своих полномочии.
Источниками формирования имущества казенного предприятия являются:
государственное имущество, переданное предприятию в соответствии с решением о его создании;
денежные средства и другое имущество, полученные от реализации продукции (работ, услуг) предприятия;
целевые средства, выделенные из Государственного бюджета Украины;
кредиты банков;
часть доходов предприятия, полученных им по результатам хозяйственной деятельности, предусмотренная уставом;
другие источники, не запрещенные законом.
Казенное предприятие получает кредиты для выполнения уставных задач под гарантию органа, в сферу управления которого входит предприятие.
Казенное предприятие отвечает по своим обязательствам лишь средствами, которые находятся в его распоряжении. При недостаточности указанных средств государство, в лице органа, в сферу управления которого входит предприятие, несет полную субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия.
Коммунальное унитарное предприятие образуется компетентным органом местного самоуправления в распорядительном порядке на базе обособленной части коммунальной собственности и входит в сферу его управления.
Орган, в сферу управления которого входит коммунальное унитарное предприятие, является представителем собственника — соответствующей территориальной громады и выполняет его функции.
Имущество коммунального унитарного предприятия находится в коммунальной собственности и закрепляется за таким предприятием на праве хозяйственного ведения (коммунальное коммерческое предприятие) или на праве оперативного управления (коммунальное некоммерческое предприятие).
Уставной фонд коммунального унитарного предприятия образуется органом, в сферу управления которого оно входит, до регистрации его в качестве субъекта хозяйствования. Минимальный размер уставного фонда коммунального унитарного предприятия устанавливается соответствующим местным советом.
Два специальных требования предъявляются к наименованию коммунального унитарного предприятия: во-первых, оно должно указывать, что такое предприятие является коммунальным, во-вторых, содержать указание на орган местного самоуправления, в сферу управления которого входит данное предприятие.
Коммунальное унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника и органа местного самоуправления, в сферу управления которого оно входит.
3. Предприятием коллективной собственности признается корпоративное или унитарное предприятие, действующее на основе коллективной собственности учредителя.
Предприятия коллективной собственности основаны на собственности их трудовых коллективов. Такие предприятия могут создаваться только физическими лицами в результате добровольного объединения их имущества и трудового участия в хозяйственной деятельности предприятия на основах членства или выкупа государственного либо коммунального имущества в результате приватизации.
Предприятиями коллективной собственности являются:
производственные и потребительские кооперативы,
предприятия общественных и религиозных организаций,
другие предприятия, предусмотренные законом.
Деятельность кооперативов регулируется ЗУ «О кооперации» от 10.07.2003 г., где кооператив определен как юридическое лицо, образованное физическими и/или юридическими лицами, которые добровольно объединились на основе членства для ведения совместной хозяйственной или другой деятельности в целях удовлетворения своих экономических, социальных и иных нужд на принципах самоуправления.
Государство не отвечает по обязательствам кооперативных организаций, а кооперативные организации не отвечают по обязательствам государства. Запрещается вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в финансово-хозяйственную и другую деятельность кооперативных организаций, кроме случаев, прямо предусмотренных законом.
Производственным кооперативом признается добровольное объединение граждан на основах членства с целью совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, которая базируется на их личном трудовом участии и объединении имущественных паевых взносов, участии в управлении предприятием и распределении дохода между членами кооператива в соответствии с их участием в его деятельности.
Производственный кооператив является юридическим лицом и действует на основании устава.
Наименование производственного кооператива должно содержать слова «производственный кооператив» или «кооперативное предприятие».
Производственные кооперативы создаются и осуществляют свою деятельность по следующим принципам:
- добровольность членства граждан в кооперативе и свободный выход из него;
- личное трудовое участие членов кооператива в деятельности предприятия;
- открытость и доступность членства для тех, кто признает устав кооператива, желает принимать участие в его деятельности на условиях, установленных уставом кооператива;
- демократический характер управления кооперативом, равные права членов кооператива при принятии решений;
- распределение дохода между членами кооператива в соответствии с их трудовым и имущественным участием в деятельности кооператива;
контроль членов кооператива за его работой в порядке, определенном уставом.
Учредителями (членами) производственного кооператива могут быть граждане, иностранцы и лица без гражданства. Численность членов производственного кооператива не может быть менее 3 лиц.
Членами производственного кооператива могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, признающие устав кооператива и соблюдающие его требования, принимающие имущественное и трудовое участие в деятельности кооператива. Граждане могут быть одновременно членами производственных кооперативов, а также членами кооперативов других типов (потребительских, жилищных и т.п.).
Вступление в производственный кооператив осуществляется на основании письменного заявления гражданина. Член кооператива делает вступительный и паевой взнос в порядке, определенном уставом производственного кооператива.
Вступительный взнос — это денежный или другой имущественный невозвратный взнос, который обязано уплатить лицо при вступлении в кооператив.
Паевой внос (пай) — это имущественный возвратный взнос члена кооператива в создание и развитие кооператива, осуществляемый путем передачи кооперативу имущества, в том числе денег, имущественных, прав, а также земельного участка.
Членство в производственном кооперативе прекращается при:
добровольном выходе из кооператива;
прекращении трудового участия в деятельности кооператива;
исключении из кооператива в случаях и в порядке, определенных уставом;
неутверждении общим собранием членов кооператива решения правления о принятии в кооператив;
смерти члена кооператива.
Производственный кооператив является владельцем зданий, строений, имущественных взносов его членов, изготовленной им продукции, доходов, полученных от ее реализации в другой деятельности, предусмотренной уставом кооператива, иного имущества, приобретенного на основаниях, не запрещенных законом.
Имущество производственного кооператива в соответствии с его уставом делится на паевой и неделимый фонды. Паевой фонд — фонд кооператива, формируемый из паевых взносов членов кооператива при создании кооператива и являющийся одним из источников формирования имущества кооператива. Неделимый фонд — обязательный фонд, формируемый за счет вступительных взносов и отчислений от дохода кооператива и не подлежащий распределению между пайщиками.
Размер пая члена кооператива зависит от фактического его взноса в паевой фонд. Паи являются персонифицированными и в сумме определяют общую долю каждого члена кооператива в имуществе кооператива.
При выходе или исключении из кооператива физическое лицо имеет право на получение своей общей доли натурой, деньгами или (по желанию) ценными бумагами в соответствии с их стоимостью на момент выхода, а земельного участка — в натуре. Срок и другие условия получения членом кооператива своей общей доли устанавливаются уставом кооператива, при этом срок получения указанной доли не может превышать 2 лет, а отсчет его начинается с 1 января года, следующего за моментом выхода или исключения из кооператива (ст.21 ЗУ «О кооперации»).
Член производственного кооператива имеет право передать свой пай или его часть другому члену кооператива, если иное не установлено уставом кооператива и законом. Передача пая (его, части) лицу, не являющемуся членом производственного кооператива, допускается лишь с согласия кооператива. В этом случае другие члены кооператива пользуются преимущественным правом покупки такого пая (его части).
Источниками формирования имущества кооператива являются:
вступительные и паевые взносы (паи) его членов;
имущество, добровольно переданное кооперативу его членами;
денежные средства, поступающие от осуществления хозяйственной деятельности;
денежные средства, поступающие от созданных кооперативом предприятий, учреждений, организаций;
денежные и имущественные пожертвования, благотворительные взносы, гранты, бесплатная техническая помощь юридических и физических лиц, в том числе иностранных;
другие поступления, не запрещенные законодательством.
Производственный кооператив отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную (дополнительную) ответственность своим имуществом в размере не меньше их паевого взноса, если больший размер ответственности не предусмотрен законом или уставом кооператива. Производственный кооператив не несет ответственности по обязательствам членов кооператива.
Производственный кооператив может застраховать свое имущество и имущественные права по решению общего собрания членов кооператива, если иной порядок не установлен законом.
Производственный кооператив по решению общего собрания членов кооператива может быть реорганизован в предприятия других форм хозяйствования.
4. Частным предприятием признается предприятие, действующее на основе частной собственности одного или нескольких граждан, иностранцев, лиц без гражданства и его (их) труда либо с использованием наемного труда. Частным является также предприятие, действующее на основе частной собственности субъекта хозяйствования — юридического лица.
Согласно ст.1 ЗУ «О фермерском хозяйстве» от 19.06.2003 г. фермерское хозяйство является формой предпринимательской деятельности граждан с созданием юридического лица, изъявивших желание производить товарную сельскохозяйственную продукцию, заниматься ее переработкой и реализацией с целью получения прибыли на земельных участках, предоставленных им для ведения фермерского хозяйства, в соответствии с законом.
Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином Украины или несколькими гражданами Украины, являющимися родственниками или членами семьи, в соответствии с законом. Оно имеет свое наименование, печать и штамп.
Фермерское хозяйство действует на основе устава. Главой фермерского хозяйства является его учредитель или другое определенное в уставе лицо. Глава фермерского хозяйства представляет фермерское хозяйство перед органами государственной власти, предприятиями, учреждениями, организациями и отдельными гражданами либо их объединениями в соответствии с законом. Он заключает от имени хозяйства сделки и совершает другие юридически значимые действия в соответствии с законодательством Украины. Глава фермерского хозяйства может письменно поручать исполнение своих обязанностей одному из членов хозяйства или лицу, работающему по контракту.
После получения государственного акта на право собственности на земельный участок или заключения договора аренды земельного участка и его государственной регистрации фермерское хозяйство подлежит государственной регистрации. Она осуществляется в исполнительном комитете городского, районного в городе совета или районной, районных городов Киева и Севастополя государственных администрациях по месту жительства лица или местонахождению земельного участка. Деятельность фермерского хозяйства прекращается в случае:
реорганизации фермерского хозяйства;
ликвидации фермерского хозяйства;
признания фермерского хозяйства неплатежеспособным (банкротом);
если не остается ни одного члена фермерского хозяйства или наследника, желающего продолжить деятельность хозяйства.
Согласно ЗУ «О фермерском хозяйстве» членами фермерского хозяйства могут быть супруги, их родители, дети, достигшие 14-летнего возраста, другие члены семьи, родственники, которые объединились для совместного ведения фермерского хозяйства, признают и соблюдают положения устава фермерского хозяйства. Членами фермерского хозяйства не могут быть лица, работающие в нем по трудовому договору (контракту).
5. Арендным предприятием признается предприятие, созданное арендатором на основе аренды целостного имущественного комплекса существующего государственного или коммунального предприятия либо имущественного комплекса производственного структурного подразделения (структурной единицы) этого предприятия с целью осуществления предпринимательской деятельности.
Под целостным имущественным комплексом подразумевается хозяйственный объект с завершенным циклом производства продукции (работ, услуг) с предоставленным ему земельным участком, на котором он размещен, автономными инженерными коммуникациями, системой энергоснабжения.
Арендатором является юридическое лицо, образованное членами трудового коллектива предприятия либо его подразделения, имущественный комплекс которого является объектом аренды.
Арендодателями в отношении имущественных комплексов, относящихся к государственной или коммунальной собственности, являются Фонд государственного имущества Украины и его региональные отделения.
Существуют два специальных правила в отношении целостных имущественных комплексов:
право собственности на целостные имущественные комплексы, передаваемые в аренду, не прекращается;
содержится запрет передачи в субаренду целостных имущественных комплексов.
Арендатор несет ответственность за обеспечение целостности и сохранность имущества, полученного в аренду, и по требованию арендодателя должен возместить причиненные ему убытки.
6. Согласно ЗУ «О режиме иностранного инвестирования» от 19.03.96 г. предприятие с иностранными инвестициями — предприятие любой организационно-правовой формы, созданное в соответствии с законодательством Украины, иностранная инвестиция в уставном фонде которого, составляет не менее 10% . Предприятие приобретает статус предприятия с иностранными инвестициями со дня зачисления иностранной инвестиции на его баланс.
Иностранной инвестицией являются ценности, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты инвестиционной деятельности в соответствии с законодательством Украины с целью получения прибыли или достижения социального эффекта.
Имущество, ввозимое в Украину как взнос иностранного инвестора в уставный фонд предприятий с иностранными инвестициями, освобождается от обложения таможенной пошлиной. Если в течение 3 лет со времени зачисления иностранной инвестиции на баланс предприятия с иностранными инвестициями имущество, которое было ввезено в Украину как взнос иностранного инвестора в уставный фонд указанного предприятия, отчуждается, в том числе в связи с прекращением деятельности этого предприятия (кроме вывоза иностранной инвестиции за границу), предприятие с иностранными инвестициями уплачивает ввозную пошлину.
Предприятия с иностранными инвестициями имеют право быть учредителями дочерних предприятий, создавать филиалы и представительства на территории Украины и за ее пределами с соблюдением требований законодательства Украины и законодательства соответствующих государств.
Законом могут быть определены отрасли хозяйствования и/или территории, на которых деятельность предприятий с иностранными инвестициями ограничивается или запрещается, исходя из требований обеспечения национальной безопасности.
Иностранное предприятие является одним из видов предприятий, расположенных на территории Украины, имущество которого является собственностью иностранных граждан или иностранных юридических лиц на 100%. На иностранные предприятия распространяется национальный правовой режим хозяйственной деятельности. Однако создается такое предприятие в соответствии с законодательством того государства, к которому оно принадлежит.
В целях обеспечения национальной безопасности государства Украина могут быть установлены запреты на создание иностранных предприятий в определенных законом отраслях.
Одной из форм осуществления иностранных инвестиций является создание на территории Украины представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности. В соответствии со ст. 5 ЗУ «О внешнеэкономической деятельности» иностранные субъекты хозяйственной деятельности, которые осуществляют внешнеэкономическую деятельность на территорий Украины, имеют право на открытие своих представительств на территории Украины.
Регистрацию указанных представительств осуществляет Министерство экономики Украины в течение 60 рабочих дней со дня подачи иностранным субъектом хозяйственной деятельности документов на регистрацию. В случае изменения названия, юридического статуса, юридического адреса или объявления иностранного субъекта хозяйственной деятельности неплатежеспособным или банкротом его представительство на территории Украины обязано уведомить об этом Министерство экономики Украины в 7 срок.
7. Закон связывает возникновение статуса предпринимателя не с фактическим занятием предпринимательством, а с государственной регистрацией в качестве субъекта предпринимательства.
Предпринимательская деятельность осуществляется гражданином-предпринимателем от своего имени, на свой риск. Он является равноправным участником хозяйственного оборота, вправе нанимать и увольнять работников, распоряжаться по своему усмотрению прибылью, остающейся после уплаты налогов, и т.п.
Гражданин-предприниматель отвечает всем имуществом, принадлежащим ему на праве частной собственности, по своим обязательствам в сфере предпринимательства (за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание, перечень которого устанавливается Гражданским процессуальным кодексом Украины).
Гражданин может осуществлять предпринимательскую деятельность:
непосредственно как предприниматель или через создаваемое им частное предприятие;
с привлечением или без привлечения наемного труда;
самостоятельно или совместно с другими лицами.
Одной из форм совместного осуществления гражданином предпринимательской деятельности с другими субъектами является договор о совместной деятельности. Согласно ч.1 ст. 1130 ГК Украины по этому договору стороны обязуется совместно действовать без создания юридического лица для достижения определенной цели, не противоречащей закону. Совместная деятельность может осуществляться на основе объединения вкладов участников (простое общество) или без объединения вкладов участников.
Иностранцы и лица без гражданства при осуществлении хозяйственной деятельности в Украине пользуются такими же правами и имеют такие же обязанности, как и граждане Украины.
Особенности признания граждан-предпринимателей банкротами предусмотрены в разделе VI ЗУ «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» от 30.06.99 г.
Процедура банкротства физических лиц — субъектов предпринимательства существенно отличается от процедуры банкротства юридических лиц. Так, если в ликвидационную массу юридических лиц включается все имущество банкрота, то в ликвидационную массу физического лица включается все имущество, за исключением имущества, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством (ст. 379 ГПК Украины) не может быть обращено взыскание.
Если признание юридического лица банкротом прекращает взыскание по любым видам исполнительных документов, то признание банкротом физического лица прекращает взыскание по любым исполнительным документам, кроме документов на взыскание алиментов, по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, а также иным требованиям личного характера.
Иным для физических лиц, в отличие от юридических лиц, является порядок очередности возмещения (удовлетворения требований кредиторов):
- вне очереди возмещаются затраты по производству дела о банкротстве и исполнению постановления о банкротстве;
- в первую очередь — затраты на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью, а также алименты;
- во вторую очередь — расчеты с работниками и выплата авторского вознаграждения;
- в третью очередь — требования кредиторов, обеспеченные залогом;
- в четвертую очередь — налоги и сборы (обязательные платежи);
- в пятую очередь — расчеты с остальными кредиторами.
В течение 5 лет после банкротства гражданина-предпринимателя он не может быть подвергнут процедуре банкротства по собственному заявлению, процедура банкротства не отменяет возможности кредитора обратиться в суд в порядке гражданского процесса в случае неудовлетворения и/или неполного удовлетворения его требований. Таких положений в случае банкротства юридического лица закон не предусматривает.
Иностранцы и лица без гражданства при осуществлении хозяйственной деятельности в Украине пользуются такими же правами и имеют такие же обязанности, как и граждане Украины.
- Тема11. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности…………...73
- Тема 12. Правовое регулирование банкротства………………………………………..77
- Тема 13. Инвестирование предпринимательской деятельности……………………..84 Тема №1: «Хозяйственное право и хозяйственное законодательство»
- Предмет и метод хозяйственного права.
- Хозяйственные правоотношения. Субъекты хозяйственного права, их виды, права и обязанности.
- Хозяйственное законодательство, его система, признаки и источники.
- Тема №2: «Виды хозяйственной деятельности. Субъекты хозяйствования»
- Тема №3: «Условия осуществления предпринимательства в Украине»
- Порядок государственной регистрации субъектов предпринимательства.
- Лицензирование определенных видов предпринимательской деятельности.
- 3.Патентование некоторых видов предпринимательской деятельности.
- Тема №4: «Правовой статус предприятий и граждан-предпринимателей»
- Тема №5: «Правовой статус хозяйственных обществ в Украине»
- 2. Участники хозяйственного общества имеют право:
- Тема №6: «Правовой статус хозяйственных объединений в Украине»
- 1. Понятие, признаки, виды и организационно-правовые формы объединений предприятий.
- 2. Особенности правового статуса промышленно-финансовых групп в Украине.
- 3. Особенности правового статуса ассоциированных предприятий (холдинговых компаний) в Украине.
- Тема №7: «Общие положения о хозяйственных обязательствах»
- Понятие, виды и основания возникновения хозяйственных обязательств.
- Общие условия выполнения хозяйственных обязательств.
- Общие условия прекращения хозяйственных обязательств.
- Тема №8: «Особенности правового регулирования хозяйственно-правовых договоров»
- Тема №9: «Правовые основы банковского кредитования».
- 2. Кредитные правоотношения и правовая природа кредитного договора.
- 3. Способы обеспечения исполнения кредитных обязательств.
- Тема №10: «Правовые основы денежного обращения и расчетов»
- 2. Правовая природа договора банковского счета.
- 3. Порядок расчетов в хозяйственном обороте.
- 4. Формы и виды безналичных расчетов на территории Украины.
- Тема11: Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
- §1. Законодательство о внешнеэкономической деятельности
- §2. Понятие, принципы и виды внешнеэкономической деятельности
- §3. Субъекты внешнеэкономической деятельности
- §4. Формы гос. Регулирования внешнеэкономической деятельности
- § 5. Особенности режима иностранных инвестиций на территории Украины. Порядок гос. Регистрации их.
- §2. Основания для применения банкротства
- §3. Производство в делах о банкротстве
- Собрание кредиторов организует распорядитель имуществом
- По ходатайству комитета кредиторов суд выносит решение о проведении санации и назначает управляющего санацией.
- Прекращение производства по делу о банкротстве, если:
- Деятельности
- §2. Объекты и субъекты инвестирования
- §3. Правовые формы инвестиционной деятельности
- §4. Понятие и виды кредита Кредит как форма инвестирования
- Виды кредитов:
- По организации кредитных отношений:
- По цели:
- По срокам:
- §5. Виды сэз
- Виды сэз:
- По функциональному назначению:
- По характеру взаимодействия и национальной экономикой:
- По субъектам хоз. Деятельности: