logo
Господарче право

Тема №4: «Правовой статус предприятий и граждан-предпринимателей»

  1. Понятие, виды и имущество предприятия.

  2. Правовой статус государственных (коммерческих и казенных) и коммунальных унитарных предприятий.

  3. Правовой статус коллективных предприятий на примере кооператива.

  4. Правовой статус частных предприятий на примере фермерского хозяйства.

  5. Правовой статус арендных предприятий.

  6. Правовой статус иностранных предприятий и предприятий с иностранными инвестициями.

  7. Правовой статус гражданина-предпринимателя.

1. Предприятие — самостоятельный субъект хозяйствования, созданный компетентным органом государственной власти или органом местного самоуправления, или другими субъектами для удовлетворения общественных и личных потребностей путем систематического осуществления производственной, научно-ис­следовательской, торговой, иной хозяйственной деятельности.

Предприятия могут создаваться как для осуществления предпринимательства, так и для некоммерческой хозяйствен­ной деятельности.

Предприятие не имеет в своем составе других юридичес­ких лиц.

В зависимости от способа образования (учреждения) и фор­мирования уставного фонда в Украине действуют предприятия:

Унитарное предприятие создается одним учредителем, ко­торый выделяет необходимое для этого имущество, формирует в соответствии с законом уставный фонд, не разделенный на доли (паи), утверждает устав, распределяет доходы, непосред­ственно или через назначаемого им руководителя руководит предприятием и формирует его трудовой коллектив на основе трудового найма, решает вопросы реорганизации и ликвида­ции предприятия.

Унитарными являются предприятия:

Корпоративное предприятие образуется, как правило, 2 или более учредителями по их совместному решению (догово­ру), действует на основе объединения имущества и/или предпринимательской либо трудовой деятельности учредителей, их совместного управления делами, участия учредителей в распределении доходов и рисков предприятия.

Корпоративными являются:

Предприятия в зависимости от количества работающих и объема валового дохода от реализация продукции за год могут быть отнесены к:

Малыми (независимо от формы собственности) признаются предприятия, в которых среднеучетная численность работаю­щих за отчетный (финансовый) год не превышает 50 лиц, а объем валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) за этот период не превышает суммы, эквивалентной 500000 евро по среднегодовому курсу НБУ относительно гривны.

Крупными предприятиями признаются предприятия, в кото­рых среднеучетная численность работающих за отчетный (фи­нансовый) год превышает 1000 лиц, а объем валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) за год превышает сум­му, эквивалентную 5000000 евро по среднегодовому курсу Национального банка Украины относительно гривны.

Все иные предприятия признаются средними.

Имущество предприятия составляют производственные и непроизводственные фонды, а также другие ценности, стоимость которых отображается в самостоятельном балансе предприятия.

К основным сред­ствам предприятия относится совокупность материально-веще­ственных ценностей, действующих в натуральной форме на про­тяжении длительного времени как в сфере материального произ­водства, так и в непроизводственной сфере. К основным средствам относятся также капитальные вложения в многолетние насажде­ния, на улучшение земель и в арендованные здания, сооружения, оборудование и другие объекты, относящиеся к основным сред­ствам.

К основным средствам, как правило, не относятся:

Источниками формирования имущества предприятия яв­ляются:

2. Государственное унитарное предприятие образуется ком­петентным органом государственной власти в распорядитель­ном порядке на базе обособленной части государственной собственности, как правило, без разделения ее на доли, и входит в сферу его управления.

Орган государственной власти, в сферу управления кото­рого входит предприятие (как правило - это министерство или ведомство), является представителем собствен­ника и выполняет его функции.

Государственное унитарное предприятие име­ет право хозяйственного ведения (государственное коммерческое предприятие) либо право оперативного управления (казенное пред­приятие).

Государственное коммерческое предприятие является субъектом предпринимательской деятельности, действует на основе устава на принципах предпринимательства и несет ответственность за ре­зультаты своей деятельности всем принадлежащим ему на пра­ве хозяйственного ведения имуществом.

Государственное унитарное коммерческое предприятие мо­жет быть преобразовано в случаях и порядке, предусмотренных законом, в корпоратизированное предприятие (государственное акционерное общество).

Государственное коммерческое предприятие обязано при­нимать и выполнять доведенные до него в установленном зако­нодательством порядке государственные заказы и государствен­ные задания, а также учитывать их при формировании произ­водственной программы, определении перспектив своего эко­номического и социального развития и выборе контрагентов.

Государственные коммерческие предприятия образуют за счет прибыли специальные целевые фонды, пред­назначенные для покрытия расходов, связанных с их деятельностью:

При смене руководителя государственного коммерческого предприятия обязательным является проведение ревизии фи­нансово-хозяйственной деятельности предприятия в порядке, предусмотренном законом.

Казенные предприятия создаются в отраслях народного хозяйства, в которых:

- законом разрешено осуществление хозяйственной деятель­ности только государственным предприятиям;

- основным (свыше 50%) потребителем про­дукции (работ, услуг) выступает государство;

- преобладающим (свыше 50%) является про­изводство общественно необходимой продукции (работ, услуг), которое по своим условиям и характеру удовлетворяемых им потребностей, как правило, не может быть рентабельным;

- приватизация имущественных комплексов государственных предприятий запрещена законом.

Казенное предприятие создается по решению КМУ. Статус юридического лица, которым обладает казенное пред­приятие, дает ему возможность самостоятельно участвовать в хо­зяйственном обороте от своего имени, нести самостоятельную имущественную ответственность, иметь текущие и иные счета в банке и печать.

Орган, в сферу управления которого входит казенное пред­приятие, утверждает устав предприятия, назначает его руково­дителя, дает разрешение на осуществление казенным пред­приятием хозяйственной деятельностью, определяет виды про­дукции (работ, услуг).

Наименование казенного предприятия должно содержать слова «казенное предприятие».

Согласно Типовому уставу казенного предприятия, утверж­денному постановлением КМУ от 16.06.98 г. № 914, предприятие имеет право самостоятельно:

По согласованию с органом управления предпри­ятие имеет право:

Предприятие обязано:

- обеспечивать производство и поставку продукции в соответствии с государственным контрактом и заключенными договорами;

Орган, в сферу управления которого входит казенное пред­приятие, осуществляет контроль за использованием и сохран­ностью принадлежащего предприятию имущества и имеет пра­во изъять у казенного предприятия имущество, не используе­мое или используемое не по назначению, и распорядиться им в пределах своих полномочии.

Источниками формирования имущества казенного пред­приятия являются:

Казенное предприятие получает кредиты для выполнения уставных задач под гарантию органа, в сферу управления кото­рого входит предприятие.

Казенное предприятие отвечает по своим обязательствам лишь средствами, которые находятся в его распоряжении. При недостаточности указанных средств государство, в лице орга­на, в сферу управления которого входит предприятие, несет полную субсидиарную ответственность по обязательствам ка­зенного предприятия.

Коммунальное унитарное предприятие образуется компе­тентным органом местного самоуправления в распорядитель­ном порядке на базе обособленной части коммунальной собствен­ности и входит в сферу его управления.

Орган, в сферу управления которого входит коммунальное унитарное предприятие, является представителем собственни­ка — соответствующей территориальной громады и выполняет его функции.

Имущество коммунального унитарного предприятия нахо­дится в коммунальной собственности и закрепляется за таким предприятием на праве хозяйственного ведения (коммунальное коммерческое предприятие) или на праве оперативного управ­ления (коммунальное некоммерческое предприятие).

Уставной фонд коммунального унитарного предприятия образуется органом, в сферу управления которого оно входит, до регистрации его в качестве субъекта хозяйствования. Минимальный размер уставного фонда коммунального унитарно­го предприятия устанавливается соответствующим местным советом.

Два специальных требования предъявляются к наименова­нию коммунального унитарного предприятия: во-первых, оно дол­жно указывать, что такое предприятие является коммунальным, во-вторых, содержать указание на орган местного самоуправле­ния, в сферу управления которого входит данное предприятие.

Коммунальное унитарное предприятие не несет ответствен­ности по обязательствам собственника и органа местного само­управления, в сферу управления которого оно входит.

3. Предприятием коллективной собственности признается корпоративное или унитарное предприятие, действующее на ос­нове коллективной собственности учредителя.

Предприятия коллективной собственности основаны на соб­ственности их трудовых коллективов. Такие предприятия могут создаваться только физическими лицами в результате доброволь­ного объединения их имущества и трудового участия в хозяй­ственной деятельности предприятия на основах членства или выкупа государственного либо коммунального имущества в результате приватизации.

Предприятиями коллективной собственности являются:

Деятельность кооперативов регулируется ЗУ «О кооперации» от 10.07.2003 г., где кооператив определен как юридическое лицо, образованное физическими и/или юридическими лицами, кото­рые добровольно объединились на основе членства для ведения совместной хозяйственной или другой деятельности в целях удов­летворения своих экономических, социальных и иных нужд на принципах самоуправления.

Государство не отвечает по обязательствам кооперативных организаций, а кооперативные организации не отвечают по обя­зательствам государства. Запрещается вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в финансово-хозяйственную и другую деятельность кооперативных организаций, кроме случа­ев, прямо предусмотренных законом.

Производственным кооперативом признается доброволь­ное объединение граждан на основах членства с целью совмест­ной производственной и иной хозяйственной деятельности, ко­торая базируется на их личном трудовом участии и объедине­нии имущественных паевых взносов, участии в управлении предприятием и распределении дохода между членами коопе­ратива в соответствии с их участием в его деятельности.

Производственный кооператив является юридическим ли­цом и действует на основании устава.

Наименование производственного кооператива должно со­держать слова «производственный кооператив» или «коопера­тивное предприятие».

Производственные кооперативы создаются и осуществля­ют свою деятельность по следующим принципам:

- добровольность членства граждан в кооперативе и свобод­ный выход из него;

- личное трудовое участие членов кооператива в деятельности предприятия;

- открытость и доступность членства для тех, кто признает устав кооператива, желает принимать участие в его деятельно­сти на условиях, установленных уставом кооператива;

- демократический характер управления кооперативом, рав­ные права членов кооператива при принятии решений;

- распределение дохода между членами кооператива в соот­ветствии с их трудовым и имущественным участием в деятель­ности кооператива;

Учредителями (членами) производственного кооператива могут быть граждане, иностранцы и лица без гражданства. Чис­ленность членов производственного кооператива не может быть менее 3 лиц.

Членами производственного кооператива могут быть граж­дане, достигшие 16-летнего возраста, признающие устав коо­ператива и соблюдающие его требования, принимающие иму­щественное и трудовое участие в деятельности кооператива. Граждане могут быть одновременно членами производствен­ных кооперативов, а также членами кооперативов других ти­пов (потребительских, жилищных и т.п.).

Вступление в производственный кооператив осуществля­ется на основании письменного заявления гражданина. Член кооператива делает вступительный и паевой взнос в порядке, определенном уставом производственного кооператива.

Вступительный взнос — это денежный или другой имуществен­ный невозвратный взнос, который обязано уплатить лицо при вступлении в кооператив.

Паевой внос (пай) — это имущественный возвратный взнос чле­на кооператива в создание и развитие кооператива, осуществляе­мый путем передачи кооперативу имущества, в том числе денег, имущественных, прав, а также земельного участка.

Членство в производственном кооперативе прекращается при:

Производственный коо­ператив является владельцем зданий, строений, имуществен­ных взносов его членов, изготовленной им продукции, доходов, полученных от ее реализации в другой деятельности, предус­мотренной уставом кооператива, иного имущества, приобретен­ного на основаниях, не запрещенных законом.

Имущество производственного кооператива в соответствии с его уставом делится на паевой и неделимый фонды. Паевой фонд — фонд кооператива, формируемый из паевых взно­сов членов кооператива при создании кооператива и являющийся одним из источников формирования имущества кооператива. Неделимый фонд — обязательный фонд, формируемый за счет вступительных взносов и отчислений от дохода кооператива и не подлежащий распределению между пайщиками.

Размер пая члена кооператива зависит от фактического его взноса в паевой фонд. Паи являются персонифицированными и в сумме определяют общую долю каждого члена кооператива в имуществе кооператива.

При выходе или исключении из кооператива физическое лицо имеет право на получение своей общей доли натурой, деньгами или (по желанию) ценными бумагами в соответствии с их стоимостью на момент выхода, а земельного участка — в натуре. Срок и другие условия получения членом кооператива своей общей доли уста­навливаются уставом кооператива, при этом срок получения указанной доли не может превышать 2 лет, а отсчет его начинается с 1 января года, следующего за моментом выхода или исключения из кооператива (ст.21 ЗУ «О кооперации»).

Член производственного кооператива имеет право передать свой пай или его часть другому члену кооператива, если иное не уста­новлено уставом кооператива и законом. Передача пая (его, час­ти) лицу, не являющемуся членом производственного кооперати­ва, допускается лишь с согласия кооператива. В этом случае другие члены кооператива пользуются преимущественным правом покупки такого пая (его части).

Источниками формирования имущества кооператива являются:

Производственный кооператив отвечает по своим обяза­тельствам всем принадлежащим ему имуществом. Члены про­изводственного кооператива несут по обязательствам коопера­тива субсидиарную (дополнительную) ответственность своим имуществом в размере не меньше их паевого взноса, если боль­ший размер ответственности не предусмотрен законом или ус­тавом кооператива. Производственный кооператив не несет от­ветственности по обязательствам членов кооператива.

Производственный кооператив может застраховать свое имущество и имущественные права по решению общего собра­ния членов кооператива, если иной порядок не установлен за­коном.

Производственный кооператив по решению общего собра­ния членов кооператива может быть реорганизован в предпри­ятия других форм хозяйствования.

4. Частным предприятием признается предприятие, действу­ющее на основе частной собственности одного или нескольких граждан, иностранцев, лиц без гражданства и его (их) труда либо с использованием наемного труда. Частным является так­же предприятие, действующее на основе частной собственности субъекта хозяйствования — юридического лица.

Согласно ст.1 ЗУ «О фермерском хозяйстве» от 19.06.2003 г. фермерское хозяйство является формой пред­принимательской деятельности граждан с созданием юридичес­кого лица, изъявивших желание производить товарную сельско­хозяйственную продукцию, заниматься ее переработкой и реали­зацией с целью получения прибыли на земельных участках, пре­доставленных им для ведения фермерского хозяйства, в соответ­ствии с законом.

Фермерское хозяйство может быть создано одним граждани­ном Украины или несколькими гражданами Украины, являю­щимися родственниками или членами семьи, в соответствии с за­коном. Оно имеет свое наименование, печать и штамп.

Фермерское хозяйство действует на основе устава. Главой фермерского хозяйства является его учредитель или другое определенное в уставе лицо. Глава фермерского хозяйства представляет фермерское хозяйство перед органами государствен­ной власти, предприятиями, учреждениями, организациями и от­дельными гражданами либо их объединениями в соответствии с законом. Он заключает от имени хозяйства сделки и совершает другие юридически значимые действия в соответствии с законо­дательством Украины. Глава фермерского хозяйства может пись­менно поручать исполнение своих обязанностей одному из чле­нов хозяйства или лицу, работающему по контракту.

После получения государственного акта на право собственнос­ти на земельный участок или заключения договора аренды зе­мельного участка и его государственной регистрации фермерское хозяйство подлежит государственной регистрации. Она осуще­ствляется в исполнительном комитете городского, районного в городе совета или районной, районных городов Киева и Севасто­поля государственных администрациях по месту жительства лица или местонахождению земельного участка. Деятельность фермерского хозяйства прекращается в случае:

  1. реорганизации фермерского хозяйства;

  2. ликвидации фермер­ского хозяйства;

  3. признания фермерского хозяйства неплатежеспособным (банкротом);

  4. если не остается ни одного члена фермерского хозяйства или наследника, желающего продолжить деятельность хозяйства.

Согласно ЗУ «О фермерском хозяйстве» члена­ми фермерского хозяйства могут быть супруги, их родители, дети, достигшие 14-летнего возраста, другие члены семьи, родственники, которые объединились для совместного ведения фермерского хо­зяйства, признают и соблюдают положения устава фермерского хозяйства. Членами фермерского хозяйства не могут быть лица, работающие в нем по трудовому договору (контракту).

5. Арендным предприятием признается предприятие, создан­ное арендатором на основе аренды целостного имущественного комплекса существующего государственного или коммунально­го предприятия либо имущественного комплекса производствен­ного структурного подразделения (структурной единицы) этого предприятия с целью осуществления предпринимательской де­ятельности.

Под целостным имущественным комплексом подразумевается хозяйственный объект с завершенным циклом производства продукции (работ, услуг) с предоставленным ему земельным участком, на котором он раз­мещен, автономными инженерными коммуникациями, системой энергоснабжения.

Арендатором является юридическое лицо, образованное членами трудового коллектива предприятия либо его подразде­ления, имущественный комплекс которого является объектом аренды.

Арендодателями в отношении имущественных комплек­сов, относящихся к государственной или коммунальной собствен­ности, являются Фонд государственного имущества Украины и его региональные отделения.

Существуют два специальных правила в отношении целостных имущественных комплексов:

  1. право собственности на целостные имущественные комплексы, передаваемые в аренду, не прекращается;

  2. содержится запрет передачи в субаренду целостных имущественных комплексов.

Арендатор несет ответственность за обеспечение целост­ности и сохранность имущества, полученного в аренду, и по требованию арендодателя должен возместить причиненные ему убытки.

6. Согласно ЗУ «О режиме иностранного инвести­рования» от 19.03.96 г. предприятие с иностранными инвестици­ями — предприятие любой организационно-право­вой формы, созданное в соответствии с законодательством Украи­ны, иностранная инвестиция в уставном фонде которого, составляет не менее 10% . Предприятие приоб­ретает статус предприятия с иностранными инвестициями со дня зачисления иностранной инвестиции на его баланс.

Иностранной инвестицией являются ценности, вкладывае­мые иностранными инвесторами в объекты инвестиционной дея­тельности в соответствии с законодательством Украины с целью получения прибыли или достижения социального эффекта.

Имущество, ввозимое в Украину как взнос иностранного инве­стора в уставный фонд предприятий с иностранными инвестици­ями, освобождается от обложения таможенной пошлиной. Если в течение 3 лет со времени зачисления иностранной инвестиции на баланс предприятия с иностранными инвестиция­ми имущество, которое было ввезено в Украину как взнос ино­странного инвестора в уставный фонд указанного предприятия, от­чуждается, в том числе в связи с прекращением деятельности это­го предприятия (кроме вывоза иностранной инвестиции за границу), предприятие с иностранными инвестициями уплачивает ввозную пошлину.

Предприятия с иностранными инвестициями имеют право быть учредителями дочерних предприятий, создавать филиалы и представительства на территории Украины и за ее пределами с соблюдением требований законодательства Украины и зако­нодательства соответствующих государств.

Законом могут быть определены отрасли хозяйствования и/или территории, на кото­рых деятельность предприятий с иностранными инвестициями ограничивается или запрещается, исходя из требований обес­печения национальной безопасности.

Иностранное предприятие является одним из видов пред­приятий, расположенных на территории Украины, имущество которого является собственностью иностранных граждан или иностранных юридических лиц на 100%. На иностранные пред­приятия распространяется национальный правовой режим хо­зяйственной деятельности. Однако создается такое предприятие в соответствии с законодательством того государ­ства, к которому оно принадлежит.

В целях обеспечения национальной безопасности государ­ства Украина могут быть установлены запреты на создание ино­странных предприятий в определенных законом отраслях.

Одной из форм осуществления иностранных инвестиций является создание на территории Украины представительств ино­странных субъектов хозяйственной деятельности. В соответствии со ст. 5 ЗУ «О внешнеэкономической деятельнос­ти» иностранные субъекты хозяйственной деятельности, которые осуществляют внешнеэкономическую деятельность на террито­рий Украины, имеют право на открытие своих представительств на территории Украины.

Регистрацию указанных представительств осуществляет Ми­нистерство экономики Украины в течение 60 рабочих дней со дня подачи иностранным субъектом хозяйственной дея­тельности документов на регистрацию. В случае изменения названия, юридического статуса, юриди­ческого адреса или объявления иностранного субъекта хозяйствен­ной деятельности неплатежеспособным или банкротом его представительство на территории Украины обязано уведомить об этом Министерство экономики Украины в 7 срок.

7. Закон связывает возникновение статуса предпринимате­ля не с фактическим занятием предпринимательством, а с госу­дарственной регистрацией в качестве субъекта предприниматель­ства.

Предпринимательская деятельность осуществляется гражда­нином-предпринимателем от своего имени, на свой риск. Он яв­ляется равноправным участником хозяйственного оборота, впра­ве нанимать и увольнять работников, распоряжаться по своему усмотрению прибылью, остающейся после уплаты налогов, и т.п.

Гражданин-предприниматель отвечает всем имуществом, при­надлежащим ему на праве частной собственности, по своим обя­зательствам в сфере предпринимательства (за исключением иму­щества, на которое в соответствии с законом не может быть обра­щено взыскание, перечень которого устанавливается Гражданским процессуаль­ным кодексом Украины).

Гражданин может осуществлять предпринимательскую де­ятельность:

Одной из форм совместного осуществления гражданином пред­принимательской деятельности с другими субъектами является договор о совместной деятельности. Согласно ч.1 ст. 1130 ГК Ук­раины по этому договору стороны обязуется совмест­но действовать без создания юридического лица для достижения определенной цели, не противоречащей закону. Совместная дея­тельность может осуществляться на основе объединения вкладов участников (простое общество) или без объединения вкладов участ­ников.

Иностранцы и лица без гражданства при осуществлении хозяйственной деятельности в Украине пользуются такими же правами и имеют такие же обязанности, как и граждане Укра­ины.

Особенности признания граждан-предпринимателей банкротами предусмотрены в разделе VI ЗУ «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» от 30.06.99 г.

Процедура банкротства физических лиц — субъектов пред­принимательства существенно отличается от процедуры банкрот­ства юридических лиц. Так, если в ликвидационную массу юридических лиц включается все имущество банкрота, то в ликвида­ционную массу физического лица включается все имущество, за исключением имущества, на которое в соответствии с граждан­ским процессуальным законодательством (ст. 379 ГПК Украины) не может быть обращено взыскание.

Если признание юридического лица банкротом прекращает взыс­кание по любым видам исполнительных документов, то признание банкротом физического лица прекращает взыскание по любым исполнительным документам, кроме документов на взыскание али­ментов, по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, а также иным требованиям личного характера.

Иным для физических лиц, в отличие от юридических лиц, является порядок очередности возмещения (удовлетворения тре­бований кредиторов):

- вне очереди возмещаются затраты по про­изводству дела о банкротстве и исполнению постановления о банкротстве;

- в первую очередь — затраты на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью, а также алименты;

- во вторую очередь — расчеты с работниками и выплата авторского вознаг­раждения;

- в третью очередь — требования кредиторов, обеспе­ченные залогом;

- в четвертую очередь — налоги и сборы (обяза­тельные платежи);

- в пятую очередь — расчеты с остальными кредиторами.

В течение 5 лет после банкротства гражданина-предприни­мателя он не может быть подвергнут процедуре банкротства по собственному заявлению, процедура банкротства не отменяет воз­можности кредитора обратиться в суд в порядке гражданского процесса в случае неудовлетворения и/или неполного удовлетво­рения его требований. Таких положений в случае банкротства юридического лица закон не предусматривает.

Иностранцы и лица без гражданства при осуществлении хозяйственной деятельности в Украине пользуются такими же правами и имеют такие же обязанности, как и граждане Укра­ины.