Тема №2: «Виды хозяйственной деятельности. Субъекты хозяйствования»
Понятие, виды и принципы хозяйственной деятельности.
Понятие, признаки, принципы и организационные формы предпринимательства.
Субъекты предпринимательства: понятие и учредительные документы.
Понятие и организационные формы некоммерческого хозяйствования.
1. Ст. 3 Хозяйственного Кодекса Украины дает следующее определение хозяйственной деятельности - это деятельность, осуществляемая субъектами хозяйствования по изготовлению и реализации продукции, выполнению работ и оказанию услуг, имеющих стоимостный характер и ценовое выражение.
В той же ст. ХК проводится классификация хозяйственной деятельности по критерию ее направленности на два вида:
а) хозяйственная коммерческая деятельность (предпринимательство), субъектами которой являются предприниматели (субъекты предпринимательства);
б) хозяйственная некоммерческая деятельность, основной целью которой не является получение прибыли.
Ст. 6 ХК к общим принципам хозяйствования в Украине относит:
обеспечение экономического многообразия и равная защита государством всех субъектов хозяйствования;
свобода предпринимательской деятельности в пределах, определенных законом;
свободное движение капиталов, товаров и услуг на территории Украины;
ограничение государственного регулирования экономических процессов в связи с необходимостью обеспечения социальной направленности экономики, добросовестной конкуренции в предпринимательстве, экологической защиты населения, защиты прав потребителей и безопасности общества и государства;
защита национального товаропроизводителя;
запрещение незаконного вмешательства органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в хозяйственные отношения.
Многие из этих принципов нашли свое закрепление на конституционном уровне. Так, принцип экономического многообразия закреплен в ст. 15 Конституции Украины. Право на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом, закреплено в ст.42 Конституции Украины.
Принцип свободного движения капиталов, товаров и услуг на территории Украины означает, что предприниматели вправе реализовывать свои товары и услуги на всей территории Украины, при этом органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе ограничивать или запрещать доступ предпринимателей к определенным территориальным рынкам.
Принцип защиты национального товаропроизводителя нашел свое выражение как в нормах Хозяйственного кодекса, так и в специальных законах. В частности, в ЗУ «О защите национального товаропроизводителя от демпингового импорта» от 22.12.98 г., «О защите национального товаропроизводителя от субсидированного импорта» от 22.12.98 г., «О применении специальных мер относительно импорта в Украину» от 22.12.98 г.
Запрет незаконного вмешательства органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в хозяйственные отношения неразрывно связан с конституционным положением, закрепленным в ст.56 Конституции Украины: каждый имеет право на возмещение за счет государства или органов местного самоуправления материального и морального ущерба, причиненного незаконными решениями, действиями или бездействием органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц при осуществлении ими своих полномочий.
2. Предпринимательство — это самостоятельная, инициативная, систематическая, на собственный риск хозяйственная деятельность, осуществляемая субъектами хозяйствования (предпринимателями) с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли.
Признаками предпринимательской деятельности являются:
инициативность и самостоятельность;
творческий и инновационный характер;
систематичность;
рисковый характер;
целевая направленность на получение прибыли;
самостоятельная юридическая ответственность;
социально ответственный характер.
Инициативность и самостоятельность предпринимательской деятельности выражаются во-первых, в том, что предприниматели имеют право без ограничений самостоятельно осуществлять любую деятельность, не запрещенную законом, а во-вторых, в том, что незаконное вмешательство и препятствование хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования со стороны органов государственной власти, их должностных лиц при осуществлении ими государственного контроля и надзора запрещаются.
Творческий и инновационный характер предпринимательства проявляются в поиске новых возможностей, ориентации на нововведения. Предприниматель действует и оценивается как независимый и в значительной степени полагающийся на самого себя инноватор.
Систематичность предпринимательской деятельности означает ее регулярность, профессиональность, постоянный характер.
Рисковый характер — это возложение на предпринимателя бремени предвидения неблагоприятных последствий (убытков) и принятие мер по их превенции либо устранению, не связанные с виновным поведением предпринимателя.
Целевая направленность на получение прибыли означает, что максимизация прибыли является основной целью деятельности предпринимателя. Но если прибыль не получена, несмотря на целевую направленность деятельности на ее достижение, то сам по себе этот факт не может служить основанием для исключения ее из числа предпринимательской. Следовательно, определяющим является наличие именно цели получения прибыли, а не достижение ее получения на любом этапе этой комплексной деятельности. Наличие цели извлечения прибыли не исключает возможности недостижения этой цели в предпринимательской деятельности (как и в любой другой целенаправленной деятельности) и, даже, напротив, получения противоположного результата (убытки, банкротство).
Самостоятельная юридическая ответственность означает, что субъект предпринимательства самостоятельно несет ответственность по своим обязательствам.
Право предпринимателей самостоятельно осуществлять любую предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом, является их важнейшим правом и принципом предпринимательства. Однако это право не является неограниченным, поскольку, как и всякое любое право, это мера возможного поведения, пределы которой могут быть ограничены законом. Такие ограничения установлены в целях защиты жизни, здоровья, прав и законных интересов других лиц, окружающей среды, недопущения злоупотребления монопольным положением на рынке, недобросовестной конкуренции и др.
Особенности осуществления отдельных видов предпринимательства установлены специальными законами. Так, особенности осуществления страховой деятельности установлены ЗУ «О страховании» от 07.03.96 г. в редакции ЗУ от 04.10.2001 г. Специфику осуществления аудиторской деятельности предусматривает ЗУ «Об аудиторской деятельности» от 22.04.93 г. Особенности осуществления внешнеэкономической деятельности установлены ЗУ «О внешнеэкономической деятельности» от 16.04.91 г.
Перечень видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию, определен в ЗУ «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. Декрет Кабинета Министров Украины от 31.12.92 г. запрещает непосредственно заниматься предпринимательской деятельностью руководителям, заместителям руководителей государственных предприятий, учреждений, организаций, их структурных подразделений, а также должностным лицам государственных органов, органов местного самоуправления. Законом Украины «О государственной службе» от 16.12.93 г. и ст.5 Закона Украины «О борьбе с коррупцией» государственным служащим или иным лицам, уполномоченным на осуществление функций государства, запрещено заниматься предпринимательской деятельностью непосредственно, через посредников или подставных лиц, входить самостоятельно, через представителя или подставных лиц в состав правления или иных исполнительных органов предприятий, кредитно-финансовых учреждений, хозяйственных обществ и т.п., организаций, союзов, объединений кооперативов, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
В условиях военного или чрезвычайного положения могут устанавливаться отдельные ограничения права на предпринимательскую деятельность должностных и служебных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления с указанием срока действия этих ограничений, предусмотренных ч. 2 ст.64 Конституции Украины.
Принципами предпринимательской деятельности являются:
свободный выбор предпринимателем видов предпринимательской деятельности;
самостоятельное формирование предпринимателем программы деятельности, выбор поставщиков и потребителей производимой продукции, привлечение материально-технических, финансовых и других видов ресурсов, использование которых не ограничено законом, установление цен на продукцию и услуги согласно закону;
свободный найм предпринимателем работников;
коммерческий расчет и собственный коммерческий риск;
свободное распоряжение прибылью, остающейся у предпринимателя после уплаты налогов, сборов и иных платежей, предусмотренных законом;
самостоятельное осуществление предпринимателем внешнеэкономической деятельности, использование предпринимателем принадлежащей ему части валютной выручки по своему усмотрению.
Субъект предпринимательства вправе выбирать способ осуществления им предпринимательской деятельности, осуществляя ее на свой риск, и самостоятельно отвечать за результаты своих действий. Каждый гражданин свободен в определении сферы предпринимательской деятельности и вправе осуществлять ее как в индивидуальном порядке без образования юридического лица, так и путем участия в хозяйственном обществе или кооперативе, т.е. в создании коммерческой организации, а также избирать ее организационно-правовую форму. Предприниматель вправе выбрать и несколько сфер, видов и форм предпринимательской деятельности, если это необходимо.
Предприниматель свободен в выборе направлений и методов работы, независим в принятии решений, действует по своей воле и в своем интересе. Он свободен в установлении прав и обязанностей по заключаемым договорам, в определении любых условий договоров, не противоречащих закону. Как правило, предприниматель самостоятельно устанавливает цены на производимые им товары, выполняемые работы или оказываемые услуги.
Несение коммерческого (предпринимательского) риска является одним из необходимых признаков и принципов предпринимательства.
Предприниматель вправе самостоятельно нанимать работников в соответствии с трудовым законодательством.
Субъект предпринимательства вправе свободно распоряжаться прибылью после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей.
Внешнеэкономическая деятельность проводится на принципах свободы ее субъектов добровольно вступать во внешнеэкономические отношения, осуществлять ее в любых формах, не запрещенных законом, и равенства перед законом всех субъектов внешнеэкономической деятельности. Общие условия и порядок осуществления внешнеэкономической деятельности определяются Хозяйственным кодексом. Законом Украины «О внешнеэкономической деятельности» от 16.04.91 г. и иными нормативно-правовыми актами. Согласно Закону Украины «О внешнеэкономической деятельности» вмешательство государственных органов во внешнеэкономическую деятельность ее субъектов в случаях, не предусмотренных Законом, в том числе и путем выдачи подзаконных актов, которые создают для ее осуществления условия хуже установленных Законом, является ограничением права осуществления внешнеэкономической деятельности и как таковое запрещается.
Субъект внешнеэкономической деятельности, который получил от этой деятельности в собственность денежные средства, имущество, имущественные и неимущественные права и другие результаты, имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться ими по своему усмотрению. Изъятие результатов внешнеэкономической деятельности у собственника в любой платной или бесплатной форме без его согласия запрещается, за исключением случаев, предусмотренных законами Украины.
В законодательстве нет определения понятия организационно-правовой формы предпринимательства, однако это понятие является одним из часто встречающихся и широко употребляемых в законодательстве и практике применительно к юридическим лицам.
Организационно-правовая форма — это форма юридического лица — субъекта предпринимательства, которая характеризует специфику его создания, имущественного статуса, характера его прав и прав учредителей (участников) на имущество, и особенности их ответственности по обязательствам субъекта.
Организационно-правовая форма предполагает соединение организационных и правовых признаков, которые характеризуют особенности как создания, так и деятельности субъекта предпринимательства — юридического лица.
Знание особенностей той или иной организационно-правовой формы важно в трех аспектах.
Во-первых, важно правильно определить ту организационно-правовую форму, в которой предпринимателю наиболее выгодно и удобно действовать. Также важно правильно своевременно определить необходимость изменения организационно-правовой формы в случае, если существующая форма перестает удовлетворять потребностям предпринимателя.
Во-вторых, при вступлении в договорные связи с контрагентами по сделкам знание специфики их организационно-правовых форм позволяет определить их имущественный статус, характер ответственности, с тем, чтобы избегнуть неоправданного риска.
В-третьих, определенные виды деятельности могут осуществляться исключительно в тех организационно-правовых формах, которые указаны в законодательстве. Например, согласно ЗУ «О страховании» в редакции Закона от 04.10.2001 г., страховщиками, осуществляющими страховую деятельность, могут быть только финансовые учреждения, созданные в форме акционерных, полных, коммандитных обществ или обществ с дополнительной ответственностью. Согласно Декрету КМУ «О доверительных обществах» от 17.03.93 г. доверительные операции вправе осуществлять только доверительное общество, созданное в форме общества с дополнительной ответственностью.
Организационно-правовая форма определяет особенности правового режима деятельности данного субъекта, что имеет важное значение и непосредственно влияет на интересы его контрагентов, поскольку определяет, в частности, возможность взыскания по долгам субъекта, обращения требований к его участникам и т.п. Эта категория является определяющей для характеристики объема прав, обязанностей и пределов ответственности конкретного субъекта предпринимательства. Наиболее значимыми среди организационно-правовых форм предпринимательской деятельности являются те, которые дают возможность проявления свойств, характеризующих предпринимательскую деятельность — инициативы, самостоятельности и др.
3. Субъектами хозяйствования признаются участники хозяйственных отношений, которые осуществляют хозяйственную деятельность, реализуя хозяйственную компетенцию (совокупность хозяйственных прав и обязанностей), имеют обособленное имущество, несут ответственность по своим обязательствам в пределах этого имущества, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
Необходимо четко размежовывать понятия субъекта хозяйственного права и субъекта хозяйствования (предпринимательства).
Понятие субъекта хозяйственного права значительно шире понятия субъекта предпринимательства, т.к. включает в себя помимо непосредственно хозяйствующих субъектов - органы государственной власти и управления экономикой.
Субъектами хозяйствования являются:
1) хозяйственные организации — юридические лица, созданные в соответствии с Гражданским кодексом Украины, государственные, коммунальные и иные предприятия, созданные в соответствии с настоящим Кодексом, а также другие юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные в установленном законом порядке;
2) граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные в соответствии с законом в качестве предпринимателей;
3) филиалы, представительства, другие обособленные подразделения хозяйственных организаций (структурные единицы), образованные ими для осуществления хозяйственной деятельности.
Субъекты хозяйствования реализуют свою хозяйственную компетенцию на основе права собственности, права хозяйственного ведения, права оперативного управления и права оперативно-хозяйственного использования имущества (структурные единицы) в соответствии с определением этой компетенции в ХК и других законах.
Первый вид субъектов хозяйствования — это юридические лица. Согласно ст.80 нового Гражданского кодекса Украины юридическим лицом является организация, созданная и зарегистрированная в установленном законом порядке. Оно наделяется гражданской правоспособностью и дееспособностью, может быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо может быть создано путем объединения лиц и (или) имущества.
Общепризнано, что юридическое лицо имеет такие признаки:
1) организационное единство — юридическое лицо обладает внутренней структурой, которая получает свое выражение и закрепление в его уставе;
2) имущественная обособленность — лишь организация, обладающая обособленным имуществом, является самостоятельным и полноправным участником правоотношений. Для коммерческих юридических лиц признак имущественной обособленности конкретизирован в виде наличия самостоятельного баланса;
3) выступление в хозяйственном обороте от своего имени. Если первые два признака создают необходимые предпосылки для самостоятельного участия юридического лица в хозяйственном обороте, то этот признак означает, что юридические лица могут от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права и нести обязанности;
4) самостоятельная имущественная ответственность. Ввиду того, что юридическое лицо приобретает от своего имени права и обязанности, оно должно нести связанные с ними обязательства и ответственность.
Второй вид субъектов хозяйствования — физические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность без образования юридического лица, и зарегистрированные в соответствии с законом в качестве предпринимателей.
Третий вид субъектов хозяйствования — обособленные подразделения и структурные единицы хозяйственных организаций, образованные ими для осуществления хозяйственной деятельности. В их числе — филиалы и представительства хозяйственных организаций. Филиал — это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций. Представительство – это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее представительство и защитs интересов юридического лица.
Возникновение и деятельность юридических лиц — субъектов хозяйствования любой организационно-правовой формы невозможны без учредительных документов.
Согласно п.З Положения о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденного Постановлением КVE от 25.05.98 г. № 740, среди необходимых документов для регистрации субъекта предпринимательской деятельности — юридического лица названо решение собственника имущества или уполномоченного им органа о создании юридического лица (кроме частного предприятия). Если собственников или уполномоченных им органов два и более, таким решением является учредительный договор, а также протокол учредительного собрания (конференции) в случаях, предусмотренных законом.
Возникновение и осуществление деятельности субъекта предпринимательства — юридического лица любой организационно-правовой формы невозможно без учредительных документов.
Ст. 8 ЗУ «О предпринимательстве» называет два вида учредительных документов: устав и учредительный договор - т.е. решение одного или нескольких собственников либо уполномоченного им органов о создании субъекта предпринимательской деятельности).
Содержание устава предприятия определяется ст. 9 ЗУ «О предприятиях в Украине». В уставе предприятия определяются:
собственник и наименование предприятия,
его местонахождение,
предмет и цели деятельности,
его органы управления, порядок их формирования,
компетенция и полномочия трудового коллектива и его выборных органов,
порядок образования имущества предприятия,
условия реорганизации и прекращения деятельности предприятия.
Специальные требования к учредительным документам хозяйственных обществ содержатся в ст. 4 ЗУ «О хозяйственных обществах». Учредительные документы хозяйственных обществ должны содержать сведения:
о виде общества,
предмете и целях его деятельности,
составе учредителей и участников,
наименовании и местонахождении,
размере и порядке образования уставного фонда,
порядке распределения доходов и убытков,
составе и компетенции органов общества и порядке принятия ими решений, включая перечень вопросов, по которым необходимо единогласие или квалифицированное большинство голосов,
порядке внесения изменений в учредительные документы,
порядке ликвидации и реорганизации общества.
Устав акционерного общества, кроме вышеуказанных сведений, должен содержать сведения:
о видах выпускаемых акций, их номинальной стоимости,
соотношении акций различных видов,
количестве акций, покупаемых учредителями,
последствиях невыполнения обязательств по выкупу акций (ст. 37 ЗУ «О хозяйственных обществах»).
Учредительный договор используется тогда, когда деятельность двух и более физических и/ или юридических лиц направлена на специальную цель — создание нового юридического лица, как правило, субъекта предпринимательской деятельности.
Таким образом, учредительный договор служит для определения порядка и условий согласованной деятельности учредителей.
Прежде всего, он используется при создании коммерческих юридических лиц, которые ставят своей основной целью получение прибыли. Например, он необходим при создании хозяйственных обществ. Учредительный договор требуется и при создании договорных хозяйственных объединений (ассоциаций и корпораций), учреждаемых коммерческими юридическими лицами. Вместе с тем не исключается возможность использования этого договора и при создании некоммерческих юридических лиц.
В тех случаях, когда учредительный договор необходим, его роль как учредительного документа субъекта предпринимательской деятельности может быть двоякой. В одних случаях законодательство определяет учредительный договор в качестве единственного учредительного документа вновь создаваемого юридического лица (например, полного и коммандитного общества). Тогда в договоре должны определяться все те вопросы, которые обычно включаются в содержание устава.
В других случаях (их большинство) закон требует наличия двух учредительных документов юридического лица — не только учредительного договора, но и устава (например, при создании АО, ООО, ОДО, ассоциаций и корпораций). Необходимо подчеркнуть, что это самостоятельные документы и нельзя расценивать устав как часть договора или наоборот.
В таких случаях вполне оправданно, что содержание одного из двух учредительных документов может частично дублировать содержание другого. Обычно, например, как в уставе, так и в учредительном договоре определяется порядок распределения между участниками прибылей и убытков, управления деятельностью созданного ими юридического лица, выхода учредителей из его состава. Вместе с тем представляется ошибочным стремление полностью продублировать содержание устава и учредительного договора, как это нередко бывает в практике, когда учредительный договор оказывается примерной «копией» устава (с небольшими отступлениями).
В учредительном договоре необходимо, прежде всего, определить:
конкретные обязанности учредителей и порядок их совместной деятельности по созданию юридического лица,
условия передачи в его собственность их имущества и участия в его деятельности,
условия и порядок распределения между учредителями прибыли и убытков,
управления деятельностью юридического лица,
выхода учредителей из его состава.
Возникает вопрос о временных границах действия учредительного договора. С какого момента начинает действовать учредительный договор? Действует ли он до регистрации создаваемого учредителями юридического лица? Поскольку учредительный договор заключается его участниками, то он вступает в силу с момента подписания учредителями. Поэтому участники договора могут быть связаны определенными обязанностями еще до момента регистрации юридического лица.
Содержании учредительного договора могут определяться две основные группы взаимных обязанностей:
во-первых, обязанности организационного характера (обязанности осуществлять согласованные действия по созданию юридического лица и его регистрации);
во-вторых, обязанности имущественного характера (по передаче в собственность создаваемого учредителями юридического лица установленных взносов (вкладов).
Вкладами учредителей хозяйственного общества могут быть здания, сооружения, оборудование и иные материальные ценности, ценные бумаги, права пользования землей, водой и другими природными ресурсами, зданиями, сооружениями, оборудованием, а также иные имущественные права (в том числе на интеллектуальную собственность), денежные средства, в том числе в иностранной валюте. Порядок оценки вкладов определяется в учредительных документах общества, если иное не предусмотрено законодательством Украины (ст. 13 ЗУ «О хозяйственных обществах»).
В учредительном договоре должны быть определены не только размеры, но и срок, порядок внесения учредителями вкладов, при этом следует учитывать установленные законодательством требования.
Например, в соответствии со ст. 52 ЗУ «О хозяйственных обществах» при создании общества с ограниченной ответственностью каждый из участников обязан внести не менее 30% указанного в учредительных документах вклада, что подтверждается документами, выданными банковским учреждением. Участник обязан полностью внести свой вклад не позднее года после регистрации общества. В случае невыполнения этого обязательства в установленный срок участник, если иное не предусмотрено учредительными документами, уплачивает за время просрочки 10% годовых из недовнесенной суммы.
Эти нормы дают возможность учредителям в договоре определить более краткие сроки (обычно 3 или 6 месяцев) для полного внесения вкладов в уставный фонд общества, но в пределах годичного периода.
Представляется необходимым фиксирование в учредительном договоре не только обязанностей, но и прав учредителей. Это, в частности, право на:
участие в управлении юридическим лицом;
на получение соответствующей части его прибыли (дохода) и части имущества, оставшегося в случае его ликвидации после удовлетворения претензий кредиторов;
на полную информацию о деятельности созданного ими юридического лица,
право на выход из числа его участников с выделением соответствующей доли (вклада) из его имущества и др.
4. Некоммерческая хозяйственная деятельность — это самостоятельная систематическая хозяйственная деятельность, осуществляемая субъектами хозяйствования, направленная на достижение экономических, социальных и других результатов без цели получения прибыли.
Некоммерческая хозяйственная деятельность осуществляется субъектами хозяйствования государственного или коммунального секторов экономики в отраслях (видах деятельности), в которых запрещается предпринимательство, на основе решения соответствующего органа государственной власти либо органа местного самоуправления. Некоммерческая хозяйственная деятельность может осуществляться также другими субъектами хозяйствования, которым осуществление хозяйственной деятельности в форме предпринимательства запрещается законом.
Не могут осуществлять некоммерческую хозяйственную деятельность органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностные лица.
Формальным основным критерием разграничения хозяйственной коммерческой деятельности (предпринимательство) и некоммерческой хозяйственной деятельности является наличие цели получения прибыли. Однако необходимо также учитывать и то обстоятельство, что отсутствие цели получения прибыли автоматически не означает ее фактического неполучения некоммерческими субъектами хозяйствования. В таком случае дополнительным отличительным критерием для этих субъектов хозяйствования является порядок распределения полученной прибыли и ее расходование.
Например, в соответствии со ст. 1 ЗУ «О торгово-промышленных палатах в Украине» от 02.12.97 г. торгово-промышленная палата является негосударственной неприбыльной самоуправляющейся организацией, которая объединяет юридических лиц, созданных и действующих в соответствии с законодательством Украины, и граждан Украины, зарегистрированных как предприниматели, и их объединения. Торгово-промышленная палата может заниматься предпринимательской деятельностью лишь в том объеме, в котором это необходимо для выполнения ее уставных заданий. Полученная ею прибыль не распределяется между членами торгово-промышленной палаты, а направляется на выполнение ее уставных задач.
По общему правилу, некоммерческим субъектам хозяйствования запрещается распределять чистую прибыль от хозяйственной деятельности между отдельными лицами (учредителями, членами, должностными лицами, директорами, а также другими тесно связанными с ними физическими и юридическими лицами), которые в силу своего положения могут воспользоваться ею с целью личного обогащения. Однако здесь могут быть в соответствии с законами отдельные исключения, например, в отношении благотворительных пожертвований бедным, относительно справедливого вознаграждения за оказанные организацией услуги, деятельности кредитных союзов.
Организационно-правовые формы осуществления хозяйственной деятельности определяются собственником имущества, выделенного для этой цели, соответствующим органом управления либо органом местного самоуправления в соответствии с Хозяйственным кодексом и специальными законами. Законодательство предусматривает многообразие организационных форм субъектов некоммерческой хозяйственной деятельности.
Они могут образовываться в форме:
объединения граждан;
общественной организации;
неприбыльной организации;
членской благотворительной организации;
благотворительного фонда и других благотворительных организаций (фундации, миссии, лиги и т.п.).
Конкретная организационно-правовая форма некоммерческого субъекта хозяйствования определяется законом и зависит от вида некоммерческого хозяйствования, целей деятельности, правового режима имущества субъекта хозяйствования.
Некоммерческая хозяйственная деятельность может осуществляться субъектами хозяйствования на основе права собственности или права оперативного управления.
Общие положения относительно порядка создания, государственной регистрации, деятельности, реорганизации и ликвидации субъектов хозяйствования, осуществляющих некоммерческую хозяйственную деятельность, закреплены в ХК. Однако особенности создания, регистрации, реорганизации и ликвидации отдельных организационных форм некоммерческой хозяйственной деятельности установлены также специальными Законами и иными подзаконными актами. Например:
ЗУ «О торгово-промышленных палатах в Украине» от 02.12.97г.;
Положением о порядке государственной регистрации торгово-промышленных палат, утвержденном приказом Министерства юстиции Украины от 08.06.98 г. № 35/5;
ЗУ «О благотворительности и благотворительных организациях» от 16.09.97 г.;
Положением о порядке государственной регистрации благотворительных организаций, утвержденном Постановлением КМУ от 30.03.98 г. № 382;
ЗУ «Об объединениях граждан» от 16.06.92 г.;
Положением о порядке легализации объединений граждан утверждено Постановлением КМУ от 26.02.93 г. №140.
С учетом того, что некоммерческое хозяйствование является разновидностью хозяйственной деятельности, данная деятельность субъектов хозяйствования должна осуществляться в соответствии с общими правовыми требованиями к занятию ею субъектами хозяйственной деятельности. Многообразие организационно-правовых форм некоммерческой хозяйственной деятельности влечет установление ряда особенностей для соответствующих субъектов хозяйствования. Специфика деятельности таких субъектов определяется как ХК, так и специальным законодательством о некоммерческих (неприбыльных) организациях — субъектах некоммерческого хозяйствования, осуществляющих неприбыльную хозяйственную деятельность .
Хозяйственный кодекс устанавливает специальные правила по регулированию деятельности торгово-промышленных палат и организаций работодателей (ст. 21 ХК), казенных предприятий (ст.ст. 76, 77 ХК), коммунальных некоммерческих предприятий (ст. 78 ХК), кооперативов (за исключением производственных кооперативов) (глава 10 ХК, ст. 112 ХК), кредитных союзов (ст. 130 ХК), благотворительных организаций (ст. 131 ХК), товарных бирж (ст. 279 ХК) и ряда других субъектов хозяйствования.
Налоговое законодательство, например, определяет для неприбыльных учреждений и организаций в ряде случаев особый механизм налогообложения. Он распространяется, в частности, на уплату налога на прибыль такими учреждениями и организациями в соответствии со ст. 7 ЗУ «О налогообложении прибыли предприятий» от 28.12.94 г. (в редакции от 22.05.97 г.).
Кроме того, в соответствии со ст. 7 ЗУ «О налогообложении прибыли предприятий» доходы или имущество неприбыльных организаций, не подлежат распределению между их учредителями или участниками и не могут использоваться для выгоды какого-либо отдельного учредителя или участника такой неприбыльной организации, ее должностных лиц (кроме оплаты их труда и отчислений на социальные мероприятия).
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Тема11. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности…………...73
- Тема 12. Правовое регулирование банкротства………………………………………..77
- Тема 13. Инвестирование предпринимательской деятельности……………………..84 Тема №1: «Хозяйственное право и хозяйственное законодательство»
- Предмет и метод хозяйственного права.
- Хозяйственные правоотношения. Субъекты хозяйственного права, их виды, права и обязанности.
- Хозяйственное законодательство, его система, признаки и источники.
- Тема №2: «Виды хозяйственной деятельности. Субъекты хозяйствования»
- Тема №3: «Условия осуществления предпринимательства в Украине»
- Порядок государственной регистрации субъектов предпринимательства.
- Лицензирование определенных видов предпринимательской деятельности.
- 3.Патентование некоторых видов предпринимательской деятельности.
- Тема №4: «Правовой статус предприятий и граждан-предпринимателей»
- Тема №5: «Правовой статус хозяйственных обществ в Украине»
- 2. Участники хозяйственного общества имеют право:
- Тема №6: «Правовой статус хозяйственных объединений в Украине»
- 1. Понятие, признаки, виды и организационно-правовые формы объединений предприятий.
- 2. Особенности правового статуса промышленно-финансовых групп в Украине.
- 3. Особенности правового статуса ассоциированных предприятий (холдинговых компаний) в Украине.
- Тема №7: «Общие положения о хозяйственных обязательствах»
- Понятие, виды и основания возникновения хозяйственных обязательств.
- Общие условия выполнения хозяйственных обязательств.
- Общие условия прекращения хозяйственных обязательств.
- Тема №8: «Особенности правового регулирования хозяйственно-правовых договоров»
- Тема №9: «Правовые основы банковского кредитования».
- 2. Кредитные правоотношения и правовая природа кредитного договора.
- 3. Способы обеспечения исполнения кредитных обязательств.
- Тема №10: «Правовые основы денежного обращения и расчетов»
- 2. Правовая природа договора банковского счета.
- 3. Порядок расчетов в хозяйственном обороте.
- 4. Формы и виды безналичных расчетов на территории Украины.
- Тема11: Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
- §1. Законодательство о внешнеэкономической деятельности
- §2. Понятие, принципы и виды внешнеэкономической деятельности
- §3. Субъекты внешнеэкономической деятельности
- §4. Формы гос. Регулирования внешнеэкономической деятельности
- § 5. Особенности режима иностранных инвестиций на территории Украины. Порядок гос. Регистрации их.
- §2. Основания для применения банкротства
- §3. Производство в делах о банкротстве
- Собрание кредиторов организует распорядитель имуществом
- По ходатайству комитета кредиторов суд выносит решение о проведении санации и назначает управляющего санацией.
- Прекращение производства по делу о банкротстве, если:
- Деятельности
- §2. Объекты и субъекты инвестирования
- §3. Правовые формы инвестиционной деятельности
- §4. Понятие и виды кредита Кредит как форма инвестирования
- Виды кредитов:
- По организации кредитных отношений:
- По цели:
- По срокам:
- §5. Виды сэз
- Виды сэз:
- По функциональному назначению:
- По характеру взаимодействия и национальной экономикой:
- По субъектам хоз. Деятельности: