logo
ypravlenie_material'no-tekhnicheskim_snabzheniem_stroit / Диплом1

1.4. Логистика в системе организации материально-технических ресурсов в строительстве.

Реформирование строительных организаций с учетом новых экономических отношений является основной целью отечественной экономики.

Для того чтобы построить любой объект строительства, необходимы сырье, материалы, полуфабрикаты, конструкции, технологическое оборудование и.т.д. – до сотни наименований. А это, в свою очередь, требует четко организовать движение различных ресурсов, которое принято называть логистикой.

В литературе и в практике утвердилось следующее определение логистики:

логистика – наука о планировании, управлении и контроля за движением материальных ресурсов, кадров, энергоресурсов, информации и прочих потоков в разумных системах.

Концепция логистики представляет собой систему более рационального планирования, организации и контроля в сферах производства и обмена продукцией для более полного удовлетворения потребительского спроса.

С точки зрения функционального назначения в общей структуре народного хозяйства выделяются следующие виды логических систем:макрологистика, микрологистика и металогистика.

Макрологическая система представляет собой объединение всех предприятий, организаций и производственных систем по всем отраслям народного хозяйства.

Система микрологистики охватывает движение материальных и информационных потоков в рамках одного предприятия или производственной системы.

Металогистика представляет собой совокупность функциональных подразделений, различных предприятий и систем.

Например, если объединение всех предприятий и организаций республики представляет собой макрологическую систему, то одно отдельно взятое предприятие – микрологическую систему, а объединение транспортных подсистем может рассматриваться как металогическая система.

Логистическая деятельность базируется на трех основах:

Предметом логистики являются комплексное управление всеми материальными и нематериальными потоками в системах.

Логистика охватывает как сферу производства, так и сферу обмена материальных благ (подсистема материально-технического снабжения и сбыта продукции). Она нацелена на создание и контроль деятельности единой системы управления производством и маркетингом, финансовыми и экономическими расчетами и обработкой необходимой информации.

Будучи одним из крупнейших субъектов конечного потребления материальных ресурсов, строительный комплекс в наибольшей степени должен быть заинтересован в эффективных формах их приобретения и рациональном использовании.

Решение этих задач применительно к разным видам ресурсов и имеет свою специфику. Для машин и оборудования, подлежащих монтажу, используемых в процессе выполнения строительных работ наиболее эффективной является лизинговая форма приобретения. Ее развитие в России и Казахстане в условиях ограниченных инвестиционных ресурсов и платежного кризиса особенно актуально. Кроме того, для машин и оборудования, подлежащих монтажу, это организация поставок с максимальным приближением к моменту сдачи техники в монтаж.

Для материалов, строительных конструкций и деталей первостепенное значение имеет рационализация материальных потоков с целью минимизации связанных с ними затрат, что предопределяет целесообразность и необходимость применения в обеспечении строительства материалами методов логистики как эффективного научного инструментария управления формированием и движением материальных потоков.

Рынок строительных материалов и отрасль капитального строительства являются сейчас теми секторами экономики России и Казахстана, в которых уже имеются условия, достаточныедля использования логических решений в организации материальных потоков, в том числе товародвижения:

- на рынке строительных материалов наблюдается наиболее высокий (по сравнению с другими рынками средств производства) уровень конкуренции;

- предприятия промышленности строительных материалов располагают значительными резервами неиспользуемых производственных мощностей, и многие во имя их полной загрузки готовы с сотрудничеству с покупателями, исходя из удовлетворения повышенных требований со стороны спроса;

- значительная часть материального потока в инвестиционном процессе формируется внутри строительного комплекса и полностью зависит от действий звеньев и подразделений этого комплекса, выбора ими рациональных решений и их последовательной реализации;

- материальный поток в строительстве как отрасли конечного потребления части общественного продукта, начинаясь за ее пределами, завершается моментом использования материальных ресурсов, в процессе создания (обновления, ремонта) основных фондов. В промышленности же материальный поток не завершается созданием готового продукта в данном производстве, а лишь трансформируется в его движении в другое производство в качестве элемента оборотных фондов. Поэтому применение логистики в строительстве не распространяется на продукт труда в этой отрасли;

- материальный поток в строительстве при создании того или иного объекта имеет четко выраженную продуктивную неоднородность в процессе строительного цикла. Как правило, состав материалов на каждой стадии цикла изменяется (при производстве фундаментальных работ, возведении стен, кровли, внутренних работах, строительстве коммуникаций и.т.п.). Поэтому для каждой стадии строительного цикла необходимы адекватные ей логические решения, которые могут принципиально отличаться друг от друга. Другими словами, если в промышленности отправным моментом для логического решения является продукт, то в строительстве – это стадия строительного цикла;

- материальный поток в строительстве непрерывно меняет свою пространственную направленность по мере перемещения производства работ с одного объекта на другой или разветвляется в пространстве при одновременном возведении нескольких объектов. Из этого следует, что по одним и тем же материалам производитель работ должен использовать различные логические решения, что не исключает и их совпадения в сходных условиях.

Важной составной частью поиска эффективных решений в области материально-технического обеспечения является построение рациональных логических решений,т.е. определение состава и характера деятельности хозяйственных структур, участвующих в движении материального потока. При определенных условиях целесообразно удлинение логической цепи, включение в нее торговых посредников. В особенности это относится к процессу материально-технического обеспечения малого бизнеса, получившего в России и Казахстане широкое развитие именно в строительстве.

Специфическим для строительства промежуточным звеном логической цепи являются подразделения производственно-технической комплектации.

В заключение следует отметить следующее.

Переход к рыночной экономике в корне изменил характер взаимоотношений в строительном комплексе, в том числе в области его материального обеспечения. Состояние спроса со стороны строительного комплекса и ценовая политика поставщиков стали основными факторами конъюнктуры рынка строительных материалов. В условиях экономики рыночного типа главной проблемой для поставщиков стала организация сбыта продукции, а для потребителей – минимальные затраты на ее приобретение.

Перед строительным комплексом (крупнейшим субъектом конечного потребления материальных ресурсов) в наиболее острой форме стоят задачи выбора эффективных форм их приобретения и рационального использования. По машинам и оборудованию в решении этих задач большая роль принадлежит развитию лизинга, по материалам и строительным конструкциям – эффективной организации материальных потоков, что связано с применением в практике материального обеспечения методов логистики.

В отрасли капитального строительства и на рынке строительных материалов уже сейчас созрели условия для широкого применения логических решений в организации материальных потоков.