logo
ypravlenie_material'no-tekhnicheskim_snabzheniem_stroit / Диплом1

1.7.6. Документальное оформление операций по поступлению товарно-

материальных запасов.

Хозяйствующие субъекты могут получать материальные ценности от разных поставщиков на основании договоров, являющихся правовыми документами, определяющими права и обязанности поставщика и покупателя. Основными реквизитами такого договора являются: наименовании сторон (поставщика и покупателя), предмет договора (наименовании и количество материалов), цены, сроки поставки, порядок расчетов и др.

Поставщики, отгружая (отпуская) товары, выписывают документы двух видов. Один вид документов (товарные) сопровождает товары на всем пути их следования от поставщика до конечного получателя. Другой вид документов (расчетные) представляется в банк и служит основанием для расчетов за товары.

Основными товарными документами являются счет-фактура и товарно-транспортная накладная.

Счет-фактуру выписывают в тех случаях, когда перечень отгруженных товаров велик, счет-фактуру выписывают в четырех экземплярах. Первый остается у поставщика, второй предназначен покупателю, третий и четвертый прилагают к расчетным документам для передачи в банк.

В зависимости от формы расчетов, согласованной договором поставки, расчетным документом может служить платежное требование или платежное поручение.

Товарные и расчетные документы поставщиков должны быть тщательно проверены. При этом необходимо обращать внимание, насколько соблюдены условия договора поставки по срокам, количеству, ассортименту, качеству товаров, а также на правильность цен, возможных скидок транспортных расходов, арифметических подсчетов.

По характеру приемки различают приемку:

Приемка по качеству – это приемка товаров в установленные сроки:

Приемка по качеству – это проверка в установленные сроки сохранности качества и комплектности товаров, соответствия требованиям стандартов, технических условий, образцам, рецептурам и другим условиям, предусмотренных договором поставки.

Во всех случаях товары должны принимать работники предприятия, с которыми заключен договор о материальной ответственности за сохранность вверенных им ценностей, поскольку в бухгалтерском учете порядок приемки товаров тесно связан именно с моментом возникновения материальной ответственности.

Материальная ответственность возникает с момента приемки товаров по количеству материально ответственными лицами.

Если приемка товаров по качеству совпадает по времени по времени с приемкой по количеству, то она дополняет последнюю, и материальная ответственность наступает в полном объеме.

Приемка материалов по качеству и комплектности, в случае ее несовпадения по времени с приемкой по количеству, дает основание для списания с материально ответственных лиц по актам сумм, связанный с несоответствием качества или комплектности товаров, а также для предъявления претензий и санкций поставщику.

Приемку товаров следует проводить в установленные сроки и организовывать ее так, чтобы можно было определить, где, когда и по чьей вине произошла недостача товаров или ухудшение их качества. Все это имеет важное значение в обеспечении сохранности товарно-материальных ценностей, сокращении товарных потерь.