Вопрос 3. Электронные системы межбанковских расчетов в Казахстане.
Работа по созданию системы, работающей в режиме реального времени, была начата Национальным Банком РК в 1995 году. Ровно через год была внедрена Система крупных платежей (далее СКП), функционирующая на базе Казахстанского Центра Межбанковских Расчетов (далее КЦМР).
Внедрение Межбанковской Системы Переводов Денег (далее МСПД) в 2000 году явилось следующим этапом развития платежной системы Казахстана, приведшее к усовершенствованию механизмов мониторинга системы и управления рисками ликвидности банков.
МСПД - это Система электронного перевода безналичных денег, пользователями которой являются Национальный Банк Республики Казахстан, Казначейство Министерства финансов, Государственный центр по выплате пенсий, банки второго уровня, фондовая биржа, депозитарий ценных бумаг и небанковские финансовые организации. Каждый пользователь системы имеет счет в Национальном Банке. МСПД функционирует все дни недели за исключением праздничных и выходных дней.
МСПД имеет V структуру и функционирует по следующей схеме:
Банк Поручителя (Банк А) отправляет сообщения MT100, MT102 в МСПД о переводе денег;
В случае перевода денег МСПД извещает Банк Поручителя (Банк А) сообщением MT900 и Банк Бенефициара (Банк В) сообщением MT910 о совершении перевода денег;
МСПД отправляет Банку Бенефициара (Банк В) сообщения MT100, MT102, содержащие детали оплаты; Банк Поручителя списывает деньги со счета Отправителя, а Банк Бенефициара зачисляет деньги на счет Получателя. Производительность МСПД составляет в среднем 5-7 обработанных финансовых транзакций за 1 секунду.
Система обмена банковскими сообщениями (СОБС) включает в себя следующие функции:
Прием, контроль, обработка и распределение потока сообщений
Применение средств криптографической защиты для идентификации клиентов системы, шифрования и имитационной защиты передаваемой информации, постановки и проверки электронной цифровой подписи
Проверка сквозной нумерации, как входящих, так и исходящих сообщений
Ведение архивов всех сообщений
Возможность работы участников по синхронным, асинхронным линиям, с использованием протоколов TCP/IP, Frame Relay, РРР и X25
Внедрение Клиринга в Казахстане началось в 1995 году после утверждения Правлением Национального банка "Временного положения о межбанковском клиринге в Республике Казахстан".
В связи с переходом всех многофилиальных банков на единый корреспондентский счет на уровне республики с 1 августа 1999 года были закрыты областные клиринговые палаты с передачей функций в Клиринг и в частные клиринговые палаты.
Выбор платежной системы для проведения платежа остается за банком. В данном случае выбор будет зависеть от срочности платежа: либо он будет проведен в реальном масштабе времени, через МСПД, либо он будет проведен после выполнения окончательного расчета клиринга, который происходит после 15:00 часов. При выборе системы проведения платежа немаловажным фактором является стоимость платежа
SWIFT Сервисное Бюро КЦМР предлагает банкам Казахстана и Центральной Азии получить доступ к системе передачи финансовых сообщений по всему миру - SWIFT.
Сервисное Бюро SWIFT представляет собой программно-технический комплекс реализованный на кластере из двух станций RS/6000 с операционной системой AIX и интерфейсом SWIFT Alliance Access.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Вопрос 2. История и предпосылки развития компьютерных информационных технологий в финансово-кредитной сфере
- Вопрос 3. Характеристика состава основных пользователей финансовой информации предприятия
- Вопрос 4. Анализ инновационных банковских услуг, предлагаемых казахстанскими коммерческими банками
- Тема 2. Информационные системы и технологии банка
- Вопрос 1. Понятие, роль, особенности информации
- Вопрос 2. Понятие информационных систем и технологий. Структура информационной системы
- Вопрос 3. Банковские технологии
- Вопрос 4. Использование встроенных функций ms Excel.
- Тема 3. Информационное обеспечение банковской деятельности
- Вопрос 1. Структура и содержание информационного обеспечения. Внемашинное информационное обеспечение.
- Вопрос 2. Информационное обеспечение банковской деятельности.
- Тема 4. Техническое обеспечение банковской деятельности
- Вопрос 1. Понятие, структура технического обеспечения.
- Вопрос 2. Технические решения банковских технологий
- Вопрос 3. Банковское оборудование
- Тема 5. Программное обеспечение банковской деятельности
- Вопрос 1. Понятие и классификация программного обеспечения
- Вопрос 2. Программное обеспечение информационных технологий в банках
- Вопрос 3. Обзор финансово-аналитических систем
- Тема 6. Использование программного комплекса Deductor Academic в оценке кредитоспособности заемщика
- Вопрос 1. Сущность методики Data Mining
- Вопрос 2. Построение модели оценки (классификации) потенциальных заемщиков на основе аналитической платформы Deductor Academic.
- Тема 7. Электронные банковские сети. Интернет- банкинг.
- Вопрос 1. Корпоративная сеть банка
- Вопрос 2. Основные банковские коммуникационные сети. Международная банковская система swift.
- Вопрос 3. Электронные системы межбанковских расчетов в Казахстане.
- Вопрос 4. Интернет-банкинг: состояние, проблемы и перспективы развития
- Тема 8. Проектирование информационных систем в экономике
- Вопрос 1. Принципы проектирования иэс.
- Вопрос 2. Понятие жизненного цикла ис. Этапы проектирования.
- Вопрос 3. Роль пользователя в создании аис и аит и постановке задач. Методика постановки задачи.
- Вопрос 4. Экономическая эффективность аит
- Тема 9. Защита информации.
- Вопрос 1. Компьютерные преступления и средства защиты информации. Обзор угроз безопасности.
- Основные направления компьютерных преступлений
- Вопрос 2. Методы и средства защиты информации
- Вопрос 3. Особенности защиты банковской информации