Вопрос 4. Интернет-банкинг: состояние, проблемы и перспективы развития
Способы использования Internet финансовыми организациями
Остановимся на основных возможностях, которые дает банку применение Internet. Здесь следует отметить, что сеть Internet в принципе применима для самых разных областей работы банка - от взаимодействия с клиентом до обмена информацией с другими банками.
Первым этапом работы в Internet для любой финансовой организации обычно становится использование World Wide Web для опубликования рекламной и прочей информации.
Второй этап - предоставление клиентам базового доступа в банк. Клиенты получают возможность просмотреть относящуюся к ним финансовую информацию, при этом они ничего не могут с ней сделать.
Интерактивное взаимодействие с клиентом - третий этап. Благодаря такому взаимодействию, клиент получит не только доступ к финансовой информации, но и сможет внести коррективы в информацию и провести различные расчеты. При такой реализации системы на базе Internet могут прийти на смену специализированным системам "банк-клиент" или, по крайней мере, взять на себя часть их функций. На Западе уже есть примеры так называемых "виртуальных" банков, которые вообще не имеют обычных филиалов, и ведут все дела с клиентами через Internet.
Еще одно направление работы - создание межбанковских информационных систем.
И, наконец, важной для банка является возможность получения разнообразной финансовой информации. Сюда входит самая различная информация: реклама, новости, информационные архивы.
Новые технологии взаимодействия банков с клиентами.
Концепция обеспечение доступа к информации в произвольный момент времени и из любого места означает предоставление потребителю выбора любого из многих возможных способов обращения к услугам компании.
В подсистему Front-office может входит автоматизированная система (АС) "Клиент-Банк" предназначенная для организации электронного документооборота между банком и клиентами (организациями, имеющими счет в банке). Система состоит из двух частей - клиентской и банковской.
Интернет-банкинг - управление банковскими счетами через Интернет является наиболее динамичным и представительным направлением финансовых интернет-решений.
WАР-банкинг - удаленное управление счетами посредством мобильного телефона, оснащенного специальным программным обеспечение на базе протокола беспроводной передачи данных.
Еще одна услуга, предоставляемая банками владельцам сотовых телефонов - SМS-банкинг. При помощи служб коротких сообщений (SMS), которые есть у любого оператора сотовой связи, клиенту будет доступна вся информация о состоянии расчетных счетов (остатков по счету), а также получение выписок по счету за требуемый период. По мнению специалистов, эта услуга имеет гораздо больше перспектив, чем WАР-банкинг.
Начинается создание автоматизированных банковских офисов, обслуживающих клиентов без участия операциониста. Устанавливаются банкоматы для приема наличных денег и их зачисления на счет.
Интернет-трейдинг возможность удаленного доступа к торгам через Интернет, посредством специально созданного для этих целей программного обеспечения.
Преимущества и недостатки Internet как среды передачи финансовой информации
Internet как среда распространения финансовой информации в режиме реального времени предоставляет пользователю следующие несомненные преимущества:
Открытость и разработанность стандартов. Наличие надежного набора технических средств для конструирования сервиса.
Относительная дешевизна каналов связи.
Доступность. Возможность доступа пользователя к информации из любой точки без каких-либо дополнительных затрат.
Тем не менее, существует ряд факторов, ограничивающих широкое использование Internet в качестве среды распространения финансовой информации. Перечислим проблемы, возникающие при использовании Internet, и приведем их возможные решения:
Перегруженность сети, необходимость в повышенных требованиях к производительности серверов и пропускной способности каналов связи из-за растущего объема передаваемых данных и необходимости их постоянного обновления
Различные ограничения возможностей обработки информации стандартными средствами доступа.
Internet - banking является одной из разновидностей homebanking. "Homebanking" - это технология удаленного банковского обслуживания, позволяющая клиенту получать банковские услуги, не посещая банковский офис.
Можно выделить четыре основные разновидности удаленного банкинга: Internet banking, PC banking, telephone banking и video banking. И хотя в названиях двух последних напрямую упоминания о компьютерах нет, в них также используются те или иные компьютерные технологии: в telephone banking это системы компьютерной телефонии, в video banking - интерактивные и мультимедийные технологии.
Под PC-банкингом, как правило, подразумевают доступ к счету с помощью персонального компьютера, осуществляемый при этом посредством прямого модемного соединения с банковской сетью, а не через Интернет.
Видеобанкинг - это, по сути, система интерактивного общения клиента с персоналом в банке, своего рода видеоконференция. Обычно для видеобанкинга используются устройства, называемые "киосками" (kiosk). Это аппараты с сенсорным экраном, позволяющие клиенту получить доступ к различной информации, а также "вживую" пообщаться со служащим в банке и провести с его помощью практически любые операции.
Самой популярной разновидностью удаленного банкинга остается обслуживание по телефону - в силу распространенности и доступности телефонных терминалов. Операции совершаются здесь с помощью тонового набора. Телефонный банкинг является пока самой совершенной системой с точки зрения мобильности: если у вас есть под рукой телефон - значит, вам доступны банковские услуги.
1 июня 2000 года свою систему электронного банкинга запустил Народный Банк Казахстана. В этот день в торжественной обстановке одновременно в 17 крупнейших городах Казахстана состоялось открытие Интернет-касс, созданных специально для поддержания системы «Интернет-Банкинг».
Народный Банк стал первым банком в СНГ, создавшим для продвижения своего он-лайн проекта сеть офлайновых подразделений и первым банком в Казахстане, предоставившим клиентам реальный механизм электронной цифровой подписи (ЭЦП).
Услуга Интернет-банкинга включает в себя функции, которые позволяют:
Осуществлять все коммунальные платежи, оплачивать счета за связь и прочие услуги;
Производить денежные переводы, в том числе в иностранной валюте, на любой счет в любом банке;
Переводить средства в оплату счетов за товары;
Покупать и продавать иностранную валюту;
Пополнять (снимать) денежные средства со счета пластиковой карты;
Получать информацию о состоянии счета за определенный период в различных форматах;
Получать информацию о платежах в режиме реального времени;
Пользоваться дополнительными услугами (например, брокерское обслуживание).
Принято считать, что развитию интернет-банкинга мешает ряд факторов, среди которых: недоверие населения к банкам, низкий уровень доходов населения, техническая неграмотность населения и недостаточное проникновение интернета. На самом деле есть и другие, более значимые факторы сдерживания развития интернет-банкинга: низкая привлекательность услуги для клиентов и отсутствие должного внимания к продвижению интернет-банкинга со стороны самих банков.
Вопросы для самоконтроля:
Что такое корпоративная сеть банка? Требования к корпоративной сети банка.
Архитектура корпоративной сети банка.
Перечислите основные системы автоматизированных банковских расчетов и дайте их краткую характеристику.
Система автоматизированных банковских расчетов S.W.I.F.T.:цель создания, основные этапы развития.
Преимущества и недостатки сети S.W.I.F.T.
Схемы подключения к сети S.W.I.F.T.
Электронные системы межбанковских расчетов в Казахстане: международная система переводов денег (МСПД).
Электронные системы межбанковских расчетов в Казахстане: система обмена банковскими сообщениями (СОБС).
Платежная система: Клиринг (особенности, операционный день).
SWIFT Сервисное Бюро КЦМР Казахстана: функции, схема подключения участников.
Использование Интернет финансовыми организациями: способы, этапы взаимодействия.
Технологии взаимодействия банков с клиентами: клиент-банк, Интернет-банкинг, WAP- банкинг, SMS-банкинг, Интернет-трейдинг.
Преимущества и недостатки Internet как среды передачи финансовой информации.
Интернет-банкинг: состояние, проблемы и перспективы развития.
Преимущества электронного банкинга.
Литература:
http://bankir.ru – российский банковский форум
http://kisc.kz – Казахский Центр Межбанковских Расчетов Национального Банка Республики Казахстан.
http://www.mybank.kz
http://www.swift.com – официальный сайт S.W.I.F.T.
http://www.swift.ru – официальный сайт Российской Национальной Ассоциации S.W.I.F.T (РОССВИФТ)
Информационные системы и технологии управления [Электронный ресурс] : электронный учебник/ под ред. Г.А. Титоренко .- 3-е изд., перераб. и доп.- М. : ЮНИТИ - ДАНА, 2011.
Михеева, Е. В. Информационные технологии в профессиональной деятельности [Текст] : учебное пособие/ Е. В. Михеева .- М. : Проспект, 2009.- 448 c.
Романова, Ю.Д. Информатика и информационные технологии [Текст] : учебное пособие/ Ю.Д. Романова, И.Г. Лесничая .- 2-е изд., перераб. и доп.- М. : Эксмо, 2009.- 320 c.
Саак, А. Э. Информационные технологии управления (+CD) [Текст] : учебник/ А. Э. Саак .- 2-е изд.- СПб. : Питер, 2008.- 319 c.
Ясенев, В.Н. Информационные системы и технологии в экономике [Электронный ресурс] : электронный учебник/ В.Н. Ясенев .- 3-е изд., перераб. и доп.- М. : ЮНИТИ - ДАНА, 2011.
- Вопрос 2. История и предпосылки развития компьютерных информационных технологий в финансово-кредитной сфере
- Вопрос 3. Характеристика состава основных пользователей финансовой информации предприятия
- Вопрос 4. Анализ инновационных банковских услуг, предлагаемых казахстанскими коммерческими банками
- Тема 2. Информационные системы и технологии банка
- Вопрос 1. Понятие, роль, особенности информации
- Вопрос 2. Понятие информационных систем и технологий. Структура информационной системы
- Вопрос 3. Банковские технологии
- Вопрос 4. Использование встроенных функций ms Excel.
- Тема 3. Информационное обеспечение банковской деятельности
- Вопрос 1. Структура и содержание информационного обеспечения. Внемашинное информационное обеспечение.
- Вопрос 2. Информационное обеспечение банковской деятельности.
- Тема 4. Техническое обеспечение банковской деятельности
- Вопрос 1. Понятие, структура технического обеспечения.
- Вопрос 2. Технические решения банковских технологий
- Вопрос 3. Банковское оборудование
- Тема 5. Программное обеспечение банковской деятельности
- Вопрос 1. Понятие и классификация программного обеспечения
- Вопрос 2. Программное обеспечение информационных технологий в банках
- Вопрос 3. Обзор финансово-аналитических систем
- Тема 6. Использование программного комплекса Deductor Academic в оценке кредитоспособности заемщика
- Вопрос 1. Сущность методики Data Mining
- Вопрос 2. Построение модели оценки (классификации) потенциальных заемщиков на основе аналитической платформы Deductor Academic.
- Тема 7. Электронные банковские сети. Интернет- банкинг.
- Вопрос 1. Корпоративная сеть банка
- Вопрос 2. Основные банковские коммуникационные сети. Международная банковская система swift.
- Вопрос 3. Электронные системы межбанковских расчетов в Казахстане.
- Вопрос 4. Интернет-банкинг: состояние, проблемы и перспективы развития
- Тема 8. Проектирование информационных систем в экономике
- Вопрос 1. Принципы проектирования иэс.
- Вопрос 2. Понятие жизненного цикла ис. Этапы проектирования.
- Вопрос 3. Роль пользователя в создании аис и аит и постановке задач. Методика постановки задачи.
- Вопрос 4. Экономическая эффективность аит
- Тема 9. Защита информации.
- Вопрос 1. Компьютерные преступления и средства защиты информации. Обзор угроз безопасности.
- Основные направления компьютерных преступлений
- Вопрос 2. Методы и средства защиты информации
- Вопрос 3. Особенности защиты банковской информации