23.Формы предупреждения банкротства и меры оздоровления кредитных организаций
Особенностью банкротства кредитных организаций является то, что до применения собственно процедуры банкротства (конкурсного производства) закон о банкротстве предусматривает ряд мер, направленных на предупреждение банкротства кредитных организаций. Эти меры могут осуществляться в трех формах:
1.финансовое оздоровление кредитной организации;
2.назначение временной администрации по управлению кредитной организацией;
3.реорганизация кредитной организации
1.Финансовое оздоровление - одна из мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитной организации, разрабатываемая по инициативе ее учредителей (участников) и (или) руководства, а также по требованию ЦБ РФ.В целях финансового оздоровления кредитной организации могут осуществляться следующие меры:
-оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами;
-изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации;
-изменение организационной структуры кредитной организации;
-иные меры, осуществляемые в соответствии с федеральными законами.
«Финансовая помощь»
Собственники бизнеса могут сделать дополнительные взносы в уставный капитал кредитной организации либо поручиться за нее при получении кредита. Кроме того, они вправе разместить на депозите в проблемном банке денежные средства, что является прямым кредитованием.
«Изменение структуры активов и пассивов»
Как правило, при этом сокращаются расходы кредитной организации, в том числе на обслуживание долга и на управление. Продаются активы, не приносящие дохода, а также активы, отказ от которых не помешает выполнению банковских операций. Кроме того, снижается размер и (или) удельный вес текущих и краткосрочных обязательств в общей структуре пассивов.
«Изменение организационной структуры»
Изменяется состав и численность сотрудников кредитной организации, модифицируется внутренняя структура банка, сокращаются и ликвидируются обособленные и иные структурные подразделения компании.
В соответствии с методическими рекомендациями план мер по фин. оздоровлению должен состоять из 3 частей. В первой части дается оценка ситуации в КО:
1) общие сведения о КО;
2) роль и значение КО в экономике региона РФ;
3) динамика развития КО и причины возникновения финансовых трудностей;
4) финансовое состояние КО.
Во второй части содержатся мероприятия по финансовому оздоровлению, основными целями которого является восстановление собственного капитала КО до величины, позволяющей выполнить обязательные нормативы, и возврат КО к нормальной и устойчивой работе.
План мер по финансовому оздоровлению КО, представляемый в территориальное учреждение ЦБ, должен содержать пакет обосновывающих и подтверждающих документов по всем мероприятиям и конкретные сроки выполнения мероприятий по финансовому оздоровлению. В связи с этим при предъявлении неполного пакета документов территориальное учреждение ЦБ вправе требовать от КО устранения соответствующих недостатков.
В третьей части должны быть представлены результаты финансового оздоровления. КО рассчитывает ориентировочные показатели на конец каждого квартала и на момент завершения финансового оздоровления, определяет влияние мероприятий по финансовому оздоровлению на изменение размера собственных средств (капитала), рассчитанного в соответствии с Положением ЦБ, изменение структуры активов и пассивов и иные положительные тенденции в своей деятельности.
2. Назначение временной администрации
В период деятельности временной администрации полномочия исполнительных органов кредитной организации актом ЦБ РФ о назначении временной администрации могут быть либо ограничены, либо приостановлены. ЦБ РФ вправе назначить временную администрацию, если: 1) кредитная организация не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней и более с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации; 2) кредитная организация допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30 процентов при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных ЦБ РФ; 3) кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности, установленный ЦБ РФ, в течение последнего месяца более чем на 20 процентов; 4) кредитная организация не исполняет требования ЦБ РФ о замене руководителя кредитной организации либо об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации в установленный срок; 5) имеются основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. Временная администрация назначается ЦБ РФ на срок не более шести месяцев.Временная администрация обязана провести анализ финансового состояния кредитной организации и представить заключение о его результатах в Банк России. Руководитель и члены временной администрации не отвечают по обязательствам кредитной организации, а кредитная организация не отвечает по обязательствам руководителя и членов временной администрации. Иски в отношении кредитной организации не приостанавливают деятельности временной администрации.
3. Реорганизация кредитной организации
При реорганизации КО с созданием новой КО Банк России рассматривает вопрос о выдаче ей (им) новых лицензий на осуществление банковских операций. При этом принимаются во внимание лицензии на осуществление банковских операций.
Формы реорганизации кредитной организации:
1. Слияние. При слиянии двух и более кредитных организаций создается новое юридическое лицо (кредитная организация). К этой создаваемой в форме слияния кредитной организации в соответствии с передаточным актом переходят все права и обязанности сливающихся лиц. Вновь созданная кредитная организация становится правопреемником сливающихся юридических лиц.
2. Присоединение. При присоединении одной или нескольких кредитных организаций к другой кредитной организации к последней переходят права и обязанности присоединенного лица в соответствии с передаточным актом. Нового юридического лица не создается, но присоединяемая организация прекращает свое существование.
3. Разделение. При разделении кредитной организации на две или более ее права и обязанности переходят к вновь открывшимся банкам и небанковским кредитным организациям в соответствии с разделительным балансом.
4. Выделение. При выделении из состава кредитной организации одной или нескольких новых кредитных организаций к каждой из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.
5. Преобразование. При преобразовании кредитной организации из юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к вновь возникшей юридической организации переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Порядок реорганизации банков:
Подготавливается договор о слиянии/присоединении;
Уведомляется территориальное учреждение Банка России (не позднее, чем за 30 дней проведения общего собрания участников);
Проводятся совещание представителей территориальных учреждений Банка России с представителями реорганизующихся банков;
Проводится общее собрание участников каждого реорганизующегося банка
Кредиторы банка в письменной форме уведомляются о реорганизации (не позднее 30 дней с даты принятия общим собранием решения о реорганизации)
Проводится общее собрание участников всех банков, участвующих в реорганизации на котором, утверждаются учредительные документы, избирается совет директоров нового банка, образуются исполнительные органы и т.п.
Документы, связанные с реорганизацией, предоставляются в территориальное учреждение Банка России.
- 1 Вопрос Коммерческие банки и их операционная деятельность
- 3 Вопрос. Формирование собственного капитала коммерческого банка.
- 4 Вопрос. Организация внутреннего контроля деятельности кб на финансовом рынке. Управление портфелем ценных бумаг кб.
- 5 Вопрос. Банковские операции с драгоценными
- 7. Управление активами кредитной организации
- 8. Управление пассивами кредитной организации.
- 9. Общие основы деятельности коммерческого банка на финансовом рынке. Виды деятельности коммерческих банков на рынке ценных бумаг.
- 10. Управление рентабельностью основных направлений деятельности банка.
- 11. Система централизованного и децентрализованного управления ликвидностью кб
- 12. Нормативы рисков по пассивным и активным операциям. Ответственность кб за нарушение пруденциальных норм деятельности.
- 13. Облигации кб, формирование обязательных резервов, депонируемых в Банке России.
- Формирование обязательных резервов, депонируемых в Банке России
- 14.Межбанковские расчеты, кредиты и депозиты. Корреспондентские счета, открываемые банками.
- 15.Деятельность кб на вексельном рынке
- 16.Организация валютных операций в кб, виды счетов для нерезидентов и их режим.
- 17.Банковская срочная валютная сделка на условиях «опцион» и ее применение во внешнеэкономической деятельности предприятия
- 18. Банковская отчетность и анализ баланса банка
- 19.Кредитоспособность заемщиков кредитов и методика ее определения
- 20. Трастовые (доверительные) операции банка
- 21.Комерческий банк как агент налогового контроля. Организация денежного оборота в коммерческом банке. Режим кассовой дисциплины для предприятий и организаций.
- 22. Рефинансирование кредитных организаций как инструмент денежно- кредитной политики.
- 23.Формы предупреждения банкротства и меры оздоровления кредитных организаций
- 24.Срочные сделки и их основные виды. Использование срочных сделок с иностранной валютой для хеджирования валютного риска во внешней торговли.
- 25. Порядок формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам и ответственности банков за правильность его формирования.
- 26. Долгосрочный кредит и инвестиционный налоговый кредит
- 27. Банковские риски и их классификация. Управление банковским рисками. Депозитные банковские риски.
- 1.2Управление банковскими рисками.
- 28. Учет рисков, ликвидности и доходности активов при размещении средств.
- 29. Управление рисками и доходностью расчетных технологий при безналичных расчетах.
- 30. Платежный и расчетный баланс страны в системе валютного регулирования.