logo
Ответы Минаков

Понятие и классификация банковских информационных систем.

Разработкой АБС, ядром которой по функциональной и информационной направленности является система компьютеризации учетно-операционной деятельности банка, занимаются довольно много фирм как в России, так и за рубежом. Бурный качественный и количественный рост фирм-разработчиков АБС в России связан со становлением ее банковской системы и появлением необходимого для них рынка. Опыт внедрения АБС показал, что зарубежные системы не прижились на российском рынке. Они сравнительно дороги, нетиражируемы и недостаточно эффективны.  Основными российскими разработчиками АБС в течение длительного времени являются компании Diasoft, R-Style, "Программбанк", Кворум, ФОРС, Инверсия, Центр финансовых технологий. Типовой спектр банковских программных продуктов ориентирован на автоматизацию следующих подсистем:

Таблица 1 – Классификация банковских информационных подсистем российских фирм-производителей

Назначение программного продукта (подсистемы) Область использования

Банки Инвестиционные компании Страховые компании Предприятия Расчетно-кассовое обслуживание +      Частные вклады + +      Дилинг + +      Депозитарий + +      Внутренний учет + + + +  Управление и анализ + + + +  Страхование     +  Удаленный клиент +      Обменный пункт +    

Рассмотрим классификацию банковских программных продуктов и технологий на примере продукции компании Диасофт, т.к. ее доля на рынке банковских информационных технологий приходится 30 %. В настоящее время существуют три линии программных продуктов компании, ориентированных на различные технологические платформы и имеющих ряд характерных отличительных признаков. 1. Решение на основе системы DiasoftBANK 4x4 является наиболее массовым на сегодняшний день. Оно легко тиражируется, отличается относительной простотой при внедрении и эксплуатации.  2. Решение на базе системы "Новая Афина" способно поддержать работу крупного многофилиального банка. Идеология построения системы позволяет использовать ее как инструмент управления потоками финансовой информации в банке. Мощность системы обеспечивается в первую очередь возможностями промышленной СУБД Oracle. 3. Достоинство решения на основе системы DiasoftBANKING 5NT - полная интеграция программных продуктов линии Diasoft 5NT, работающих на общем финансовом ядре. Этим обеспечивается работа всех подразделений банка в рамках единого информационного пространства, автоматизированное управление бизнес-процессами банка в целом.  Каждый вариант решения представляет собой гибкую, настраиваемую многопараметрическую систему и обеспечивает многофилиальный, многовалютный учет по нескольким планам счетов. Встроенные средства развития системы предоставляют пользователям дополнительный инструмент по наращиванию ее функциональности. Функции администрирования и аудита позволяют обеспечить требуемый уровень информационной безопасности. Полное протоколирование всех действий пользователя (ввод, редактирование, удаление) позволяет проследить историю изменения информации в базе данных. Комплексные решения, базирующиеся на любой из вышеперечисленных систем, могут быть дополнены подсистемами, поддерживающими специальные направления деятельности банка: • обслуживание частных вкладчиков; • учет ценных бумаг и срочных операций на фондовом рынке; • учет срочных операций на денежном рынке; • общие фонды банковского управления; • внутрихозяйственную деятельность; • удаленное обслуживание клиентов; • валютно-обменные операции; • анализ финансовых показателей банка. Комплексность автоматизации банковской деятельности достигается за счет продуманной архитектуры, предусматривающей наличие ядра и ряда подсистем, развитой технологии разработки и эксплуатации программных систем. Указанные группы модулей в том или ином составе присутствуют в основных программных продуктах.

Рис. 2- Структурная схема комплексной автоматизации банка Ядро системы включает в себя базовые функции, необходимые для функционирования каждого программного продукта. Эти функции являются основой реализации системы автоматизации учетных операций.

Рис. 3 – Функции модулей автоматизации учетных операций К функциям модуля автоматизации учетных операций относится: - операционный учет, т.е. компоненты, которые служат основой так называемого операционного дня банка.  - учетные операции характерные для внутрибанковских операций, предназначенных для учета основных средств и других активов банка (зданий и сооружений, нематериальных активов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и т.д.),  - кадровый учет, включая заработную плату; - учет ценных бумаг (депозитарный и регистрационный учет). Состав и функции модулей активно-пассивных операций (см. рис. 2) предусматривают: • депозитное и кредитное обслуживание клиентов с автоматическим начислением процентов по гибкой схеме; • обеспечение процессинга банковских карт; • операции на рынках межбанковских кредитов и валютного обмена, внебиржевом и биржевом рынках ценных бумаг; • автоматизированный учет и оформление сделок; • управление портфелями ценных бумаг; • сохранение архива производимых операций. Функции модулей оказания интерактивных услуг предусматривают: • получение информации о деятельности банка и состоянии счетов клиентов, а также другой финансовой информации; • подготовку клиентами документов к оплате и заявок на конвертацию валюты; • открытие и закрытие краткосрочных вкладов; • передачу клиентами по каналам связи распоряжений банку; • удаленную работу с наличными средствами.  Группа модулей анализа и формирования отчетности ориентированна на задачи управления и прогнозирования, а также на задачи аналитической и оперативной отчетности.

Рис. 3 - Функции модулей анализа и формирования отчетности

Аналитические модули системы должны обеспечивать структуризацию и обработку данных для последующего принятия решений.