Тема 3.15. Организация безналичных расчетов в банковской практике
и межбанковские расчеты в финансовом секторе
Все хозяйственные сделки обязательно завершаются денежными расчетами, которые могут принимать как наличную, так и безналичную формы.
Безналичные расчёты – это денежные расчёты, выполняемые путём записей по счетам в банках, при которых деньги списываются со счёта плательщика и зачисляются на счёт получателя. Безналичные расчёты осуществляются на основе совокупности принципов их организации, форм и способов расчётов и связанного с ними документооборота.
Безналичные расчёты осуществляются по товарным и нетоварным операциям.
Расчёты по товарным операциям – это расчёты за отгружаемую предприятиями продукцию, которые сопровождаются движением платежных документов и денег.
Расчёты по нетоварным операциям – это расчёты с финансовой системой по уплате налогов, процентов за кредит и комиссионных с вышестоящими и прочими организациями.
Виды платежа следующие:
− полной суммой
− частями
− по сальдо взаимных требований.
Принципы организации расчетов:
1-й принцип: безналичные расчёты осуществляются по банковским счетам, которые открываются клиентам, как физическим, так и юридическим лицам – для хранения и перевода средств;
2-й принцип: платежи со счетов должны осуществляться банками по распоряжению их владельцев в порядке установленной ими очередности платежей и в пределах остатка средств на счёте;
3-й принцип: свобода выбора субъектами рынка форм безналичных расчётов и закрепления их в хозяйственных договорах при невмешательстве банков;
4-й принцип: принцип срочности платежа. Срочный платёж может осуществляться: до начала торговой операции, немедленно или через определённый срок после совершения торговой операции, в соответствии со сроками по договору. Досрочный платёж – выполнение денежных обязательств до истечения оговоренного договором срока. Отсроченный платёж – это когда при невозможности погасить денежное обязательство в намеченный срок осуществляется продление первоначального срока. Просроченным платёж считается при отсутствии средств у плательщика и невозможности получения кредита при наступлении срока платежа;
5-й принцип: принцип обеспеченности платежа. Предполагает наличие у плательщика или у его гаранта ликвидных средств для погашения обязательств перед получателем денежных средств.
Действующими нормативными актами предприятиям дано право без ограничений открывать в банках счета различных видов, которые предусмотрены действующим законодательством.
Каждое предприятие может иметь в банке только один основной счёт: расчётный или текущий. Владелец расчётного счета имеет полную экономическую и юридическую независимость. Открытие расчётного счёта после предоставления всего необходимого комплекта документов (заявление об открытии счета; заверенные регистрационной палатой или нотариально копии учредительных документов: устав, учредительный договор, свидетельство о регистрации; копии приказов (решений учредителей) о назначении должностных лиц; одну банковскую карточку с образцами подписей и оттиска печати, заверенные нотариально; справку о присвоении статистических кодов;
подлинник и копию свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе;
справки о постановке на учёт в Пенсионном фонде, Фонде медицинского страхования, Фонде занятости и Фонде социального страхования) сопровождается заключением договора о расчётно-кассовом обслуживании, по которому банк берет на себя обязательства по проведению расчётов, обеспечению сохранности и возврату средств, а также конфиденциальности информации о хозяйственной деятельности клиента, а клиент несёт ответственность за достоверность документов по проведению операций по счетам.
Расчётные счета открываются юридическим лицам – резидентам, являющимся по российскому законодательству коммерческими организациями, а также гражданам-предпринимателям, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющим свою деятельность , но не как юридическое лицо. Расчётные счета предназначены для: зачисления выручки от реализации продукции (работ, услуг); учёта внереализационных доходов и сумм, полученных от банков кредитов и иных поступлений; осуществления расчётов с поставщиками, с бюджетом по налогам и приравненным к ним платежам, с работниками по выплате им заработной платы, с внебюджетными фондами по отчислениям в них, с банками по полученным от них кредитам и процентам по ним; а также осуществления платежей по решению суда и иных органов, правомочных принимать решение о бесспорном списании средств с расчётного счёта юридического лица, и др.
Текущие счета открываются учреждениям и организациям, не занимающимся предпринимательской деятельностью (общественные, религиозные, благотворительные фонды и др.). Они предназначены для проведения расчётов в соответствии с уставными целями деятельности указанных организаций и на основании сметы, утвержденной вышестоящей организацией.
Перечень операций по таким счета регламентируется. Текущие счета могут также открываться филиалам и представительствам юридических лиц и кооперативов при предоставлении их ходатайства, в котором будет указан характер проводимых по счёту операций. В этом случае текущие счета могут быть использованы для совершения расчётных операций, связанных с оплатой труда, административно-хозяйственными расходами и т.д.
Бюджетные счета открываются предприятиям и организациям, которым выделяются средства за счёт федерального или местного бюджета для их целевого использования, остатки неиспользованных средств на бюджетном счёте распорядителя бюджетных средств перечисляются его платёжным документом на счёт органа федерального казначейства.
Списание денежных средств со счета осуществляется на основании расчетных документов, составленных в соответствии с требованиями Положения о безналичных расчетах в РФ от 8.09.2000г. № 120-П и в пределах имеющихся на счете средств, если иное не предусмотрено в договорах, заключаемых между Банком России или кредитными организациями и их клиентами.
При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств осуществляется по мере их поступления в очередности , установленной законодательством.
Ограничение прав владельца счета на распоряжение находящимися на нем денежными средствами не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Формы безналичных расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами.
В соответствии с вышеназванным положением в Российской Федерации утверждены следующие формы расчетов:
− расчеты платежными поручениями;
− расчеты по аккредитиву;
− расчеты чеками;
− расчеты по инкассо.
В качестве участников расчетов рассматриваются плательщики и получатели средств (взыскатели), а также обслуживающие их банки и банкикорреспонденты.
Банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов. Взаимные претензии по расчетам между получателем средств, кроме возникших по вине банков, решаются в установленном законодательством порядке без участия банков.
Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов, которые представляют собой оформеленное в виде документа на бумажном носителе или в установленных случаях электронного платежного документа:
распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;
распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем) При осуществлении безналичных расчетов используются следующие расчетные документы:
− платежные поручения
− аккредитивы
− чеки
− платежные требования
− инкассовые поручения
Бланки расчетных документов изготавливаются в типографии или с использованием электронно-вычислительных машин.
Расчетные документы должны содержать следующие реквизиты:
− наименование расчетного документа и код формы по ОКУД 011-93;
− номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки;
− вид платежа
− наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
− наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;
− наименование получателя средств, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)
− наименование и местонахождение банка получателя, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;
− назначение платежа. Налог, подлежащий уплате, выделяется в расчетном документе отдельной строкой (в противном случае должно быть указание на то, что налог не уплачивается).
− сумму платежа, обозначенную прописью и цифрами;
− очередность платежа;
− вид операции
− подписи уполномоченных лиц и оттиск печати в установленных случаях)
Исправления, помарки и подчистки, а также использование корректирующей жидкости в расчетных документах не допускаются.
Расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение десяти календарных дней не считая дня выписки.
Расчетные документы предъявляются в банк в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчетов. Второй и последующие экземпляры расчетных документов могут быть изготовлены с использованием копировальной бумаги, множительной техники или электронновычислительных машин.
Расчетные документы принимаются банками к исполнению при наличии на первом экземпляре (кроме чеков) двух подписей первой и второй) лиц, имеющих право подписывать расчетные документы, или одной подписи при отсутствии в штате организации лица, которому может быть предоставлено право второй подписи) и оттиска печати (кроме чеков), заявленных в карточке с образцами подписей и оттиска печати.
Расчетные документы индивидуальных предпринимателей принимаются банками к исполнению при наличии на первом экземпляре одной подписи, заявленной в карточке с образцами подписей и оттиска печати, без проставления оттиска печати либо с оттиском печати, если она имеется и заявлена в указанной карточке.
Расчетные документы принимаются банками к исполнению независимо от их суммы.
При приеме банком расчетных документов осуществляется их проверка в соответствии с требованиями, установленными правилами ведения бухгалтерского учета. Расчетные документы, оформленные с нарушением установленных требований, приему не подлежат.
Списание банком денежных средств со счета производится на основании первого экземпляра расчетного документа.
Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в том или другом банке. Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, если это установлено договором банковского счета.
Платежными поручениями могут производиться:
− перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
− перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;
− перечисления денежных средств в целях возврата /размещения кредитов займов)/ депозитов и уплаты процентов по ним;
− перечисления по распоряжениям физических лиц или в пользу физических лиц (в том числе без открытия счета);
− перечисления денежных средств в других целях предусмотренных законодательством или договором.
Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика.
При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика, а также если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств, платежные поручения помещаются в картотеку по внебалансовому счету № 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок» и оплачиваются по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством.
Допускается частичная оплата платежных поручений из картотеки.
Банк обязан информировать плательщика по его требованию об исполнении платежного поручения не позже следующего рабочего дня после обращения плательщика в банк, если иной срок не предусмотрен договором банковского счета. Порядок информирования плательщика определяется договором банковского счета.
Форма расчетного документа, предназначенная для заполнения физическими лицами, разрабатывается кредитными организациями самостоятельно с таким условием, что в нем должны быть предусмотрены все необходимые для перечисления средств реквизиты, на основании которых кредитной организацией заполняется платежное поручение формы 0401060.
Аккредитив, представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (банк-эмитент) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (исполняющий банк) произвести такие платежи.
Банками могут открываться следующие виды аккредитивов:
покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);
отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными)
При открытии покрытого (депонированного) аккредитива банк – эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива. При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк – эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива. Порядок списания денежных средств с корреспондентского счета банка – эмитента по гарантированному аккредитиву определяется по соглашению между банками.
Отзывным является аккредитив, который может быть изменен или отменен банком – эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств и без каких либо обязательств банка – эмитента перед получателем средств после отзыва аккредитива. Безотзывным признается аккредитив, который может быть отменен только с согласия получателя средств. По просьбе банка – эмитента исполняющий банк может подтвердить безотзывный аккредитив (подтвержденный аккредитив). Порядок предоставления подтверждения по безотзывному подтвержденному аккредитиву определяется по соглашению между банками.
Каждый аккредитив должен иметь указание на его вид.
Аккредитив предназначен для расчетов с одним получателем средств.
Условиями аккредитива может быть предусмотрен акцепт уполномоченного плательщиком лица.
Получатель средств может отказаться от использования аккредитива до истечения срока его действия, если возможность такого отказа предусмотрена условиями аккредитива.
Порядок расчетов по аккредитиву устанавливаются в основном договоре, в котором отражаются следующие условия:
наименование банка – эмитента;
наименование банка, обслуживающего получателя средств;
наименование получателя средств;
сумма аккредитива;
вид аккредитива;
способ извещения получателя средств об открытии аккредитива;
способ извещения плательщика о номере счета для депонирования средств, открытого исполняющим банком;
полный перечень и точная характеристика документов, представляемых получателем средств;
сроки действия аккредитива, представления документов, подтверждающих поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), и требования к оформлению указанных документов;
условие оплаты (с акцептом или без акцепта);
ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение обязательств)
В основной договор могут быть иные условия, касающиеся порядка расчетов по аккредитиву. Платеж по аккредитиву производиться в безналичном порядке путем перечисления суммы аккредитива на счет получателя средств. Допускаются частичные платежи по аккредитиву.
За нарушения, допущенные при исполнении аккредитивной формы расчетов, банки несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Порядок работы с аккредитивами в банке – эмитенте.
Плательщик представляет обслуживающему банку аккредитив на банке, в котором кроме реквизитов, плательщик обязан указать:
вид аккредитива (при отсутствии указания на то, что аккредитив является безотзывным, он считается отзывным);
условие оплаты аккредитива (с акцептом или без акцепта);
номер счета, открытый исполняющим банком для депонирования средств при покрытом депонированном) аккредитиве;
срок действия аккредитива с указанием даты (число, месяц и год) его закрытия;
полное и точное наименование документов, против которых производится платеж по аккредитиву;
наименование товаров работ, услуг) для оплаты которых открывается аккредитив, номер и дату основного договора, срок отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), грузополучателя и место назначения (при оплате товаров).
При отсутствии хотя бы одного из этих реквизитов, банк отказывает в открытии аккредитива.
Для осуществления расчетов по покрытому (депонированному) аккредитиву плательщик указывает в аккредитиве открытый в установленном порядке исполняющим банком номер лицевого счета балансового счета №40901 «Аккредитивы к оплате», доводимый исполняющим банком до сведения получателя средств, а получателем средств – до сведения плательщика.
При выставлении непокрытого (гарантированного) аккредитива поле «Счет № (40901)» в аккредитиве не заполняется.
Если платеж по аккредитиву должен быть произведен против реестра счетов без акцепта уполномоченного плательщиком лица, в аккредитив могут быть включены следующие дополнительные условия:
отгрузка товаров в определенные пункты назначения;
представление документов, удостоверяющих качество продукции,
или актов о приемке товаров для отсылки их через исполняющий
банк и банк – эмитент плательщику;
запрещение частичных выплат по аккредитиву;
способ транспортировки;
другие условия, предусмотренные основным договором.
Учет сумм непокрытых (гарантированных) аккредитивов осуществляется банком – эмитентом на внебалансовом счете № 91404 «Гарантии, выданные банком».
Учет сумм покрытых (депонированных) аккредитивов осуществляется банком – эмитентом на внебалансовом счете № 90907 «Выставленные аккредитивы».
В случае отзыва (полного или частичного) или изменения условий аккредитива плательщиком представляется в банк – эмитент соответствующее распоряжение, составленное в произвольной форме в трех экземплярах и оформленное на всех экземплярах подписями лиц, имеющих право подписи расчетных документов, и оттиском печати.
Два экземпляра распоряжения не позже рабочего дня, следующего за днем его получения, пересылаются в исполняющий банк. Один экземпляр распоряжения передается исполняющим банком получателю средств, другой служит основанием для возврата денежных средств либо изменения условий аккредитива.
При установлении несоответствия документов, принятых исполняющим банком от получателя средств, условиям аккредитива банк –эмитент вправе требовать от исполняющего банка по покрытому (депонированному) аккредитиву возмещения сумм выплаченных получателю средств, а по непокрытому (гарантированному) аккредитиву – восстановления сумм, списанных с его корреспондентского счета.
Банк – эмитент обязан не позже рабочего дня, следующего за днем возврата суммы неиспользованного покрытого (депонированного) аккредитива, зачислить ее на счет плательщика, с которого были перечислены денежные средства в счет покрытия по аккредитиву.
Для получения денежных средств по аккредитиву получатель средств представляет в исполняющий банк четыре экземпляра реестра счетов формы 0401065, отгрузочные и другие предусмотренные условиями аккредитива документы. Указанные документы должны быть представлены в пределах срока действия аккредитива.
Исполняющий банк обязан проверить соответствие документов, представленных получателем средств, документам предусмотренным аккредитивом, а также правильность оформления реестра счетов, соответствие подписей и оттиска печати получателя средств образцам, заявленным в карточке с образцами подписей и оттиска печати.
При установлении нарушений в части представления документов, предусмотренных аккредитивом, а также правильности оформления реестров счетов платеж по аккредитиву не производится, документы возвращаются получателю средств. Получатель вправе повторно представить документы, предусмотренные аккредитивом, до истечения срока его действия.
Неиспользованная или отозванная сумма покрытого (депонированного) аккредитива подлежит возврату исполняющим банком платежным поручением банку – эмитенту одновременно с закрытием аккредитива или уменьшением его суммы.
О закрытии аккредитива исполняющий банк должен направить в банк -эмитент уведомление в произвольной форме.
Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо (юридическое или физическое), имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем – лицо (юридическое или физическое), в пользу которого выдан чек, плательщиком – банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.
Чек оплачивается плательщиком за счет денежных средств чекодателя.
Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для его предъявления к оплате. Представление чека в банк, обслуживающий чекодержателя, для получения платежа считается предъявлением чека к оплате. Плательщик по чеку обязан удостовериться всеми доступными ему способами в подлинности чека. Порядок возложения убытков, возникших вследствие оплаты плательщиком подложного, похищенного или утраченного чека, регулируется законодательством.
Для осуществления безналичных расчетов могут применяться чеки, выпускаемые кредитными организациями, которые могут использоваться клиентами кредитной организации, выпускающей эти чеки, а также в межбанковских расчетах при наличии корреспондентских отношений. Чеки выпускаемые кредитными организациями, не применяются для расчетов через подразделения расчетной сети Банка России.
На территории РФ чек подлежит оплате в течение:
10 дней – если он выписан на территории РФ;
20 дней – если он выписан на территории государств СНГ.
70 дней – если он выписан на территории иных государств.
Чек должен содержать все обязательные реквизиты, установленные ГК РФ, а также может содержать дополнительные реквизиты, определяемые спецификой банковской деятельности и налоговым законодательством. Форма чека определяется кредитной организацией самостоятельно.
В случае, когда сфера обращения чеков ограничивается кредитной организации и ее клиентами, чеки используются на основании договора о расчетах чеками, заключаемого между кредитной организацией и клиентом. Чеки, выпускаемые кредитными организациями, могут применяться в межбанковских расчетах на основании договоров, заключаемых с клиентами, и межбанковских соглашений о расчетах чеками в соответствии с внутрибанковскими правилами проведения операций с чеками, разрабатываемыми кредитными организациями и определяющими порядок и условия использования чеков.
Межбанковское соглашение о расчетах чеками может предусматривать:
условия обращения чеков при осуществлении расчетов;
порядок открытия и ведения счетов, на которых учитываются операции с чеками;
состав, способы и сроки передачи информации, связанной с обращением чеков;
порядок подкрепления счетов кредитных организаций – участников расчетов;
обязательства и ответственность кредитных организаций – участников расчетов;
порядок изменения и расторжения соглашения.
Внутрибанковские правила проведения операций с чеками, определяющие порядок и условия их использования, должны предусматривать:
форму чека, перечень его реквизитов обязательных, дополнительных) и порядок заполнения чека;
перечень участников расчетов данными чеками;
срок предъявления чеков к оплате;
условия оплаты чеков;
ведение расчетов и состав операций по чекообороту;
бухгалтерское оформление операций с чеками;
порядок архивирования чеков.
Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другие банки ( исполняющий банк).
Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом ) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производиться без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).
Платежные требования и инкассовые поручения предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя).
Банк – эмитент, принявший на инкассо расчетные документы, принимает на себя обязательство доставить их по назначению. Порядок и сроки возмещения затрат по доставке расчетных документов отражаются в договоре банковского счета с клиентом.
Ответственный исполнитель исполняющего банка осуществляет контроль полноты и правильности заполнения реквизитов платежных требований и инкассовых поручений. Расчетные документы, оформленные с нарушением требований, подлежат возврату, в соответствии с этим в регистрационном журнале делается запись с указанием даты и причины возврата.
При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика и при отсутствии в договоре банковского счета условия об оплате расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств платежные требования, акцептованные плательщиком, платежные требования на безакцептное списание денежных средств и инкассовые поручения помещаются в картотеку по внебалансовому счету № 90902 «Расчетные документы не оплаченные в срок» с указанием даты помещения в картотеку.
Банк-эмитент доводит извещение о постановке в картотеку до клиента при получении извещения от исполняющего банка.
Оплата расчетных документов производиться по мере поступления денежных средств на счет плательщика в очередности, установленной законодательством. Допускается частичная оплата платежных требований, инкассовых поручений, находящихся в картотеке. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поручения клиента по получению платежа на основании платежного требования или инкассового поручения банк-эмитент несет перед ним ответственность в соответствии с законодательством.
Платежное требование является расчетным документом, содержащим требование получателя средств к плательщику об уплате определенной денежной суммы через банк. Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором.
Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика. Без акцепта плательщика расчеты платежными требованиями осуществляются в случаях:
− установленных законодательством;
− предусмотренных сторонами по основному договору при предоставлении банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.
Кроме реквизитов в платежном требовании указываются:
− условия оплаты;
− срок для акцепта;
− дата отсылки (вручения) плательщику предусмотренных договором документов в случае, если эти документы были отосланы(вручены) им плательщику;
− наименование товара (выполненных работ, оказанных услуг), номер и дата договора, номера документов, подтверждающих поставку товара (выполнение работ, оказание услуг), дата поставки товара, работ, услуг, способ поставки товара и другие реквизиты – в поле «Назначение платежа».
Срок для акцепта платежных требований определяется сторонами по основному договору, срок для акцепта должен быть не менее пяти рабочих дней. Плательщик вправе отказаться полностью или частично от акцепта платежных требований по основаниям, предусмотренным в основном договоре, в том числе в случае несоответствия применяемой формы расчетов заключенному договору, с обязательной ссылкой на пункт. Номер. Дату договора и указанием мотивов отказа. Отказ плательщика от оплаты платежного требования оформляется письменным заявлением об отказе в трех экземплярах.
Ответственность за необоснованный отказ от оплаты платежных требований несет плательщик. Банки не рассматривают претензии по существу отказов от акцепта. Все возникающие между плательщиком и получателем средств разногласия разрешаются в порядке, предусмотренном законодательством.
При неполучении в установленный срок отказа от акцепта платежных требований они считаются акцептованными и на следующий рабочий день после истечения срока акцепта изымаются из картотеки и оплачиваются со счетов плательщиков при наличии денежных средств на счете.
В платежном требовании на безакцептное списание денежных средств со счетов плательщиков на основании законодательства в поле «Условие оплаты» получатель средств проставляет «без акцепта», а также делает ссылку на закон (с указанием его номера, даты принятия), на основании которого осуществляется взыскание, либо дату и номер основного договора и соответствующий его пункт, предусматривающий право безакцептного списания.
При отсутствии указания «без акцепта» платежные требования подлежат оплате плательщиком в порядке предварительного акцепта со сроком для акцепта пять рабочих дня.
Ответственность за обоснованность выставления платежного требования на безакцептное списание денежных средств несет получатель средств.
Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.
Инкассовые поручения применяются:
− в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;
− для взыскания по исполнительным документам;
− в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку. Обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.
Инкассовые поручения на взыскание денежных средств со счетов, выставленные на основании исполнительных документов, принимаются банком взыскателя с приложением подлинника исполнительного документа либо его дубликата и до истечения срока, установленного законодательством.
Отсутствие условия о списании денежных средств в бесспорном порядке в договоре банковского счёта либо дополнительного соглашения к договору банковского счёта, а также отсутствие сведений о кредиторе (получателе средств) и иных сведений является основанием для отказа банком в оплате инкассового поручения.
Инкассовое поручение должно содержать ссылку на дату, номер основного договора и соответствующий пункт, предусматривающий право бесспорного списания.
Исполнительный документ, взыскание денежных средств по которому произведено или прекращено в соответствии с законодательством, возвращается исполняющим банком заказной почтой с уведомлением в суд или другой орган, выдающий исполнительный документ. Исполняющий банк делает на исполнительном документе отметку о дате его исполнения с указанием взысканной суммы или дате возврата с указанием основания прекращения взыскания (номер и дата заявления взыскателя, определения суда (арбитражного суда) или иного документа) и взысканной суммы, если имела место частичная оплата документа.
Межбанковские расчеты возникают тогда, когда плательщик и получатель средств обслуживаются разными банками, а также при взаимном кредитовании банков и перемещении наличных денег. Такие расчеты осуществляются через корреспондентские счета, открывающиеся на балансе каждого банка.
Корреспондентские отношения - это договорные отношения между банками с целью взаимного выполнения операций. Банки , устанавливающие такие отношения, называются банками-корреспондентами.
Предметом этих отношений являются два вида операций. К первым относятся операции по коммерческим сделкам клиентов и оказанию им трастовых услуг: платежи на основе различных форм расчетов (дебетовых и кредитовых переводов, аккредитива, инкассо), клиринг, операции с ценными бумагами, предоставление гарантий и т.д. Собственные операции банков включают активные и пассивные кредитные операции, покупку и продажу валют, ценных бумаг и др.
Корреспондентские отношения сопровождаются открытием счетов на взаимной основе (друг у друга) или в одностороннем порядке (только у одного из партнеров, обычно у крупного банка). Выбор в пользу взаимных или односторонних корреспондентских отношений зависит от различных факторов: взаимных потоков платежей, цены и спроса на рынке кредитных ресурсов, возможности участия в торгах на региональных валютных биржах, а также возможности оперативного отзыва находящихся на корсчетах средств.
Для открытия корреспондентского счета представляются заявление, карточка с образцами подписей ответственных лиц и оттиском печати, список филиалов, которым предоставлено право совершать операции по счетам с указанием их точных адресов, номеров телексов, факсов и других данных.
Стороны договариваются о переводном телеграфном ключе, применение которого исключит злоупотребление счетом.
Корреспондентский счет - это счет одного банка, открытый в другом банке, на котором отражаются платежи, проведенные последним по поручению, и за счет первого банка на основе заключенного между ними корреспондентского договора.
Открываемые после заключения договоров корреспондентские счета подразделяются на несколько видов: счета «Ностро» - текущие счета на имя коммерческого банка у банка-корреспондента, отражаемые в активе баланса первого; счета «Лоро» - текущие счета на имя банка-корреспондента у коммерческого банка, отражаемые у него в пассиве баланса; счета «Востро» - счета иностранных банков в банке-резиденте в местной валюте или в валюте третьей страны.
Счета «Ностро» в одном банке являются счетами «Лоро» у его банковкорреспондентов и наоборот. Счета «Востро» - те же счета «Лоро», относящиеся к иностранным банкам-корреспондентам.
Записи по счетам осуществляются по срокам валютирования, которые устанавливаются на основании приказов по банку.
Дата валютирования - дата по наступлении которой дебетовая или кредитовая проводка становится реальной, а проведенная сумма поступает в распоряжение клиента или самого банка.
Представляя собой разновидность депозитного счета до востребования, корреспондентский счет выполняет те же функции, что и расчетный счет предприятия, но с учетом специфики деятельности банка. На счете, главным образом в РКЦ, хранятся временно свободные собственные и привлеченные средства коммерческих банков. Круг отражаемых операций довольно широк:
− по кредитно-расчетному, кассовому и иному обслуживанию клиентуры самого банка: перечислению и взысканию денежных средств, обусловленных куплей-продажей товаров и услуг, расчетам с бюджетом по уплате налогов, сборов и пошлин, внебюджетными фондами, страховыми компаниями по всем видам страхования и др.
Часть операций обусловлена приемом и выдачей клиентам наличных денег для выплаты заработной платы и премий работающим и для административно-хозяйственных расходов.
− операции по межбанковским займам и депозитам, с ценными бумагами, покупке-продаже валют, перечислению резервных требований.
− собственно хозяйственные операции банка, платежи в бюджет и внебюджетные фонды, управленческие расходы и др.
Каждый банк имеет не один корсчет, а несколько. Перечисленные виды операций распределяются между всеми счетами банка. Характер и число счетов зависят от того, в каких подсистемах межбанковских расчетах задействован коммерческий банк. Организация корреспондентских отношений в банках осуществляется соответствующими отделами, управлениями или секторами в составе операционно-расчетных центров.
Подсистемы межбанковских расчетов можно представить в укрупненном виде следующих подсистем, применяемых каждым коммерческим банком России:
1. Валовые (брутто) расчеты через РКЦ с банками:
− одного и того же региона местонахождения с участием региональных (межрегиональных) центров информатизации (РЦИ, МЦИ) , так называемые «прямые расчеты»;
− России, расположенными за пределами региона местонахождения банка или в этом же регионе, но не являющимися участниками прямых расчетов через РЦИ;
− ближнего зарубежья;
− при прямых корреспондентских отношениях с банками:
2. Неттинг (клиринг) расчеты, главным образом внутри России, через:
− РКЦ в порядке эксперимента;
− расчетные центры крупных банков по некоторому объему платежей;
− клиринговые центры по некоторому объему платежей;
− головной банк с другими филиалами банка (межфилиальные расчеты)
Основными требованиями к расчетам в процессе межбанковских корреспондентских отношений являются достаточная оперативность и предсказуемость платежей, высокая надежность, безопасность, экономическая эффективность и широкое их разнообразие в соответствии с потребностями пользователей.
Межбанковские расчеты осуществляются согласно тем же принципам, присущим безналичным расчетам, но вместе с тем выделяются своей особой ролью. Банки являются начальным и конечным звеном в цепи расчетов между всевозможными экономическими субъектами, их невозможно было бы проводить, если бы не существовала система расчетов между самими банками.
Среди принципов безналичных расчетов следует выделить те, которые имеют основополагающее значение для организации межбанковских расчетов.
Главный принцип - поддержание банками своей ликвидности (наличие средств на корреспондентском счете) на уровне, обеспечивающем бесперебойное, в полном размере, проведение расчетов с другими банками, особенно по платежам клиентуры. Банк должен в любой момент суметь удовлетворить требования своих клиентов о снятии денег со счетов и осуществлении платежей по их поручениям. Банк стремиться совместить получение прибыли, требующее замораживания активов на относительно долгий срок, с гарантией надежности, предполагающей свободную (без потерь прибыли) конверсию финансовых активов в платежные средства.
Корсчет - аналог расчетного счета предприятия, но если отсутствие средств у предприятия и снижение ликвидности предприятия - обычное, кратковременное явление в период нормализации экономики и не представляет ей особой угрозы, то отсутствие средств на корсчете и падение ликвидности банка даже в течение небольших сроков могут повлечь тяжелые последствия, т.к. прежде, чем клиенты банков смогут произвести соответствующие расчеты друг с другом, должны расплатиться их банки.
Учитывая условия кризиса, банки должны обеспечивать управление своей ликвидностью, а соответственно и своевременное поступление необходимых средств на свои корсчета, осмотрительно пуская их в экономический оборот. Подкрепление счетов производится зачислением средств, направляемых в адрес банка, а также получением кредитов в других банках, в том числе в учреждениях центрального банка.
Принцип проведения контроля за правильностью совершения межбанковских расчетов. Специфика его и особая роль заключаются в постоянном взаимном контроле за синхронностью и полной идентичностью проводимых сумм, во-первых по счетам клиентов в банках и по корреспондентским счетам банков в РКЦ (или в банках-корреспондентах), во-вторых, по счетам и по балансам собственно самих участников расчетов - коммерческих банков - корреспондентов при расчетах их между собой, а также при расчетах между РКЦ.
Контроль за правильностью совершения межбанковских расчетов и прохождением документов в процессе оплаты в банке, а затем РКЦ ужесточен на основе введения ряда счетов по учету неоплаченных в срок документов, а также отчетности по объему (количеству и сумме) таких документов.
Ключевую роль в организации межбанковских и общехозяйственных расчетов играет Банк России. Во-первых, согласно закону о Центральном банке он является методологическим центром, а также органом контроля и надзора в данной сфере. Во-вторых, ЦБ РФ организует и управляет через свои учреждения - РКЦ системой перевода средств между банками на валовой основе, на которую приходится в России преобладающий объем межбанковских расчетов. В-третьих, он проводит окончательные расчеты по клирингу путем перечислении по счетам, открытым в РКЦ, чистых обязательств и требований по результатам зачета. В-четвертых, ЦБ РФ оказывает услуги по завершению расчетов путем предоставления кредитов для поддержания ликвидности коммерческих банков.
Система межбанковских расчетов базируется на осуществлении платежей через корреспондентские счета коммерческих банков, открытые главным образом в учреждениях ЦБ РФ, расчетно-кассовых центрах (РКЦ), являющихся посредниками в платежах и кредитах между коммерческими банками.
Основная функция РКЦ - проведение расчетов между учреждениями разных банков с необходимым ведением корсчетов. Расчеты производятся на валовой основе. Вместе с тем РКЦ занимаются эмиссионно-кассовыми, а также многими другими операциями.
Корреспондентские счета открываются в РКЦ по месту нахождения коммерческих банков на основании заявлений этих банков, образцов подписей и печати. Филиалы банков имеют корсчета типа субсчетов. В целях внедрения расчетов в режиме реального времени крупные многофилиальные банки проводят линию на консолидацию счетов своих подразделений и централизацию расчетов.
Большая часть операций РКЦ связана с обслуживанием клиентов коммерческими банками и прежде всего с проведением расчетов между самими хозорганами.
Клиентам рекомендуется представлять в банк расчетные документы накануне наступления срока платежа (платежи в бюджет, внебюджетные фонды, плановые платежи). Если срок платежа на документе не проставлен, то сроком платежа считается дата принятия документа от клиента. Платежные документы оформляются в соответствии с установленными требованиями с обязательным указанием идентификационных номеров налогоплательщиков (ИНН), присвоенных органами госналогслужбы, а также банковских идентификационных кодов (БИКов).
Средства, списанные с расчетных, текущих, бюджетных счетов клиентов и неоплаченные банком из-за отсутствия средств на корреспондентском счете, учитываются последним как просроченная кредиторская задолженность на отдельном балансовом счете «Документы, списанные со счетов клиентов, но не проведенные по корреспондентскому счету кредитной организации».
После списания средств со счетов клиентов банк формирует расчетные документы по группам очередности платежей, а внутри группы - по срокам платежей. Для предоставления документов в РКЦ по каждой группе очередности и по сроку платежа банк составляет отдельное сводное платежное поручение, к которому прилагаются два экземпляра расчетных документов клиентов и опись расчетных документов. Срок платежа и его очередность (группы 1-5) заполняются банком в соответствующих графах сводного платежного поручения.
При отсутствии средств на корреспондентском счете банка неоплаченные платежные документы:
по первой - пятой группам очередности помещаются в картотеку к отдельному внебалансовому счету «Неоплаченные в срок расчетные документы из-за отсутствия средств на корреспондентском счете кредитной организации», открываемому в РКЦ, а также в кредитных организациях, ведущих счета «Лоро». РКЦ и указанные кредитные организации обязаны не позднее следующего дня выслать (передать) банку извещение о том, какие документы помещены в картотеку к этому счету;
по шестой группе очередности возвращаются банку для помещения в картотеку документов к внебалансовому счету «Неоплаченные расчетные документы клиентов из-за отсутствия средств на корреспондентском счете кредитной организации».
Банк обязан не позднее следующего рабочего дня выслать извещение клиенту о помещении переданных им на исполнение расчетных документов в картотеку из-за отсутствия средств на корреспондентском счете.
При оплате расчетных документов из картотеки к внебалансовому счету штрафы, пени РКЦ и кредитными организациями, ведущими счета «Лоро», не начисляются, за исключением отдельных случаев. Разногласия, возникающие по несвоевременной оплате расчетных документов, рассматриваются между получателем средств и плательщиком в соответствии с действующим законодательством.
Расчеты между самими коммерческими банками отражаются по их корсчетам, открытым в РКЦ. Расчеты же между последними по операциям коммерческих банков, а также по их собственным операциям осуществляются через счета межфилиальных оборотов (МФО), для чего РКЦ присваиваются номера по МФО. (Коммерческими банками такие счета не открываются.)
На этих счетах отражаются операции по перечислению платежей на счета коммерческих банков - получателей средств, обслуживаемых в других РКЦ.
Средством межфилиальных расчетов является авизо по МФО. Авизо составляются и отправляются РКЦ в адрес другого РКЦ для завершения межфилиальных операций. РКЦ, начавший операцию по расчетам (начальный провод), условно называется филиалом «А», а принявший авизо к ответному проводу, - филиалом «Б». Авизо пересылаются посредством спецсвязи или телеграфом. Межбанковские расчеты существенно ускоряются, если они совершаются с помощью электронных платежей.
Правильность совершения расчетов расчетно-кассовыми центрами подтверждается совпадением начальных и ответных оборотов в процессе квитовки, т.е. сопоставления каждого ответного провода с начальным.
Контроль за правильностью совершения расчетов между хозорганами осуществляют коммерческие банки и их учреждения. В необходимых случаях привлекаются РКЦ и РЦИ Банка России.
С целью выявления полноты и своевременности совершения операций по корсчетам проводится выверка расчетов между РКЦ и обслуживаемыми им коммерческими банками. Для этого каждым банком ежемесячно составляется специальная ведомость, которая затем представляется РКЦ до 5-го числа за предыдущий месяц.
Главным направлением развития межбанковских расчетов в России является широкое распространение клиринга, а затем на этой базе – организаций типа «банка банков».
Клиринг в банковской сфере может проводиться как внутри страны, так и между странами (международный валютный клиринг).
В зависимости от сферы применения межбанковский клиринг может быть: локальным - между банками какого-либо региона либо между банками определенной банковской группы, и (или) между филиалами одного банка (внутрибанковским); общегосударственным - в пределах всей страны.
Можно выделить совершаемые клиринги:
− через учреждения центрального банка и крупнейшие коммерческие банки;
− через специальные межбанковские организации - расчетные (клиринговые) палаты и жиросети (жироцентрали);
− через клиринговый отдел (расчетный центр) головного банка – при расчетах между его отделениями (филиалами) внутрибанковский клиринг.
Конечное сальдо в любом случае оплачивается с корсчетов коммерческих банков, открытых в центральном банке.
Базу для проведения клиринга составляют корсчета банков, которые могут открываться друг у друга или в специальном клиринговом центре. Количество банков участников определяет эффективность клиринга: чем больше объем операций, тем полнее происходит урегулирование взаимных требований.
Банковский клиринг тесно связан с межхозяйственным. Благодаря тому, что зачитываются взаимные платежи клиентов, происходит зачет платежей банков. Платежи могут проводиться на валовой либо на чистой основе. В первом случае расчеты по каждой сделке осуществляются отдельно, во втором - банки-участники дают возможность требованиям и обязательствам накопиться на протяжении определенного периода времени (как правило одного операционного дня). В конце периода проводятся расчеты только по взаимно зачтенным обязательствам. Такой взаимозачет сумм кредиторской и дебиторской задолженности может иметь место между двумя сторонами (двусторонний взаимозачет) или тремя и более сторонами (многосторонний взаимозачет).
Функции учета взаимных обязательств участников клиринговой системы выполняет Клиринговая палата, которая является формальным или неформальным соглашением между банками об обмене платежными инструментами (в бумажном или электронном виде) в определенное время.
Окончательный расчет по клирингу осуществляется расчетным агентом. Роль агента состоит в том, чтобы в ходе взаимозачета получать платежи по расчетам от нетто-дебиторов и переводить средства на счета неттокредиторов. Расчетный агент может выполнять и другие банковские операции - предоставлять кредиты для завершения расчетов и хранить залог для обеспечения обязательств по расчетам. Расчетный агент назначается или избирается членами клиринговой палаты.
Процесс взаимозачета обязательств сторон - участников клиринговой системы носит название клирингового сеанса. Он проводится клиринговой палатой несколько раз в течение дня в заранее установленное время и служит для исчисления промежуточного или итогового сальдо каждого члена палаты.
Классический вариант предусматривает урегулирование рассчитанного клиринговой палатой итогового сальдо каждого из ее членов по книгам центрального банка. В этом случае каждому банку - участнику системы взаимозачета в клиринговой палате открываются транзитные счета-позиции, деньги на которых фактически отсутствуют. Остатки на таких счетах всегда равны нулю. Транзитный счет существует для учета обязательств и требований и ведется по каждому банку на основании поступающих и обрабатываемых документов. По данным этого счета выводится итоговое сальдо банка (оно может быть как дебетовым, так и кредитовым), которое затем передается на основании корсчета членов клиринговой палаты, находящиеся в центральном банке.
Второй вариант окончательного расчета по счетам основывается на методе «авансирования». Клиринговая палата создается в форме акционерного общества банками данного региона и действует как специальный клиринговый банк. Банки - участники системы взаимозачета открывают в клиринговой палате корреспондентские счета, на которые переводят часть своих средств, образующих первоначальный капитал клиринговой палаты. Клиринговая палата открывает свой корреспондентский счет в центральном банке.
Банки - участники клиринговой системы создают в клиринговой палате страховой (резервный) фонд для непрерывного осуществения взаимных расчетов.
Клиринговая палата имеет право в случае образования дебетового сальдо у какого-либо из своих членов выдать ему краткосрочный кредит за счет указанного фонда.
На основе взаимозачета кредитовых и дебетовых оборотов клиринговая палата ежедневно вносит соответствующие изменения в балансе каждого банка-участника. Информация об изменениях остатков средств клиринговой палаты по итогам работы за день поступает в центральный банк и относится на корреспондентский счет клиринговой палаты, а сведения по корреспондентским счетам банков передаются членам клиринговой системы.
Вопросы по теме:
1. Перечислите принципы безналичных расчетов.
2. Какие счета открываются в учреждениях банков для проведения безналичных операций?
3. Какие формы безналичных расчетов существуют в банковской практике РФ?
4. Какие расчетные документы используются при расчетах по инкассо?
5. Что такое корреспондетский счет?
6. Какие виды клиринга вы знаете?
- Учебное пособие
- Тема 1.2. Сущность денег
- Тема 1.3. Теории денег
- Тема 1.4. Денежная эмиссия и выпуск денег в хозяйственный оборот
- Тема 1.5. Измерение денежной массы. Денежный оборот и его законы
- Раздел 2. Кредит
- Тема 2.1. Кредит как форма движения ссудного капитала
- Тема 2.2. Формы кредита. Функции кредита
- Тема 2.3 Ссудный процент и его использование в рыночной экономике
- Тема 2.4. Рынок ссудных капиталов
- Тема 2.5. Основы функционирования кредитных систем
- Раздел 3.Банки
- Тема 3.1. Теоретические основы денежно-кредитной политики:
- Тема 3.2. Валюта. Валютный курс.
- Тема 3.3 Платежный баланс
- Тема 3.4.. Валютные рынки и валютные операции
- Тема 3.5. Регулирование валютного обращения
- Тема 3.6. История развития и структура построения Банковской системы рф
- Тема 3.7. Центральные банки
- Тема 3.8 Система коммерческих банков
- Тема 3.9.Организационные основы деятельности кредитных организаций в Российской Федерации
- Тема 3.10. Ресурсы коммерческого банка
- Тема 3.11 Операции коммерческих банков.
- Тема 3.12. Формы обеспечения банковских ссуд
- Тема 3.13. Кредитоспособность заёмщиков – юридических лиц
- Тема 3.14. Организация кредитования физических лиц
- Тема 3.15. Организация безналичных расчетов в банковской практике
- Тема 3.16. Риски в банковской практике
- Тема 3.17. Ликвидность и платежеспособность коммерческого банка.
- Тема 3.18. Организация расчетно-кассового обслуживания