logo
Шпоры буб

4. Основы организации б/у и отчётности

  Организация б/у и отчётности в банке строится на общих подходах, основными из которых являются:ведение б/у с момента создания банка до его реорганизации или ликвидации;гос-ое регулирование б/у и отчётности;строгое документальное оформление и отражение в б/у каждой операции методом двойной записи на балансовых счетах (Дебет и Кредит), методом односторонней записи на внебалансовых счетах (Приход и Расход);учёт активов, обязательств и операций в бел.руб.;систематизация и группировка полученной инфо для составления отчётности;обеспечение сопоставимости данных аналитического учёта с данными синтетического учёта с целью формирования полной и оперативной инфо, своевременного предупреждения негативных явлений, контроля за показат-ми деят-ти банка и её конечными результатами;инвентаризация активов и обязательств банка с целью обеспечения достоверности данных б/у;публикация отчётности (банки обязаны публик-ть ежедневную отч-ть, годовую отч-ть, подтверждённую внешними аудиторами);независимая проверка и подтверждение фин-ой отч-ти аудиторскими организациями.

  При организации б/у и формировании отчётности банк использует первичные учётные документы; регистры б/у, книги-регистрации открытых и закрытых лицевых счетов; формы отч-ти, составленные на бумажном носителе инфо или в электр-м виде.

  При составлении их в электронном виде банку необходимо обеспечить:защиту инфо;сохранение архива по данной  инфо в течение срока, установленногозаконодательством для её хранения; возможность получения заверенных  копий; подтверждение их подлинности  путём использования электронно-цифровой  подписи ил других средств,  подтверждающих достоверность и  целостность содержащейся в них  инфо. Банк  определяет систему организации  б/у и отч-ти в зависимости от структуры, объёма и видов проводимых операций, развития информационных технологий и др. факторов в локальных нормативно-правовых актах с учётом требований законодательства и нормативно-правовых актов НБ.

  Организация б/у и отч-тив банкахвключает:организация операционного дня;ведение регистров б/у;орг-ия работы по ведению лиц. счетов; формирование и хранение документов; организация внутреннего контроля;составление отчётности;фор-ие УП.

 5. Организация операционного  дня банка.

  Операционный  день банка – деятельность банка в течение рабочего дня, которая связана с приёмом, оформлением, контролем первичных учётных документов клиентов и банка, отражением их в б/у, завершением обработки инфо и формированием ежедневного баланса.

  Операционный  день = банковский день + время на завершение обработки инфо.

  Банковский  день – время, в течение которого происходит обслуживание клиентов и структурных подразделений банка, а именно, приём и оформление, контроль первичных учётных документов клиентов и банка, их отражение в б/у.

  Время начала и окончания  опер-го дня и банк-го дня устанавливается приказом или распоряжением руководства банка; время начала и окончания банк-го дня доводится до сведения клиентов.

  Организация опер-го дня в банке включает:

  - обеспечение единого подхода  к срокам отражения операций, совершённых в течение опер-го  дня в регистрах б/у;

  - приём или оформление и контроль  первичных учётных документов  при осуществлении операций и  отражении их в б/у;

  - распределение обязанностей и  полномочий между ответственными  исполнителями по приёму или  оформлению, контролю первичных  учётных документов, формированию  отч-ти;

  - соблюдение установленного банком  документооборота с учётом требований  нормативно-правовых актов НБ  и учётной политики банка в  целях снижения операционного  риска.

  Ответственный исполнитель – работник банка, уполномоченный оформлять, подписывать и отражать в б/у первичные учётные документы по определённым операциям банка или осуществлять дополнительный контроль указанных документов независимо от того, в каком структурном подразделении банка он работает.

  Полномочия  и ответ-ть ответственных исполнителей определяется банком самостоятельно.