5.5. Особенности эмиссии и консолидации акций
Эмиссия (emissio — выпуск) ценных бумаг осуществляется при учреждении акционерного общества, а также при увеличении его уставного или заемного капитала эмитентами (корпорациями, государством, местными органами власти).
Эмиссия — это установленная законом последовательность действий акционерного общества — эмитента по размещению ценных бумаг, которая включает:
принятие эмитентом решения о выпуске ценных бумаг;
регистрацию выпуска;
размещение выпущенных ценных бумаг, т.е. их продажу первым владельцам (инвесторам);
• регистрацию отчета о размещении выпущенных ценных бумаг и внесение соответствующих изменений в устав эмитента. Эмиссия ценных бумаг выступает как один из источников финансовых ресурсов акционерного общества.
Обычно эмиссия состоит из следующих основных стадий:
предварительная, на которой разрабатывается концепция эмиссии, и на ее основе советом директоров (наблюдательным советом) общества-эмитента принимается принципиальное решение о проведении эмиссии;
стадия принятия решения о размещении ценных бумаг, подготовка необходимых документов и регистрация выпуска ценных бумаг;
стадия размещения зарегистрированного выпуска ценных бумаг;
подготовка и регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг и раскрытия эмитентом, если это необходимо, информации, содержащейся в отчете.
Предварительная стадия, на которой проводится анализ целесообразности эмиссии, выбираются категория и тип выпускаемых ценных бумаг, способ их размещения, объем выпуска, другие параметры эмиссии, не регламентируется Федеральным законом «О рынке ценных бумаг».
Что касается трех остальных стадий эмиссии, то их последовательность и содержание достаточно четко регламентированы и делятся на следующие этапы:
принятие акционерным обществом решения о выпуске ценных бумаг;
подготовка проспекта ценных бумаг (в случае, когда государственная регистрация выпуска должна сопровождаться регистрацией проспекта эмиссии);
государственная регистрация выпуска ценных бумаг и, если этого требуют условия эмиссии, государственная регистрация проспекта ценных бумаг;
публичное объявление о предстоящей эмиссии (обнародование информации, содержащейся в проспекте эмиссии);
заключение договора с инвестиционным институтом о помощи в размещении выпуска;
проведение рекламной кампании;
первичное размещение выпуска;
регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг;
сообщение о завершении размещения выпуска. Рассмотрим процедуру публичной (открытой) эмиссии, в ходе
которой бумаги размещают среди неограниченного круга инвесторов.
Если акционерное общество вновь учреждается и эта эмиссия первая, то решение о выпуске ценных бумаг принимает инициативная группа учредителей, если она дополнительная — общее собрание акционерного общества.
Эмиссия ценных бумаг требует специальных знаний, поэтому для подготовки проспекта эмиссии, обнародования информации о ней и, главное, для первичного размещения бумаг на договорных началах привлекают инвестиционный институт.
Проспект ценных бумаг должен содержать следующие данные:
основные сведения об эмитенте (наименование, юридический адрес и т.д.);
список всех акционеров, владеющих более 5 % уставного капитала;
список всех корпораций, более 5% акций которых принадлежат эмитенту, а также перечень филиалов и сведения о принадлежности эмитента к финансовым группам, концернам и холдингам;
отчет о финансовом положении эмитента (бухгалтерские балансы, сведения о размере и структуре уставного капитала, дивидендах на ранее выпущенные акции);
характеристика предстоящего выпуска ценных бумаг (вид и тип акций, объем эмиссии, номинал, расчетные цены при первичном размещении, размер, время и место получения дохода);
информация о том, куда пойдут средства, полученные от выпуска акций.
Эмитент обязан обеспечить доступ к информации, содержащейся в проспекте эмиссии, и опубликовать уведомление о порядке ее обнародования в периодическом издании с тиражом не менее 50 тыс. экз. (кроме стандартных сведений непременно должны быть указаны: круг потенциальных инвесторов, сроки распространения ценных бумаг и места, где потенциальные инвесторы могут приобрести ценные бумаги и ознакомиться с содержанием проспекта эмиссии).
Проспект ценных бумаг регистрируется в Федеральной службе по финансовым рынкам.
Публичным размещением занимаются один или несколько инвестиционных институтов, которые называются андеррайтерами, а сам процесс размещения (или гарантирования всего первичного размещения) именуют андеррайтингом (от англ. underriting — подписка).
Самый распространенный способ привлечения акционерным обществом инвестиций — дополнительная эмиссия акций.
Консолидация и сплит акций. Консолидация (consolidatio — укрепление, укрупнение, сращивание) — предполагает укрупнение паев, рост номинала акции при неизменном уставном капитале, что ведет к уменьшению числа акций.
Сплит (split— расщепление, разделение) — дробление номинала акций в целях увеличения их количества при неизменном уставном капитале.
В России сплит широко применяли во время чековых аукционов, когда количество ваучеров превышало число выставленных на торги акций. Чтобы удовлетворить заявки всех победителей аукциона, как того требовал закон, номинал акции уменьшали в несколько раз (порой в десятки раз) и соответственно увеличивали количество акций, которое затем делили на число ваучеров, заявленных на аукционе. Например, для удовлетворения заявок участников аукциона по «Газпрому», сдавших свои ваучеры в Москве, Санкт-Петербурге и других регионах России, исходную 1000-рублевую акцию пришлось раздробить на 100 частей. Новый номинал после сплита равнялся 10 рублям, количество акций увеличилось в 100 раз. Курс акций в Санкт-Петербурге составлял 65 акций (номинал 10 руб.) = 1 ваучер.
- Введение
- Глава 1 становление рынка ценных бумаг в россии
- 1.1. Понятие, цели, задачи и функции рынка ценных бумаг
- 1.2. Структура рынка ценных бумаг
- 1.3. Этапы становления рынка ценных бумаг
- Глава 2 виды ценных бумаг
- 2.1 Понятие и сущность ценных бумаг
- 2.2. Виды и классификация ценных бумаг
- 2.2.1. Виды ценных бумаг
- 2.2.2. Классификация ценных бумаг
- Глава3 государственные ценные бумаги
- 3.1. Виды и классификация государственных ценных бумаг
- 3.2. Виды российских государственных ценных бумаг
- 3.2.1. Государственные краткосрочные облигации (гко)
- 3.2.2. Государственные долгосрочные облигации (гдо)
- 3.2.3. Облигации внутреннего валютного займа (оввз)
- 3.2.4. Облигации федерального займа (офз)
- 3.2.5. Облигации государственного сберегательного займа (огсз)
- 3.2.6. Бескупонные облигации Банка России (бобр)
- 3.2.7. Золотые сертификаты (зс)
- 3.3. Муниципальные ценные бумаги
- 3.3.1. Муниципальные облигации
- 3.3.2. Рынок муниципальных облигаций в развитых странах
- 3.3.3. Российский рынок муниципальных займов
- 3.4. Рынок еврооблигаций
- Глава 4 рынок корпоративных облигаций
- 4.1. Общая характеристика, виды и классификация облигаций
- 4.2. Стоимость и доходность облигаций
- 4.3. Выкуп облигаций
- 4.4. Эмиссия облигации
- Глава 5
- 5.1. Общая характеристика и виды акций
- 5.2. Стоимостная оценка и доходность акций
- 5.3. Дивидендная политика компании
- 5.5. Особенности эмиссии и консолидации акций
- 5.6. Специфика российского рынка акций
- Глава 6 вексель и другие ценные бумаги
- 6.1. Вексель 6.1.1. История возникновения векселя
- 6.1.2. Основные характеристики векселя
- 6.1.3. Виды векселей
- 6.1.4. Обращение векселей
- 6.2. Чек и коносамент
- 6.2.2. Коносамент
- 6.3. Депозитные и сберегательные сертификаты коммерческих банков
- 6.4. Депозитарные расписки
- 6.4.1. Возникновение депозитарных расписок
- 6.4.2. Понятие депозитарной расписки
- 6.4.3. Виды депозитарных расписок
- 6.4.4. Механизм выпуска и обращения депозитарных расписок и его особенности
- 6.4.5. Выпуск adr/gdr на акции и облигации российских эмитентов
- Глава 7
- 7.1.2. Форвардный контракт
- 7.1.3. Фьючерсный контракт
- 7.1.4. Опционные контракты
- 7.1.5. Основные виды небиржевых опционов
- 7.1.6. Свопы
- 7.2. Стратегии торговли фьючерсными контрактами и биржевыми опционами
- 7.2.1. Основные виды биржевых стратегий
- 2.2. Биржевые стратегии на рынке фьючерсных контрактов
- 7.2.3. Биржевые стратегии на рынке опционов
- Глава 8 фондовые индексы
- 8.1. Принципы построения и модели расчета фондовых индексов
- 8.2. Мировые Фондовые Индексы
- 8.3. Отечественные фондовые индексы
- Глава 9 инвестиционный анализ на рынке ценных бумаг.
- 9.1. Сущность инвестиционного анализа на рынке ценных бумаг и его основные виды
- 9.2. Фундаментальный анализ, его основные направления и методы
- 9.2.1. Понятие фундаментального анализа
- 9.2.2. Основные показатели, используемые в фундаментальном анализе
- 9.3. Технический анализ и его основные методы
- 9.4. Теория рефлексивности
- Глава 10 основы портфельного инвестирования
- 10.1. Понятие портфеля ценных бумаг и основные принципы его формирования
- 10.2. Управление портфелем ценных бумаг
- 10.3. Модели оптимального портфеля ценных бумаг и возможности их практического применения
- Глава 11 профессиональные участники фондового рынка
- 11.1. Брокерская и дилерская деятельность на рынке ценных бумаг
- 11.2. Управляющие компании и деятельность по управлению ценными бумагами
- 11.3. Клиринговая деятельность
- 11.4. Ведение реестра владельцев ценных бумаг и депозитарная деятельность
- 11.5. Деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг
- Глава 12 инвестиционные фонды как участники рынка ценных бумаг
- 12.1. Характеристика и виды инвестиционных фондов
- 12.2. Инвестиционные фонды в российской федерации и принципы их функционирования
- 12.3. Особенности деятельности паевых инвестиционных фондов
- Глава 13 организация торговли ценными бумагами
- 13.1. Фондовая биржа, ее функции и структура
- 13.2. Организация торгов на биржевом и внебиржевом рынках
- Глава 14 регулирование рынка ценных бумаг
- 14.1. Понятие, виды и цели регулирования
- 14.2. Цели, объекты и субъекты государственного регулирования
- 14.3. Методы государственного регулирования
- 14.4. Саморегулируемые организации на рынке ценных бумаг