logo
Лекции Межд финансы

1. Мвф: проблемы создания и деятельности.

Наднациональная координация международных финансов осуществляется международными и региональными валютно-финансовыми организациями, которые создаются на базе многосторонних соглашений между государствами, их цель — содействие развития внешней торговли и международного и регионального валютно-финансового сотрудничества, поддержание равновесия платежных балансов стран, которые входят в них, регулирование курсов их валют, предоставление кредитов этим странам и гарантирование частных займов за границей.

Важнейшую роль среди них в современный период сыграют Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), что сегодня есть главным учреждением Мирового банка. Кроме МБРР к структуре Мирового банка входят: Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (ПРИЗРАКОВ), Многостороннее агентство из гарантий инвестиций (БАГІ) и Международный центр из урегулирования инвестиционных споров (МЦВІС).

В июле 1944 г. представители 44 стран на валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсі (СЕЛА), подписали "Заключительный акт", составными которого были Уставы Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития (МВФ и МБРР).

Международный валютный фонд (МВФ) — международная наднациональная валютно-кредитная организация, которая имеет статус специализированного представительного учреждения Организации Объединенных Наций. МВФ начал свою деятельность из марта 1947 г. Местопребывание — Вашингтон.

Согласно с Уставом, целью создания МВФ было содействие международному валютному сотрудничеству и стабилизаци валют, создание многосторонней системы платежей и расчетов, поддерживание равновесия платежных балансов стран — членівтфонду, употребление системы мероприятий, направленных на регулирование валютных курсов, повышение степени конвертируемости валют, предоставление краткосрочных кредитов странам — членам Фонда для покрытия временного дефицита их платежных балансов, на ликвидацию валютных ограничений, организацию консультативной помощи из финансовых и валютных вопросов.

Поскольку МВФ есть организацией акционерного типа, то его ресурсы состоят из взносов членов-стран-членов, для любой из которых вступительная квота устанавливается в зависимости от частицы страны в мировой торговле. Эта квота пересматривается каждые 5 лет. Квота стран — членов МВФ во время действия Бреттон-Вудської валютной системы состояла из 25 % в золотые и 75 % — в национальной валюте данной страны, а из момента введения в действие Кінгстонської валютной системы эта квота состоит из 22,7 % — в свободно конвертируемой валюте и 77,3 % в национальной валюте.

Только в 1991 —1992 гг. членами Фонда изъявили желание стать свыше 20 стран мира, в том числе страны — бывшие республики СССР. Всего на сегодня членами МВФ есть 181 страна. Украина, вместе с другими государствами, которые входили в состав бывшего СССР, была принята к МВФ в 1992 г.1 ее квота составляет 0,69 % в общем капитале фонда.

В 1947 г. членами МВФ были 49 стран мира, а его основной капитал составлял 7,7 млрд долл. США. Наибольшие размеры квот належали Соединенным Штатам Америки"Г~беликій Британи, Франци, Китая и Индии. Ныне оплаченный капитал достигает 297 млрд долл. США (212 млрд СДР). Из этой суммы 2/3 належит промышленно развитым странам и лишь 1/3 — странам, которые развиваются, которые составляют 4/5 членов Фонда (табл. 9.2).

Руководящие органы Фонда — Совет управляющих, Директорат, Секретариат. Вышестоящим органом есть Совет управляющих, которая принимает в Фонд новых членов, утверждает изменения паритетов валют стран-участниц, пересматривает квоты, распределяет чистая прибыль Фонда. Директорат занимается текущим регламентированием деятельности этой организации.

Голоса в Совете управляющих МВФ распределяются в зависимости от размера квоты той или другой страны. Каждый член Фонда имеет в Совете 250 голосов плюс один голос на каждые 100 тыс. СДР квоты. Поэтому США фактически владеют правом "вето" при решении важнейших вопросов деятельности МВФ, чем ставят в зависимость все другие страны — члены Фонда. Так, частица США в общем количестве голосов составляет 17,7 %, а принятие ключевых решений требует квалифицированного большинства — 85 % голосов. Соединенные Штаты Америки вместе с странами ЕС имеют близко 44 % голосов в МВФ, а 56 % належит другим странам, которые составляют 86 % от общего количества членов Международного валютного фонда.

На протяжении почти полувекового функционирования Международный валютный фонд обнаружил незаурядную гибкость и высокую приспособляемость к непостоянным условиям развития международных валютных отношений. Так, МВФ успешно обеспечивал функционирования Бреттон-Вудської системы, -которая просуществовала к началу 70-х лет, сыграв значительную роль в укреплении внешнеэкономических и валютно-финансовых связей в мировом хозяйстве. Фонд своевременно отреагировал на изменения в мировой хозяйственной системе, обосновав основные принципы новой Кінгстонської валютной системы, стал основателем новой международной денежной единицы — СДР.

Итак, МВФ создал благоприятные возможности для послевоенного возрастания и сбалансированност международной торговли, улучшение экономических условий хозяйствования в отдельных странах и стабилизации мирового хозяйства в целом.

Если Международный валютный фонд может предоставлять займа любой из стран — членов МВФ, которая ощущает недостаток иностранной валюты для покрытия кратковременных финансовых обязательств кредиторам в других странах, то Мировой банк предоставляет такие займы преимущественно бедным странам.

Следует заметить, что последние два десятилетия МВФ ориентируется также преимущественно на страны, которые развиваются, что подтверждают данные о распределении кредитов МВФ. В 1947—1976 гг. кредит промышленно развитых стран составлял 60,6 %, а тех, которые развиваются, — 39,4 %; в 1977—1991 гг. — соответственно 8,9 и 92,1 %.