logo
Лекции Межд финансы

2. Международный рынок облигаций.

Во второй 1990-половине х лет основным способом привлечения финансовых ресурсов из-за границы есть эмиссия облигаций. За своими масштабами рынок долговых ценных бумаг значительно превышает рынок акций. Для сравнения: в 1998-1999 гг. объем торговли акциями в США составлял приблизительно 40-50 млрд долл. на день, тогда как объем торговли только государственными долговыми обязательствами - 180-200 млрд долл.

По данным Международной финансовой корпорации, в 1991—1995 гг. за счет эмиссии облигаций в четырех наибольших промышленно развитых странах было профинансировано 51 % всех частных инвестиций, а за счет выпуска акций — 5 %. На рынках, которые формируются, ситуация значительно отличается: за счет эмиссии облигации профинансированы 6 % частных инвестиций, а за счет эмиссии акций — 7 % . Это связано с тем, что общей особенностью стран с рынками, которые формируются, есть опора преимущественно на банковский кредит, а не на рынок ценных бумаг. Тем не менее в целом можно сделать вывод, что выпуск облигаций сыграет роль намного важнее в инвестиционном процессе, чем выпуск акций.

Международный рынок облигаций представляет собой совокупность национальных рынков облигаций и рынка еврооблигаций. Существует также рынок глобальных облигаций.

На национальных рынках оборачиваются:

Иностранные облигации отличаются от внутренних (национальных) облигаций методикой размещения, колом потенциальных покупателей, режимом налогообложения и объемом информации, которая предоставляется.

К 1960-начала х лет на рынке международных облигаций в обращении были представленные только иностранные облигации. В зависимости от страны эмиссии иностранных облигаций имеют специальные названия: Yankee Bonds — в США, Samourai и Shibosai Bonds — в Японии, Bulldog Bonds — в Великобритании, Rembrandt Bonds — в Нидерландах, Matador Bonds — в Испании и Chocolate Bonds — в Швейцарии.

Выпуск иностранных облигаций является удобным для их эмитентов благодаря получению доступа к национальным рынкам ссудного капитала. Теоретически любой эмитент может выпустить облигации на внутреннем рынке другой страны, но на практике доступ на рынок иностранных облигаций имеют лишь участники с высоким рейтингом кредитоспособности.

К основным покупателям иностранных облигаций принадлежат национальные инвесторы (преобладают институционные), что заинтересованные в долгосрочном капиталовложении. Большей частью их привлекает возможность осуществления международной диверсификации рисков. Размещением иностранных облигаций занимаются национальные синдикаты андеррайтеров.

К наибольшим рынкам иностранных облигаций относят: